И.И.Мигович, Ю.В.Шиловцев Марксистско-ленинское учение о революционной партии
МИГОВИЧ ИВАН ИВАНОВИЧ, член ЦК Компартии Украины, директор Института проблем социализма, доктор философских наук, профессор, народный депутат Украины (1998—2006) (Киев);
ШИЛОВЦЕВ ЮРИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ, участник Великой Отечественной войны, член ЦК Компартии Украины, доктор исторических наук, профессор (Киев).
Продолжаем публикацию отдельных глав из учебного пособия «Основы партийного строительства», подготовленного учёными-обществоведами, партийными работниками, членами ЦК КПУ, народными депутатами Украины. Материал может быть использован при организации политической учёбы коммунистов, комсомольцев, сторонников КПРФ.
В современную политическую лексику прочно вошло слово «партия» (происходит от латинского pars, partis — часть,группа). Этим термином чаще всего обозначают группу людей, объединённых общей идеологией, действующих на основе совместной программы для достижения определённых целей.
Возникновение и эволюция политических партий связаны с расколом общества на классы, их развитием и самоутверждением, социальной борьбой, прежде всего за обладание политической властью. Их функционирование обусловлено расстановкой основных классовых сил конкретного общества.
В ходе борьбы с феодализмом за самоутверждение буржуазия рассматривала создаваемые ею политические партии как инструмент разрушения исчерпавших себя структур власти аристократии и замены её более открытыми объединениями граждан. Укрепив экономические и политические позиции, новый эксплуататорский класс подчинил деятельность создаваемых партий целям упрочения своего господства. Через политические партии и посредством их буржуазия утверждает свою диктатуру, прикрываясь лозунгами свободы, демократии, общего блага и т. п., обеспечивая собственные корыстные интересы и цели.
Буржуазные политологи и социологи представляют дело так, что политические партии являются выразителями воли всего народа, связывающим звеном между гражданским обществом и государством, а многопартийность выдают за «основополагающий принцип демократии». Но это глубокое заблуждение: многопартийность не является показателем демократизма, не избавляет людей от манипулирования ими и автократизма. Фактически в капиталистических странах к XIX веку утвердилось господство буржуазной верхушки, возобладала тенденция отстранения от участия в политической жизни организованных трудящихся. В разделённом на антагонистические классы обществе доминируют партии монополистического капитала, а для отвлечения угнетённых масс от борьбы за свои права и интересы, в целях их разобщения, распыления сил стимулируется создание многочисленных политических партий и других объединений буржуазно-апологетического толка (профессиональных, реформистских, клерикальных, национальных, военизированных и т. д.).
Сегодня политические партии — многогранное явление. Их типы определяются по ряду параметров. Основополагающий среди них — классовый характер партий, определяющий их состав и цели (партии пролетарские, крестьянские, буржуазные, помещичьи, мелкобуржуазные и др.) По своей направленности партии могут быть коммунистическими, социалистическими, социал-демократическими, реформистскими, либеральными, консервативными и т. д.; по степени распространённости — массовыми, элитарными; универсальными, много- и однопрофильными; всемирными, этнонациональными, конфессиональными, региональными и другими.
Существенными (системообразующими) качествами политических партий политологи считают:
институциализацию, то есть меру «врастания» партии в политическую систему конкретного общества (определяется продолжительностью существования, интегрированностью в жизнь общества и т. д.);
статус (правительственная или оппозиционная; общегосударственного или регионального масштаба; представлена в парламенте или нет);
социальную поддержку (классами, группами, общественными движениями, этническими или религиозными общностями, населением, отдельными гражданами);
политическую ориентацию (отношение к собственности на средства производства, роли государства в управлении народным хозяйством, распределению общественного богатства; уровень секуляризации; вхождение в международные блоки, соблюдение гражданских прав и др.);
целевые установки (степень открытости, соперничество с другими партиями, поддержка государственной системы, её модернизация или замена);
структурную независимость, то есть степень автономности, жизнеобеспечения (источники доходов, связи с другими партиями и государственными структурами, ресурсный потенциал);
внутреннюю организацию (партийная структура, наличие первичных ячеек, централизованность и демократизм внутреннего устройства и жизнедеятельности, интенсивность пропаганды, внешние связи);
сплочённость партии (верность идеалам, активность членов, взаимная требовательность,отдача общему делу) (см.: Політологія / За ред. О.І.Семківа. — Львів, 1993. С. 291—292).
