Л.Е.Криштапович.Китайская мечта и социалистическое возрождение России
КРИШТАПОВИЧ ЛЕВ ЕВСТАФЬЕВИЧ, доктор философских наук, профессор Белорусского государственного университета (Минск).
Великое возрождение китайской нации является возрождением великой нравственной цивилизации, которая существует на протяжении многих тысячелетий. По глубине, ширине охвата и динамике нынешнее возрождение китайской нации является беспрецедентным за всю историю человечества. Китай, будучи социалистической страной с древней цивилизацией, никогда не был страной, которая стремилась расширить свою территорию за счёт захвата чужих земель. Китай всё время являлся страной сосредоточенной на своём внутреннем мире, с приоритетом социально-нравственных, а не политико-военных интересов. Китайская цивилизация никогда не пыталась демонстрировать превосходство над другими цивилизациями, она всегда выступала за мирные и дружественные отношения. Китайская мечта ставит своей целью объединить Китай и все другие страны на планете в единый гармоничный мир, такая китайская мечта в конечном итоге является мечтой всей человеческой цивилизации.
Время возрождения
В самом деле, сегодня не подлежит сомнению, что заканчивается время доминирования «идеологии империи», которая являлась основой политики западной цивилизации на международной арене в течение последних двух тысяч лет, начиная с эпохи Древнего Рима. Авторитетный Pew Research Center опубликовал в 2011 году результаты масштабного исследования, проведённого в 23 странах, из которого следовало, что, по мнению жителей большинства государств, в том числе россиян, Китай либо уже заменил, либо в конечном счёте заменит США в качестве глобального лидера. Число думающих так пусть лишь на процент, но преобладает даже в самих США. В своей книге «Система Поднебесной: введение в философию мировой системы» (2013) китайский философ Чжао Тинъян изобразил китайскую модель мирового порядка, которая в корне отличается от западной модели, базирующейся на «идеологии империи». На основании анализа работ мыслителей Древнего Китая Чжао Тинъян показал, что понятие «Поднебесная» означало вселенную, которая является беспредельной, то есть бесконечной. И этот взгляд на мир радикально отличается от западной модели борьбы интересов, субъектами которой выступают национальные государства. Придерживаясь иерархии от большого к малому: «Поднебесная — государство — семья», китайские мудрецы неизменно стремились к достижению гармонии между всеми уровнями.
«Система Поднебесной» в отличие от «идеологии империи» не признаёт, что существуют враждебные или конкурирующие «другие», она исходит из того, что каждый «другой» является составной частью этой беспредельно необъятной «Поднебесной», поэтому в этой системе абсолютно исключены всякие «битвы цивилизаций». «Система Поднебесной» в отличие от «идеологии империи», которая в течение двухтысячелетнего цикла являлась философско-культурной матрицей западной цивилизации, представляет собой альтернативную концепцию и новый способ мышления крайне необходимыми современному миру.
Современные западные политики любят разглагольствовать на тему своих якобы демократических ценностей, но факт остаётся фактом: западный мир жил, мыслил и действовал на протяжении последних двух тысяч лет в логике империи (древнеримская, португальская, испанская, голландская, британская, французская и т. д.), имперского сознания и империалистической политики. Современная западная риторика о так называемых правах и свободах человека есть не что иное, как маскировка всё той же избитой «идеологии империи», пронизанной лицемерием и беззаконием.
Историческая справка. В период между мировыми войнами так называемые западные демократии выпестовали фашизм, доказав тем самым несомненную кровнородственную связь между своей демократией и гитлеризмом, а также продемонстрировав нравственный предел падения своей цивилизации. Кстати, родился фашизм не в Италии и Германии, а что ни на есть в «старой», «доброй» Англии. Английская имперская политика была чисто фашистской политикой. Самыми последовательными носителями фашистской идеологии были английские колониальные чиновники и офицеры, которым принадлежит первенство в создании первых в новейшей истории концлагерей во время англо-бурской войны 1899—1902 годов и тайного общества «Потерянный легион». Этот прообраз будущих войск СС прославлял Р.Киплинг, писавший, что в легионе могли служить «только люди с сердцами викингов». Что же касается одного из первых народов, ставшего жертвой английского империализма — ирландцев, то во время голода 1847 года не какой-то заскорузлый обыватель, а английский философ Томас Карлейль предлагал выкрасить в чёрный цвет два миллиона ирландцев и продавать их как рабов в Бразилию. Фактически Томас Карлейль был духовным предтечей фашизма. Это он ничтоже сумняшеся высказывал такие свои философские перлы: «Кого небо сделало рабом, того никакое парламентское голосование не сделает свободным человеком».
