В.Ю.Василенко (Белгород). Какие традиции возрождает нынешняя власть?
Письмо в журнал
Нынешние «патриоты» от власти чрезвычайно любят разглагольствовать о «возрождении традиций», подразумевая традиции «верхов» дореволюционной России. Работа В.И.Ленина «Борьба с голодающими» позволяет обнаружить истоки традиций социальной политики, которые, действительно, весьма эффективно возрождают в современной Российской Федерации. Эти истоки — в циркуляре министра внутренних дел Российской империи от 17 августа 1901 года.
В самом начале ХХ века экономику капиталистической России поразил тяжёлый кризис. И в то же время неурожай вызвал в целом ряде губерний голод. Министр внутренних дел Д.С.Сипягин направил главам пострадавших губерний циркуляр, который предписывал порядок организации борьбы с голодом. Ленин в своей статье проанализировал этот документ.
Владимир Ильич показывает, что и в то время правительство использовало народное бедствие прежде всего для укрепления, говоря нынешним языком, «вертикали власти»: министр предписывает целый ряд мер, эффект которых Ленин итожит так: «Если и до сих пор губернатор в русской провинции был настоящим сатрапом, от милости которого зависело существование любого учреждения и даже любого лица во «вверенной» губернии, то теперь создаётся уже настоящее «военное положение»…» (Полн. собр. соч. Т. 5. 279—280). Само продовольственное дело циркуляр отнимал у земства и передавал в уезде под руководство одного лица, которым рекомендовался уездный предводитель дворянства. Ленин прокомментировал это так: «И в самом деле: он настолько тесно связан с губернатором, он так много исполняет полицейских обязанностей, что наверное сумеет понять настоящий дух продовольственной политики» (там же. С. 279).
При этом голод стал поводом для создания нового чиновничьего аппарата: «уездного центрального по продовольственной части управления». Средств на это не жалели. Только на канцелярские расходы на уезд выделялось по 1 000 — 1 500 рублей. «Канцелярии всего будут больше работать, вся работа и будет состоять в канцелярщине — как же тут не позаботиться о канцелярских средствах? — заметил Ленин. — Прежде всего на канцелярии, а что останется, то голодающим» (там же. С. 280; выделено мной. — В.В.).
Основная направленность циркуляра — максимально возможное ужимание помощи голодающим. И под это подводится идеологический фундамент, который полностью переняли нынешние «возродители традиций»: выдача пособий тем, кто, якобы, может без них обойтись, оказывает «деморализующее» действие на людей. А потому пособия надо давать с большим разбором (на «демократическом» языке это называется «адресной помощью»).
Так, предписано не давать ссуды работающим — пусть сами зарабатывают; а тем семьям, которые имеют «запас от прошедшего года или же какой-то материальный достаток» пособия уменьшить от 1/10 до 1/3.
А как определяли нуждающихся. В их число включались только те, у кого на семью в 5 человек приходится на год не более 48 пудов хлеба. Ленин для справки приводит данные, что средняя крестьянская семья из пяти человек потребляет в год 110 пудов хлеба, а из числа беднейших — 80 пудов. Как тут не вспомнить нынешний пресловутый «прожиточный минимум», который тоже имеет определяющее значение при предоставлении пособий и субсидий. Как не раз упоминали СМИ, в него заложена «продовольственная корзина» меньшая, чем паёк в том самом ГУЛАГе, которым демократы стращают народ.
Помимо всего, циркуляр предписывает не признавать уезд неблагополучным, если в нём от неурожая пострадало не более трети волостей. Наконец, поводом в отказе выдачи пособий может служить недостаток местных средств. Так это же самая любимая тема всех поборников «реформ», начиная от г-на Лившица, прославившегося фразой «Денег нет!» и кончая белгородским областным правительством, которое тоже не устаёт её повторять в ответ на любое предложение коммунистов по усилению социальной поддержки малообеспеченной части населения.
Министр внутренних дел обращает внимание губернаторов на то, что голод может быть использован оппозицией для возбуждения в населении «недовольства существующими порядками и ничем не оправдываемой требовательности по отношению к правительству». Ленин на это замечает, что в этих условиях «забота о действительном (а не мнимом) удовлетворении нужды будет равносильна агитации против правительства…» (там же. С. 283). Всё это полностью относится к сегодняшнему дню. Сколько раз на любое предложение коммунистов о принятии каких-либо конкретных мер (от повышения средств, выделяемых на питание школьников и до увеличения детского пособия) «единороссы» и представители правительства отвечали обвинениями, что оппозиция-де стремится использовать ситуацию в политических целях. Да это же почти дословная цитата из циркуляра г-на министра: голодом «охотно пользуются неблагонадёжные в политическом смысле лица для своих преступных целей под личиной помощи ближнему».
Свою статью В.И.Ленин завершил замечанием: «…Только бесконечной темнотой народа и можно объяснить себе, что подобные циркуляры не вызывают тотчас всеобщего возмущения» (там же. С. 284). Но хотелось бы напомнить нынешним властителям, которые, похоже, видят в такой темноте свою надёжную опору и потому всеми средствами возрождают её, что всего через четыре года после циркуляра г-на министра всю Россию из конца в конец охватила первая Революция.
В.Ю.Василенко,
корреспондент газеты «Правда» по Белгородской области.
Версия для печати