Борцы, героини, мученицы М.В.Костина Конспект книги А.Бебеля «Женщина и социализм / Пер. с нем. под ред. В.А.Поссе; Вступ. ст. А.М.Коллонтай. Изд. стереотип. — М.: Книжный дом „ЛИБРОКОМ”, 2021. — 488 с.»
КОСТИНА МАРИНА ВАСИЛЬЕВНА, секретарь Центрального Совета Союза коммунистических партий — КПСС, главный редактор журнала «Известия СКП — КПСС» и Информационного бюллетеня ЦК КПРФ, первый секретарь Калужского горкома КПРФ.
Приобрела очередное переиздание книги выдающегося деятеля германского и международного рабочего движения Августа Бебеля (1840—1913). Сразу хотела написать об этом замечательном произведении,
но сделать это не получалось из-за большой загруженности в последнее время «черновой» практической работой, связанной
с выборами. Хотя прекрасно понимала, что книга Бебеля до сих пор сохраняет свою актуальность и может быть широко использована активом женского движения в нашей стране. Хорошо сказала о ней легендарная А.М.Коллонтай: «Его книга „Женщина и социализм”, это поистине „женское евангелие”, послужила прочным фундаментом для того здания женского социалистического движения, которое на наших глазах растёт, крепнет и развивается». (Великий борец за права и свободу женщины | Леворадикал (levoradikal.ru). Автор рассматривает вопросы, со многими из которых мы и ныне часто сталкиваемся. Видимо, можно было бы совершенствовать перевод и редактирование перевода произведения. В этом отношении советское издание 1959 года выглядит предпочтительнее. Но в любом случае новое переиздание произведения «Женщина и социализм» в России, несомненно, заслуживает одобрения. На мой взгляд, вопросы, поднятые в нём, можно было бы глубже рассмотреть на политзанятиях или конференции коммунистов и женского актива.
Книга была итогом многолетнего труда, неоднократно дополнялась. Впервые она вышла в свет в 1879 году, через год после принятия в Германии исключительного закона против социалистов. На основании этого закона социалисты подвергались репрессиям, а социалистическая литература конфисковывалась и уничтожалась. Но и в нелегальных условиях книга, отвечающая насущным нуждам социалистического женского движения, получила широкое распространение. Это — одно
из наиболее известных марксистских произведений. Оно переведено на многие языки, ещё при жизни автора только в Германии издавалось 50 раз! Неоднократно в переводе печаталось в России, СССР. Чтобы какое-то произведение общественно-политической литературы столько раз переиздавалось — случай крайне редкий.
Заметно значительное влияние на Бебеля основоположников научного социализма, особенно Ф.Энгельса, его произведения «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Первое издание этой работы вышло в свет в 1884 году, но Бебель активно общался, переписывался с Энгельсом.
В книге женский вопрос рассматривается широко, многогранно.
Он, разумеется, не сводится к представительству женщин в органах власти и руководстве предприятий, хотя и этот вопрос заслуживает внимания. Центральная идея исследования: «Нет освобождения человечества без социальной независимости и равноправного положения полов». (Бебель А. Женщина и социализм. — М., 2021. С. 43; далее при цитировании будут указываться только страницы этого издания). В нём освещаются вопросы положения женщин в обществе, социально-профессиональной структуры женской части социума, условия труда женщин, взаимоотношений мужчины и женщины в браке и семье, воспитание детей и др. Кроме этого, автор освещает многие иные вопросы: «законные жёны и гетеры», «право первой ночи», «безбрачие», «уменьшение деторождений
в условиях капитализма», «брачные биржи», «разводы», «детоубийство», многожёнство, возраст вступления в брак, вдовствующие и разведённые мужчины и женщины, проституция, торговля девушками, женская одежда, «суетность» и «тщеславие» женщин и т. д. В последних разделах книги исследователь делает попытку наметить конкретные пути борьбы
за раскрепощение женщины.
Бебель привлекает многочисленные фундаментальные труды государственных деятелей, политиков, историков, этнографов, экономистов, демографов, философов, социологов и социальных психологов, анализирует Библию и другие религиозные источники, произведения художественной литературы. Он опирается в своих оценках и выводах на богатейший статистический материал, данные медицины, естественных наук.
Книга написана с глубочайшим уважением к женщине-матери и труженице. Многие представительницы «слабого пола» сыграли важнейшую роль в освободительном движении трудящихся. Пожалуй, не было ни одного значительного движения в мире, в котором бы женщины
не выступали как борцы, героини и мученицы.
Автор исходит из диалектико-материалистического понимая истории. Он подчёркивает: «Всякая социальная зависимость и всякое социальное угнетение коренится в экономической зависимости угнетённого от угнетателя». (С. 46).
В книге рассказывается о положении женщины в обществе, начиная с первобытных времен. Бебель констатирует: «…Сжатое изложение отношений полов с первобытного времени имеет особенное значение,.. если уже в предыдущей эпохе развития человечества эти отношения изменялись в зависимости от изменения способов производства и распространения продуктов, то само собой понятно, что при дальнейшем изменении способов производства и распределения будут опять-таки изменяться отношения полов». (С. 46). Он показывает, что в истории человечества существовали различные формы семьи.
Особый интерес лично у меня вызвали рассуждения автора о замене материнского права отцовским. Приведу цитату из книги: «Пока производство жизненных средств находилось ещё на низшей ступени и удовлетворяло лишь самые простые потребности, деятельность мужчины и женщины была в существенных чертах одинакова. Но с возрастающим разделением труда появляется не только разделение рабочих приспособлений, но и разделение самих занятий. Рыбная ловля, охота, скотоводство, земледелие требуют особых знаний, но ещё в большей степени требует этого приготовление орудий и снарядов, сделавшихся преимущественно собственностью мужчин. Мужчина, стоявший в этом развитии на первом плане, сделался господином и собственником этих источников богатства.