Выдающийся индийский писатель и мыслитель Рабиндранат Тагор с горечью отмечал: «Подумай только, как раздобрела Англия на харчах голодающей Индии! А ведь многие в Англии считают, что вечно кормить их — великая миссия Индии! Какая беда, если ради процветания и возвышения Англии целый народ пребывает в рабстве. Чужеземная цивилизация, если можно её назвать цивилизацией, ограбила вас. Настанет день, когда, по воле судьбы, англичане вынуждены будут покинуть Индию, пока ещё входящую в их империю. Какую Индию, какую ужасную бедность оставят они после своего ухода, какое опустошение!». (Тагор Рабиндранат. Избранное. — М., 1987. С. 89).
Гитлер был лишь учеником английских колонизаторов. Он считал разумным и справедливым то, что «многие сотни тысяч людей Англии могут наслаждаться досугом, потому что на них работают миллионы представителей „чужих рас”».
В этом плане в ментальности западной «элиты» ничего не изменилось и ныне. Расизм, ксенофобия, ненависть, насилие — все эти идеологические атрибуты фашизма доминируют в её сознании. Отличие, скажем, каких-нибудь обам, кэмеронов, меркелей от прямодушного Томаса Карлейля лишь в том, что у первых все их карлейлевские перлы прикрыты флёром религиозного ханжества и высокопарного политического пустозвонства на тему демократии и свободы. Как верно подметил американский публицист Пол Крейг Робертс, недостаток в дипломатии России «заключается в том, что она опирается на добрую волю и торжество истины. Однако у Запада нет доброй воли, а Вашингтон заинтересован не в торжестве истины, а в торжестве самого Вашингтона». России «противостоят не разумные „партнёры”, а министерство пропаганды... Вашингтон лгал так долго, что не в состоянии делать что-либо ещё». Американский журналист Эрих Зюсс на страницах OpEdNews констатирует, что «современная политика США по сути своей не сильно отличается от политики фашистских государств во время Второй мировой войны, одной из главных целей которой являлось разрушение России».
Сегодняшнее великое возрождение китайской нации основывается на традиционной китайской системе ценностей, в которой добро неотделимо от человеческой личности. В христианской же системе ценностей добро связано с Богом, поскольку человек обременён первородным грехом, то есть злом. Отсюда явная непрактичность христианского миропонимания, отрыв его от реального бытия человека. В учении Христа императив подставлять левую щеку, если тебя ударили по правой, в обыденной западной жизни никогда не реализуется, ибо на зло отвечают не добром, а злом. Отсюда неразрешимое противоречие западной цивилизации. С одной стороны, христианское учение проповедует терпимость, ненасилие, любовь к ближнему. С другой — западный образ жизни и действующая практическая мораль учат человека быть агрессивным и убирать конкурентов с дороги. И этот конфликт между теорией и практикой западной цивилизации не уменьшается, а всё более разрастается. В качестве психологической релаксации европейцу прописывается лицемерие. Дескать, практика — это одно, а религия — другое. На практике человек может быть негодяем, индивидуалистом, эгоистом, а в церкви обязан быть набожным, альтруистом. Лицемерие — это своеобразная индульгенция антихристианской действительности западной цивилизации.
Таким образом, в западной системе жизненных координат человек полностью порывает с христианским учением и, можно сказать, что он живёт антихристианской жизнью. Как сказал Римский Папа Франциск I в своём обращении к Европейскому парламенту 25 ноября 2014 года, «сохранение демократии в живых — важная задача в данный период исторического развития. Истинная сила нашей демократии понимается как выражение политической воли народа. Этот принцип не должен рухнуть под давлением международных интересов, которые не являются универсальными, которые ослабляют его и заставляют находиться на службе невидимых империй. Это одна из проблем, которую история ставит перед вами сегодня».
