• Главная
  • Журнал
  • 2022
  • № 2(127) 2022
  • Витязь в красных доспехах. — Он жил во времена Советов. Памяти Владимира Бушина / Сборник статей под редакцией Е.Ф.Глушик. — М.: Крымский мост-9Д, 2021. — 432 с.: ил.

Витязь в красных доспехах. — Он жил во времена Советов. Памяти Владимира Бушина / Сборник статей под редакцией Е.Ф.Глушик. — М.: Крымский мост-9Д, 2021. — 432 с.: ил.

Витязь в красных доспехах. —  Он жил во времена Советов.  Памяти Владимира Бушина /  Сборник статей под редакцией Е.Ф.Глушик. — М.: Крымский мост-9Д, 2021. — 432 с.: ил.

Уход из жизни Владимира Сергеевича Бушина ещё раз опроверг расхожую фразу о том, что незаменимых людей нет. Они есть. Они были. Возможно, те, кто эту фразу сочинил, кто её повторяет, не встречали таких людей. А нам, читателям патриотической прессы, выпало счастье знать такого человека, общаться с ним кому-то лично, кому-то — через его неповторимые, неподражаемые тексты.

Владимир Сергеевич Бушин. Не стало его, и образовалась ничем не заполняемая пустота в самой русской жизни. Он был тем заслоном, который если и не запечатывал заразу современной жизни в её норах, из которых она выползала, отравляя наше существование, то припечатывал её своим точным, разящим словом. Он вскрывал её гнусную суть, какими бы одеждами эта гнусь ни прикрывалась.

Он был тем воздухом, которым дышали мы, советские-русские люди в смраде либерального бытия. Он был эталонным советским человеком, эталонным русским интеллигентом. Его судьба — это и есть повесть о настоящем человеке. Предвоенное детство и юность, неудавшаяся попытка добровольцем уйти на фронт: не взяли из-за возраста. Уход на фронт, война... Поступление в Литинститут. Насыщенная студенческая жизнь, работа… Многие товарищи по Литинституту, коллеги по работе в журналах впоследствии — классики советской литературы.

И вот — «перестройка», проклятые девяностые… И из всей когорты маститых писателей, обласканных Советский властью почестями, званиями и квартирами-дачами, буквально одиночки — бойцы — вышли на линию огня, отражая атаки на страну Советов и нанося удары по её врагам. Отнюдь не обласканный Советской властью Владимир Бушин, не одарённый ею ни премиями, ни званиями, ни материальными благами в виде квартир, за свою смело высказываемую позицию наполучавший начальственных оплеух, он оказался одним из самых верных, любящих, беззаветных сыновей Советской Родины. Встал на её защиту при первых же либеральных ударах, которые наносились зачастую подло — в спину. «Витязь в красных доспехах» называли его, восхищаясь его стоицизмом и непоколебимой ничем — ни угрозами, ни посулами — позицией.

«Я себя под Лениным чищу, чтобы плыть в революцию дальше», — говорил поэт. А мы себя — по Бушину сверяли, по этому безукоризненному камертону, чтобы наполниться силами и жить дальше, сохраняя человеческое достоинство. «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины» — у нас есть не только великий русский язык, коим виртуозно владел Владимир Бушин, умея так подобрать слова, что ты и плакал, и смеялся, ты вдохновлялся и был готов на борьбу. Но у нас есть и Матросов, Карбышев, милая святая девушка Зоя. У нас есть Королёв, Непобедимый. Есть Свиридов, Уланова, Шолохов. У нас есть Бушин. Какой ещё народ может похвалиться таким богатством — главным богатством на земле — Человеком? Золотой век русской жизни — советский век. И Владимир Сергеевич воспевал этот век. Он был певцом. Владимир Бушин к позорному столбу пригвождал гнусное лихолетье девяностых и далее — везде. Он был обвинителем

на народном трибунале. И всегда его голос звучал без фальши.

Опустела без него земля. Вышла книга памяти. В неё включены статьи Владимира Сергеевича, его стихи, его беседы. Беседа с Татьяной Николаевной Бушиной, женой Владимира Сергеевича. В книгу вошли статьи из разных изданий, посвящённые его юбилеям. Поминальные слова от имени писательских организаций, от его соратников, друзей и почитателей: Александра Проханова, Геннадия Зюганова, Юрия Полякова, Сергея Бабурина, Юрия Мухина, Рустема Вахитова, Александра Коледаева, Сергея Левандовского, семьи Лебедевых, Анатолия Дмитриенко. Стихи, посвящённые Бушину. Книга иллюстрирована фотографиями.

