В записную книжку пропагандиста Союз советских народов. Зарубежные оценки, высказывания, отклики
ГЕОРГИЙ ДИМИТРОВ,
деятель болгарского и международного коммунистического
и рабочего движения.
1939
Если в капиталистическом мире прославляют зверский национализм и культивируют ненависть одних наций к другим, то в стране социализма царит дружба между народами, невиданное ещё в истории объединение множества наций, являющееся замечательным воплощением интернационализма. (Георгий Димитров. Избр. произв. Т. 2. — София, 1968. С. 8).
ФИДЕЛЬ КАСТРО РУС,
Первый секретарь ЦК Коммунистической
партии Кубы, премьер-министр
Революционного правительства.
1963
…В Советском Союзе … объединено более 100 различных национальностей.
Как же была решена эта проблема? Ибо мы были знакомы со всем этим лишь по книгам. Каковы те марксистско-ленинские принципы,
на которых зиждется решение национального вопроса, какова правильная политика? Ведь все эти национальности были в условиях царского режима угнетёнными национальностями... Можно сказать, что были вассальные государства короны и нации, составлявшей большинство, то есть русской нации. Разумеется, весь мир был когда-то вассалом феодальных сеньоров, крупных землевладельцев и буржуазии — таково было реальное положение вещей. Там было 100 национальностей, крестьяне и рабочие которых подвергались классовой эксплуатации. Однако, кроме классовой эксплуатации, была эксплуатация и национальная: дискриминационное отношение ко всем этим национальностям.
Решение этой проблемы было найдено на основе принципа автономии и самоопределения, путём предоставления каждой из этих наций права выбора.
Разумеется, решение, которое было найдено для проблемы, является правильным…
Почему? Потому что в Советском Союзе существуют различные национальности, 100 национальностей, сохраняющих свой язык, свою литературу, своё искусство, свои обычаи, сохраняющих всё это в неприкосновенности; и они не только сохраняют, но и развивают их, поскольку именно Советская власть создала алфавит для многих из этих национальностей, имевших лишь разговорный язык и не имевших письменного языка, не имевших своей письменности, не имевших алфавита. Его составили, его развили, и сейчас произведения создаются на всех языках, на всех языках выходят книги.
И мы отлично познакомились с этим во время нашей поездки по Советскому Союзу, видели это в различных районах, у представителей различных национальностей. С каким удовлетворением сохраняют они свои национальные особенности! И тем не менее это отнюдь не противоречит другому чувству, чувству единства всех народов, объединённых в Советском Союз. В Советском Союзе существует, так сказать, совершенный синтез национальных особенностей и интернациональных устремлений. (Фидель Кастро Рус. У народов Кубы и СССР — общее дело, единое знамя! Выступление Фиделя Кастро Рус по кубинскому радио и телевидению // Правда, 6 июня 1963 г.).
ХО ШИ МИН,
деятель Коминтерна, основатель Коммунистической партии
Вьетнама, руководитель августовской революции 1945 г., первый президент Демократической Республики Вьетнам и создатель
Национального фронта освобождения Южного Вьетнама (Вьетконга).
1957
Подобно тому как восходящее солнце гонит прочь тьму, так Октябрьская революция озарила новым светом историю человечества. Прошло сорок лет с тех пор, как русский пролетариат в прочном союзе с трудящимся крестьянством под руководством партии Ленина сверг власть капиталистов и помещиков на огромной территории Российской империи. Советское государство — государство диктатуры пролетариата, давшее народу подлинную демократию, подтвердило свою жизнеспособность и непреоборимую силу.
Октябрьская революция была победой революционной энергии трудящихся масс, она послужила огромной силы толчком и создала условия для проявления созидательной деятельности этих масс. Октябрьская революция, победоносное свершение которой подтвердило правильность марксистско-ленинского учения, открыла путь к новым победам рабочего класса в общественной жизни на гранитной основе верности принципам марксизма-ленинизма. Октябрьская революция, осуществлённая благодаря мудрости и героизму ленинской партии рабочего класса, ознаменовала начало новой эры в истории человечества и новый этап на долгом и славном пути, пройденном революционной партией русского пролетариата.
