А.В.Раковский. Загрядотряды.
А.В.Раковский
Загрядотряды
Краткое содержание мифа
В тылу советских войск стояли заградотряды и расстреливали всех отступавших.
Примеры использования
«Пришлось создавать заградотряды, чтобы стрелять по своим в случае отступления». (А.Минкин. Спасены или убиты?).
Действительность
Когда говорят о заградотрядах, то постоянно происходит путаница в терминологии. Дело в том, что в разные периоды этим термином называли совершенно разные структуры. До войны данный термин использовался применительно к отдельным частям, входящим в состав Управлений войск НКВД. И использовался преимущественно в пограничных войсках. На этом созвучии и играют «историки» вроде Суворова, заявляя, что «…в 1939 г. создана заградительная служба НКВД… в июле 1939 г. заградительные отряды тайно возродились». (Суворов В. Ледокол). «Упуская» из внимания, что речь в данном контексте идёт просто о пограничной службе.
После начала боевых действий так стали называть части охраны тыла действующей армии. Очень часто, хотя не обязательно, такие части создавались из отходящих погранотрядов. Вот пример как это происходило: «Пограничные отряды — 92-й, 93-й, 94-й — после отхода с границы в июле
1941 года вышли на рубеж Житомир — Казатин — Михайловский хутор и были объединены в один сводный заградительный отряд… Сводный отряд по мере сосредоточения выдвигался: на охрану тыла 5-й армии — 92-й погранотряд и 16-й мотострелковый полк НКВД и на охрану тыла 26-й армии — 94-й погранотряд и 6-й мотострелковый полк НКВД. Таким образом, на участке Казатин — Фастов выдвигались для несения заградительной службы вышеуказанные части. 93-й пограничный отряд, которым я продолжал одновременно командовать, оставался в Сквире и составлял резерв командира сводного отряда». (Паджев М.Г. Через всю войну. — М.: Политиздат, 1983). Части охраны тыла занимались точно тем же делом, которым занимается военная полиция в любой армии мира.
В задачи заградотрядов входили проверка на дорогах, железнодорожных узлах, в лесах, задержания дезертиров, задержания всего подозрительного элемента, проникшего на линию фронта и т. д. Большую часть из задержанных направляли обратно на фронт. Но не всех, часть передавали в распоряжение Особых отделов или направляли в трибунал.
«Сов. секретно
Нар. Комиссару ВД СССР.
Генеральному комиссару госбезопасности
тов. Берия.
СПРАВКА
С начала войны по 10-е октября с. г. Особыми отделами НКВД и ЗО войск НКВД по охране тыла задержано 657.364 военнослужащих, отставших от своих частей и бежавших с фронта.
Из них оперативными заслонами Особых отделов задержано 249.969 человек и ЗО войск НКВД по охране тыла — 407.395 военнослужащих.
Из числа задержанных, Особыми отделами арестовано 25.878 человек, остальные 632.486 человек сформированы в части и вновь направлены на фронт.
В числе арестованных особыми отделами:
Шпионов — 1.505
Диверсантов — 308
Изменников — 2.621
Трусов и паникёров — 2.643
Дезертиров — 8.772
Распространителей провокационных слухов — 3.987
Самострельщиков — 1.671
Других — 4.371
Всего — 25.878
По постановлениям Особых отделов и по приговорам Военных трибуналов расстреляно 10.201 человек, из них расстреляно перед строем — 3.321 человек.
Зам. Нач. Управления ОО НКВД СССР Комиссар гос. безопасности 3 ранга С.Мильштейн (октябрь 1941г.)». (Топтыгин А.В. Неизвестный Берия. — М.-СПб., 2002).
Но не только охраной тыла занимались эти отряды. «О том, что при этом бойцы НКВД не прятались за чужими спинами, свидетельствуют потери, понесённые заградотрядом в ходе боёв за Таллин — свыше 60% личного состава, включая почти всех командиров». (Пыхалов И. Заградительные отряды: вымысел и реальность / Восток. Май 2004, № 5(17); июнь 2004. № 6(18)).
Некоторую путаницу в описании событий вносит то, что в это же время иногда заградотрядами называли совершенно иные структуры, например, выделенный ударный отряд, выполнявший роль резерва. «Генерал-майор Панфилов… создать и держать в руке сильный резерв, заградительный отряд, с тем, чтобы в любой миг бросить его на опасный участок». (Ставский В. Боевая орденоносная // От Советского Информбюро... 1941—1945 гг. Тома 1—2. — М.: АПН, 1982).