Многое в определении характера политических партий, их типологии зависит от исторических, социально-политических условий, национальных особенностей, взаимодействия объективных и субъективных факторов. Партии, как правило, разделяют на левые (отстаивающие прогрессивные доктрины) и правые (реакционные). Занимающие промежуточное положение партии называют центристскими. В политологии партии делят также на массовые и кадрированные. Первые, как правило, хорошо организованы, формируются на почве определённого мировоззрения, обращены к большим социальным группам, идеологическим системам, претендуют на выражение интересов всего общества, занимают активные, радикальные позиции. Существуют они, как правило, за счёт членских взносов и других внутренних источников. Кадрированные партии выражают, как правило, интересы правящих кругов, опираются на существующие социально-политические институты государства, их деятельность сводится, в основном, к борьбе за поддержку избирателей на выборах. У них обычно отсутствуют фиксированное членство, чёткая структура, строгая дисциплина. Партии разделяют также на «идеологические» и партии «деловых интересов», «индивидуального представительства», «социальной интеграции»; консервативные (провластные) и радикальные (оппозиционные, революционные). Всё зависит от того, чьи интересы они выражают, каких целей добиваются. Решающее значение при этом принадлежит классовому фактору: какого класса (классов) интересы партия выражает. Буржуазия поддерживает создание многих однотипных партий-близнецов, отличающихся разве что вывесками и лидерами. В то же время одна партия может выражать интересы нескольких близких социальных групп.
Наряду с «классическими» партиями возникают новые политические объединения, чаще всего на базе социальных движений — антивоенного, антиколониального, экологического, женского, национально-религиозного и т. д. Они основываются преимущественно на «смешанной» социальной базе, придерживаются эклектической идеологии, в классовом отношении неопределённы, поэтому недолговечны, преходящи. В.И.Ленин рекомендовал «изучать действительную историю партий, изучать не столько то, что партии о себе говорят, а то, что они делают, как они поступают при решении разных политических вопросов, как они ведут себя в делах, затрагивающих жизненные интересы разных классов общества, помещиков, капиталистов, крестьян, рабочих и так далее» (Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 21. С. 276).
Говоря о коммунистической партии, мы имеем в виду политическую организацию рабочего класса, партию решительной классовой борьбы за победу социализма и коммунизма. Миссию коммунистической партии К.Маркс и Ф.Энгельс видели в том, «чтобы революционизировать существующий мир.., практически выступить против существующего положения вещей и изменить его» (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 42). Развивая эти идеи, В.И.Ленин подчеркивал, что только коммунистическая партия, партия нового типа, железная и закалённая в борьбе, пользующаяся доверием всего честного в данном классе, умеющая следить за настроением массы и влиять на него (см.: Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 41. С. 27), «способна руководить пролетариатом в самой беспощадной, решительной, последней борьбе против всех сил капитализма. С другой стороны, только под руководством такой партии пролетариат способен развернуть всю мощь своего революционного натиска...» (там же. С. 187).
Первую подлинно революционную пролетарскую партию создали К.Маркс (1818—1883) и Ф.Энгельс (1820—1895) — немецкие учёные, основоположники научного социализма. Они глубоко осмыслили весь предыдущий опыт человечества, изучили, критически восприняли и обогатили достижения науки своего времени (немецкой философии, английской политической экономии, французского социализма), в разработанной ими научной теории общественного развития дали ответы на главные вопросы, волновавшие их современников.
В середине XIX века Маркс и Энгельс окунулись в политическую борьбу, занялись активной пропагандой своих революционных взглядов. В то время в Западной Европе происходил подъём буржуазно-демократического движения, всё большую активность проявлял осознавший свои цели пролетариат. Возникали различные организации рабочих, тайные общества, сектантские кружки, не имевшие чёткой программы действий, пребывавшие под влиянием идей утопических и мелкобуржуазных социалистов. Среди них выделялся «Союз справедливых», имевший ответвления в ряде стран. В начале 1847 года Маркс и Энгельс вступили в него и приняли участие в его реорганизации. Проведённый в том же году в Лондоне конгресс постановил переименовать это объединение в «Союз коммунистов». Так была основана первая международная рабочая организация, которая, провозгласив научный коммунизм своим боевым знаменем, ознаменовала начало объединения марксизма с рабочим движением. Осенью того же года в Лондоне состоялся II конгресс «Союза коммунистов». Фактически это был, по словам Ф.Энгельса, первый международный конгресс пролетариата, закрепивший в своих учредительных документах идеи научного коммунизма. В Уставе Союза отмечалось, что его целью является свержение буржуазии, уничтожение старого, основанного на антагонизме классов буржуазного общества, установление господства пролетариата и создание нового общества без классов и частной собственности.