В результате Октябрьской революции на партию Ленина легли огромной важности исторические задачи, которые она с честью осуществила. Угнетённые ранее народы стали хозяевами своей судьбы. (Хо Ши Мин. Октябрьская революция и освобождение народов Востока // Ленинизм и освобождение угнетённых народов. — М., 1960. С. 27 и далее).
БЕДЖОЙ КУМАР СИНХА,
индийский общественный деятель и публицист.
1971
Идеи братства, единства и взаимной поддержки советских народов, рождённые Октябрьской революцией, сразу же получили конкретное воплощение. Вот пример: Советская власть принимает решение восстановить текстильное производство в Армении. А в это время — в начале 20-х годов — страна мучается от разрухи, голода, нищеты. Где взять оборудование, станки? В Армению их везут с текстильной фабрики из центра России.
…Русские профессора и учителя направлялись в Ташкент. Шесть железнодорожных составов доставили туда учебные пособия, научную аппаратуру, оборудование, книги. Ещё продолжалась гражданская война, свирепствовал голод, но Советское государство выделило всё необходимое для создания первого в истории Средней Азии высшего учебного заведения. Эти шесть составов добирались от Москвы
до Ташкента 52 дня. Осенью 1920 года 480 студентов приступили к занятиям на восьми факультетах. Ныне в стенах Ташкентского университета обучаются свыше 15 тысяч юношей и девушек 40 национальностей. (Беджой Кумар Синха. Семья народов, какой не знал мир // За рубежом, 30 июня — 6 июля 1972 г.).
ДОНДОГИЙН ЦЭВЭГМИДОМ,
профессор, председатель Великого народного хурала
Монгольской Народной Республики.
1972
Малые и большие нации и народности Советского Союза, сплотившись в дружную, единую семью, за исторически короткий срок достигли огромных высот в своём развитии. В этом я ещё раз убедился воочию, когда в 1970 году в составе делегации монгольских парламентарием посетил Азербайджанскую ССР.
Эта республика — одна из пятнадцати равноправных сестёр — прошла славный путь борьбы и побед. Её облик характеризуют современные крупные промышленные комплексы, культурные центры, быстро развивающиеся наука, искусство, литература. Этот расцвет достигнут благодарю правильному решению национального вопроса в Советской стране. (Цит. по: Едины и тем сильны. (Анкета журнала) // Советский Союз. 1972. № 6. С. 31).
ИНДИРА ГАНДИ,
премьер-министр Республики Индии.
1972
Государства, в состав которых входят различные расовые и лингвистические элементы, должны обеспечить их единство в многообразии. Метод решения Советским Союзом своих национальных проблем значительно обогатил его литературу и искусство, упрочил структуру государства. Мы в Индии пришли к выводу, что источником силы является не навязанное свыше единообразие, а содействие выявлению индивидуальной культуры различных групп, входящих в состав всего народа, и поощрение у них чувства, что лояльность государству не только совместима с развитием их собственной культуры, но и способствует ему. (Цит. по: Мир, равноправие, свобода. (Анкета журнала) // Советский Союз. 1972. № 8. С. 21).
ЮЛИУС ФУЧИК,
чехословацкий писатель, журналист, общественный деятель.
1930
Наша делегация, прибыв в Среднюю Азию, была поражена колоссальнейшим размахом строительства. В особенности в этом мы убедились, побывав в Киргизии и Казахстане, в частности во Фрунзе и Алма-Ате…
Наше пребывание в Средней Азии убедило нас ещё в том, что европейское и местное население республики рука об руку, без проявлений шовинизма и национализма, строит, индустриализует, коллективизирует этот огромный край. (Юлиус Фучик. Наша делегация поражена… // Правда Востока, Ташкент, 30 июня 1930 г.).