Иначе решается эта проблема в китайской системе ценностей. Когда Конфуция спросили: «Правильно ли отвечать добром на зло?», он ответил: «Как можно отвечать добром? На зло отвечают справедливостью. На добро отвечают добром». (Конфуций. Беседы и суждения. — СПб.,1999. С. 532). Заметьте: насколько такое понимание глубже и истиннее христианского непротивления злу насилием. На зло отвечают не добром, как учит Христос, и не злом, как это практикуется в западном мире, а справедливостью, то есть стыдятся недостойного поведения человека, поскольку такое поведение препятствует созданию характеров безукоризненно разумных и нравственных. И самое главное: китайское понимание человеческой деятельности нисколько не противоречит практической жизни, а следовательно, не возникает конфликта между нравственным катехизисом и практикой, житейской моралью. Поэтому в китайской цивилизации отсутствует такой порок западного общества, как лицемерие, фарисейство. Искренность и открытость — сущностные черты системы Поднебесной, а значит — китайской мечты.
Китайская мечта и национальный интерес
В контексте китайской мечты важно глубоко уяснить, казалось бы, такое уже известное понятие, как национальный интерес. Здесь необходимо понять, что национальный интерес нельзя сформировать на основе философско-культурной матрицы западной цивилизации. Западные идеологи, утверждающие, что мировое развитие зависит или определяется только самой личностью, всё сводят к единичному, второстепенному, случайному, то есть к так называемой индивидуальной свободе. Тем самым подрывается объективная почва всего того, что имеет значимость в себе, всего того, что признаётся как всеобщее, субстанциальное, нравственное. Национальный интерес нельзя основать на сугубо частном интересе. Дело в том, что частный интерес стремится к привилегиям, а общий — к равенству. Сущность национального интереса как раз имеет своей предпосылкой общий интерес. В этом смысле те политические системы, которые основываются на частном интересе, то есть на философско-культурной матрице западной цивилизации, подменяют общий интерес интересом меньшинства, и по сути своей не имеют подлинно национального интереса. Здесь и кроется несостоятельность западной системы, когда правящий класс под видом национального интереса подсовывает своим гражданам интересы олигархических групп. В международном плане такая политика входит в противоречие не только с интересами незападных стран, но и с интересами большинства граждан самих западных государств. Вот почему подлинно национальные интересы одних стран не противоречат национальным интересам других стран, поскольку как общие интересы они основываются на принципе равенства. Отсюда должно быть понятно, что западная модель объективно противоречит как интересам мирового сообщества в целом, так и интересам тех стран, власти которых основывают стратегию развития своих государств на частном интересе.
Накануне провозглашения независимости Индии Махатму Ганди спросили, не думает ли он, что его стране стоит взять на вооружение английскую модель развития. На что мудрый Ганди ответил: «Британии потребовалась половина ресурсов планеты, чтобы достичь своего процветания. Сколько же планет потребуется Индии для развития?». (См.: Доклад о развитии человека 2007/2008. Борьба с изменениями климата: человеческая солидарность в разделённом мире / Пер. с англ. — М.: Весь мир, 2007. С. 48). Ответ Ганди поучителен тем, что он показывает невозможность прогрессивного развития страны на основе экстраполяции такой модели, которая зависела от имперской колониальной политики. Западные идеологи «советуют» незападным народам заимствовать их модели развития, но они не говорят о том, где найти столько планет, которые бы обеспечили процветание незападных народов. Историческое значение китайской мечты в том и заключается, что она разъясняет невозможность заимствования так называемых западных ценностей для развития других стран, не имея тех условий, благодаря которым создавалось благополучие западных обывателей.
Именно в этом и состоит важный смысл трактовки Председателем КНР, Генеральным секретарем ЦК КПК Си Цзиньпином диалектики справедливости и выгоды в международных отношениях. Правильный взгляд на этот вопрос означает, что надо придерживаться нравственности и справедливости, учитывать интересы других стран, преследуя свои интересы, в некоторых случаях даже следует предоставить выгоды другим странам, а свой выбор остановить на справедливости. Таким подходом к строительству новых международных отношений Китай принципиально отличается от западных государств, которые ставят свои интересы выше интересов других стран, а во многих случаях даже не останавливаются перед использованием вооружённой силы для продвижения своих интересов на международной арене. Китай смог достичь своих грандиозных успехов, придерживаясь мирного пути развития на основе принципа справедливости в международных отношениях.
