Д.И.Чесноков. Материальное производство — определяющая сила развития общества.
ЧЕСНОКОВ ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ (1910—1973), партийный деятель, доктор философских наук, профессор, академик АПН СССР. Окончил Московский государственный пединститут (1931). В 1931—1943 гг. преподаватель, завкафедрой Свердловского университета. В 1943—1947 гг. завотделом, секретарь Свердловского горкома ВКП(б) по пропаганде. В 1947—1948 гг. замзавотделом науки Управления пропаганды и агитации ЦК ВКП(б). В 1948—1951 гг. замдиректора Института философии АН СССР, одновременно
в 1949—52 гг. главный редактор журнала «Вопросы философии». Профессор МГУ
(1948—1960), завкафедрой диалектического и исторического материализма и с её разделением — заведующий кафедрой исторического материализма (1959—1967).
В 1952—1953 гг. заведующий Отделом философии и истории ЦК, член Постоянной комиссии по идеологическим вопросам при Президиуме ЦК КПСС, гл. редактор журнала «Коммунист». Член Президиума ЦК КПСС (1952—1953). Глава Государственного комитета по радиовещанию и телевидению при Совете Министров СССР (1958—1959).
В 1967—1970 гг. проректор Академии общественных наук при ЦК КПСС. Награждён орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, «Знак Почета». Лауреат Сталинской премии третьей степени (1951) за работу «Мировоззрение А.И.Герцена», лауреат премии имени М.В.Ломоносова за книгу «Исторический материализм» (1965).
* Из работы: Чесноков Д.И. Исторический материализм / 2-е изд., дораб. — М., «Мысль», 1965. С. 35—41.
Значение труда, материального производства в том, что они выделили общество из природы. Оно состоит и в том, что труд, производство являются решающей, определяющей силой всего общественного развития и лежат в основе всех других, и в частности духовных, сторон общественной жизни.
Почему материальное производство играет определяющую роль
в жизни человеческого общества? Прежде всего потому, что оно является источником жизни общества. Люди, прежде чем думать, заниматься искусством или политикой, должны жить. Но для того чтобы жить, они должны производить материальные блага — предметы пищи, одежды, обуви, жилища. Животные берут готовыми свет и тепло солнца, растительную и животную пищу из внешней природы. Этого достаточно для того, чтобы они могли существовать и развиваться по биологическим законам природы. Человеческое общество как общество погибнет, если не будет создавать из вещества природы продукты питания, одежду и жилища.
Далее. Основные изменения в обществе начинаются прежде всего
в материальном производстве, а затем уже находят отражение в духовной жизни общества. Общественные взгляды и учреждения в конечном счёте отражают характер производства и порождённых им материальных (экономических) отношений между людьми. Новые общественные взгляды и теории рождаются лишь тогда, когда созревают материальные условия для их осуществления. Например, просветительские взгляды французских мыслителей XVIII в. родились тогда, когда феодальное производство уже уступало место капиталистическому, основанному на машинной технике и труде свободного от крепостной зависимости работника. И орудия труда, и производственные навыки, и общественно-экономические отношения феодализма устарели, уходили в прошлое.
На смену им стал приходить новый способ производства — капиталистический, предполагающий новый тип орудий труда, новые производственные навыки работника, освобождение его от феодальных повинностей и т. д. Отражением всего этого в духовной жизни было появление новых воззрений — просветительских, противоположных воззрениям старого, феодального общества. Изменение способа производства, изменение материальной основы жизни общества вызвало изменение взглядов людей, а впоследствии ликвидацию феодальных учреждений и замену их представительными буржуазными учреждениями.
Этим мы не умаляем громадной роли новых идей, новых учреждений в утверждении и развитии новых экономических отношений. Новые идеи и учреждения возникают в соответствии с реальными потребностями общества. Но, возникнув, они становятся необходимым орудием людей, борющихся за утверждение нового общественного строя. Люди действуют как разумные существа не только в борьбе с природой, но и в борьбе с устаревшими общественными отношениями и учреждениями. Поэтому роль общественных теорий исключительно велика. Передовые теории мобилизуют людей на решение назревших прогрессивных задач, отражают сложившиеся материальные условия, требующие устранения отживших отношений и учреждений. Они, передовые идеи, олицетворяют прогрессивные силы общественного развития, опираются на законы развития общества, прежде всего законы развития материального производства, и поэтому в конце концов побеждают. Реакционные идеи и теории опираются на отжившие общественные отношения и учреждения, организуют людей, находящихся под их влиянием, на борьбу с прогрессивными силами за сохранение этих отживших отношений и учреждений. Естественно, что сопротивление известной части общества, находящейся под влиянием отживших идей, прогрессивному развитию затрудняет общественный прогресс, а в определённых условиях способно его задерживать. Однако реакционные идеи никогда не были в состоянии остановить экономическое развитие общества, а тем более повернуть общественное движение вспять. В этом опять-таки проявляется определяющая роль объективных закономерностей общественного развития.