РОМЕН РОЛЛАН,
французский писатель.
1936
Революционное правительство, унаследовавшее от прошлого (царизм и злополучная война) разруху и дезорганизации, не говорю уже о мире врагов (вернее — о целом вражеском мире), сумело отразить все нашествия, укрепить Союз республик, национальная жизнь которых, почти задушенная царизмом, мощно воскресла. (Ромен Роллан. Письмо американскому инженеру в защиту СССР // Соч. Т. 13. — М., 1958. С. 449).
ЛИОН ФЕЙХТВАНГЕР,
немецкий писатель.
1937
Когда на московском съезде видишь перед собой всю эту разнообразную массу голов — грузинских, туркменских, узбекских, киргизских, таджикских, калмыцких, якутских, — только тогда становится ясно, какую непомерно трудную задачу представляла проблема объединения этих национальностей под знаком серпа и молота…
Социализм проявляется в Союзе на многих языках и в разнообразных формах, национальных по выражению и интернациональных по существу. Национальные особенности автономных республик — язык, искусство, фольклор всякого вида бережно и с любовью охраняются; народам, понимавшим до сих пор только устное слово, дали письменность. Везде созданы национальные музеи, научные институты для изучения национальных традиций, национальные оперные и драматические театры, стоящие на высоком уровне. (Лион Фейхтвангер. Москва 1937. Отчёт о поездке для моих друзей. — М., 1937. С. 53—54).
ГЕНРИХ МАНН,
немецкий писатель.
1937
Советский Союз проявляет полную терпимость в отношении расы, происхождения, языка. По всей вероятности терпимость так же свойственна его глубочайшим основам, как миролюбие свойственно его природе. И то и другое происходит оттого, что Советское государство существует для пользы общества, а не во вред его интересам. (Цит. по: Иностранные писатели — XX-летию Великой Социалистической революции // Интернациональная литература. — М., 1937. № 11. С. 198).
ЖАН-РИШАР БЛОК,
французский писатель.
1945
В СССР нет двух расположенных друг над другом наций, между которыми, как у нас, простираются подобно противотанковому рву, траншеи латыни и колючая проволока университетской науки. Там существует единый народ, получающий единое образование, питающийся единым мировоззрением. Он обладает всеми правами — ни одному индивиду, ни одному слою там не дано привилегии утверждать своё благополучие
за счёт других. (Цит. по: Засурский Я.Н. и Самарин Р.М. Хрестоматия
по зарубежной литературе XX века (1917—1945). — М., 1955. С. 150).
АЛЬФРЕД КУРЕЛЛА,
немецкий писатель (ГДР).
1947
Ни в одном европейском государстве я не встречался с таким естественным, первородным (и при том свободным от всякого шовинизма) патриотизмом, который свойственен в Советском Союзе всем слоям населения. Нередко раньше за пределами Советского Союза подсмеивались над «наивной» гордостью советских граждан своей страной и
её достижениями; это объясняли тем, что советские люди не бывали
за границей, Война опровергла эту высокомерную критику. Она показала, какой реальной силой является советский патриотизм (некая своеобразная смесь национальной и, так сказать, «социальной» гордости). (Alfred Kurella. Ich lebe in Moskau. — Berlin, 1947. S. 90).
МАЙКЛ ДАВИДОУ,
московский корреспондент американской газеты «Дейли уорлд»
1972
Каждый год в США отмечается «неделя братства» наций, населяющих нашу страну.
30 декабря народы Советского Союза будут праздновать 50-ю годовщину с того дня, когда более 100 национальностей объединились и образовали Союз Советских Социалистических Республик.