Но с возрастающим народонаселением и со стремлением к большому владению лугами и пашнями начались не только столкновения и борьба из-за обладания лучшею землёю, но возникла также потребность в рабочих силах. Чем многочисленнее были эти силы, тем больше богатство продуктов, тем многочисленнее стада. Это повело … затем к превращению в рабов побеждённых мужчин, которые прежде убивались…
Пока имело силу происхождение в женской линии, родовые родственники наследовали от своих умерших родовых товарищей с материнской стороны. Имущество оставалось в роде. При новом порядке, где отец-собственник, т. е. владелец стад и рабов, оружий и снарядов, сделался ремесленником или торговцем, имущество его, поскольку он причислялся ещё к роду матери, переходило по его смерти не к его детям, а к его братьям и сёстрам и к детям его сестёр или к потомству его сестёр. Собственные дети оставались с пустыми руками. Стремление изменить это положение вещей становилось всё сильнее, и оно, наконец, изменилось…
Вместе с этим разрушением старого родового порядка стало быстро понижаться влияние и положение женщины. Материнское право исчезло, его заняло право отцовское». (С. 64—65).
Бебель подытоживает: «Господство частной собственности утвердило подчинение женщины мужчине. Началось время принижения женщины и даже презрения к ней». (С. 67). Она превращается в кусок частной собственности.
Но автор идёт дальше. «Вместе с частной собственностью и связанным с нею правом наследования возникли классовые противоположности. С течением времени имущие сплотились против неимущих. Они старались получить в свои руки управление в новой общине и сделать его наследственным. Сделавшееся необходимым денежное хозяйство создало неизвестные до тех пор отношения задолженности. Борьба против внешних врагов и противоположные внутренние интересы и разнообразные отношения между земледелием, ремеслом и торговлей сделали необходимыми сложные правовые правила и потребовали органов, которые наблюдали за правильным ходом общественной машины и разрешали споры... Так сделалась необходимой власть, которая наблюдала бы за всеми отношениями, руководила, приводила в порядок, вторгалась в них, то защищая, то наказывая. Возникло государство, необходимый продукт противоположных интересов, проявившихся в новом общественном порядке. Руководство им естественно попало в руки тех, которые имели наибольший интерес в его основании..,
т. е. в руки имущих». (С. 82—83).
Бебель рассматривает положение женщины в различные исторические периоды, но всё же главный предмет его исследования — положение женщины в современном ему капиталистическом обществе, а также изменение этого положения при социализме. И эти главы книги для нас особенно важны. Тут ещё надо учитывать, считают современные социологи, что женщина 40—45 лет лучше знает житейские проблемы, чем мужчины. На ней
в большей степени лежат заботы по уходу за ещё незрелыми детьми и уже пожилыми родителями.
В общем виде Бебель формулирует так: «В буржуазном обществе женщина занимает второе место. Сначала мужчина, потом она. Существует, следовательно, отношение, почти противоположное тем временам, когда господствовала материнская линия». (С. 122). Теперь многое, что позволено мужчине, женщине запрещено. Масса прав и свобод, которыми пользуется мужчина, для женщин является проступками или преступлениями.
«Из всех естественных потребностей человека, — продолжает автор, — половая потребность, после потребности есть и пить, самая сильная…». (С. 123). Среди врачей и физиологов распространено мнение, что даже неудачный брак лучше безбрачия.
Но отношения между мужчиной и женщиной складываются в определённых социальных условиях. Встаёт вопрос: выполняет ли современное общество то, что требует разумный образ жизни?
Исследователь на большом фактическом материале раскрывает потрясающую картину подчинённого положения женщины в капиталистическом обществе, двойную мораль, иллюзорность буржуазного равенства. Он пишет: «…Брак, покоящийся на буржуазных имущественных отношениях, является более или менее принуждением, имеет массу недостатков и часто не вполне выполняет или совсем не выполняет своего назначения». (С.130). Он, «во всяком случае, не является союзом, основанном на свободном выборе по любви…». (Там же). При капитализме существует такое ханжество, которого не знал ни один прежний исторический период. Никогда брак не был так цинично, так открыто предметом спекуляции и простой денежной сделки, как теперь. Часто он заключается только ради денег, титула или другой выгоды. Государство и церковь «освящают» супружеский союз. Но порой даже уличная проститутка, по горькой нужде занимающаяся своим ремеслом, сравнительно со многими бракоискателями
в буржуазном обществе — образец приличия и добродетели.
Бебель поясняет: Итак, «брак должен быть союзом, в который вступают два человека по взаимной любви, чтобы осуществить своё естественное назначение. Но этот мотив в настоящее время в чистом виде встречается в крайне редких случаях. Большинство женщин смотрит на брак, как на обеспечивающее их учреждение, в которое они должны вступать во что бы то ни стало. Большинство же мужчин, наоборот, смотрит
на брак с чисто деловой точки зрения и взвешивает и рассчитывает с материальной точки зрения его выгоды и недостатки». (С. 132).
В исследовании последовательно проводится линия на равноправие полов. Мужчины высших слоёв особенно активно выступают против конкуренции женщин. Пролетарии склоняются к воззрению о работнице, как равноправном существе. Рабочий, обладающий классовым сознанием, понимает, что современное экономическое развитие принуждает женщину быть конкуренткой мужчины, но он знает, «что запретить женский труд было бы так же бессмысленно, как запретить применение машин, и поэтому он стремится выяснить женщине её положение в обществе и воспитать её, как союзника для совместной освободительной борьбы пролетариата против капитализма». (С. 135).
Бебель пишет о разложении семьи в буржуазном обществе. Во-первых, происходит рост расторжений браков. Но расторжение брака обусловлено многими обстоятельствами. Законодательство, в одной стране больше, в другой меньше, затрудняет развод. Обычно «женщина лишь в случаях самой тяжёлой неверности и оскорблений со стороны мужа решается требовать развода: она большею частью находится материально в зависимом положении и принуждена смотреть на брак, как на богадельню; кроме того, в общественном отношении разведённая жена находится далеко не в завидном положении». (С. 143).
«Семейные несчастья растут, — продолжает прекрасно разбирающийся как в теории, так и житейских проблемах исследователь, — и брак извращается и разрушается в той же степени, в какой обостряется борьба за существование и брак становится денежной сделкой. Усиливающаяся трудность содержать семью заставляет многих мужчин вообще отказываться от брака, и, таким образом, разговоры о том, что женщина в своей деятельности должна ограничиваться своим делом, должна выполнять своё призвание хозяйки и матери всё более становится бессмысленной фразой. С другой стороны, те же условия благоприятствуют внебрачному половому общению и увеличивают число проституток; растёт и число страдающих противоестественным удовлетворением половой потребности». (С. 148).