Каждый из нас знает по себе, какое воздействие имело слово Бушина.

А Александр Дегтярёв рассказал, как слово Бушина заставило его семью действовать, и результаты этой деятельности мы, сами того не зная, ощущаем

на себе. Вот рассказ Александра Дегтярёва под названием «Слово Бушина и наше дело», опубликованный в книге:

«Вместе со всеми, кто высоко ценит творчество писателя и публициста Владимира Бушина, его огромный талант, остроумие и выдающееся мастерство в защите идеалов советской цивилизации, отстаивании правды о Советском Союзе, его вождях-основателях, наша семья с глубокой печалью восприняла известие

о кончине Владимира Сергеевича. К сожалению, мне не довелось быть лично знакомым с этим замечательным писателем и человеком. Но его статьи и книги занимают особое место в духовном достоянии нашей семьи. Расскажу об одной из страниц творчества Владимира Бушина, оказавшей большое влияние на общественное сознание и традицию поминовения павших в День Победы.

Каждый год 9 мая в 18 час. 55 мин. московского времени по всем федеральным каналам телевидения и радиовещания в эфире транслируется „Минута молчания”, посвящённая памяти советских граждан, павших в годы Великой Отечественной войны. Эта традиция существует на протяжении многих лет, но ни историки, ни простые граждане страны не сознавали, что текст аудиозаписи, звучащей в передаче „Минута молчания”, содержал сведения, не соответствующие исторической действительности. 16 мая

2013 года в газете „Завтра” № 20 (1017) была опубликована статья Владимира Бушина „25 лет вранья”, которая начиналась так: „В только что минувший священный День Победы 9 мая голос, сопровождавший „Минуту молчания”, со слезой и дрожью произнёс по всем телеканалам, обращаясь к уже немногим, ещё не ушедшим фронтовикам: „Ты, чьи близкие и родные прошли через сталинские лагеря, ты освободил Бухенвальд и Дахау!”.

Казалось бы, что особенного в этих словах? Но далее Владимир Сергеевич

с присущими ему остротой и сарказмом пишет: „Ведь вот до чего дошло малоумие и невежество телевизионных придурков и прохвостов, двадцать пять лет без перекура лгущих о своей Родине! Мало им высосанных из немытого перста Солженицына потоков о советских людях, прошедших „сталинские лагеря”, они теперь объявили, что и толпы американцев побывали там же”.

Владимир Сергеевич первым обратил внимание общественности, граждан нашей страны, что приведённое выше утверждение из аудиозаписи „Минуты молчания” является ложью. „Близкие и родные” американских солдат не могли пройти через места заключения в СССР, поскольку фашистские концлагеря Бухенвальд и Дахау были освобождены в апреле 1945 года войсками США.

Далее Владимир Бушин задаётся вопросом: „Почему же для скорбной речи выбраны не Киев и Прага, не Минск и Будапешт, не Кишинёв и Вена, а эти городки с их лагерями? О, здесь тупоумно тонкий расчёт на то, что кто-то примет это за желание в торжественный час поминовения воздать высокую хвалу нашему народу и Красной Армии. Как же! Родные и близкие сидели в лагерях,

а солдаты — какое незлобивое благородство! — не жалея жизни, шли в бой

за освобождение именно лагерей”.

Развивая этот тезис писателя, отметим, что даже если бы в „Минуте молчания” речь шла об Освенциме, освобождённом советскими войсками, это не меняет подлого смысла фразы, поскольку телевизионные „знатоки” разделили воевавших солдат Красной Армии на простых смертных и „жертв режима”, подвиг которых оценивался выше. Дескать, их родные прошли через лагеря, а они благородно воевали наравне с остальными. Какая же „альтернатива” подразумевалась авторами текста „Минуты молчания” для красноармейцев — „жертв режима”? Отказаться воевать? Дезертировать? Перейти на сторону Власова или Бандеры, чтобы вместе с Гитлером отомстить Сталину и Советской власти за репрессированных родственников?