С осени 1941 года начинают создаваться армейские заградотряды. Постепенно, инициативой отдельных командиров. В отличие от заградотрядов НКВД, ориентированных на задержание дезертиров и охрану тыла, армейским заградотрядам ставилась задача — нести службу заграждения непосредственно за боевыми порядками частей, не допуская паники и массового бегства военнослужащих с поля боя. Отряды эти формировались не из военнослужащих НКВД, обычными красноармейцами и были гораздо крупнее (до батальона). С 12 сентября данная мера узаконивается верховным командованием и распространяется на все фронты:
Директива Ставки ВГК № 001919 командующим войсками фронтов, армиями, командирам дивизий, главнокомандующему войсками Юго-Западного направления о создании заградительных отрядов в стрелковых дивизиях
от 12 сентября 1941 года:
«Опыт борьбы с немецким фашизмом показал, что в наших стрелковых дивизиях имеется немало панических и прямо враждебных элементов, которые при первом же нажиме со стороны противника бросают оружие, начинают кричать: „Нас окружили!„ и увлекают за собой остальных бойцов. В результате подобных действий этих элементов дивизия обращается в бегство, бросает материальную часть и потом одиночками начинает выходить из леса. Подобные явления имеют место на всех фронтах. Если бы командиры и комиссары таких дивизий были на высоте своей задачи, паникёрские и враждебные элементы
не могли бы взять верх в дивизии. Но беда в том, что твёрдых и устойчивых командиров и комиссаров у нас не так много.
В целях предупреждения указанных выше нежелательных явлений на фронте Ставка Верховного Главнокомандования приказывает:
1. В каждой стрелковой дивизии иметь заградительный отряд из надёжных бойцов, численностью не более батальона (в расчёте по 1 роте на стрелковый полк), подчинённый командиру дивизии и имеющий в своём распоряжении кроме обычного вооружения средства передвижения в виде грузовиков и несколько танков или бронемашин.
2. Задачами заградительного отряда считать прямую помощь комсоставу
в поддержании и установлении твёрдой дисциплины в дивизии, приостановку бегства одержимых паникой военнослужащих, не останавливаясь перед применением оружия, ликвидацию инициаторов паники и бегства, поддержку честных и боевых элементов дивизии, не подверженных панике, но увлекаемых общим бегством.
3. Обязать работников особых отделов и политсостав дивизий оказывать всяческую помощь командирам дивизий и заградительным отрядам в деле укрепления порядка и дисциплины дивизии.
4. Создание заградительных отрядов закончить в пятидневный срок со дня получения настоящего приказа.
5. О получении и исполнении командующим войсками фронтов и армий донести.
Ставка Верховного Главнокомандования
И.Сталин.
Б.Шапошников».
(Органы государственной безопасности СССР в Великой
Отечественной войне. Т. 2. Начало. Книга 2. 1 сентября — 31 декабря 1941 г. — М., 2000. С. 85).
По улучшению обстановки, к концу 1941-го года необходимость в армейских заградотрядах отпадает, и они расформировываются. Заградотряды НКВД остаются и продолжают выполнять охрану тыла.
Новый этап в истории заградотрядов начался с приказа № 227 от 28 июля 1942 года. Именно эти, вновь создаваемые заградотряды, и остались в памяти, на них ссылаются современные мифотворцы. Так как же проявили себя эти заградотряды, чем занимались? Ответ на это дают следующие документы. Докладная записка 00 HКВД ДФ в УОО HКВД СССР «О работе особорганов по борьбе с трусами и паникёрами в частях Донского фронта за период с 1 октября 1942 г. по 1 февраля 1943 г.» от 17 февраля 1943 года. (Сталинградская эпопея: Материалы НКВД СССР и военной цензуры из Центрального архива ФСБ РФ. — М.: «Звонница-МГ», 2000. Док. 90):
«Всего за период с 1 октября 1942 г. по 1 февраля 1943 г., по неполным данным особорганами фронта арестовано трусов и паникёров, бежавших с поля боя — 203 человека, из них:
а) приговорено к ВМH и расстреляно перед строем — 49 ч.