В низших слоях другие проблемы. Автор раскрывает тяжелейшую жизнь рабочих семей. «Рабочий женится обыкновенно по склонности,
но в причинах, мешающих семейному счастью, недостатка нет. Большое число детей создаёт заботы и слишком часто ведёт к тяжёлой нужде. Болезнь и смерть — частые гости рабочих семей. Безработица доводит нищету до крайних пределов… Промышленные кризисы лишают его работы, введение новых машин и методов выбрасывает его на улицу; войны, неблагоприятные таможенные и торговые договоры, введение новых косвенных налогов, преследования со стороны предпринимателей за проявление своих убеждений и т. д., — всё это тяжело ложится на его жизнь. То то, то другое рушится на него, то более короткое, то более долгое время остаётся он без работы, т. е. голодает. Он живёт под страхом постоянной неуверенности. Такие удары судьбы порождают раздражительность и горечь, и это настроение проявляется прежде всего в домашней жизни… Начинаются споры и ругань. Рушатся брак и семья». (С. 149—150).
Женский труд применяется всё шире. Капитал давно уяснил, какой превосходный сравнительно с мужчиной объект эксплуатации представляет покорная и непритязательная работница. Жалкая заработная плата принуждает работниц к побочному заработку — продаже собственного тела. Большая часть проституток формируется из плохо оплачиваемых промышленных работниц. Государство с трудом решается на законы, ограничивающие женский и детский труд. Возрастающее участие женщин в промышленном труде имеет роковые последствия, особенно во время беременности, родов и первого времени жизни детей. «Во время беременности происходит масса заболеваний, действующих разрушительно как на плод, так и на организм матери и приводящих к выкидышам и преждевременным родам. И как только ребёнок появился на свет, так мать должна спешить возвратиться на фабрику: иначе её место будет занято другою. Неизбежным следствием для бедных крошек является плохой уход, неподходящая пища, иногда совершенное отсутствие пищи… Дальнейшее следствие — массовая смертность или чахлость и уродство, одним словом — вырождение... Очень часто дети вырастают, не зная ни отцовской, ни материнской ласки и любви. Так родится, живёт и умирает пролетарий». (С. 153).
Квартирная плата высока, жилищные условия часто ужасные. Тут же Бебель останавливается на вопросах вытравления плода. «Страх нужды и опасение невозможности воспитать детей, как того требует их общественное положение, вот что главным образом толкает женщин всех классов к проступкам, несогласным не только с природою, но часто и уложением о наказаниях. Сюда относятся всевозможные средства для воспрепятствования зарождению или, если такое против воли наступает, — искусственное удаление плода, выкидыш». (С. 157—158). Искусственный выкидыш применяется всё чаще. Но он часто сопровождается тяжёлыми последствиями, может быть даже смертельный исход. Бесплодие — одно из возможных его последствий. Кроме этого, используются другие средства воспрепятствования зарождения и даже случаются преступления (убийство и подкидывание детей).
Далее у Бабеля речь идёт о воспитании. Во времена, когда писалась книга, обучение мальчиков и девочек, в основном, было раздельным.
«У мужчин образование направлено на развитие рассудка, на обострение мыслительной способности, на расширение реального знания и укрепление силы воли… У женщины, напротив, образование в высших кругах направлено, главным образом, на углубление чувствительности, на образование формальное и „изящное”, которым лишь повышается её нервность и фантазия, каковы музыка, беллетристика, искусство, поэзия… Для обоих полов было бы очень полезно, если бы женщина вместо излишней чувствительности, которая иногда даёт себя чувствовать слишком сильно, обладала хорошей порцией рассудка и точного мышления, вместо нервной раздражительности и пугливости — твёрдостью характера и физическим мужеством, вместо знакомства
с изящными искусствами… — знанием мира и людей и сил природы». (С. 162—163).
Процесс образования и воспитания тесно переплетается с практикой. Участие в общественной жизни — одна из важнейших черт мужчин. Общественные обязанности находятся в самой тесной связи с частной жизнью. Женщина больше связана с домашним трудом. Поэтому она меньше занимается общественными делами, «духовно киснет и чахнет». (С. 164). Всё это звучало очень актуально. Не будем забывать, что женщины Германии получили право голоса на выборах в парламент страны только 30 ноября 1918 года и впервые воспользовались им на всеобщих выборах в следующем году. Однако долгое время, до 1926 года, на выборах в Веймарской республике использовалось два вида бюллетеней, отдельно для мужчин и для женщин. С приходом к власти фашистов женское избирательное право было отменено в 1933 году. Восстановление женщин в правах произошло только после войны
в ФРГ и ГДР (тогда существовали два германских государства).
Неоднократно Бебель возвращается к бедствиям современной супружеской жизни. «Женщина для мужчины прежде всего предмет наслаждения; экономически и общественно неспособная, она должна видеть в браке средство существования, она зависит от мужа… Её положение становится ещё более неблагоприятным вследствие того, что число женщин обыкновенно превышает число мужчин… Это несоответствие вызывает конкуренцию женщин между собой… Женщина принуждена, таким образом, вступать со своими товарками в соперничество, стараясь получить мужа выставлением своей наружности в наивозможно привлекательном виде». (С. 168).
И ещё интересное замечание автора: «Все врачи согласны, что образованию женщины недостаёт всего того, что необходимо для неё, как матери и воспитательницы… Девять десятых девушек, выходящих замуж, ничего не знают о материнстве и своих обязанностях в браке. Непозволительная боязнь даже матерей говорить со взрослыми дочерьми о столь важных половых функциях оставляет девушек в полном неведении относительно их обязанностей по отношению к себе и будущим мужьям». (С. 170). Добавлю от себя: конечно, тут существует грань, которую надо видеть и чувствовать, но не переступать — о чём можно и нужно беседовать и о чём всё же не желательно. Глубоко убеждена, что и с сыновьями надо вести беседы по этим вопросам.