Марксу и Энгельсу было поручено составить документ, в котором перед всем миром ясно и откровенно изложить цели коммунистов. К началу 1848 года такой документ был создан — им стал знаменитый «Манифест Коммунистической партии».
В его первой главе — «Буржуа и пролетарии» дано понимание истории как закономерного прогрессивного процесса развития общества от низшей его формы к высшей; отмечается, что за рабовладельческим обществом следовало феодальное, на смену которому пришло капиталистическое. Однако и капиталистическое общество исторически является временным, относительно прогрессивным и должно уступить место обществу социалистическому. Смена одной социально-экономической формации другой происходит не автоматически, не мирно, а в результате жёсткой классовой борьбы, которая составляет основное содержание исторического процесса. В эксплуататорских обществах классы находятся в постоянном антагонизме друг к другу; в конечном итоге противоборство между ними приводит или к революционному преобразованию общества, или к гибели борющихся классов, как это было при падении Римской империи. В главе дана характеристика возвышения буржуазии и обоснована неизбежность её гибели.
Во второй главе — «Пролетарии и коммунисты» указано, что «ближайшая цель коммунистов та же, что и всех остальных пролетарских партий: формирование пролетариата в класс, ниспровержение господства буржуазии, завоевание пролетариатом политической власти» (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т. 4. С. 437—438). Здесь сформулирована программа-минимум, которую составляют задачи демократизации общества и улучшения положения народных масс; выдвинута также программа-максимум Коммунистической партии — уничтожение частной собственности путём пролетарской революции, что должно обеспечить свободное развитие всех членов общества.
В третьей главе — «Социалистическая и коммунистическая литература» дана критика теорий, тормозивших развитие революционной борьбы рабочего класса.
Говоря о критически-утопическом социализме и коммунистическом учении, Маркс и Энгельс отмечали, что системы Сен-Симона, Фурье, Оуэна возникли в период неразвитых противоречий между пролетариатом и буржуазией. Положительным в их учениях было указание на противоположность классов и анализ развития противоречий в капиталистическом обществе, критика капиталистической эксплуатации. Но утописты, отмечалось в «Манифесте…», «не видят на стороне пролетариата никакой исторической самодеятельности, никакого свойственного ему политического движения» (там же. С. 455). Великие утописты стремились на рациональных принципах перестроить общество, но отвергали революционную деятельность, обращались ко всему обществу, считая себя стоящими выше классового антагонизма. «Значение критически-утопического социализма и коммунизма стоит в обратном отношении к историческому развитию, — указывали Маркс и Энгельс. — По мере того как развивается и принимает всё более определённые формы борьба классов, это фантастическое стремление возвыситься над ней, это преодоление её фантастическим путём лишается всякого практического смысла и всякого теоретического оправдания. Поэтому, если основатели этих систем и были во многих отношениях революционны, то их ученики всегда образуют реакционные секты» (там же. Т. 4. С. 456).
В четвёртой главе — «Отношение коммунистов к различным оппозиционным партиям» Маркс и Энгельс охарактеризовали отношение коммунистов к этим партиям, исходя, с одной стороны, из общих задач борьбы рабочего класса, с другой — из особых условий данной страны, особенностей её капиталистического развития, и подчеркнули: «...коммунисты повсюду поддерживают всякое революционное движение, направленное против существующего общественного и политического строя» (там же. С. 459).
Завершается этот выдающийся партийный документ вещими словами: «Коммунисты считают презренным делом скрывать свои взгляды и намерения. Они открыто заявляют, что их цели могут быть достигнуты лишь путём насильственного ниспровержения всего существующего общественного строя. Пусть господствующие классы содрогаются перед Коммунистической Революцией. Пролетариям нечего в ней терять кроме своих цепей. Приобретут же они весь мир.
ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ!» (там же).
Центральная, основная идея «Манифеста Коммунистической партии» — идея революционного завоевания власти рабочим классом. Эта идея получила дальнейшее обоснование в «Капитале» К.Маркса, других трудах основоположников научного коммунизма. Маркс и Энгельс постоянно обогащали, развивали своё учение на основе практического руководства борьбой рабочего класса, нового опыта рабочих движений и новейших открытий естествознания.
Деятельность «Союза коммунистов» сыграла огромную роль в создании коммунистических партий в других странах Европы и объединении их в сентябре 1864 года в Первом Интернационале, который К.Маркс называл «исторической, естественно сложившейся организацией рабочего класса» (там же Т. 16. С. 409). Он придавал принципиальное значение тому, что эта организация была не искусственным порождением какой-нибудь секты или теории, а плодом «самопроизвольного роста пролетарского движения, которое, в свою очередь, порождается естественными и непреодолимыми тенденциями современного общества» (там же. С. 336).