Значит, определяющая роль общественного материального производства, способа производства, состоит в том, что оно по отношению
к духовной жизни является первичным. Происхождение общественных идей, теорий, учреждений в конечном счёте коренится в условиях и законах развития материального производства. Будущее принадлежит
в конце концов тем общественным теориям и учреждениям, которые опираются на закономерно возникающие в общественном производстве новые средства и отношения, более передовые, чем им предшествующие, а не тем, которые опираются на отжившие силы и элементы общественного производства.
Сопоставляя общество с природой, мы установили, что общественное материальное производство отличает общество от природы, в частности от любого стада высших животных. Общественное производство выделило общество из природы, и оно легло в основу всех общественно-исторических закономерностей.
Но это лишь одна сторона дела. Другая сторона состоит в том, что общественное производство связывает общество с природой, является воплощением их единства. Человек (а следовательно, общество), выделившись из природы, не стал вне природы или над природой. Биологическая, физиологическая природа человека — строение внутренних органов, механизм пищеварения, кровообращения, дыхания, выделения и т. д. — в основном аналогична биологической природе высших животных и действует на основании одних и тех же биологических законов. Это относится и к мозгу человеческой головы, который у человека развит неизмеримо более, чем у высших животных, но функционирует на основании тех же биологических законов, что и мозг животных.
Далее. Человеческое общество так же нуждается для своей жизни
в материалах внешней природы, как и любое животное и растение. Оно не может существовать без земли, на которой люди находятся и развивают свою деятельность, без воды и воздуха — непременных условий всего живого, без солнечного света, без растительного и животного миров, населяющих земной шар, без ископаемых богатств, которыми располагают недра нашей планеты, т. д. Как бы ни развивалось человеческое общество и как бы ни совершенствовался человеческий организм, они всегда будут оставаться частью природы, подчинённой действию её законов, и существовать благодаря использованию её сил и законов. Об этом не раз напоминали основоположники марксизма. «...На каждом шагу, — писал Энгельс, — факты напоминают нам о том, что мы отнюдь не властвуем над природой так, как завоеватель властвует над чужим народом, не властвуем над ней так, как кто-либо находящийся вне природы, — что мы, наоборот, нашей плотью, кровью и мозгом принадлежим ей и находимся внутри её, что всё наше господство над ней состоит в том, что мы, в отличие от всех других существ, умеем познавать её законы и правильно их применять». (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 496).
Итак выделившись из природы, общество не «выпрыгнуло», да и
не могло «выпрыгнуть», за её рамки, ибо «выпрыгивать» некуда. Даже мышление и то является природным, не в том отношении, что мыслит весь материальный мир, а в том, что оно есть лишь свойство особым образом организованной материи. И там, где, развиваясь по своим законам, природа создаёт подобную организацию материи, неизбежно возникает мысль как особое свойство природы и её продукт.
Общество остаётся частью, специфической, но лишь частью природы. Преобразуя природу, человек действует не вопреки, а на основании законов природы. Люди поставили себе на службу многие силы природы,
в том числе энергию тепла, электричества, химических реакций. Сейчас человечество приступило к использованию энергии атомного ядра. Всё это могучие силы, но они даны природой. Человек открыл эти силы, постиг их законы и поэтому использовал в производстве. Материальное производство не могло бы существовать и развиваться, если бы знания людей о законах и свойствах природы не соответствовали действительности. Материальное производство даёт людям могучие средства познания мира — накопленный опыт, сложные орудия и аппаратуру и т. д. Без использования в производстве электроэнергии и современного машиностроения нельзя было бы искусственно расщепить атом. Новые данные, новые свойства и закономерности природы, открытые людьми, служат мощным толчком дальнейшему развитию и совершенствованию материального производства. Знание даёт человеку силу, а сила позволяет ему расширить использование законов природы, позволяет человеку, оставаясь природным существом, господствовать над ней.
Значит, общество, активно относясь к природе, преобразуя её и заставляя служить людям, не игнорирует объективных законов природы, а исходит из них. В ходе материального производства действуют законы природы. Материальное производство, особенно современное,
не только в социалистических, но и в капиталистических странах не может обойтись без естествознания и его прикладных областей. В этом одна из причин того, что в технике и технологии производства социалистических и капиталистических стран много общего.
Законы природы при этом не объясняют специфики материального производства и не выражают его законов. Материальное производство развивается по своим собственным законам. В данном случае мы лишь подчёркиваем тот момент, что оно не игнорирует законов природы,
а основывается на них. Материальное производство есть процесс, протекающий между обществом и внешней природой, предполагающий обмен между ними. Общество, затрачивая производственную энергию, получает в своё распоряжение материалы, продукты и силы природы. Без исходного компонента взаимодействия — внешней природы, без использования законов природы в процессе этого взаимодействия материальное производство невозможно.