Семья — это и хозяйственная ячейка. «Недостаточность хозяйственных сведений… тоже даёт повод к раздорам. Одни ничего не понимают
в хозяйстве, думая, что для них это слишком низко, что это дело прислуги; другим, из широких масс, мешает приготовиться к обязанностям хозяйки борьба за существование: они должны работать в мастерской или на фабрике с раннего утра до поздней ночи». (Там же). Я бы сказала: мужчины должны брать на себя больше обязанностей по домашнему хозяйству и воспитанию детей.
Особо Бебель останавливается на проституции. Он видит в ней неизбежное социальное явление буржуазного общества, подобно полиции, постоянному войску, церкви и предпринимательству. Между прочим, если следовать материалистическому пониманию истории, то в обществе, где всё продаётся и покупается, и женское тело должно покупаться и продаваться. И нравоучениями эту проблему не решить.
Отношение буржуазного государства к проституции противоречиво. Автор приводит многочисленные примеры этой противоречивости. Официальные публичные дома запрещены законом, но они существуют во многих городах Германии. «Существующая религия и мораль осуждают проституцию, законы наказывают поощрение её, и всё же государство терпит и охраняет её. Другими словами, наше общество, гордящееся своей нравственностью, религиозностью, цивилизацией и культурой должно терпеливо смотреть, как испорченность, подобно тайному яду, разъедает их». (С. 196).
Предложение женщин для разврата растёт быстрее, чем спрос. «…Торговля женским телом достигла громадных размеров. Она организована наилучшим образом, и её редко замечает полиция, хотя она совершается в огромных размерах в самой середине очагов цивилизации и культуры. Войско маклеров, агентов-транспортировщиков мужского и женского пола ведёт предприятия, как будто бы дело шло о распространении какого-нибудь товара… Цена, как у всякого товара, зависит от качества, а товары сортируются и высылаются по вкусу и требованиям покупателей в различных местах и странах; употребляются самые утончённые манипуляции, чтобы избежать внимания и преследования полиции, и нередко тратятся большие суммы, чтобы закрыть глаза стражу закона». (С. 206).
Бебель касается половых отклонений и извращений. «Чрезмерные половые наслаждения гораздо вреднее, чем недостаток в них. Организм гибнет и вследствие эксцессов. Бессилие, бесплодие, страдание спинного мозга, слабоумие, духовная слабость и другие болезни — таковы следствия. Быть умеренным в половых отношениях точно так же необходимо, как в пище и в удовлетворении других человеческих потребностей… Число молодых и старых развратников велико… Независимо от тех, которым врождена любовь к собственному полу, и многие другие предаются неественностям греческой эпохи. Половая любовь между мужчинами распространена гораздо сильнее, чем многие думают; об этом тайные акты некоторых полицейских бюро могли бы сообщить ужасающие факты, но среди женщин всё в большей степени возрождаются неестественности старой Греции. Лесбийская любовь, сафизм, считается очень распространённой среди замужних женщин
в Париже… среди аристократических парижских дам она достигает огромных размеров. В Берлине, говорят, четверть всех проституток предаётся ей, но и в кругах дам нашего высшего света нет недостатка
в ученицах Сафо. Другим неестественным удовлетворением половой потребности является изнасилование детей, которое в последнее десятилетие увеличилось в несколько раз». (С. 217—218).
Автор поднимает ещё один важный вопрос. Научно-технический прогресс движется вперёд. Вместе с этим растёт потребность в рабочей силе женщин. Как замечает Бебель, «работница ещё очень редко осмеливается соединиться со своими товарищами по работе для достижения лучших условий труда. И это в глазах предпринимателя повышает её ценность; она часто является даже в его руках прекрасным козырем против строптивых рабочих; у неё, далее, гораздо больше терпения, ловкости в пальцах, у неё более развитой вкус, вообще она обладает свойствами, которые для многих работ делают её пригоднее мужчины». (С. 222). «Женщина вытесняет мужчину, и женщина, в свою очередь, вытесняется трудом подростков и детей». (Там же).
Бебель, опираясь на статданные, показывает, что число женщин увеличивается почти во всех отраслях промышленного производства, в некоторых отраслях они составляют большинство. Женский труд за одинаковую работу оплачивается хуже мужского. Особенно низкие заработки
в домашней промышленности. Многие женщины подвержены тяжёлым профессиональным болезням. Замужние эксплуатируются капиталом
в большей степени, чем незамужние. Женщины перебиваются на «голодную зарплату». При таком росте женского труда всё более уничтожается семейная жизнь рабочего, браки распадаются, в ужасающих размерах распространяется разврат, деморализация, смертность детей.
Но продолжаем. «Хотя современный порядок вещей и погубил миллионы браков, он, с другой стороны, благотворно влиял на развитие брака. Немного десятилетий тому назад в каждом бюргерском и крестьянском доме считалось само собой понятным, чтобы женщина
не только шила, вязала и стирала.., но и пекла хлеб, пряла, ткала, белила, варила пиво, мыло и свечи. Считалось безграничным расточительством сшить одежду вне дома. Водопроводы, газ, газовые или керосиновые кухни и т. д., не говоря уже об электричестве, наряду с многочисленными другими существующими ныне устройствами для дома и кухни были неизвестны. Конечно, и теперь ещё существуют устарелые порядки, но они — исключение. Большинство женщин не выполняет многих домашних дел, считавшихся прежде необходимыми, так как промышленность устраивает это лучше, практичнее и дешевле, чем это может сделать хозяйка… в течение многих десятилетий в нашей семейной жизни совершилась великая революция, на которую мы только потому обращаем так мало внимания, что считаем её чем-то само собой понятным». (С. 244—245).
Бебель конкретизирует: «Эта революция, происшедшая в нашей домашней жизни и идущая постоянно вперёд, существенно изменила положение женщины в семье ещё и в другом направлении: женщина стала свободнее, независимее. Наши бабушки не осмеливались, — зато они были уважаемые и образцовые жёны, — думать и не думали о том, что рабочие, ученики не должны обедать за одним с ними столом, но зато они сами могут посещать театры, концерты и увеселительные места даже в будни. И какая из тех добрых, старых женщин осмелилась бы вмешиваться в общественные дела, как это делают теперь многие женщины? Основываются общества с самыми различными целями, получают и основывают газеты, созывают конгрессы. Как работницы, они соединяются в профессиональные союзы, посещают собрания и общества мужчин и уже имели в некоторых местах, — мы говорим здесь о Германии, — право участвовать в выборах промысловых судов, право, в котором им отказало реакционное большинство рейхстага в 1890 году». (С. 245).
