С рабочего стола социолога. М.В.Костина (Калуга). Опросы по пенсионной «реформе».
КОСТИНА МАРИНА ВАСИЛЬЕВНА, первый секретарь Калужского горкома КПРФ, главный редактор «Информационного бюллетеня ЦК КПРФ», кандидат социологический наук.
Пенсионная «реформа», увеличение возраста выхода на пенсию активно обсуждается сегодня в стране. 19 июля Государственная дума приняла в первом чтении законопроект о повышении пенсионного возраста. «За» проголосовало 328 депутатов, «против» — 104. 29 августа
с разъяснением своей позиции по пенсионной «реформе» на ТВ выступил президент РФ. По существу, в этом обращении он ничего принципиально нового не сказал. Все основные положения внесённого правительством РФ законопроекта о пенсиях В.В.Путин поддержал.
Как до, так и после принятия Госдумой законопроекта в первом чтении различные социологические центры проводили многочисленные исследования и опросы по вопросам пенсионной «реформы». Конечно, ситуация быстро меняется. Столкнувшись с массовым протестом, либералы в каких-то частностях вынуждены отступать. Но, думается, читатели журнала с интересом познакомятся с результатами соцопросов, даже если позиции власти в деталях несколько изменились.
На днях опубликовал результаты опросов о реакции людей на принятие Госдумой законопроекта о пенсиях в первом чтении Фонд общественного мнения. Либералы давно ставили вопрос о повышении возраста выхода на пенсию, но граждане, в массе своей, всё же не верили, что такое возможно. Раньше многие не обращали внимание на подобные заявления, не были осведомлены о них. Теперь 79% респондентов знали или слышали о принятии законопроекта о пенсионной «реформе» в первом чтении. 19% из них удивило, что так много депутатов (328) проголосовали «за». 2% удивилось, что много депутатов (104) проголосовали «против». 42% ожидали чего-то подобного. 4% затруднились
с ответом.
15% опрошенных полагают, что депутаты, проголосовавшие за законопроект, искренне поддерживают повышение пенсионного возраста, считают его необходимым. 51% считают, что при голосовании депутаты руководствовались иными соображениями.
Считающим, что депутаты не искренне поддерживают законопроект (так полагают 51% респондентов), был задан открытый вопрос: «Какими соображениями, на ваш взгляд, руководствовались депутаты при голосовании?». Ответы распределились следующим образом:
10% — Этот закон выгоден для депутатов.
6% — Депутаты далеки от народа, им всё равно.
6% — Подчинились указаниям сверху.
6% — Существуют проблемы Пенсионного фонда, не хватает денег
в бюджете страны.
2% — Этот закон направлен против народа.
2% — Боялись потерять своё место.
2% — Это члены «Единой России», они подчинились партийной дисциплине.
2% — Воровство, коррупция.
2% — Всё решают деньги.
1% — Не ищут другой способ решения проблемы с выплатами пенсий.
1% — Другое.
14% — Затрудняюсь ответить, нет ответа.
В сентябре предполагается второе чтение законопроекта. Опрашиваемых попросили ответить: «Как вам кажется, ко второму чтению законопроект изменится или не изменится? И если изменится, то существенно или несущественно?». (Вопрос задавался тем, кто знает или слышал о принятии законопроекта в первом чтении; то есть отвечали 79% респондентов).
Не изменится Изменится Изменится Затрудняюсь
существенно несущественно ответить
36% 11% 22% 10%
Для жителей страны аргументы в пользу повышения пенсионного возраста неубедительны. Очевидное большинство (82%) опрошенных не согласны с планируемыми изменениями в пенсионной системе. Причём
из представителей предпенсионного возраста (от 46 до 60 лет) к этому «новшеству» отрицательно относятся 90%, а положительно — только 4%.
Социологи поинтересовались: «Как вы относитесь к предложению повысить пенсионный возраст — положительно, отрицательно или безразлично?». (Данные в % от групп). Получили такие ответы:
Положительно Отрицательно Безразлично Затрудняюсь
ответить
Население
в целом 6% 82% 9% 3%
18—30 лет 7% 78% 12% 3%
31—45 лет 4% 84% 8% 4%
46—60 лет 4% 90% 5% 1%
Старше 60 лет 10% 74% 11% 5%
Тем, кто отрицательно относится к предложению повысить пенсионный возраст (напомню, так считают 82% респондентов), задавался открытый вопрос: «Почему вы отрицательно относитесь к повышению пенсионного возраста?». Что выяснилось? (Данные в % от опрошенных):
34% — Это не даст дожить до пенсии или урежет пенсионный возраст.
14% — В пожилом возрасте у людей ухудшается здоровье.
8% — Придётся слишком долго работать, пожилые люди должны отдыхать.
7% — Трудоустроиться в пожилом возрасте сложно, нужно уступать дорогу молодым.
6% — У нас в стране низкий уровень жизни, пенсия для многих — прибавка к зарплате.
6% — Это плохо для людей, несправедливо, пусть всё останется
как есть.
