В.Н.Федоткин. Сталин на защите русского языка и русской культуры
ФЕДОТКИН ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ, член ЦК КПРФ, член Правления Всероссийского Созидательного Движения «Русский Лад», доктор экономических наук, профессор, действительный член Российской академии естественных наук (Рязань).
Мне кажется, о русских, их уважении, сотрудничестве с представителями других народов надо говорить чаще. Ведь русских в России почти 80%. И от их позиции зависит всё. Более того, я уверен, должна быть внятная государственная политика по русскому вопросу. От этого выиграют все нации и народности. Но именно, государственная. Поэтому
я и обратился к этой теме.
Мало родиться русским. Надо постоянно конкретными поступками доказывать свою принадлежность к русской нации, её трудящимся слоям. Эти слова я вспоминаю каждый раз, когда пишу о русском народе. Сегодня они связаны с И.В.Сталиным.
Обычно, когда говорят или пишут о нём, останавливаются на экономических результатах СССР. Сколько при жизни И.В.Сталина было построено предприятий, как ликвидировали безработицу, готовили кадры, победили в Великой Отечественной войне... Но не менее важна и ещё одна сторона его деятельности — защита русского языка, культуры, духовности и нравственности. Без этого нельзя понять Сталина как целостного руководителя такой великой страны, как СССР. Говорю
не просто о Сталине как о человеке, а как о руководителе государства. Руководителе, позиция и слово которого определяло на многие годы официальный курс власти. Это тем более важно на фоне нынешних непрерывных и яростных атак, прежде всего, на русский народ, его прошлое и его героев. Да и не только на русских. Это нужно знать и
для оценки слов и реальных дел нынешних руководителей страны.
Именно во времена Сталина был сделан решительный поворот в эту сторону. Во второй половине 1930-х годов в СССР впервые было издано полное собрание сочинений А.С.Пушкина. Его стали изучать в школе. Были выпущены талантливые фильмы о наших легендарных героях: А.В.Суворове, М.И.Кутузове, А.Невском, Д.Донском,Ф.Ф.Ушакове. Широко заговорили о наших великих предках: М.В.Ломоносове, Н.И.Лобачевском, Д.И.Менделееве, Н.Г.Чернышевском и других. Это восстанавливало духовную связь поколений, придавало уверенность и силы
в строительстве нового общества. И что особенно важно — это стало государственной политикой. Так было.
Сталин один из первых в то время понял всю важность для страны русского народа и встал на защиту его героического и культурного наследия, поскольку именно русская культура объединила многие культуры страны и дала им возможность возродиться в полной мере. Борьба за достоинство русских для Сталина была борьбой за достоинство СССР. И делал
он это не случайно. Слишком уж пугали противников наши трудовые и военные успехи. «Пятая колонна», с которой непрерывно боролся Сталин, вела свою антинародную деятельность не только в сфере экономики, но и в области культуры и массового сознания. Исподволь, «тихой сапой» протаскивали они политику разложения изнутри. Ту, которая сегодня льётся
с утра до ночи со всех каналов телевидения, радио и страниц газет. Но тогда руководителем государства был Сталин, способный остановить это.
А кто сегодня? Культура и искусство — это грозное оружие. В чьих они руках — тому и служат. Достаточно посмотреть передачи нынешнего телевидения, чтобы понять — кому они помогают: простому народу или тем, кто наживается на бедах простых людей. Через разрушение культуры, разоружаются, а потом и уничтожаются народы.
В 1946 году на встрече с творческой интеллигенцией Сталин специально поднял вопрос о культуре. «...Перед иностранной агентурой поставлена задача добиваться в произведениях литературы и искусства пропаганды пессимизма, всякого рода упадничества и морального разложения... пора, по-моему, понять и усвоить, что культура, являясь важной составной частью господствующей в обществе идеологии, всегда классовая и используется для защиты интересов господствующего класса, у нас для защиты интересов трудящихся (курсив мой. — В.Ф.)... Нет искусства ради искусства, нет и не может быть каких-то “свободных”, независимых от общества, как бы стоящих над этим обществом художников, писателей, поэтов, драматургов, режиссёров, журналистов». (Сталин И.В. Соч. Т. 16. — М.: Издательство «Писатель», 1997.
С. 52—53). Тезис о свободе творчества, такие «независимые», часто использовали и используют для насаждения духовного рабства.
Заслуживает внимания отрывок из выступления на этой встрече писателя А.А.Фадеева: «Сегодня приходишь в один кинотеатр — стреляют, приходишь в другой — стреляют: повсюду идут кинофильмы, в которых герои без конца борются с врагами, где рекой льётся человеческая кровь. Везде показывают одни недостатки и трудности. Народ устал...». (Там же. С. 49). А разве сегодня этого нет? Намного больше. Высмеивается положительный герой, пропагандируется низкопоклонничество перед Западом, изо всех сил искажается история русского народа. В то время нужны были сила и авторитет Сталина, чтобы остановить удар не только по русским, но и по всей духовно-нравственной системе советского общества. А где нынешние руководители? Или всё это их устраивает?
Сталин поставил задачу — наряду с пропагандой человека труда: рабочего, учёного, труженика и т. д. — показывать в наших произведениях жизнь будущего, в которой не будет крови и насилия, показывать человека будущего, для которого личное счастье и счастье Родины неразделимы. Нужно показывать героев, на которых хотелось бы равняться. Своё место в мире надо защищать и не только привычным оружием, но и правдой истории.