Вот почему Владимир Бушин совершенно справедливо расценил эту иезуитскую похвалу красноармейцам как очередной грязный плевок в лицо фронтовикам, живым и мёртвым, наряду с „творчеством” других антисоветчиков, оскверняющих в статьях, книгах и фильмах подвиг народа.

Статья Владимира Сергеевича произвела огромное впечатление на нашу семью и близких нам людей, и хотя эта тема не получила дальнейшего развития в патриотической прессе, проблема была обозначена, лживый и хитрый антисоветский контекст разоблачён, зло было названо по имени.

Прошёл год, приближалась очередная годовщина Победы. 2 мая 2014 года вся страна была потрясена ужасающим сообщением о том, что в Одессе укрофашистами, наследниками Бандеры, заживо сожжены в здании Дома профсоюзов более 40 человек, не согласных с политикой киевской хунты.

Потрясённая этим известием, наша семья решила, что нужно безотлагательно обратить внимание властей на проблему, поднятую писателем-фронтовиком. Поэтому в тот же день мы направили обращение на официальный портал администрации президента России. В письме, основанном на статье Владимира Бушина „25 лет вранья” в газете „Завтра”, была приведена аргументация, доказывающая, что текст аудиозаписи „Минуты молчания”, касающийся освобождения фашистских лагерей Бухенвальд и Дахау, содержит ложное утверждение и имеет оскорбительный смысл для павших и живых воинов Красной Армии.

Подчёркивалось, что после „одесской Хатыни” дальнейшее стремление хозяев эфира приравнивать, ставить на одну доску власти фашистской Германии и Советского Союза, использовать передачу „Минута молчания” 9 мая для очередной „прививки антисоветизма” населению страны, становится вопиющим кощунством, оскорбляет человеческое достоинство живых ветеранов Великой Отечественной войны и память павших солдат Красной Армии. В завершение обращения была выражена просьба предпринять все возможные и необходимые действия, чтобы навсегда исключить из аудиозаписи передачи „Минута молчания” в День Победы ложные сведения, пропахшие антисоветским нафталином из „лихих 90-х”.

Что же в итоге? Видимо, не только наша семья обращалась с подобным протестом к властям, но в День Победы 9 мая 2014 года по всем каналам впервые транслировалась обновлённая аудиозапись „Минуты молчания”. Лживая запись в исполнении известного телеведущего, бывшего члена КПСС, профессионального лицедея, чья подобострастная манера говорить и улыбаться, угождая любым генсекам и властям, вызывала отвращение у людей, рождённых

в СССР, была отброшена. Кончилось её время. С чувством огромного удовлетворения многие люди сказали себе: Господь услышал мудрые слова Владимира Бушина, вразумил людей, принявших в кратчайший срок мужественное, достойное решение о перемене формата и тональности передачи.

Неправ тот, кто говорит, что все обращения наверх бесполезны. Бывают

в жизни исключения из правил, когда протест писателя-фронтовика может пробудить у властей совесть и осознание своей ответственности, и слово патриота приносит добрые плоды, очевидные для всей страны. В конце мая того же года нам пришло письмо из администрации президента России, где сказано, что наше обращение рассмотрено, принято к сведению, и что закадровый текст, звучащий в передаче „Минута молчания” 9 мая, изменён…

Трудно найти слова, чтобы выразить глубочайшее уважение и признательность этому человеку, который первым выступил против многолетней лжи

в „Минуте молчания”, да так ярко, что у хозяев радио и телевидения больше

не оставалось аргументов для продолжения обмана миллионов людей и очернения подвига сталинских воинов-освободителей.

На наш взгляд, если бы Владимир Бушин написал только одно стихотворение „Руки прочь, визгливая шпана!” в защиту Ленина и Мавзолея, вождей и святынь советской державы („Завтра”, 1999, № 28), и одну статью „25 лет вранья” — он уже вошёл бы в „золотой фонд”, антологию патриотического сопротивления. Его книги и статьи не стареют, пока идёт противостояние добра и зла, и останутся надёжным оружием в защите идеалов правды и справедливости,

в борьбе против осквернителей истории Отечества и нашей Великой Победы».

Ушёл Владимир Сергеевич! С нами — его книги, статьи, стихи!

 

Мария Климова, журналист.


Версия для печати
Назад к оглавлению