Как отмечают китайские руководители и учёные, у нации будут перспективы только тогда, когда у неё есть мечта. В марте 2013 года в своём выступлении в Московском государственном институте международных отношений Си Цзиньпин отметил: «Развитие Китая предоставляет миру больше шансов, а не угроз. Реализация нашей китайской мечты принесёт пользу не только китайскому народу, но и народам других стран».
Китайскую мечту в плане «великого возрождения китайской нации» можно рассматривать по следующим параметрам. 1. Сильный Китай: в экономике, политике, науке, обороне. 2. Стабильный Китай: социальный порядок и уверенность, дружба между всеми национальностями. 3. Богатый Китай: материальное благополучие населения. 4. Цивилизованный Китай: великая культура, блестящее искусство, высокая нравственность. 5. Красивый Китай: здоровая окружающая среда, современные города и великолепные природные ландшафты. 6. Инновационный Китай: передовая наука и инновационные продукты. 7. Мирный Китай: собственный путь развития, уважение особенностей каждой страны, гармоничный мировой порядок и стремление к всеобщему процветанию человечества.
Четыре стратегические силы
Сегодня на наших глазах идёт строительство нового мирового порядка. Понимание большинством стран мирового сообщества губительности силовых факторов структурирования международных отношений неизбежно ведёт к формированию такой системы мирового порядка, которая, возможно, ещё не укладывается в привычные инерционные представления о перспективах мирового развития, но которая, несомненно, будет определять создание условий для подлинно справедливого и демократического развития всех государств мирового сообщества уже в ближайшем будущем. И в этом процессе созидания нового мира ключевая роль как раз и принадлежит китайской мечте.
В самом деле, сегодня в мире существуют четыре основные стратегические силы, имеющие глобальное влияние на мировую политику.
Это США, Европейский союз, Китай и Россия. США и Евросоюз, то есть западная цивилизация, несмотря на весь свой военно-экономический потенциал, дошли до предела в своём развитии и ничего принципиально нового они уже человечеству предложить не могут. Это прямо признал даже Папа Римский Франциск I в своем обращении к Европейскому парламенту 25 ноября 2014 года: «Несмотря на сильный союз, кажется, что Европа — это старый и измождённый человек. Она всё реже является главным героем на мировой арене, участники которой часто говорят о Европе с недоверием и даже, порой, подозрением». Американская мечта как предельное выражение антигуманизма западной цивилизации лишена своей привлекательности, она оказалась в конечном итоге и бездушевной, и бездуховной. Опять же сошлёмся на Франциска I: «В последние годы с расширением Европейского союза наблюдается рост недоверия со стороны граждан к учреждениям, которые устанавливают правила. Эти учреждения воспринимаются как безразличные, и даже вредоносные, по отношению к интересам отдельных народов. Мы столкнулись с общей усталостью и старением Европы, которую в настоящее время можно сравнить с „пожилым человеком”. В результате великие идеи, которые когда-то вдохновляли Европу, кажется, потеряли свою привлекательность».
Оказывается, что сколько денег не имей — счастья всё равно нет. Опять же, может ли быть счастлив человек в однополом сожительстве? Может ли быть счастлив человек, где его оценивают через прейскурант цен, то есть насколько он годится для продажи? Может ли быть счастлив человек, где отношения строятся не на уважении и любви, а на брачном договоре? Вопросы риторические. Следовательно, ни США, ни Евросоюз не имеют будущего, не имеют мечты. Говоря словами Христа, это «окрашенные гробы, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мёртвых и всякой нечистоты».