Вот вывод автора: «Развитие нашей социальной жизни идёт, таким образом, не к тому, чтобы снова заключить женщину в тесный круг домашней обстановки, как этого хотят наши фанатики домашнего очага.., — нет, это развитие требует выхода женщины из узкого круга домашней обстановки и её полного участия в общественной жизни, которая тогда будет принадлежать не одним мужчинам, оно требует её участия в культурных задачах человечества». (С. 247—248).
«Женщины, — пишет далее Бебель, — стремятся идти вперёд, хотя вначале это только меньшинство, и в этом меньшинстве не у всех цели совсем ясны. Они хотят не только померяться своими силами с мужчиной в промысловой и индустриальной областях, они не только хотят занять в семье более свободное и независимое положение, они хотят также применить свои духовные способности в высших общественных положениях и в общественной жизни». (С. 248). Но для этого нет соответствующих условий. «В наше время, когда всё внимание обращено
на деньги и материальные средства, склоняются гораздо охотнее перед человеком с большим денежным мешком, чем перед человеком знания и крупных духовных дарований, особенно если он имеет несчастье быть бедным и не обладать никаким титулом. Преклонение перед золотым тельцом никогда не было так сильно распространено, как в наши дни». (С. 251). «Но если социальные условия развития будут одинаковы для обоих полов и этому развитию не будет ставиться никакого препятствия, если общество будет находиться в здоровом социальном состоянии, то и женщина поднимется на высоту полного совершенства своего существа, о котором у нас ещё нет никакого правильного представления, так как в истории развития человечества не было такого состояния». (С. 252). И ещё высказывание по этому поводу: «Женщина имеет равное с мужчиной право на развитие своих сил и на свободное пользование ими; она — человек, как и мужчина, и подобно ему она должна пользоваться свободой распоряжаться собою… Прогресс человечества состоит в устранении всего, что ставит в зависимость и подчинение человека от человека, класса от класса, пола от пола. Право на существование имеет только то неравенство, которое создано природою … и для достижения природной цели. Природных рамок
не может перейти ни тот, ни другой из полов, ибо этим он уничтожил бы свою природную цель». (С. 254).
Женщины должны вступить в конкуренцию и соревнование с мужчинами на духовном поприще. Развивается движение во имя допущения женщин к занятиям в университетах и высших школах. Однако сохраняются многочисленные ущемления женщин в правовой сфере, что вызывает многочисленные справедливые протесты лиц женского пола. «Что правильно для рабочего класса, — отмечает Бебель, — то не может быть неправильно для женщин. Угнетённые, бесправные, униженные, они имеют не только право, но это и их обязанность — защищаться и хвататься за всякое, кажущееся им хорошим средство, чтобы завоевать себе независимое положение». (С. 285).
Почти каждую проблему автор рассматривает исторически, показывает, как то или иное явление порой на протяжении длительного времени возникает, какие этапы проходит, в каком направлении развивается сегодня. Поясню на примере его рассуждений о роли женщин в политике. Умственно выдающиеся женщины в различные эпохи и у различных народов играли значительную политическую роль. От этого не был свободен даже папский двор. Если они не могли добиться влияния прямо и путём принадлежащих им прав, то они добивались его путём своего духовного перевеса и даже коварства и интриг. Особенно велико было их влияние
в течение целых столетий при французском дворе, но не меньше при испанском и итальянском. «Уже за целые десятилетия перед великой французской революцией, которая пронеслась над Францией, как очистительная буря, разнесла и низвергла всё старое и была встречена с восторгом передовыми умами всего культурного мира, уже тогда женщины массами стремились в научные и политические клубы, в которых философские, естественно-научные, религиозные, социальные, политические вопросы обсуждались с неслыханной до тех пор смелостью, и
в этих клубах они принимали участие в прениях. И когда, наконец, в июле 1789 г. штурмом Бастилии началась увертюра к великой революции, женщины, как из высших слоёв, так и из народа, приняли очень активное участие в движении и оказывали заметное влияние за и против». (С. 286).
Со временем отношения в обществе сильно изменились, вместе
с этим менялось и положение женщин. «Более чем когда-нибудь они всеми нитями своего существования связаны с процессом общественного развития и более чем когда-нибудь влияют на него самостоятельно.
Мы видим, как во всех культурных странах сотни тысяч и миллионы женщин наравне с мужчинами действуют в различных профессиях и с каждым годом растёт число тех, которые должны рассчитывать только
на свои силы и способности… Таким образом, для женщин так же мало, как и для мужчин, может быть безразличным, каковы наши социальные и политические отношения». (С. 290).
Утверждения, что женщины не интересуются политикой, являются ложными. «Но политическое образование не приобретается тем, что массу населения держат вдали от общественных дел, оно, напротив, приобретается тем, что её допускают к пользованию политическими правами. Без упражнения нет мастеров. Господствующие классы до сих пор умели
в своём интересе держать огромное большинство народа в положении политически несовершеннолетних. Поэтому до настоящего момента задачею меньшинства, сознающего свои классовые интересы, было бороться с энергией и одушевлением за интересы всего общества, будить и подымать всякую массу. Так было до сих пор во всех больших движениях, и поэтому не следует ни удивляться, ни разочаровываться, что не иначе обстоит дело и в женском движении». (С. 291—292).
Бебель переходит к анализу государства. По своей природе и своему существу государство является силой классовой. «Мы видели, как оно сделалось необходимым для охраны возникшей частной собственности и для того, чтобы привести в порядок как отношения собственников между собою, так и отношения их к не имеющим собственности путём государственных учреждений и законов. Какие бы формы ни принимало в течение исторического развития присвоение собственности, в самой
её природе лежит, что наиболее крупные собственники являются самыми сильными лицами в государстве и направляют его согласно своим интересам… Таким образом, законы и учреждения государства, так сказать, сами собою становятся законами и учреждениями классовыми». (С. 308).
