Позиция лауреата Нобелевской премии Ж.И.Алфёров. И все-таки, почему социализм?
И все-таки, почему социализм?
___
АЛФЁРОВ ЖОРЕС ИВАНОВИЧ, советский и российский физик. Лауреат Нобелевской премии по физике. Вице-президент РАН с 1991 до 2017 года. Председатель Президиума Санкт-Петербургского научного центра РАН. Член КПСС с 1965 года. Депутат Государственной думы Федерального собрания от КПРФ.
Основоположник физики ХХ века Альберт Эйнштейн, совершивший переворот в науке, открылся для меня ещё и как дальновидный экономист и социолог, когда я прочитал его статью «Почему социализм?». Это небольшое, всего на семь страниц, размышление учёного, опубликованное в 1949 году в американском журнале «Ежемесячное обозрение» (Monthly Review), и в наши дни воспринимается как актуальный исторический прогноз, требующий серьёзного прочтения и осмысления.
В этой статье Альберт Эйнштейн представил элементарное и очень доказательное объяснение экономического развития человечества в целом. Он даёт здесь анализ того, что собой представляет нынешнее капиталистическое общество и почему совершенно естественно должна произойти смена экономической формации и переход к социализму.
У нас имеется очень серьёзный развёрнутый научный анализ той и другой формации, который мы находим в трудах Маркса и Энгельса, глубокое обоснование необходимости смены экономической и политической системы, данное Лениным. Но у Эйнштейна это всё сформулировано очень просто и доступно для самых широких слоёв населения.
Какие черты капитализма
выделяет Эйнштейн?
Вот что он пишет в начале своей статьи: «...Большинство великих государств обязаны своим появлением завоеванию. Народы-завоеватели делали себя юридически и экономически правящим классом завоёванной страны. Они присваивали себе монопольное право на владение землёй и выбирали жрецов только из своих рядов. Эти жрецы, в руках которых был контроль над образованием, сделали классовое разделение общества постоянным и создали систему ценностей, которой люди стали руководствоваться в своём общественном поведении, по большей части бессознательно».
Здесь Эйнштейн подчёркивает, что великие государства присвоили себе власть над миром не в результате экономического развития, а путём завоевания. И они стали властвовать миром, сделав классовое разделение постоянным и закрепив за собой право на систему образования.
Он констатирует неопровержимый факт: «Не будет большим преувеличением сказать, что уже сейчас человечество представляет собой одно планетарное сообщество в производстве и потреблении».
Дальше я возьму очень длинные цитаты из статьи, потому что они очень важны для понимания того, что собой представляет современное общество в целом.
«Действительным источником этого зла, по моему мнению, является экономическая анархия капиталистического общества. Мы видим перед собой огромное производительное сообщество, чьи члены всё больше стремятся лишить друг друга плодов своего коллективного труда. И не силой, а по большей части соблюдая законом установленные правила. В связи с этим важно понять, что средства производства, т. е. все производственные мощности, необходимые для производства как потребительских, так и капитальных товаров, могут быть и по большей части являются частной собственностью отдельных лиц».
С моей точки зрения, это чрезвычайно важное наблюдение. Мы, люди старшего поколения, выросли в социалистическом обществе, которое при всех его недостатках действительно было социалистическим. Мы занимались развитием производства для удовлетворения потребления трудящихся, но мы не отнимали друг у друга собственности.
А в капиталистическом обществе это было всегда, как норма его существования. И чем занято это общество? Оно занято тем, что отнимает друг у друга собственность. Это предмет постоянной его работы. Если в социалистическом обществе предметом нашей работы было развитие производства, то здесь львиная доля деятельности приходится на то, как отнять у этого, у этого, как переделить собственность, делая это не путём разбоя, а на законном основании. А по существу этот разбой узаконен.