б) осуждено к различным срокам ИТЛ и направлено в штрафные роты и б-ны — 139 ч.».
Это общая картина. Выделим из неё следующие далее примеры деятельности заградотрядов.
«2 октября 1942 г., во время наступления наших войск, отдельные части
138 стр. дивизии, встреченные мощным артиллерийским и миномётным огнём противника, дрогнули и в панике бежали назад через боевые порядки 1 батальона 706 СП, 204 СД, находившиеся во втором эшелоне.
Принятыми мерами командованием и заградбатальоном дивизии положение было восстановлено. 7 трусов и паникеров были расстреляны перед строем, а остальные возвращены на передовую линию фронта.
16 октября 1942 г., во время контратаки противника группа красноармейцев 781 и 124 стр. дивизий в количестве 30 человек проявила трусость и в панике начала бежать с поля боя, увлекая за собой других военнослужащих.
Находившийся на этом участке армейский заградотряд 21 армии силою оружия ликвидировал панику и восстановил прежнее положение.
19 ноября 1942 г. в период наступления частей 293 стр. дивизии при контратаке противника два миномётных взвода 1 306 СП вместе с командирами взводов — мл. лейтенантами Богатырёвым и Егоровым — без приказа командования оставили занимаемый рубеж и в панике, бросая оружие, начали бежать с поля боя.
Находившийся на этом участке взвод автоматчиков армейского заградотряда остановил бегущих и, расстреляв двух паникеров перед строем, возвратил остальных на прежние рубежи, после чего они успешно продвигались вперёд.
20 ноября 1942 г. время контратаки противника одна из рот 38 стр. дивизии, находившаяся на высоте, не оказав сопротивления противнику, без приказа командования стала беспорядочно отходить с занятого участка.
83 заградотряд 64 армии, неся службу заграждения непосредственно за боевыми порядками частей 38 СД, остановил в панике бегущую роту и возвратил её обратно на ранее занимаемый участок высоты, после чего личный состав роты проявил исключительную выносливость и упорство в боях с противником».
Жестоко? Сурово? Может быть. Но не стоит забывать, что в то время любой командир мог, для пресечения отступления и паники, расстрелять на месте паникёра. И подобное являлось нормальным для функционирования любой армии мира. Война красива только в боевичках. Но не это главное. Интересно другое — так где же картины массовых расстрелов из пулемётов отступающих частей, а то и просто частей, не выполнивших боевую задачу? А ведь именно такую картину пытаются нарисовать некоторые публицисты. Нет этого.
«Что же касается заградительных отрядов, о которых из-за отсутствия достоверной информации, распространялось (как и о штрафных частях) много всяких домыслов и небылиц (гнали войска под дулами пулемётов в наступление, расстреливали отступавшие части и т. д.), то никому из исследователей пока ещё не удалось найти в архивах ни одного факта, который подтверждал бы, что заградительные отряды стреляли по своим войскам. Не приводятся такие случаи и в воспоминаниях фронтовиков». (Россия и СССР в войнах XX века. Потери вооружённых сил. Статистическое исследование / Под общ. ред. Г.Ф.Кривошеева. — М.: Олма-Пресс, 2001).
Стоит, наверное, отметить несостоятельность утверждения о том, что солдат «гнали заградотрядами в атаку». Да, отдельные командиры, бывало, выносили подобные предложения. Но понимания подобное у командования не встречало.
«Докладная записка ОО HКВД ДФ в УОО HКВД СССР о наступательных операциях 66-й армии» от 30 октября 1942 года: «Командующий фронтом Рокоссовский под впечатлением того, что причиной неуспехов являются плохие действия бойцов-пехотинцев, пытался для воздействия на пехоту использовать заградотряды. Рокоссовский настаивал на том, чтобы заградотряды шли следом за пехотными частями и силой оружия заставляли бойцов подниматься в атаку.
Однако мнение командования фронта и армии о том, что причиной неуспехов является неподготовленность бойцов пехотных частей, не имеет под собой основательной почвы». (Сталинградская эпопея... Док. 57).
Выполняли заградотряды и другие функции. Очень часто ими попросту затыкали все дыры на фронте, как последний рубеж обороны. «Справка 00 НКВД СТФ в УОО HКВД СССР о деятельности заградительных отрядов Сталинградского и Донского фронтов», не ранее 15 октября 1942 года:
«В критические моменты, когда требовалась поддержка для удержания занимаемых рубежей, заградительные отряды вступали непосредственно в бой с противником, успешно сдерживали его натиск и наносили ему потери.