Положение в обществе женщины теснейшим образом связано с социально-экономическими процессами. Вместе с тем одна за другой области труда, где до сих пор господствовали мелкие промыслы, захватываются капиталистическим производством. Под влиянием конкуренции капиталисты вынуждены выискивать всё новые формы эксплуатации трудящихся. Происходит концентрация капиталистического производства, но производительность труда растёт. Капитал бродит, «как рыкающий зверь, и ищет, кого бы ему проглотить». (См.: С. 318). Социально-классовая структура трансформируется. Мелкие и более слабые предприниматели уничтожаются, они вытесняются в класс наёмных рабочих. Соотношение мужчин и женщин в отдельных отраслях также меняется. Автор детально анализирует эти перемены и показывает, «как велика масса неимущих и как тонок слой имущих классов»
(С. 332). Социальное неравенство нарастает.
Этот процесс капиталистического развития совершается при анархии способа производства, которой до сих пор не мог помешать ни один трест, ни один синдикат, он неизбежно вызывает перепроизводство, приостановку сбыта, а вместе с тем и кризис. «Кризис возникает, так как
не существует масштаба, по которому можно было бы во всякое время измерить действительную потребность в каком-нибудь товаре. В буржуазном обществе не существует силы, могущей регулировать всё производство. Во-первых, потребители того или другого товара слишком разбросаны, и на их покупательную способность, от которой зависит масса потребления, влияет множество причин, которых не в состоянии контролировать отдельный производитель. Затем, наряду с каждым отдельным производителем, существует много других, производительной способности которых данный производитель не знает. Каждый стремится вытеснить всех своих конкурентов, и при этом пускает в ход всевозможные средства — дешёвую цену, рекламу, продолжительный кредит, рассылку коммивояжёров и, наконец, скрытые и коварные нападки на продукты своих конкурентов; последнее средство процветает особенно во времена кризисов». (С. 332—333).
Автор разъясняет: «После нескольких лет кризиса перепроизводство вследствие распродажи продуктов за бесценок прекращается, постепенно приостанавливается и разорение мелких предпринимателей; общество начинает медленно оправляться. Спрос повышается, а вместе с тем тотчас и производство. Сначала медленно и осторожно, но при продолжительности более благоприятного состояния старая история начинается снова… Кризисы учащаются…». (С. 334).
Бебель в основном исследует домонополистический капитализм,
но у него можно часто встретить подходы к анализу, глубокие и интересные замечания и оценки относительно капитализма уже на другой стадии развития — монополистической. Он заметил тенденцию концентрации производства и капиталов, которая ведёт к возникновению монополий. В книге говорится о приближении полного территориального раздела мира. «Капиталист ищет всё новых рынков для сбыта, т. е. стран
с народами, которым он мог бы сбывать свои товары и у которых он мог бы вызывать новые потребности. Одну сторону этого стремления показывает горячность, с которой в последние десятилетия различные государства стремились приобрести колонии, в особенности Германия…». (С. 345—346).
В дальнейшем автор переходит к рассмотрению торговли в капиталистическом обществе. Его наблюдения и сегодня выглядят исключительно злободневно: «Многие, чтобы удержаться, должны спекулировать на самых низких страстях людей и оказывать им поддержку. Отсюда — чрезмерное развитие рекламы, особенно во всём том, что направлено на удовлетворение жажды наслаждений». (С. 337). «Возрастающее число посредников приносит очень много зла. Хотя эти лица большею частью работают в тяжёлых заботах, тем не менее большинство их представляет класс паразитов, деятельность которого непроизводительна, и который точно так же, как класс предпринимателей, живёт продуктами труда других. Вздорожание жизненных средств —
неизбежное следствие промежуточной торговли. Это вздорожание достигает таких размеров, что предметы потребления часто стоят во много раз дороже, чем за них получает производитель». (Там же).
Бебель рассуждает о путях выхода из сложившегося положения: «Источник всех общественных действий без исключения лежит в социальном порядке, который в настоящее время покоится на капитализме,
на капиталистических способах производства, в силу которых класс капиталистов является собственником всех средств труда — земли, шахт, сырья, орудий, машин, средств передвижения и через это эксплуатирует и угнетает огромное большинство народа, вследствие чего возрастает неуверенность существования, гнёт и унижение эксплуатируемых классов… соответственно этому, самым кратким и быстрым шагом была бы всеобщая экспроприация этой капиталистической собственности для превращения в собственность общественную». (С. 356). Чуть далее автор делает вывод: «товарное производство превращается в социалистическое». (Там же).
Принципиально Бебель прав, но всё же, как показывает опыт реального социализма, этот процесс сложный и более длителен. Он был конкретизирован ещё в ходе социалистического строительства в СССР,
в современном Китае... И.В.Сталин признавал существование товарного производства даже в послевоенном Советском Союзе. Пока остаются два основных производственных сектора (государственный и колхозный), писал он, «товарное производство и товарное обращение должны остаться в силе… наше товарное производство представляет собой не обычное товарное производство, а товарное производство особого рода, товарное производство без капиталистов…». (Сталин И. Экономические проблемы социализма в СССР. — Госполитиздат. С. 17).
Опираясь на исследование тенденций общественного развития, Бебель раскрывает основные черты социализма, как общественного строя: «Когда общество в будущем спасёт само себя, взяв снова в свои руки созданную им собственность, оно совершит замечательнейший исторический акт, так как будет действовать не в пользу одного, подчиняя ему другого, но для того, чтобы всем гарантировать равенство в условиях существования и каждому достойное человека бытие». (Бебель А. Женщина и социализм. — М., 2021. С. 359). В каких конкретных формах совершится этот процесс предсказать трудно, на него будут влиять многие обстоятельства. Но всё же это будет социальная революция.
Последуем за автором дальше: «Лишь только общество окажется единственным собственником всех средств и орудий производства, основным законом коллективизированного, таким образом, общежития станет трудовая обязанность всех способных к труду без различия пола. Без труда общество не в состоянии существовать… Бездельники и тунеядцы имеются лишь в буржуазно-капиталистическом мире. Коллективизм согласен в этом отношении с Библией, утверждающей: „кто не работает, не должен также есть”». (С. 360). Чтобы регулировать эти процессы нужно местное и центральное управление в интересах трудящихся.
В выборах органов управления должны участвовать все мужчины и женщины. «…Такое управление, покоящееся на самом широком демократическом основании, коренным образом отличается от настоящего». (С. 361).