Совсем по-другому обстоит дело с Китаем и Россией. Китай и Россия представляют собой устойчивые, самобытные цивилизации, хранящие в себе огромный творческий потенциал. Отсюда и политика всестороннего стратегического союза Китая и России, направленного на создание планетарного центра силы. Стратегический союз Китая и России имеет тройное измерение. Во-первых, цивилизационное. Россия — это русская цивилизация, характеризующаяся огромными временными и пространственными параметрами. Китай же, как отмечает профессор Ван Ивэй, «представляет собой возрождение восточной цивилизации, а также единственной в истории человечества светской цивилизации. Таким образом, стратегическое сближение Китая с Россией приобретает эффект мягкой силы, бросающей вызов западной гегемонии в плане права голоса». (Ван Ивэй. Сближение Китая и России даст тройной стратегический эффект // Китай. 2014. № 3. С. 19). То есть все аспекты гуманитарного цикла (демократия, свобода, ценности, культура, творчество), которые всегда считались достоянием Запада, переходят, так сказать, в ведомство Востока — Китая и России. Согласно исследованиям психологов, количество «умной молодёжи» в Китае превосходит численность всей молодёжи в США в целом, а скорость мышления китайцев в среднем на 20% выше, чем у европейцев. (См.: Шаповалов А. «Подцепив на крючок капитализм» // Экономическая и философская газета. 2011. № 6. C. 7). На наших глазах Пекин превращается в столицу мирового интеллекта и творчества. (См.: Чун Яту. Сотворение мечты // Китай. 2015. № 2. C. 55). Запад уже «не обладает монополией на демократию или терпимость, и не существует чёткого исторического водораздела между толерантным и демократическим Западом и деспотическим Востоком. Платон и Блаженный Августин были не менее авторитарны в своих суждениях, чем Конфуций и Каутилья». (Доклад о развитии человека за 2004 год. Культурная свобода в современном многообразном мире. — М.: Весь мир, 2004. С. 6).
Во-вторых, геополитическое измерение. Объективно Китай и Россия представляют единую евразийскую цивилизацию и геополитическое укрепление этой внутриконтинентальной цивилизации сведёт на нет имеющееся стратегическое преимущество США в плане их выхода к мировым океанам (Тихому и Атлантическому) с обеих сторон. Геополитическое единство Китая и России превращает это стратегическое преимущество в стратегическую слабость США, поскольку в такой ситуации США становятся отдалённым от Большой земли островом. Отметим и такой, если можно так выразиться, провиденциальный прогноз. Cогласно американским же оценкам, последний год, когда США смогут победить в войне, будет 2017 год. Когда администрация Барака Обамы предлагала Китаю сформировать «большую двойку», в США многие полагали, что «Пекин с радостью ухватится за столь лестное предложение, но Поднебесная не церемонясь, уклонилась от объятий с Америкой, огорошив вашингтонских мудрецов». (Быков П. На полном ходу // Эксперт. 2010. № 12. С. 20).
Одним из главных результатов встречи лидеров Китая и России в феврале 2014 года в Сочи было то, что Владимир Путин активно поддержал инициативу Си Цзиньпина о строительстве экономического пояса Шёлкового пути и морского Шёлкового пути. Россия готова соединить свои железные дороги, пересекающие Евразию, с «экономическим поясом и морским Шёлковым путём», чтобы достигнуть ещё большей геополитической эффективности.
В этом контексте следует рассматривать и государственный визит Председателя КНР, Генерального секретаря ЦК КПК Си Цзиньпина в Республику Беларусь, в результате которого 10 мая 2015 года был подписан Договор о дружбе и сотрудничестве между нашими странами. В соответствии с Договором стороны обязались совместно поддерживать свои модели развития, укреплять взаимное доверие и всестороннее стратегическое партнёрство. А также совместно продвигать создание экономического пояса Шёлкового пути и расширять сотрудничество в торгово-экономической, финансовой, инвестиционной, научно-технической, энергетической, космической, транспортной, информационно-технологической, cельскохозяйственной, гуманитарной и других сферах. Отмечалась важность совместных усилий в деле сохранения и укрепления мира и стабильности в Евразии, превращения региона в зону мира, безопасности и устойчивого развития, совместного процветания и гармонии. Как подчеркнул лидер Китая, «Беларусь как важный стратегический узел обладает уникальными преимуществами для развития экономического пояса Шёлкового пути».