Дальше Альберт Эйнштейн пишет:
«Владелец средств производства имеет возможность купить рабочую силу рабочего. Используя средства производства, этот рабочий производит новую продукцию, которая становится собственностью капиталиста. Самое существенное в этом процессе заключается в соотношении между тем, что рабочий производит и сколько ему платят, если то и другое измерять в их действительной стоимости. Поскольку трудовой договор является „свободным”, то, что рабочий получает, определяется не действительной стоимостью произведённой им продукции, а его минимальными нуждами и соотношением между потребностью капиталиста в рабочей силе и числом рабочих, конкурирующих друг с другом за рабочие места».
И мы сейчас, оказавшись в капитализме, тоже имеем всё это в нашей стране.
Важно понять, что даже в теории заработная плата рабочего не определяется стоимостью им произведённого. Это очень точно показано
у Карла Маркса. А у Эйнштейна это все сказано простыми словами.
Но очень точно.
Олигархия создаёт
свою систему образования
«Частному капиталу, — пишет он дальше, — свойственна тенденция к концентрации в руках немногих. Это связано отчасти с конкуренцией между капиталистами, отчасти потому, что техническое развитие и углубляющееся разделение труда способствуют формированию всё более крупных производственных единиц за счёт меньших. В результате этих процессов появляется капиталистическая олигархия, чью чудовищную власть демократически организованное общество не может эффективно ограничивать».
Эта олигархия появилась и у нас. И мы не можем с ней бороться. Олигархия создаёт свою систему образования.
«Неограниченная конкуренция ведёт к чудовищным растратам труда и к тому изувечиванию социального сознания отдельной личности,
о котором я уже говорил. Это изувечивание личности я считаю самым большим злом капитализма. Вся наша система образования страдает от этого зла. Нашим учащимся прививается стремление к конкуренции; в качестве подготовки к карьере их учат поклоняться успеху в приобретательстве».
И действительно, вы послушайте наши передачи по телевидению,
по радио. Вот этот заработал столько-то миллионов, у этого состояние стало миллиардное, а этот научился и теперь зарабатывает такие-то суммы. Как мы учили в советское время? Мы говорили: вот он — отличник по математике, по физике, он предложил новый прибор, новую систему для развития экономики. А сегодня: он заработал мешок денег! Он стал буржуем, вот достижение.
К каким выводам приходит Эйнштейн?
Он говорит: «Я убеждён, что есть только один способ избавиться
от этих ужасных зол, а именно путём создания социалистической экономики с соответствующей ей системой образования, которая была бы направлена на достижение общественных целей. В такой экономике средства производства принадлежат всему обществу и используются по плану... Помимо развития его природных способностей, образование человека ставило бы своей целью развитие в нём чувства ответственности за других людей вместо существующего в нашем обществе прославления власти и успеха. Необходимо помнить, однако, что плановая экономика это ещё не социализм. Сама по себе она может сопровождаться полным закрепощением личности. Построение социализма требует решения исключительно сложных социально-политических проблем: учитывая высокую степень политической и экономической централизации, как сделать так, чтобы бюрократия не стала всемогущей?».
Мы знаем, в том числе и на опыте нашего государства, как централизация власти и всемогущая бюрократия в Советском Союзе привели к печальным результатам. Эта всемогущая власть бюрократии стала причиной развала великого государства. В этой всемогущей бюрократии появилась небольшая группа людей, которые ради собственной власти и собственного богатства оказались способны предать собственную страну. И мы получили то, что мы получили.
Между тем Альберт Эйнштейн с большим интересом относился
к великому эксперименту, поставленному в нашей стране. Об этом можно судить по его словам о Ленине в небольшой заметке, написанной в 1929 году, в пятую годовщину смерти Владимира Ильича: «Я чту в Ленине человека, который с полным самопожертвованием отдал все свои силы делу осуществления социальной справедливости. Я не считаю его метод целесообразным. Но одно бесспорно: подобные ему люди являются хранителями и обновителями совести человечества».
