А.С.Баинов. «Бессмертный полк» как новое социально-политическое явление

  А.С.Баинов. «Бессмертный полк» как новое социально-политическое явление

  А.С.Баинов

Акция «Бессмертный полк» представляет собой массовое шествие, во время которого люди несут фотографии своих родственников (дедов и бабушек, отцов и матерей, братьев и сестёр, других членов семей) — участников Великой Отечественной войны и тружеников тыла. Даже когда такие шествия иницируют

различные социально-политические силы, они, несомненно, по своему глубинному смыслу являются не только патриотическими, но и советскими, пронизанными гордостью за наш народ и социалистичекую Родину.

Впервые такая акция состоялась в г. Томске 9 мая в 2012 году. Инициаторами этого первого шествия «Бессмертный полк» были томские журналисты.

В 2016 году решением Правления регионального отделения Общероссийского общественного созидательного движения по возрождению традиций народов России «Русский лад» Республики Бурятия эти журналисты были удостоены премии общественного признания «Камертон духа нации» в конкурсной номинации «Общественно-культурный патриотический проект». Там же, в Томске, создателями идеи «Бессмертный полк» был принят Устав этого народного движения, в котором сформулированы принципы движения как некоммерческой, неполитической, негосударственной, гражданской инициативы.

Ранее подобные акции под иными названиями проходили в разных городах СССР, России, которые стали предвестниками зарождения народной инициативы «Бессмертный полк». На официальном сайте www.moypolk.ru указано, что ещё в 1985 году жёны и дочери солдат — участников Великой Отечественной войны пронесли по улицам г. Соликамска Пермского края портреты своих родных (мужей и отцов). Такие шествия состоялись также в 2004—2006 годах в Кузбассе,

а в 2007 году в Тюмени. До появления общенародного движения «Бессмертный полк» самая ранняя акция из известных на тот момент прошла в 1965 году, когда учащиеся Новосибирской средней школы № 121 прошли по улицам города с фотографиями ветеранов войны. В 1999 году горожане г. Иерусалима выносили

на улицы портреты солдат — участников войны в День Победы. В 2006 году в г. Ухте в этот праздник подростки принесли к Вечному огню портреты солдат,

а в 2009 году в г. Севастополе прошёл Марш потомков «Заменим вас в строю!».

Сейчас народное движение охватывает более 80 государств и территорий.

С каждым годом география «Бессмертного полка» расширяется, включая всё новые города и страны. В 2017 году эта акция впервые прошла в Боснии и Герцеговине, отдельных городах США и стран Европы.

Шествия «Бессмертного полка» приводят к пониманию, что люди сами творят свою историю, а побудительные мотивы их поведения определяются в данном случае патриотическим общественным сознанием. С ежегодным проявлением единодушия в необходимости самоорганизации массы людей в акцию «Бессмертный полк» появляется новый повод задуматься над тем, какими высокими идеалами руководствовались участники боевых сражений, выполняя свой долг и совершая подвиги, рискуя жизнью во имя народа, Отечества. Здесь необходимо, на наш взгляд, выделение из всей совокупности общественных отношений патриотизма, сформированного всей историей Отечества. В связи с этим профессор, доктор исторических наук Л.И.Ольштынский верно отмечает, что «советский патриотизм коренится на многовековых военных традициях России и социалистических идеалах. …Главным источником силы в борьбе с фашизмом стал советский патриотизм, вызвавший массовый героизм на фронте и самоотверженный труд в тылу. Справедливый и освободительный характер войны поднял чувство патриотизма до самопожертвования…». (Ольштынский Л.И. Обострение борьбы с фальсификаторами истории Великой Отечественной войны // Политическое просвещение. 2018. № 1. С. 49).

Актуальность изучаемого и используемого в практике общественного явления «Бессмертный полк» определяется рядом факторов объективного и субъективного характера. Прежде всего, это связано с грандиозным самопожертвованием людей во имя победоносной борьбы за независимость и суверенитет страны Советов от коричневой чумы XX века. С другой стороны, это пример того, как надо уважать и любить старшее поколение (членов семьи и родственников), которые защитили будущее своих потомков, а благодарные потомки (спасённое поколение) с портретами и фотографиями участников Великой Отечественной войны 1941—1945 годов становятся живыми их представителями и участниками шествия «Бессмертный полк».

