Искажение прошлого на французском телевидении. Чему учит передача «Тайны истории»
Российский телезритель уже почти привык к систематическому искажению отечественной истории, особенно революционного прошлого нашей страны, осуществляемого господами Сванидзе, Радзинским, Познером и им подобными, на различных телеканалах. Те же процессы характерны и для телевидения Франции, и они вызывают серьёзное беспокойство и протест со стороны левых сил и общественности страны. (См.: Семенова А.В. Робеспьер, вернись! // Политическое просвещение. 2013. № 3(74). С.140—145).
27 мая в Париже состоялось торжественное захоронение в Пантеоне — главной усыпальнице великих людей Франции четырёх героев Сопротивления.
В связи с этим событием, которое широко освещалось национальными СМИ, руководители Левой партии: депутат Европарламента Жан-Люк Меланшон и Алексис Корбьер обратились к президенту французского телевидения с открытым письмом. В нём они обратили внимание на противоречие между официальными мероприятиями по увековечению памяти истинных героев национальной истории и ситуацией, складывающейся на французском телевидении. Они привлекли внимание к телепередаче «Тайны истории», которая, выходя ежемесячно в течение нескольких лет, регулярно собирает у экранов 3—4 миллиона телезрителей. Авторы подчеркивают, что если содержание школьных программ по истории обсуждается в обществе, то необходимо посмотреть и на освещение на телевидении проблем национальной и мировой истории, ориентированных на массовую аудиторию.
Именно эта проблема, по мнению лидеров Левой партии, вызывает озабоченность. Их опасения, прежде всего, связаны с идеологическим содержанием документального сериала «Тайны истории» и весьма тенденциозном отборе тем. Так, из 88 исторических сюжетов, показанных государственным каналом Франс-2, более 60% были посвящены исключительно монархам и их фаворитам и только 5 передач, 6%(!) от общего количества касались личностей или событий, связанных с историей Республики, которой особенно гордятся французы. Наряду с тем, что ряд передач касались религиозных сюжетов (жизни Христа, истории Ватикана), полностью отсутствует линия, связанная с именами великих философов-просветителей XVIII века, составивших гордость Франции (Дени Дидро, Жан-Жак Руссо, Вольтер), не говоря уже о других.
Продолжая эту тему, авторы пишут: «Великое интеллектуальное направление социализма и коммунизма, которыми так отмечена история Франции, полностью стирается в этом сериале, потому что ни Жан Жорес и ни кто другой там не представлены. Нет ни одного французского революционера (за исключением противоречивого Жоржа Дантона, впрочем в более коротком эпизоде, чем любой другой персонаж), но зато Шарлотта Корде, которая убила Жан-Поля Марата, будет иметь право на хвалебный эпизод, истоки которого уходят в контрреволюционную традицию. За исключением программы, посвященной 14 июля 1789 года, ни одна из многочисленных революций и ни один из великих моментов социального и политического подъёма (1830, 1848, 1870, 1936 гг. и т. д.), которыми отмечена история нашей страны и известны во всем мире, которые воплощены в судьбах замечательных женщин и мужчин, не имеют права ни на один эпизод. Огюст Бланки, Луиза Мишель и многие другие, таким образом, удаляются из нашей истории. Даже семья Романовых получает право на две передачи, напоминающие об их трагическом конце, так же как и одиозный Распутин, которого они привечали при своем дворе. Однако основные фигуры Русской революции 1917 года, которая оставила намного более сильный след в истории ХХ века, чем царь, не предстанут в «Тайнах истории».
Развивая свою мысль, авторы документа подчеркивают, что при анализе длинного списка тем, выбранных для сериала «Тайны истории», поражает то, как в нём «методично стираются целые разделы французской и мировой истории». Возмутительным способом возвышается роль королей и королев в ущерб всем тем, кто «боролся за равенсво и справедливость». Эта усеченная история пропагандирует так называемых «великих людей», оказавшихся только благодаря происхождению «на высшем месте социальной структуры».
В заключение обращается внимание на то, что «Тайны истории» попирают основные принципы, заложенные Великой революцией 1789 года при создании Пантеона. Революция свергла «старый порядок» не для того, чтобы восхвалять его на государственных телевизионных каналах. Таким образом, считают авторы, сюжеты этой телепередачи ближе к базилике Сен-Дени (усыпальнице французских королей), чем к Пантеону. «Государственное телевидение должно выполнять своё предназначение, а не быть разработчиком коммерческих проектов и пропагандистом антиреспубликанских идей, часто очень реакционных».
Как видим, эта проблема весьма схожа с ситуацией на российском телевидении и созвучна той борьбе, которую ведут прогрессивные силы нашей страны за объективное освещение отечественной истории.
А.В.СЕМЁНОВА,
доктор исторических наук, профессор,
академик Российской академии естественных наук.Версия для печати