Вот как препарировал сущность капитализма Альберт Эйнштейн, убеждённый, что капиталистическое общество ведёт мировую цивилизацию в тупик. Он считал, что будущее человечества принадлежит социалистической формации.
А теперь вспомним
историю России в ХХ веке
В 1913 году примерно 70 процентов высокотехнологичных отраслей нашей промышленности принадлежало западным компаниям. Потом была Первая мировая война, потом была революция 1917 года, за ней — Гражданская война. В 1921 году страна лежала в полной разрухе. Её экономика была практически уничтожена. И возникла идея, что будущее страны — это план ГОЭЛРО, что электрификация принесёт нам и создание новых высокотехнологичных отраслей, и развитие страны. Все нынешние санкции, инициированные против нас Америкой, — это бледная тень от тех санкций, которые были организованы капиталистическим миром против первой в мире социалистической страны. Потому что капитализм понимал: общество, созданное Советской Россией, может убить их всех. Поэтому они мобилизовали все свои силы против нас. И мы, понимая это, создавали свою Красную Армию, развивали в том числе оборонную, военную промышленность. Войну против нас мы встретили вооружёнными. И мы её выиграли. Причем мы победили не только фашистскую Германию, но и большинство стран Европы, кто пошёл с Гитлером против нас. Мы их разбили и принесли свободу и независимость всем странам Европы.
Тогда они решили уничтожить нас атомной бомбой. И тоже не вышло. Мы создали свою. В этом году мы отмечаем 100-летие Физико-технического института имени Абрама Фёдоровича Иоффе. Физтех дал стране замечательные кадры. Я как-то шутливо сказал, что если кадры для Манхэттенского проекта в США дал Гитлер (потому что большинство физиков европейских убежали от Гитлера в Америку),
то в нашей стране это были кадры, вышедшие из стен Физтеха. В значительной степени благодаря им мы решили проблему атомной бомбы, а потом — между прочим, раньше американцев — создали водородную. Мы, безусловно, стали второй державой мира. Ну а затем произошло то, что произошло...
Что теперь? Сегодня у нас есть такие сформулированные нашим президентом задачи: Россия должна войти в пятёрку ведущих стран
в приоритетных областях научно-технологического развития. Намечено сделать привлекательной работу в России ведущих российских, зарубежных и молодых учёных, обеспечить опережающий рост внутренних затрат на научные исследования. Нас нацеливают на создание передовой инфраструктуры науки, инноваций, обновление не менее 50 процентов приборной базы, создание научных центров мирового уровня, в том числе международных математических центров, формирование системы подготовки и профессионального роста научных и научно-преподавательских кадров. Всё правильно. И всё-таки, как мне кажется, не указаны конкретные методы решения этих задач.
История человечества прошла каменный, бронзовый, железный век... А наше время большие группы ученых называют веком полупроводников. В ХХ веке произошли потрясающие события, которые определили опережающее развитие информационных технологий и того, что называется информационной революцией. В том, что она действительно произошла, решающий вклад внесли США и СССР — две великих научных державы, которые и соперничали, и сотрудничали в этой сфере.
Приведу слова лауреата премии памяти Нобеля по экономике Джеймса Хекмана, профессора Чикагского университета. Во время проведения «круглого стола» нобелевских лауреатов, проводимого агентством ВВС в 2000 году, он сказал такую фразу (я люблю её цитировать!): «Научно-технический прогресс второй половины ХХ века полностью определялся соревнованием СССР и США, и очень жаль, что это соревнование закончилось». Это не мои слова, а профессора экономики из Чикаго.
Революция в области информационных технологий (а с ней и полупроводниковая революция ХХ века) базировалась на самых выдающихся открытиях, отмеченных Нобелевскими премиями. Это прежде всего открытие точечного транзистора Джоном Бардином и Уолтером Браттейном в 1947 году, отмеченное Нобелевской премией
в 1956-м. Как отмечал в своей нобелевской лекции Дж.Бардин, это стало возможным благодаря работам по квантовой теории А.Вильсона, теоретическим работам по фотоэффекту Я.И.Френкеля и теоретическим работам по теории выпрямления в контактах металл — полупроводник Н.Мота, В.Шоттки и Б.Давыдова. Борис Иосифович Давыдов, кстати, написал первую теорию p-n-структур раньше
Уильяма Шокли на 11 лет.