Это новое активное общественное проявление всё ещё не получило должного осмысления. В настоящее время нет определения сущности и содержания феномена возникновения народной акции «Бессмертный полк» и необходимого его теоретического обоснования. Надо выяснить предпосылки самоорганизации народных масс к активному участию в целенаправленных действиях, мотивацию поведения людей как показатель общности потомков поколения победителей

в ежегодный День Победы, причины, побуждающие к активности индивида и направленность его действий.

Сегодня пока отсутствует определённый концептуальный способ понимания, научной трактовки социального явления «Бессмертный полк». Необходимо,

на наш взгляд, дать научное объяснение единого определяющего замысла, ведущей идеи при изучении этого феномена и закономерностей его дальнейшего развития. Надо оценить это явление как самоорганизующуюся функцию общества, обусловленное традициями российской народной соборности, почитания культа предков, сохранения принципов коллективизма, солидарности и взаимовыручки в общественных отношениях.

Недостаточность разработки изучаемой темы обусловлена кратким отрезком времени со дня возникновения общественного явления — шествия «Бессмертный полк». Уникальность и особенность массовой народной акции ещё и в том, что оно логически включается в завершение военных парадов (как народная часть парада Победы) в День великой Победы советского народа в Великой Отечественной войне.

Краткий обзор литературы свидетельствует, что было опубликовано около 400 статей в СМИ, отражающих реалии происходящих процессов, объёмы и масштабы данного явления, отдельные интервью с участниками этой акции. Россиянами в ответ на данные события написано боле 300 песен.   В Интернет-источниках информацию об акции можно найти на сайте www.moypolk.ru (официальный сайт движения «Бессмертный полк»), в Википедии, ВКонтакте и

других социальных сетях.

Данное явление предполагает проведение социологических исследований базовых составляющих этой актуальной проблемы на стыке наук: истории и социологии, социальной психологии и педагогики, социальной философии и культурологии, политологии. Это потребует применения в процессе изучения данного явления общих и специальных методов исследования, характерных для определённых областей научного познания.

Участие людей в акции «Бессмертный полк» подразумевает, что каждый, кто помнит и чтит память о своих родственниках, воевавших и погибших на фронтах Великой Отечественной войны, глубоко благодарен поколению победителей: «Спасибо Деду — за Победу!». Действительно, «Бессмертный полк» — это шествие миллионов, ушедших в бессмертие во имя Родины, и их благодарные потомки, демонстрирующие сегодня чувства уважения и гордости за проявленное ими мужество, ратные и трудовые подвиги.

Сегодня, даже в рамках здравого смысла непонятно, как прошедший исторический юбилей 100-летия Красной, Советской и ныне Российской Армии остался не замеченным властью, что оставляет горький осадок от недопонимания руководством страны проблем глубокого изучения и воспитания патриотических убеждений среди граждан, молодёжи и подрастающего поколения, особенно

в условиях нестабильности межгосударственных отношений и военных угроз.

Вместе с тем история напоминает, что нападение 14-ти государств Антанты

на Советскую Россию в период Гражданской войны и их поражение усилиями Красной Армии и народа привело новую власть к выводу о возрождении и укреплении народно-хозяйственного комплекса страны и проведения культурной революции в кратчайшие сроки. А после победы в Великой Отечественной войне руководством Советского Союза был сделан окончательный вывод о том, что первое социалистическое государство — СССР — будет всегда подвергаться нападкам мировой капиталистической системы в целях её ликвидации как маяка социальной справедливости и защиты прав трудового народа.

Логика исторического развития Советского государства показывает, что система воспитания подрастающего поколения, молодёжи и взрослых была ориентирована на созидательный и самоотверженный труд, социальную справедливость, защиту национальных интересов государства от посягательств извне. В то же время были определены, например, для молодёжи военно-спортивные нормативы: обязательная сдача норм «Будь готов к труду и обороне» (БГТО) для подростков и для юношей, «Готов к труду и обороне» (ГТО); организация для молодёжи кружков «Ворошиловский стрелок»; участие многих юношей и девушек в организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту» (ДОСААФ); в школах — «Юный пограничник», «Юный следопыт», «Юнармеец», уроки «Военного дела», «Мужества» и другие. Всё это имело большое значение в воспитании у молодёжи преданности своей Родине, патриотических чувств. Кроме того, военно-патриотическому воспитанию молодёжи способствовали проведение «Вахт памяти»

у Вечного огня, памятников и мемориальных обелисков павшим воинам на фронтах Великой Отечественной, проводимых в Дни военно-исторических дат нашей страны.