…Разница между двумя государствами в их подходе к решению национального вопроса — это разница между словом и делом, обещаниями и свершениями, между капитализмом и социализмом. Во всём мире не найдёшь другой такой страны, которая смогла бы состязаться с нашей, точнее, с нашими политическими деятелями и прессой по части трескучей болтовни, в особенности во время «недели братства». Вероятно, поэтому на нас, американцев, проживших три года в Советском Союзе, произвело такое впечатление всё, что мы познали здесь. В 13 республиках, в которых нам довелось побывать, мы видели братство в действии. (Майкл Давидоу. Братство в действии // За рубежом, 28 июля — 3 августа 1972 г.).
АЛАН МАРШАЛЛ,
австралийский писатель.
1972
Я много путешествовал по СССР. Я видел Братское море, плавал
по озеру Байкал вблизи Иркутска. Я познакомился с резчиками по серебру в Самарканде и теми, кто ткёт ковры в Бухаре. Я ездил по Кавказу и видел смелых наездников с широкими кожаными поясами и серебряными кинжалами, скачущих на норовистых лошадях. Я ходил по тем местам Сибири, где находили кости мамонта.
Я видел сокровища Эрмитажа в Ленинграде. Я был в Москве и смотрел на золотые шпили кремлёвских башен.
Я видел реки, созданные человеком в Голодной степи в Узбекистане, и гидроэлектростанции, построенные советскими людьми в отдалённых уголках страны, и дружеские счастливые лица тысяч людей
от Москвы до Владивостока согревали моё сердце.
В этом году я посетил Украину. Я видел украинские совхозы, заводы, замечательные сады, встречался с гостеприимными киевлянами.
Но СССР — это не только горы, и реки, и обширные леса. Это не только заводы, потоком выпускающие машины, созданные трудом человека. Это замечательный народ. СССР — это сила, великая сила, могущественная сила, благодаря которой у людей во всём мире крепнет надежда и возрождается вера в будущее человечества. (Алан Маршалл. Это — Союз Советских Социалистических Республик // Правда, 29 июня 1972 г.).
ДЖЕЙМС ОЛДРИДЖ,
английский писатель.
1972
В советском строе особенно меня поразило то, что десятки разных наций, из которых и складывался союз республик, готовились создавать одну, общую, социалистическую культуру, не теряя при этом своего национального языка и национальных обычаев. (У советских людей это не вызывает удивления, поскольку вы уже «прожили» пятьдесят лет, но буржуазный Запад всё ещё мало представляет себе характер подлинного интернационализма). Когда я впервые что-то понял в сути этого великого процесса, я был потрясён. С тех пор прошло много лет, но, бывая в Советском Союзе на конгрессах писателей, я каждый раз поражаюсь встрече с многонациональной культурой, говорящей на общем языке, понятном даже мне, приехавшему из другого мира.
…В СССР вошли десятки национальных меньшинств, искусство которых было недостаточно развитым. Они должны были жить и развиваться бок о бок с крупными нациями, населяющими Россию, Украину, Закавказье и имевшими уже развитые формы искусства. Это тоже было испытание и, быть может, одно из самых серьёзных, которые предстояло выдержать Советскому Союзу. За вами наблюдали все политические противника, какие только были у социализма. Буржуазная пресса была полна фантастических выдумок, о какой-то невероятной стране, где культура «под угрозой уничтожения», а национальные различия «стёрты с лица земли». Именно так писалось. Помню, как перед войной я прочёл в одной утренней лондонской газете соображение о том, что
в СССР были запрещены … все народные танцы!
Подлинное равенство культур — вопрос не просто количественного роста. Это вопрос возникновения и становления. Одна за другой в Советском Союзе возникали и развивались новые национальные культуры, одновременно со становлением и развитием всей социалистической системы.
Я не думаю, что в Советском Союзе всё прекрасно. И что все проблемы решены. Не собираюсь ничего захваливать и не буду утверждать, что советское искусство во всём достигло совершенства. Но мир не может не признать, что выполнена одна из важнейших задач, стоявших перед молодым Союзом Советских Социалистических Республик: создание новой, социалистической культуры, общей и равноценной для всех национальностей… И без знания и общения с этой культурой никто и нигде не имеет права говорить о своей эрудиции, своей культуре, своём духовном развитии. (Джеймс Олдридж. Новая эра человечества // Советская культура, 10 июня 1972 г.).