Бебель понимает, что управление общественными процессами и людьми — дело непростое. «Самое важное — это будет определение количества и рода имеющихся в распоряжении сил, равно как количества и характер орудий и средств труда, т. е. фабрик, мастерских, средств сообщения, земли и почвы и т. д., а также данной работоспособности. Затем необходимо будет определить имеющиеся в наличности запасы и размер существующих потребностей в различных предметах, необходимых для существования общества в течение определённого периода времени. Подобно тому, как ныне государство и другие общественные союзы определяют ежегодно свои бюджеты, то же самое будет происходить впоследствии и по отношению ко всему общественному строю, что не будет, однако, исключать различных изменений, обусловленных расширенными или новыми потребностями. Статистика будет играть при этом главную роль; она сделается важнейшей вспомогательной наукой в новом обществе, она даст мерило для всей общественной деятельности». (С. 361—362). В капиталистическом же обществе собственники товаров имеют нередко личный интерес в том, чтобы не предавать гласности истинное положение дел.
В коллективистском «обществе все эти отношения будут вполне упорядочены, всё общество соединено солидарной связью. Всё будет совершаться по известному плану и порядку … окажется возможным определение средней продолжительности ежедневного общественно необходимого труда. Можно будет также определить, где промышленные заведения, производящие определённые продукты, оказываются и впредь необходимыми и где они становятся излишними или где они могут быть применены к другим целям. Всякий решает,
к какому роду деятельности приложить свои силы; наличность многочисленных и самых различных областей труда даёт полную свободу выбора». (С. 364).
Бебель переходит к характеристике труда в будущем обществе: «Такой труд, организованный на началах полной свободы и демократического равенства, когда один стоит за всех и все за одного и всё проникнуто чувством полной солидарности, такой труд явится источником радостного творческого наслаждения и взаимного соревнования, чего нигде нельзя найти в современной экономической системе. Этот дух творческого наслаждения воздействует, в свою очередь, на производительность труда и усовершенствование продуктов». (С. 364). Новое общество будет в состоянии с лёгкостью удовлетворять не только одни свои материальные потребности, все участники будут располагать свободным временем как для художественного и научного образования, так и для отдыха.
Изменяться целеполагание и смысл труда. «Правило, гласящее „дёшево да гнило”, которое применяется и не может не применяться в громадной части капиталистического производства, ибо большинство покупателей в состоянии купить лишь дешёвые товары, портящиеся весьма быстро, — это правило потеряет силу. Производиться будут товары самого лучшего достоинства, не подвергающиеся быстрой порче».
(С. 369). Всякий общественно-полезный труд будет считаться ценным. Если не найдётся добровольно необходимый контингент сил, выполняющих неприятную работу, и не будет создано нужных машин и механизмов, то каждый по очереди будет её делать. Здесь не должно быть места ложному стыду и презрению к полезному труду.
Автор исследует вопрос ликвидации противоположности между мозговой работой (умственный труд) и ручной (физический труд). Будущее общество «будет располагать учёными и художниками всякого рода в неисчислимом множестве, но каждый из них будет известную часть дня физически работать, а в остальное время предаваться своим занятиям и искусствам, а также отношениям с людьми». (С. 383).
Автор пишет о повышении потребительной способности. «Новое общество производит уже „не товары”, чтобы „покупать” или „продавать”,
а предметы для удовлетворения жизненных потребностей, которые должны быть использованы, потреблены, так как это их единственное назначение. Потребительная способность имеет здесь свой предел
не в покупательной способности отдельных лиц, как в буржуазном обществе, а в производительной способности всего общества». (С. 384—385).
Бебель останавливается на преобразованиях в сельском хозяйстве. Конечно, главный вопрос о собственности на землю. Тут он занимает однозначную позицию: «Вместе со средствами производства и сообщения принадлежит обществу и вся земля, эта первичная материя всякого человеческого труда и основа всего человеческого существования». (С. 395). Но кругозор автора очень широк. Он исследует научно-технический прогресс
в сельском хозяйстве, обращая особое внимание на электрификацию, пишет о крупном и мелком сельскохозяйственном производстве, мелиорации и орошении, борьбе с истощением почв и удобрениях, улучшении пород скота и птицы, виноделии будущего, парниках («стеклянные галереи»),
о выращивании цветов, питании и т. д. И везде интересные размышления и оценки, которые привлекут и современного читателя.
Что же происходит с государством? Бебель утверждает: «…С отменой частной собственности на орудия труда и с переходом их в общественную собственность мало-помалу исчезает масса бедствий, которые в современном обществе встречаются на каждом шагу, всё возрастая и делаясь всё более невыносимыми. Господство одного класса и его представителей прекращается, общество действует планомерно, само руководит собою и само контролирует себя. Подобно тому, как с уничтожением наёмного труда прекращается возможность эксплуатации человека человеком, точно так же с исчезновением частного предпринимательства теряет почву мошенничество и обман, фальсифицирование съестных припасов, биржевые спекуляции и т. д. Храмы Маммона опустеют, так как государственные кредитные билеты, акции, векселя, закладные листы, ипотечные свидетельства и т. п. сделаются ненужными клочками бумаги». (С. 419—420).
Но опять же это вопрос, как показал опыт нашей страны, — длительной перспективы. Роль государства в СССР возрастала, особенно при Сталине, сочетаясь с расширением социалистической демократии.
И ещё: «Так все основы существующего „порядка” станут мифом. Родители будут рассказывать о них детям, как о старых сказочных временах. И рассказы о преследованиях и гонениях, которым ныне подвергаются представители новых идей, будут звучать в их ушах так же дико, как теперь для нас рассказы о сожжении еретиков и ведьм. Все имена тех „великих” людей, которые теперь отличаются преследованием новых идей и вызывают похвалу со стороны своих ограниченных современников, бесследно забудутся и разве лишь остановят на себе внимание историка, перелистывающего старые фолианты». (С. 422).