13 сентября сего года 112 стр. дивизия под давлением противника отошла
с занимаемого рубежа. Заградотряд 62 армии под руководством начальника отряда (лейтенанта госбезопасности Хлыстова) занял оборону на подступах
к важной высоте. В течение 4-х суток бойцы и командиры отряда отражали атаки автоматчиков противника и нанесли им большие потери. Заградотряд удерживал рубеж до подхода воинских частей.
15—16 сентября с. г. заградотряд 62 армии в течение 2-х суток успешно вёл бой с превосходящими силами противника в районе ж. д. вокзала г. Сталинграда. Несмотря на свою малочисленность, заградотряд не только отбивал атаки противника, но и нападал на него, причинив ему значительные потери в живой силе. Свой рубеж отряд оставил только тогда, когда на смену подошли части 10-й стр. дивизии.
19 сентября с. г. командование 240 стр. дивизии Воронежского фронта одной из рот заградотряда 38-й армии дало боевое задание очистить рощу
от группы немецких автоматчиков. В боях за рощу эта рота потеряла 31 человека, из них убитыми 18 человек.
Заградительный отряд 29-й армии Западного фронта, будучи в оперативном подчинении у командира 246 стр. дивизии, использовался как строевая часть. Принимая участие в одной из атак, отряд из 118 человек личного состава потерял убитыми и ранеными 109 человек, в связи с чем заново формировался.
По 6-й армии Воронежского фронта, согласно приказу Военного совета армии, 2 заградительных отряда 4-го сентября с. г. были приданы 174 стр. дивизии и введены в бой. В результате заградотряды в бою потеряли до 70% личного состава, оставшиеся бойцы этих заградотрядов были переданы названной дивизии и таким образом расформированы. 3-й отряд этой же армии 10 сентября с. г. был поставлен в оборону.
В 1-и гвардейской армии Донского фронта по приказу командующего армией Чистякова и члена Военного совета Абрамова 2 заградительных отряда неоднократно направлялись в бой, как обыкновенные подразделения. В результате отряды потеряли более 65% личного состава и впоследствии расформированы». (Сталинградская эпопея... Док. 50).
Такая практика существовала, несмотря на упреки в том, что «заградительные отряды отдельными командирами соединений использовались неправильно; значительное число заградотрядов направлялось в бой наравне с линейными подразделениями, которые несли потери, вследствие чего отводились
на переформирование, и служба заграждения не осуществлялась». Эта практика существовала весь критический период в 1942—43 годах. Отвлекались от задач заграждения эти отряды и позже, но уже не в столь активных формах.
Из мемуаров Горбатова видно, что заградотряды зачастую использовались для занятия неактивных участков фронта с целью снять оттуда части для усиления наступательной группировки.
«— А кто же в это время будет держать оборону на семидесятикилометровом фронте? — спросил командующий.
— Против плацдарма противника будут оставлены укрепленный район и два бронепоезда, а к северу от села Шапчинцы поставлю запасной армейский полк, заградотряд, заградроты и химроты…», «…к полудню я окончательно убедился, как бесцельно держать 40-й стрелковый корпус трёхдивизионного состава да ещё с мощным усилением для обороны северного направления между реками Днепр и Друть… Пришлось поступить так: сегодня вывести из обороны и сосредоточить у села Литовичи 129-ю стрелковую дивизию, сменив её заградотрядами; завтра вывести из обороны 169-ю стрелковую дивизию вместе с управлением 40-го корпуса, сменив ее запасным полком». (Горбатов А.В. Годы и войны. — М.: Воениздат, 1989).
Постепенно необходимость в заградотрядах исчезала. И в соответствии
с приказом НКО СССР № 0349 от 29 октября 1944 года, они к 20 ноября 1944 года расформировываются.
Общая численность заградотрядов в разные времена менялась. «В соответствии с приказом НКО № 227 в частях действующих в Красной Армии по состоянию на 15 октября с. г. сформировано 193 заградительных отряда. Из них в частях Сталинградского фронта сформировано — 16 и Донского — 25». (Сталинградская эпопея... Док.50). В дальнейшем численность их только падала.
Версия для печати