К воспроизведению прошлого опыта в военно-исторической памяти народа способствует международная акция «Свеча памяти». Её участники с 2009 года

на рассвете 22 июня и в канун Дня Победы зажигают свечи в честь миллионов участников сражений, павших на фронтах Великой Отечественной войны, умерших от ран и контузий в военное и послевоенное время и, в том числе мирного населения, погибших на захваченных территориях. Это не только знак общей скорби народа, победившего фашизм, но и символ глубокой благодарности и единства в оценке нашего исторического советского прошлого во имя будущего всего человечества.

«Бессмертный полк» стал примером очевидной глубокой укоренённости советского патриотизма в массовом сознании наших сограждан, а также примером единения и общности социальных групп народа, выражающих внутреннюю решимость противостоять внешним угрозам. Определяя значимость данного явления в масштабах всей страны, хочется охарактеризовать подобный феномен словами советского философа Э.В.Ильенкова: «катастрофически величавое, жестокое и монументальное шествие войны,.. составленной из жизней человеческих, из которых каждая богата всем богатством Вселенной…».

Эта акция, на наш взгляд, демонстрирует молчаливо-настойчивый и бескомпромиссный протест народа против глобальных и региональных войн и выступает как национальный фактор борьбы за безопасность и суверенитет государства. В солидарность российской акции такие движения проходят и во многих других странах мира. По свидетельсту новостного агентства Вести.Ru, «Бессмертный полк» объединил весь мир в борьбе за мир.

Лидерам государств, общественных и политических организаций, парламентариям мира пора делать выводы об усилении мирных устремлений общественности в международных отношениях и выдвигаемых ею возрастающих требований за устойчивый мир на планете.

Акция «Бессмертный полк», давшая планетарный толчок для возрождения и сохранения исторической и социальной памяти народов стран, испытавших войны в XX столетии, требует глубокого своего изучения как нового социального явления и теоретического осмысления.

Складывается убеждение, что такое социальное явление зародилось в недрах исторического и психологического осознания и осмысления о причастности последующий поколения к Великой Победе, уважения и большой благодарности победителям за отвагу и мужество в борьбе с фашизмом, и может расцениваться как положительный результат процессов социализации подрастающего поколения. Как известно, на социально-психологическом уровне становление личности происходит через интернализацию культурных норм и социальных ценностей, что и подтверждает практика проведения данной акции.

При культурологическом подходе рассмотрения данной темы предполагается изучение функций культуры в трансляции социального опыта традиционных ценностей от поколения к поколению, от одной эпохи к другой. У нашей страны своя духовная история и свой путь осознания себя как народа, всегда способного отстоять свою самостоятельность и независимость. Огромную роль в жизни человека играют духовные ценности национальной культуры: мировозрение, особенности православия, буддизма и ислама, которые воплощают дух, святость и соборность, культ предков. Все религиозные качества с неизбежностью проявляются в открытости и «всечеловечности» русской и многонациональной культуры и имеют место в акции.

Психическая и интеллектуальная активность индивида требует, согласно гипотезе Л.Н.Гумилева, выделения понятия «пассионарная индукция» в качестве отдельного поведенческого импульса, «пассионариям удается навязывать окружающим свои поведенческие установки, идеи, мировоззренческие взгляды, сообщать им повышенную активность и энтузиазм, которые от природы не присущи этим людям».

В нашем случае, в условиях «праздника со слезами на глазах…» мы видим, как происходят кардинальные изменения в настроении и поведении людей, в том числе от поведенческого импульса активного индивида, который в знак благодарности своим предкам за мужество и героизм решил показать и показывает их

в портретах с воинскими и трудовыми наградами, которыми он восхищается и гордится. Под влиянием пассионарной индукции активного индивида (от идеи, мировоззренческого взгляда и поведенческих установок) происходят процессы воодушевления у родственников, друзей и товарищей по цеху, активизация социальных групп общества, душевного подъёма людей по реализации идеи, поведенческих установок для достижения поставленной цели. Происходят процессы взаимопонимания в отношениях и взаимопомощи в трудностях, духовного единения граждан

в мировоззренческих взглядах на патриотизм, любовь к семье, Отчизне.