«И вдруг отсталая „лапотная” Россия, эти пещерные люди — недочеловеки, как нас изображала мировая буржуазия, — с сарказмом подчёркивал Сталин, — разгромила наголову две могущественные силы в мире — фашистскую Германию и империалистическую Японию, перед которыми
в страхе трепетал весь мир». (Там же). Казалось бы, речь шла о вещах, само собой разумеющихся, но об этом приходилось писать и говорить ещё и ещё раз, чтобы никто не мог стереть из нашей памяти истинную душу русского человека. Приходилось напоминать более чем очевидное.
А разве сегодня это не нужно делать? В советское время были писатели, деятели искусств, которые жаловались, что им не дают проявить себя. Сегодня практически всё можно. А где же они — эти деятели?
Где их гениальные творения? Видимо, жалобы на советскую власть были лишь прикрытием их духовной немощи.
Это всё не так безобидно, как порой некоторым кажется. Враги ставили и ставят задачу: если уж не уничтожить, то, по крайней мере, максимально ослабить сознание простого человека, сделать его максимально примитивным, не способным на самозащиту. Как результат — происходит выселение, изгнание русских с их исконных земель. Отсюда, главное, на мой взгляд, что мешает нам быть сильными и жить достойно, прежде всего, — разобщённость. Умело насаждаемая, искусственно поддерживаемая разобщённость простых людей, трудящихся. Когда каждый забился в свою норку и пытается справиться со всеми проблемами в одиночку. Но не получается и
не получится. Так и хочется крикнуть: «Русские! Ищите друг друга и объединяйтесь! Объединяйтесь и защищайтесь сообща! Ждать помощи не от кого! Полагаться можно только на самих себя!». Недавно
в группах «Вконтакте» и в «Одноклассниках» открыты страницы под названием: «Где же вы, русские?». (Вконтакте: www.vk.com/russkie62. В Одноклассниках: www.ok.ru/group/russkiye62). Русские, откликнитесь. Напишите своё мнение: Как стать хозяевами в своей стране,
а не быть пасынками? Почему русские, показывающие героизм на полях сражений, так беззащитны в мирной жизни?
Но вернусь к Сталину. Экономическое продвижение вперёд невозможно без культурного. Понимая это, Сталин в работе «Экономические проблемы социализма в СССР» в 1952 году отмечал: «Необходимо добиться такого культурного роста общества, который бы обеспечил всем членам общества (выделено мною. — В.Ф.) всестороннее развитие их физических и умственных способностей, чтобы члены общества имели возможности получить образование, достаточное для того, чтобы стать активными деятелями общественного развития...». (Там же. С. 204). Снова скажу: так было! Но вот спустя 70 лет, с приходом новой «демократической» власти, нам приходится снова говорить об этом! Более того, добиваться, чтобы власть занималась этими вопросами.
Среди заслуг Сталина, по мнению многих учёных и специалистов, есть и такая — как защита русского языка. Проблема языка — не только политического, но и живого русского — занимала Сталина с особой силой. Здесь тоже далеко не всё было в порядке. Очевидны были попытки атаковать русских именно с позиций их родного языка. Прослеживалась линия на то, чтобы если не убрать, то существенно потеснить русский язык: заменить его или, на худой конец, отказаться от русского алфавита и ввести латинский. В связи с этим Сталин не раз подчёркивал, что подобный примитивно-анархический взгляд на народы, на классы, на язык внесёт лишь анархию в общественную жизнь и создаст угрозу распада общества.
Здесь вновь потребовался личный авторитет Сталина, как руководителя государства, чтобы прекратить такие эксперименты, которые безусловно коснулись бы каждого человека страны, всего нашего культурного наследия. 26 января 1930 года вышло постановление Политбюро ЦК ВКП(б), где говорилось: «Предложить Главнауке прекратить разработку вопроса о латинизации русского алфавита».
Сталин вновь, как это случалось и раньше, выявил здесь двойную цель очередной атаки агрессивного западничества — удар и по системе ценностей социалистического общества, и по образу русского народа, являющегося главным носителем и творцом этих ценностей.
Сегодня эта проблема вновь приобрела особую остроту. В России всё сужается сфера русского языка, русских песен, русских национальных праздников. Русский язык сознательно предаётся забвению. На его место приходит поток иностранных слов, а с ними меняемся мы, меняется наше отношение друг к другу, к нашей истории и нашему будущему. Я уверен, нам ещё много раз придётся обращаться к опыту Сталина, как руководителю великого государства, в вопросах защиты русского языка, русской культуры, нашей духовности и нравственности. Этих основ всей нашей жизни, нашей независимости.
Русская культура — это, прежде всего, не веселье и развлечения. Это результат многовековых страданий и борьбы против эксплуататоров и за сохранение самих себя, своей национальной идентичности.
Во все века она объединяла нас, помогала выжить, не затеряться среди множества других наций и народностей. Нашу культуру надо
не только знать и любить. За неё нужно бороться. Её нужно защищать. ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ К РУССКОМУ НАРОДУ НАДО ЗАСЛУЖИТЬ
НЕ СЛОВАМИ, А ДЕЛАМИ.
Версия для печати