2% — Срок выхода на пенсию должен зависеть от условий труда.
1% — Мне, моим близким скоро на пенсию.
1% — Пенсионный возраст нужно снизить, необходимо заботиться
о людях.
1% — Другое.
8% — Затрудняются ответить, нет ответа.
Как видно из результатов опроса, каждый третий считает, что повышение пенсионного возраста не даст людям дожить до пенсии или урежет пенсионный возраст.
Респондентам задавали ещё вопрос: «По достижении пенсионного возраста одни люди прекращают работать, уходят на пенсию, другие — продолжают работать. А как, скорее всего, поступите вы, достигнув пенсионного возраста: будете работать или прекратите работать?». (Данные в % от людей трудоспособного возраста):
Буду Не буду Я уже Я уже Затрудняюсь
работать работать на пенсии на пенсии ответить
и работаю и не работаю
54% 19% 1% 2% 23%
Социологи конкретизировали предыдущий вопрос: «Когда человека не берут на работу из-за того, что он, по мнению работодателя, моложе или старше, чем нужно, это называется дискриминацией по возрасту. Как вы думаете, сегодня дискриминация молодых при приёме
на работу встречается чаще или реже, чем 10—15 лет назад? Или
в этом плане ничего не изменилось?». Ответы были следующие. (Данные в % от опрошенных):
Чаще Реже В этом плане Затрудняюсь
ничего не изменилось ответить
41% 13% 21% 25%
Ещё один конкретизирующий вопрос: «Как вы думаете, а дискриминация пожилых при приёме на работу встречается сейчас чаще или реже, чем 10—15 лет назад? Или в этом плане ничего не изменилось?». Получили ответы. (Данные в % от опрошенных):
Чаще Реже В этом плане Затрудняюсь
ничего не изменилось ответить
55% 7% 17% 20%
В ходе опроса пытались выяснить: «А какая проблема, на ваш взгляд, сегодня встречается чаще — дискриминация молодых или дискриминация пожилых?». Социологи зафиксировали следующие мнения. (Данные в % от опрошенных):
Дискриминация Дискриминация И то, и другое Затрудняюсь
молодых пожилых встречается ответить
одинаково часто
15% 45% 29% 10%
Сегодня под давлением массовых протестных акций, власть идёт
на мелкие уступки. Она «убаюкивает» протестующих граждан, на всех ТВ-каналах чиновники «клянутся» бороться с дискриминацией. Но люди чувствуют, что в условиях рынка это невозможно. Респондентов попросили ответить: «Правительство планирует повысить пенсионный возраст до 65 лет для мужчин и 63 лет для женщин. Как вы думаете, если закон будет принят, то тем, кому сейчас 45—50 лет, будет легче найти работу, сложнее, или в этом плане ничего не изменится?». Какие получили результаты? (Данные в % от опрошенных):
Сложнее Легче Не изменится Затрудняюсь
ответить
64% 3% 24% 8%
Чтобы лучше уяснить мнения граждан, социологи во время исследования попросили ответить ещё на один вопрос: «В связи с повышением пенсионного возраста правительство обещает принять меры для защиты людей предпенсионного возраста на рынке труда. Как вам кажется, правительству удастся или не удастся это сделать?». Но естественно, что после «шоковой терапии», приватизации, ваучеров, залоговых аукционов, дефолта и подобных событий большинство населения
не верит в «байки» власти. Какие ответы получили социологи в ходе опроса? (Данные в % от опрошенных):
Удастся Не удастся Затрудняюсь
ответить
Население в целом 17 65 18
18—30 лет 23 59 17
31—45 лет 16 69 15
46—60 лет 12 72 16
Старше 60 лет 16 60 24
Понятно, что экономика России сегодня находится в кризисе. Респондентов попросили дать ответ на открытый вопрос: «А что, на ваш взгляд, нужно сделать в первую очередь, чтобы защитить людей предпенсионного возраста на рынке труда?». Получили ответы. (Данные в % от опрошенных):
17% — Не повышать пенсионный возраст, понизить его.
14% — Создавать рабочие места, развивать экономику, поднимать производство.
5% — Создавать новые законы.
3% — Обязать работодателей не увольнять людей предпенсионного возраста.
3% — Обязать работодателей брать на работу людей предпенсионного возраста.
3% — Повысить пенсии.
2% — Повысить зарплату.
2% — Ничего нельзя сделать.
2% — Поменять власть.
2% — Заботиться о людях, обеспечивать им социальную защиту.
1% — Ввести льготы, поощрения для работодателей.
1% — Государство, правительство должны лучше работать.
1% — Ввести систему переобучения, переквалификации.
1% — Митинговать, протестовать.
1% — У людей должна быть возможность защищать свои права.
1% — Улучшать условия труда, переводить людей предпенсионного возраста на более лёгкую работу.
1% — Заботиться о здоровье людей, улучшать медицину.
1% — Нужно взять деньги у богатых людей.
2% — Другое.
41% — Затрудняюсь ответить, нет ответа.