«Бессмертный полк» — это история каждой семьи, которая испытала горечь утрат в битвах на передовой и радость побед над врагом, тяжесть военного бремени тылового обеспечения фронта. Наблюдения показывают, что основой и источником побудительных мотивов в акции «Бессмертный полк» стала семья — общность людей, связанная любовью и единством происхождения, имеющая традиции почитания и уважения старшего поколения, особенно и тех, кто погиб на полях сражений, ветеранов ратного дела.

Например, сочинение на тему «Великая Отечественная война в истории моей семьи», ученица 5 класса Харахинова Марина Мариинской школы-интерната (Республика Бурятия), повествуя о военных и трудовых подвигах членов своей семьи в годы войны (на фронте и в тылу), завершает словами: «Каждая семья внесла свой боевой и трудовой вклад в общее дело Победы над фашистскими захватчиками. Наше поколение должно гордиться подвигами наших прадедов и прабабушек, не забывать и отдавать дань глубокого уважения их подвигу». И таких сочинений школьников республики очень много, где в каждом из них отражена своя скорбь по членам семьи, не вернувшимся с фронта, и гордость за их подвиги и геройство, которыми они (авторы сочинений) гордятся и будут подражать им. В Бурятии нет, пожалуй, ни одной семьи, которая не понесла бы жертвы

во имя победы и независимости Родины: 77 600 семей республики послали

на фронт более 120 тыс. человек… Не вернулось с войны 34,2 тыс. человек — были убиты, пропали без вести, умерли от ран… (См.: У подвига срока нет // Статьи, воспоминания, документы, письма военных лет, сочинения. Т. 2. — Улан-Удэ:

Новапринт, 2015. С. 300—303).

В условиях постоянных войн за свою независимость у русского и другиж народодов нашей страны выработалось особое мировоззрение, свой взгляд на место человека в обществе. Русский человек не считал народом лично себя; он рассматривает себя как частицу народа, служил всему народу. Отсюда искренняя

потребность в службе народу, государству; в работе не только на себя лично,

но и на народ, общество.

«Бессмертный полк» представляет собой народно-патриотическое движение, созданное общественной идеей напоминание о героическом подвиге великого советского народа и его «несокрушимой и легендарной» армии. Эта акция как неотъемлемая часть празднования Дня великой Победы становится доброй традицией социального и культурного наследия в новейшей истории. Здесь в качестве элементов шествия выступают общественные правила (обязательное портретное оформление определённого размера, на твёрдой основе, с древком (ручкой) и т. д.); безусловность норм поведения (осознанная организованность, дисциплина и соблюдение установленных норм и правил, порядка при проведении массовых мероприятий); реальность ценностной ориентации (наглядный пример уважения к старшему поколению, отстоявшему свободу Отчизны и возродившему страну за короткий срок из послевоенной разрухи, чувство гордости за их мужество и отвагу); организующие идеи (возрождение воспитания у граждан патриотических чувств и убеждений, которые представляют собой, по словам В.И.Ленина, «одно из наиболее глубоких чувств, закреплённых веками и тысячелетиями обособленных отечеств», формирование у молодёжи гражданского долга по защите Отечества от посягательств извне); возрождение новых обычаев и обрядов (появление нового обычая в публичном выражении чувств уважения

к поколению победителей); проявление новых обрядовых действий (публичное признание преданности и верности победителям, демонстрация сопричастности участников акции идеалам старшего поколения и т. д.).

В дальнейшем развитии народно-патриотического движения «Бессмертный полк» предполагается диверсификация этих акций ко Дню победы уже на уровне поселковых и сельских поселений, что привнесёт новое в это социальное явление современности.

В представленных заметках сделана попытка постановки вопроса изучения нового социального явления «Бессмертный полк». Данная акция как проявление массового народного единения в самоорганизующемся порядке

с целью публичной демонстрации чувств гордости за отвагу и героизм фронтовиков и тружеников тыла и молчаливой скорби по безвременно ушедшим в бессмертие победителей вызывает неподдельный интерес. Требуется определить сущность и содержание общественного явления с точки зрения концептуального способа понимания и научной трактовки, единого определяющего замысла.

В этом случае необходим комплексный подход на стыке отраслей наук. Представляет интерес прогнозирование развития этого движения в связи с переходом к уличным шествиям в поселковых и сельских поселениях.

 

А.С.БАИНОВ,

кандидат философских наук, доцент,

Заслуженный работник культуры РСФСР (Улан-Удэ).

 

 



Версия для печати
Назад к оглавлению