В 1964 году Н.Г.Басов, А.М.Прохоров и Ч.Таунс стали лауреатами Нобелевской премии, которой они были удостоены за фундаментальные исследования в области квантовой электроники, приведшие к созданию мазеров и лазеров, ставших основой оптолазерной информатики. И в 2000 году отмечены Нобелевской премией работы Ж.И.Алферова и Г.Кремера по полупроводниковым гетероструктурам и Д.Килби по интегральным схемам, заложившие основы современной информационной техники. Лио Эсаки, лауреат Нобелевской премии за открытие туннельного эффекта в полупроводниках, назвал гетероструктуры man made crystals — кристаллы, сделанные человеком, в отличие от God made crystals, кристаллов, сделанных богом, всех остальных материалов на земле. Благодаря этим работам мы имеем сегодня смартфоны, в миллионы раз превосходящие первые компьютеры, занимавшие десятки квадратных метров и весящие десятки тонн. В 2009 году половина присуждённой Нобелевской премии досталась Чарльзу К.Као за основополагающие исследования передачи света по волокну для оптических коммуникаций,
а вторую половину премии разделили Уиллард С.Бойл и Джордж Э.Смит за изобретение полупроводниковой схемы преобразования изображений — ПЗС-сенсора. А.Ф.Иоффе был пионером исследований полупроводников, и если бы не необходимость создания атомного оружия, то открытие транзисторов могло произойти в нашей стране. И современная электроника — а в ней микроэлектроника и наноэлектроника — это то направление, которое использует самые современные достижения физики, рождает и развивает технологии, определяющие развитие мировой научно-технологической цивилизации. На этом направлении нам нужно утверждать себя.
Не удастся нам занимать никаких мощных позиций, если рассчитывать, что мы всё это будем покупать.
Так изменился мир за семь десятилетий, прошедших со времени появления блестящей статьи Альберта Эйнштейна, где он очень просто объяснил и сущность капитализма, и дорогу к социализму. Происшедшие за это время изменения связаны не только с теми огромными потерями, которые понёс социализм из-за развала Советского Союза,
но и с теми серьёзными изменениями, которые произошли в капиталистическом и вообще в мировом хозяйстве.
Мы говорили: вот он — отличник по математике, по физике, он предложил новый прибор, новую систему для развития экономики. А сегодня: он заработал мешок денег!
Во многих изданиях сегодня подчёркивается, что борьба идёт
не только за ресурсы — нефть, газ, лес, металлы, но и за лидерство в информационных технологиях. Это лидерство дает возможность развивать и совершенствовать мир, в котором будущее принадлежит просто просвещённым людям и может стать основой социалистического хозяйства.
Меня спрашивают, как, на мой взгляд, может произойти переход
к социализму? Я не историк, не политолог, не экономист, моя сфера деятельности — наука. Наверное, есть специалисты, которые могли бы компетентно ответить на этот вопрос.
Но для меня ясно одно. Есть фундаментальные вещи, которые,
в принципе, не зависят от конъюнктуры. Ведь когда Альберт Эйнштейн писал свою статью, это было время массового неприятия Советского Союза и огромной антисоветской пропаганды. Но он писал её независимо от того, как сильные мира сего к этому отнесутся. Значит, он был выше всяких сиюминутных выгод. Если экономисты занимаются сегодня обслуживанием этой экономики, у меня есть повод усомниться
в их искренности и профессионализме. Я надеюсь, среди них должны появиться настоящие экономисты, которые всерьёз задумаются о проблемах развития экономики мира.
Источник: Российская газета, 3 октября 2018 г.
Версия для печати