АМИЛКАР КАБРАЛ,
Генеральный секретарь Африканской партии
независимости Гвинеи и островов Зелёного Мыса.
1972
Помним мы и о том, каким было Советское государство в момент своего образования. В его состав вошли народы, жившие на колониальных окраинах царской России в нищете, бесправии и невежестве. Прогресс, которого они добились в дружной семье народов СССР, поразителен. Жившие до социалистической революции в вековой отсталости казахи, узбеки, киргизы, туркмены сегодня располагают высокоразвитой экономикой и культурой, передовой социальной структурой. (Цит. по: Величайшее событие в истории человечества // Советская Киргизия, Фрунзе, 10 августа 1972 г.).
КЛЕМЕНТ ГОТВАЛЬД,
деятель чехословацкого и
международного коммунистического и рабочего движения.
1937
Непосредственно и глубоко заинтересованы в успехе мирной политики Советского Союза малые и слабые нации и государства. С самого начала своего существования Советский Союз, верный ленинской национальной политике, не на словах, а на деле признавал за малыми и слабыми нациями полное право на государственное существование и независимость. (Клемент Готвальд. Мирная политика Советского Союза // Избр. произв. Т. 1. — М., 1957. С. 507).
ДЖАВАХАРЛАЛ НЕРУ,
общественный и государственный деятель Индии.
1934—1935
На меня, в частности, произвели сильное впечатление сообщения
о больших успехах, достигнутых при Советской власти в отсталых районах Средней Азии. Потому в конечном счёте я был всецело на стороне России; существование и пример Советского Союза были светлым и отрадным явлением в тёмном и мрачном мире. (Джавахарлал Неру. Автобиография. — М., 1955. С. 383).
ЛУИС КОРВАЛАН,
Генеральный секретарь ЦК Коммунистической партии Чили.
1967
Советский Союз стал ныне притягательной силой для всего прогрессивного человечества. Своими экономическими достижениями, своим социальным прогрессом, своими успехами в науке, своей миролюбивой политикой, политикой невмешательства во внутренние дела других стран и утверждения права народов на самоопределение, своей действенной солидарностью с героическим Вьетнамом, революционной Кубой, освободительным движением во всём мире, с национально-освободительной борьбой всех народов он решающим образом содействует изоляции империализма и реакции на международной арене и внутри каждой страны. (Луис Корвалан. Выступление на торжественном заседании ЦК КПСС, Верховного Совета СССР и Верховного Совета РСФСР, посвящённом 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции // Известия, 5 ноября 1967 г.).
ДОЛЛОРЕС ИБАРРУРИ,
Председатель Коммунистической партии Испании.
1970
Почему, рассматривая национальный вопрос в Испании, я беру как образец разрешение этого вопроса в Советском Союзе?
Я обращаюсь к этому примеру не для того, чтобы перенести советский опыт на испанскую почву — это невозможно из-за различия обстановки, — а по двум соображениям.
Во-первых, чтобы наши товарищи поняли трудности, связанные
с разрешением национального вопроса, и не пугались их; во-вторых, чтобы ответить тем, кто утверждает, что предоставление национальностям нашей страны права на самоопределение явится шагом назад
в политическом и экономическом развитии Испании.
Опыт наций и национальностей, существовавших в России и завоевавших право располагать своей судьбой и организоваться в наибольшем соответствии со своими интересами, выдержал испытание в любых условиях. Признание права народов управлять собой без опеки извне и без давления со стороны других, более сильных наций приводит не к упадку последних, а к их развитию и процветанию. (Dolores Ibarruri. Espana estado multinacional. Informe presentade ante el Pleno ampliado del Comite central del Partido comunista de Espana. (Septiambre de 1970). — Paris, 1970. P. 41—42).
Версия для печати