Историческая справка. Экономическая полоса Шёлкового пути, будучи самым длинным коридором мира, связывает Европейскую экономическую зону на Западе и Азиатско-Тихоокеанский регион на Востоке. Она пересекает 18 стран Азии и Европы, охватывает территорию площадью в 50 млн. кв. км, на которой проживает около 3 млрд. человек. Эта зона имеет богатые энергетические, минеральные, туристические и сельскохозяйственные ресурсы, отличается уникальным масштабом и потенциалом рынка. (См.: Чун Яту. Единство мнений Китая и России через призму Олимпиады в Сочи // Китай. 2014. № 3. С. 17—18).
Реальное влияние стратегической идеи строительства экономического пояса Шёлкового пути и морского Шёлкового пути выражается во вступлении Англии, Франции, Германии и Италии в Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, который возглавляет Китай. Это свидетельствует, что даже западные страны «стремятся использовать исторический шанс совместного развития путём углубления финансового сотрудничества». (Ван Чжэньфэн. Рост влияния идеи «одного пояса и одного пути» // Китай. 2015. № 4. С. 5).
Фактически речь идёт о строительстве планетарного евразийского цивилизационного порядка и создании гораздо более мощного интеграционного образования, чем предполагаемая зона свободной торговли между США и Евросоюзом.
В-третьих, международно-правовое измерение. Известно, что после образования группы государств БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР) некоторые западные страны рьяно высказывались за отстранение России и Китая от так называемых «демократических стран». В настоящее время позиция этих «демократических стран» сводится к внесению вируса негативизма в отношении перспектив развития и механизма сотрудничества государств БРИКС. Кроме того, после мирового финансового кризиса 2008 года страны Запада фактически отказались от обещания, данного на саммите двадцатки (G20), о расширении прав голоса стран с переходной экономикой во Всемирном банке и Международном валютном фонде. В этих условиях стратегический союз Китая и России имеет кардинальное значение для установления справедливого, равноправного и устойчивого международного правового порядка.
Китайская мечта
как реализация человеческого счастья
Смысл и цель китайской мечты — это счастье каждого человека. Не подлежит никакому сомнению, что каждый человек хочет быть счастливым.
Но что такое счастье? Платон перечислял следующие элементы, необходимые для счастья человека. Это разумные желания (результат воспитания и многоопытности), физическое здоровье, удача в делах (всё к чему человек стремится он совершает должным образом, как подобает человеку ревностному), добрая слава среди людей (когда о человеке слышно хорошее), достаток в деньгах и прочих жизненных средствах.
Вообще, счастье — это когда у человека есть будущее. Зачем люди создают семью, воспитывают детей? Чтобы иметь будущее, а значит — быть счастливыми. Конфуций мудро заметил: «Человек, который не думает о том, что может случиться в будущем, обязательно вскоре столкнётся с горестями». (Конфуций. Беседы и суждения. — СПб.,1999. С. 564). Поэтому счастье можно определить как перенесение настоящего в будущее. Почему старики, как правило, несчастливы? Потому что у них нет будущего. Старость с философской точки зрения — это несчастье. Именно к старости скопляются все болезни как физические, так и духовные. Единственное спасение от этих старческих бедствий — мудрость. Поэтому главное достояние, которое необходимо брать с собой в старость — это мудрость. Почему самые счастливые люди — это дети? Потому что у них даже настоящее — это будущее, у детей, как говорят, всё впереди. А у стариков всё позади. Японская исследовательница Наяси Акино, cравнивая жизненную силу китайского и японского общества, сделала ценное признание: «На мой взгляд, только такое общество, где старики спокойны, веселы и продолжают вести активную социальную жизнь, мы можем назвать зажиточным обществом. В целом китайские старики выглядят гораздо оживлённее и энергичнее, чем японские старики. В этом смысле Китай намного опережает Японию, это одна из ценностей современного китайского общества, которая, как говорится, дороже золота».
Счастье в то же время — это, как говорил Гагарин, когда у человека есть Родина. Родина — это вечное, но не потустороннее, загробное, а посюстороннее. Человек стремится к вечному, и эту связь с вечностью ему даёт Родина, делая его бессмертным, а значит — счастливым. Человек, который вынужден был отправиться на чужбину, всегда брал с собой горсть родной земли, чтобы его не покинуло счастье. Умереть на родной земле — это тоже счастье. Лучше на родине лечь костьми, чем на чужбине быть в почёте, говорили наши предки.