Каждый отдельный человек получит условия для разностороннего развития, значительно будет преобразован быт. «Как кухня, так и весь строй домашней жизни подвергнется коренному изменению, станут излишними бесчисленные работы, которые теперь приходится ещё делать. Подобно тому, как в будущем, благодаря центральным заведениям для изготовления пищи, станет совершенно излишней домашняя кухня, так и, благодаря центральному отоплению, электрическому центральному освещению, исчезнут все работы, связанные с отоплением печей, уборкой ламп и других служащих освещению аппаратов. Водопроводные трубы, дающие не только холодную, но и тёплую воду, сделают общедоступными умывание и купание по желанию без всякой чужой помощи. Центральные прачечные и центральные сушильни возьмут на себя стирку и сушку белья, центральные же заведения возьмут на себя чистку платья и ковров… Внутренняя обстановка домов, полы, обои, мебель будут так устроены, чтобы всё можно было чистить очень легко и не накоплялось пыли и бактерий. Пыль, сор и отбросы всякого рода будут удаляться из жилищ через соответствующие трубы…». (С. 440). И т. д.
Наконец, автор переходит к выводам, вытекающим из всего сказанного о положении женщин в будущем обществе. «Женщина в новом обществе социально и экономически совершенно независима, она не знает над собой даже тени господства и эксплуатации, она стоит по отношению к мужчине, как свободная, равная; она сама госпожа своей судьбы. Она воспитывается так же, как мужчина, за исключением некоторых отношений, которые обусловливаются различием пола и её половыми функциями. Живя при естественных жизненных условиях, она может развивать свои физические и духовные силы и способности, согласно своим потребностям; она выбирает для своей деятельности такие области, которые соответствуют её желаниям, склонностям и задаткам». (С. 448). «В выборе любимого человека она, подобно мужчине, свободна и независима. Она … заключает союз
не из каких других соображений, кроме своей склонности… Социализм здесь не создаёт ничего нового, он лишь снова подымает на высшую культурную ступень и при новых общественных формах то, что было общепризнано, пока в обществе не наступило господство частной собственности… Удовлетворение половой потребности — такое же личное дело каждого человека, как удовлетворение всякой другой естественной потребности… Мужчины и женщины будущего общества будут обладать в гораздо большей степени самовоспитанием и знанием собственного существа, чем мужчины и женщины общества современного. Уже один тот факт, что исчезнет глупый и смешной страх говорить о вещах, относящихся к половой жизни, как о чём-то таинственном, сделает общение полов гораздо естественнее, чем теперь. Если союз, заключённый между двумя людьми, становится невыносимым, приносит разочарование и даже вражду друг к другу,
то мораль требует прекратить подобное соединение, ставшее неестественным, а потому и безнравственным. И так как исчезнут все условия, которые до сих пор осуждали большое число женщин или к безбрачию, или даже к продаже своего тела, то мужчины не могут более проявлять своего преобладания. С другой стороны, совершенно изменившееся общественное состояние устранит многие препятствия и замешательства, которые ныне влияют на супружескую жизнь и которые так часто делают её или совершенно невозможной, или не дают ей развернуться». (С. 449).
Таким образом, «полная эмансипация женщины и её равенство
с мужчиной являются одной из целей нашего культурного развития, осуществлению которой не может воспрепятствовать никакая сила на земле. Но она возможна лишь на основе переворота, который уничтожает господство человека над человеком,.. капиталиста над рабочим. Только тогда человечество достигнет своего высшего развития. Тогда, наконец, придёт „золотой век”, о котором люди мечтали целые тысячелетия. Классовое господство навсегда достигло своего конца, а вместе с ним пришёл конец и господству мужчины над женщиной». (С. 454—455). И это, можно сказать, мировой процесс, он идёт во всех странах и у всех народов. Интернационализм играет всё большую роль в нашей жизни.
Завершает книгу «Заключение», написанное с глубокой убеждённостью в верность социалистических идей. Бебель говорит об успехах социалистического движения как в Германии, так и в других странах. Революционные мысли проникают в широкие общественные слои. Ремесленники и учёные, земледельцы и художники, купцы и чиновники, даже фабриканты и банкиры, одним словом, люди разного социально-профессионального положения примыкают к рабочим, составляющим основную массу политической армии, которая борется за победу и достигнет её.
Бебель подводит итог. Предоставим слово ему самому: «И к женщине вообще, а к женщине-пролетарию в особенности, ставится требование не отставать в этой борьбе, которая ведётся также и за её освобождение и спасение. Ей предстоит доказать, что она поняла своё истинное положение в движении и в борьбе современности за лучшее будущее и готова принять в нём участие. Дело мужчин поддержать её в освобождении от всех предрассудков и в самой борьбе. Никто не должен слишком низко ценить свои силы, никто не должен думать, что дело обойдётся и без него. В борьбе за прогресс человечества нужна каждая сила, как бы слаба она ни была. Непрерывное падение капель выдалбливает, в конце концов, самый твёрдый камень… Пусть все, чувствующие себя призванными, действуют в этой борьбе со всею силою, и конечная победа несомненна.
Она будет тем больше, чем пламеннее, чем самоотверженнее каждый следует предначертанному пути. Сомнение, доживёт ли он, несмотря на все жертвы, работы и усилия, до начала нового лучшего культурного периода, воспользуется ли он плодами победы, не должно никого смущать; ещё менее должно оно удерживать от продолжения начатого пути. Конечно, мы не можем определить ни продолжительности, ни самого рода фаз развития, которые придётся пройти в борьбе за высшие цели.., но мы полны желанием жить, точно так же мы можем проникаться надеждой пережить эту победу. Мы живём ведь в эпохе, которая шагает вперёд, так сказать, в семивёрстных сапогах и потому заставляет дрожать всех врагов нового высшего общественного порядка.
Каждый день приносит новые примеры нового быстрого роста и всё более могучего распространения новых идей. Во всех областях происходит брожение, и всё стремится вперёд. Утренняя заря властно влечёт навстречу прекрасному дню, будем же бороться и стремиться всё вперёд, не смущаясь тем, где человечеству будут поставлены пограничные вехи для нового лучшего времени. И если мы падём во время этой великой освобождающей человечество борьбы, то на наше место заступят стремящиеся в бой вслед за нами. Мы падаем с сознанием, что выполнили наш долг человека и с убеждением, что цель будет достигнута, как бы ни оборонялись и ни противились этому силы, враждебные прогрессу человечества.
Будущее принадлежит социализму, это значит — рабочему и женщине». (С. 484—485). Так ярко завершает рабочий-токарь и депутат свою прекрасную книгу.
Версия для печати