На мой взгляд, особое внимание следует обратить на последнюю цифру. 41% респондентов затруднись ответить, у них нет ответа на вопрос
о том, как защитить людей предпенсионного возраста на рынке труда. Это свидетельствует о том, что мы всё же недостаточно активно ведём пропаганду, разъяснение Программы нашей партии и Антикризисной программы КПРФ. Разумеется, коммунисты выступают против повышения пенсионного возраста. Коммунисты всегда защищали и защищают интересы людей труда. В документах КПРФ указываются источники пополнения бюджета, которые позволят решить пенсионные проблемы.
Но может быть, социологи ФОМ сгущают краски. Обратимся к результатам, которые публикует Левада-Центр. Они дополнят картину общественных мнений.
Как показал опрос населения, проведённый Левада-Центром во второй половине июня этого года, подавляющее большинство россиян
не поддерживают законопроект о повышении возраста выхода на пенсию, внесенный правительством в Госдуму. 89% опрошенных негативно относятся к намерению властей увеличить возраст выхода на пенсию для мужчин до 65 лет и 90% опрошенных — против того, чтобы увеличить пенсионный возраст для женщин до 63 лет. При этом 70% и 73% респондентов соответственно высказали резко отрицательное отношение. Сторонники повышения пенсионного возраста составляют 7—8% среди опрошенных. Минимально необходимый размер пенсии, по мнению респондентов, должен быть в среднем не менее 26 000 руб., почти вдвое больше нынешнего. Обещанная властью небольшая прибавка не решит проблемы резкого снижения уровня жизни при выходе на пенсию, поскольку основным источником средств существования для пенсионеров является именно пенсия (на это указали 78% опрошенных).
Надо отметить, что не только повышение пенсионного возраста, но и другие решения правительства, затрагивающие материальные интересы пенсионеров, вызывают отрицательное отношение населения. 75% опрошенного населения считает неправильным решение правительства не индексировать пенсию в связи с инфляцией работающим пенсионерам. Идея не выплачивать пенсию работающим пенсионерам, которая в своё время также была предметом обсуждения как способ увеличения размера пенсий неработающих пенсионеров, также не поддерживается большинством населения: 85% опрошенных считает неправильным лишить выплаты пенсии тех россиян, кто работает, достигнув пенсионного возраста.
Поэтому в стране нарастают протестные настроения, всё больше людей откликается на призывы и лозунги КПРФ. В июле 2018 года — впервые с 2009-го — вероятность массовых протестов с экономическими требованиями в представлениях населения страны превысила
40-процентный порог. Готовность принимать участие в таких протестах в настоящее время составляет 28%, что является максимальным значением в «посткрымский» период. С начала 2000-х годов аналогичная готовность принимать личное участие в подобных протестах отмечалась дважды: в марте 2009 года на фоне экономического кризиса и реального падения доходов населения и в январе 2005 года на фоне недовольства «реформой» по монетизации льгот.
37% россиян отметили, что готовы лично участвовать в протестных акциях против пенсионной «реформы». Треть респондентов
в июле 2018 года считали возможными протесты с политическими требованиями (аналогичный показатель отмечался в феврале
2012 года перед президентскими выборами и после выборов в Госдуму). Практически каждый четвёртый россиянин готов принимать участие в подобных протестах, и это максимальное значение в динамике общественного мнения, начиная с 2009 года (до 2009-го года вопрос о готовности принимать участие в протестах с политическими требованиями не задавался). В июле 2018 года, по сравнению с мартом 2018-го, выросла осведомлённость населения о забастовках, протестах и митингах.
Социологи Левада-Центра поставили перед респондентами вопрос: «Как вы думаете, насколько возможны сейчас в вашем городе/сельском районе массовые выступления населения против падения уровня жизни, в защиту своих прав?». Надо было выбрать один вариант ответа. Получили такую картину:
фев.17 апр.17 июн.17 сен.17 дек.17 мар.18 июл.18
Вполне
возможны 19 27 28 26 23 17 41
Маловероятны 74 65 63 69 70 75 54
Не знаю,
затрудняюсь 6 8 9 5 7 8 6
ответить
Вопрос конкретизировали: «Если такого рода массовые выступления протеста состоятся, вы лично примете в них участие или нет?». (Предлагалось выбрать один ответ):
фев.17 апр.17 июн.17 сен.17 дек.17 мар.18 июл.18
Скорее
всего, да 12 16 15 14 13 8 28
Скорее 82 77 77 80 81 86 66
всего,нет
Затрудняюсь 6 7 9 7 6 6 6
ответить
Более четверти опрошенных (28%) готовы участвовать в массовых акциях протеста. Это чрезвычайно высокая степень недовольства граждан действиями власти.
На КПРФ в этих условиях ложится большая ответственность в борьбе за права трудового народа, в отстаивании его интересов. Люди ждут от коммунистов решительных действий. Оправдать их надежды можно только возглавив массовое движение, добившись его сознательности и организованности. Иного пути у нас нет. Защищая интересы народа,
мы отстаиваем наши идеалы.
Версия для печати