Из сказанного следует, что общественное материальное производство не только отличает общество от природы, но и осуществляет
их единство.
Взаимодействие общества и природы в процессе производства изменяется по мере развития общества. Природа разными сторонами воздействует на общество, прежде всего на материальное производство, по мере развития самого материального производства, по мере возрастания степени господства общества над стихийными силами природы.
Для первобытного человека особое значение имело разнообразие растительного и животного мира, наличие растений, которые могли пойти в пищу, и животных, доступных для охоты. С возникновением скотоводства и земледелия для общественного производства прежде всего имело значение наличие пастбищ с обильной травой и водоёмами, естественное плодородие почвы и достаток влаги и тепла для произрастания сельскохозяйственных растений. Природа влияла на производство непосредственно. По мере развития производства на общество стали воздействовать такие факторы, которые не имеют никакого или почти никакого значение для животного мира. В современном обществе для развития производства прежде всего имеют значение запасы каменного угля и нефти, железа и цветных металлов и т. д., т. е. элементы, которые прежде всего употребляются для изготовления средств труда. Что касается тех факторов, которые непосредственно влмяли
на развитие производства, — плодородные почвы, наличие влаги, пастбищ и т. д., то они продолжают действовать и сейчас. Но люди уже научились искусственно создавать их в тех случаях, когда в данном месте земного шара они недостаточны. Минеральные, органические удобрения, правильные севообороты и воздействие на микробы в почве позволяют систематически повышать плодородие почвы; искусственное орошение компенсирует недостаток влаги, а у растений вырабатывается меньшая требовательность к температурным колебаниям. Отсутствие пастбищ компенсируется внедрением высокоурожайных кормовых культур в севообороте (кукурузы, свёклы и т. д.).
Больше того, люди научились искусственно создавать из вещества природы новые материалы и средства, которых они не встречают в естественном состоянии: различные пластмассы, не уступающие по своей прочности металлам, искусственные волокна, жидкое горючее, заменяющее нефть, и т. д. Тем самым люди научились компенсировать дефицит в металлах и других материалах, без которых немыслимо современное производство. Всё это они делают, опять-таки опираясь на законы природы и используя их.
Влияние природы на развитие производства есть, следовательно, фактор переменный, причём размеры и характер этого влияния определяются способом производства. На низших ступенях развития человеческого общества непосредственное влияние природы, прежде всего географической среды,* сильнее, чем на более высоких. В то же время развитие производительных сил открывает новые стороны влияния географических условий, которые были немыслимы на начальных стадиях развития общества. Но во всех случаях это влияние географических условий на общество преломляется главным образом через посредство производительных сил, и оно не определяет природы специфических законов материального производства. Это лишний раз показывает, насколько ошибались сторонники географического направления, считавшие естественную среду общества определяющей силой исторического развития.
_____
* Под географической средой автор понимает не природу в целом, а часть природы, непосредственно взаимодействующую с обществом. Составляя внешние условия развития общества, географическая среда сама испытывает воздействие с его стороны тем больше, чем выше уровень развития производительных сил. В этом отношении географическая среда не только следствие природных сил, но и в известной мере результат развития общества. Это, однако, не означает превращения географической среды в общественную силу. Она остаётся элементом природы в отличие от общества. Включать географическую среду в систему общественных элементов так же неправомерно, как и не видеть воздействия общества на природу.
Перейдём к философской оценке полученных нами выводов. Мы видели, что правильное решение вопроса о соотношении природы и общества нельзя дать ни с позиций идеализма, пренебрегающего природой, ни с позиций метафизического материализма, не видящего качественного отличия общественных явлений от природных. Ни идеалистическое противопоставление природных и общественных явлений, ни метафизическое их отождествление не дают ключа к решению этого вопроса. Последнее возможно лишь с позиций последовательного материализма, обогащённого научной теорией развития — диалектикой, т. е. с позиций диалектического материализма. Это решение, составляющее величайшее достижение науки, гласит: общество есть часть природы, немыслимая без остальной природы и её законов. Но оно имеет свои специфические законы развития, отличающиеся от законов природы, распространяющих свою власть и на общество. Открыв определяющую роль производства в возникновении и развитии общества, Маркс и Энгельс преодолели идеализм, безраздельно господствовавший до них в истории, дали материалистическое истолкование общества. Материалистическое мировоззрение освободилось от элементов непоследовательности и превратилось в стройную концепцию, дающую материалистическую, подлинно научную трактовку всех явлений объективного мира, т. е. природы и общества.
Версия для печати