В чём безысходность американской мечты? В том, что у американцев нет Родины. У американcких граждан есть государство (США), но нет Родины. Ведь никто не может сказать, что для европейских и азиатских иммигрантов, негров, латинос, евреев США — это Родина.
В противном случае богатые евреи не завещали бы похоронить себя на земле обетованной у стены плача. Те же американцы (индейцы), для которых Северная Америка была когда-то их родиной, практически были уничтожены европейскими колонизаторами, остатки их были загнаны в резервации, где влачат жалкое существование. Отсутствие Родины делает жителей США именно несчастными людьми. Из этого несчастного бытия США вытекает злоба, агрессивность, культ силы и личного успеха во чтобы то ни стало как внутри страны, так и на международной арене. Можно согласиться с тем, что США — исключительное государство, но эта исключительность есть следствие его несчастья, которое оно хочет сделать судьбой всего человечества.
Смысл китайской мечты в том и заключается, что у китайцев есть будущее и есть Родина — Поднебесная. Поэтому они и чувствуют себя счастливыми. В конце 2012 года в Китае было проведено общенациональное социологическое исследование «Индекс счастья в Китае». Данное исследование включало пять основных аспектов: степень удовлетворения своим физическим и духовным состоянием, семейной жизнью, социальным статусом, качеством жизни и социальной обстановкой. Общий индекс счастья китайского народа составил 80,1%. В современном Китае ощущение счастья для населения приобретает всё большую значимость, всё больше и больше людей осознает, что счастье — это высшая ценность и конечная цель всякой человеческой деятельности.
В этом плане интересно сравнить отношение китайца и европейца к такому чувству, как неискренность. Европеец, исходя из своего эгоцентризма, всегда стремится переложить вину на другого человека, то есть действует в соответствии с фарисейской логикой: сучок в глазу другого человека видит, а бревна в собственном оке не замечает. Китаец же, напротив, в первую очередь задумается не о своих чувствах, а о чувствах своего друга. Ведь если поймать своего друга на неискренности и сказать ему об этом прямо в глаза, то другу, разумеется, будет не по себе. Притворившись, что вы не знаете об обмане, вы сможете сохранить с другом хорошие отношения, а если вы тут же изобличите его в неискренности, то это означает, что вы ему больше не доверяете и не хотите продолжать с ним отношения. Вдумайтесь: насколько такое отношение китайца к другому человеку гуманнее, справедливее, чем лицемерное правдолюбие европейца. В китайской системе ценностей акцент делается на чувствах другого человека, на стремлении не пытаться сразу же обвинить другого человека в неискренности, а помочь ему самому осознать свою ошибку и тем самым не только сохранить с ним дружеские отношения, но и укрепить их. Ведь счастье человека во многом зависит от того, как мы относимся к другим людям: как к самим себе или как к своим конкурентам. Если как к самим себе, то тогда находимся в отношениях равенства и никто не лучше и не хуже друг друга. Тогда в таком обществе царит согласие, дружба, любовь, свобода и люди счастливы. Если как к конкурентам, которых надо убирать с дороги, чтобы они не мешали нашему личному успеху, то тогда находимся в отношениях неравенства и воюем друг с другом за место под солнцем. Тогда в таком обществе господствует война всех против всех, и люди несчастливы.
Опять же, если сравнить через призму культуры и эстетики две мечты: американскую и китайскую. Американская мечта в этом отношении напоминает быстро растворимый кофе в Макдональдсе, налитый в одноразовый бумажный стаканчик. Китайская же мечта подобна смакованию ароматного чая в фарфоровой чашке. Как говорят, почувствуйте разницу!
Вот почему, несмотря на большое количество проблем и забот в повседневной жизни, все большее количество китайцев проникается верой в то, что «завтра будет лучше, чем сегодня». В частности, на вопрос «Верите ли вы, что жизнь в будущем будет лучше, чем сейчас?» лишь 10% респондентов дали отрицательный ответ. (См.: Э Фань. Счастливы ли вы? // Китай. 2013. №3. С. 62).
Таким образом, реализация китайской мечты геополитически и ментально будет способствовать социалистическому возрождению России.
Версия для печати