Учение о революционной партии рабочего класса занимает важнейшее место в теории марксизма. Маркс и Энгельс добились включения пункта о необходимости пролетарской партии как важнейшем условии победы социальной революции в Устав I Интернационала (1864). В своей борьбе против объединённой власти имущих классов, сказано в этом документе, «рабочий класс может действовать как класс, только организовавшись в особую политическую партию, противостоящую всем старым партиям, созданным имущими классами» (там же. Т. 18. С. 162).
Партия — политический авангард. Она не тождественна всему классу. В неё входят самые активные и сознательные представители класса. Выполнение партией передовой роли требует от неё не сливаться с массой, а идти впереди, вести её за собой. Партия призвана вносить в рабочее движение социалистическое сознание, необходимое для выдвижения рабочего класса на позиции передового борца за социализм, выразителя интересов других общественных сил, участвующих в освободительной борьбе. Партия призвана обеспечить выдержанность, стабильность революционного курса рабочего движения.
Партия рабочего класса — это политическая организация, а не просветительское общество. Только способность вовлечь класс, его союзников в активную деятельность обеспечивает политическое просвещение масс, обучающихся политике на собственном опыте. В горниле практической деятельности образуется сплав революционного сознания, представленного политическим авангардом, с движением самих масс.
Коммунистическая партия выполняет в рабочем движении идейно-политические и организаторские функции. Она готовит кадры вожаков и руководителей масс, направляет и координирует действия рабочего класса в разных районах, на различных предприятиях в соответствии с общими целями движения, обеспечивает единство его действий и действий союзников. Политическая партия обеспечивает преемственность классовой борьбы, накопление революционного опыта и традиций. В её работе органически сочетаются сила научного мышления с прямым революционным действием во главе масс, трезвый анализ объективной обстановки — со способностью принять в нужный момент ответственное решение и со всей энергией вовлечь в эту работу максимум имеющихся сил и средств.
Будучи демократической и в то же время чётко оформленной организацией, партия действует на основе принципа демократического централизма, объединяющего волю всех её членов. Представление о марксистско-ленинской партии как о некоем окаменевшем монолите, в котором нет различий во взглядах, а все политические решения диктуются сверху, противоречит истинной — демократической — сущности марксизма и политической культуре рабочего движения.
На каждом этапе общественного развития партия обретает новые черты и вместе с тем сохраняет в своей деятельности верность основным революционным принципам. Её политика — это разнообразная деятельность для достижения программных целей, сложная наука, которая исходит из законов общественного развития, изучаемых марксистской теорией, и вместе с тем искусство, требующее опыта, мастерства, таланта в реализации возможностей политического воздействия.
Политика революционной партии включает как цели борьбы рабочего класса, так и средства их достижения. Цели — ближайшие, промежуточные и конечные — составляют содержание партийной программы и служат главными вехами при определении стратегической перспективы и разработке плана действий.
Марксистская политика придает большое значение борьбе за ближайшие цели, за непосредственные жизненные интересы рабочего класса, органически увязывая её с перспективой достижения конечных целей рабочего движения. Исторический опыт свидетельствует, что путь к этим целям пролегает через ряд переходных этапов.
Содействует ли решение ближайших задач достижению конечной цели? — ответ кажется очевидным. Ведь каждая очередная ступенька лестницы означает продвижение вверх. И всё же дать однозначный ответ на этот вопрос нельзя без учёта того, какой «ценой» достигаются ближайшие цели. Энгельс отмечал: «...бывают обстоятельства, когда надо иметь мужество пожертвовать немедленным успехом ради более важных вещей» (там же. Т. 33. С. 494—495). Когда ближайшая цель достигается в ущерб принципам, это не укрепляет, а ослабляет позиции рабочего класса, его партии, снижает их революционный потенциал в борьбе за социализм.
Одна из главных, нередко трудных проблем политики состоит в том, чтобы найти правильное соотношение целей и средств борьбы. Средства борьбы рабочего класса определяются её целями и одновременно зависят от конкретных условий. Политика революционной партии не может быть бесхребетной, меняющейся с каждым поворотом событий. Но она не должна быть и закостенелой, не реагирующей на изменения обстановки. Революционная политика сочетает в себе принципиальность и творческое начало.
Перед революционной партией на каждом этапе стоит задача найти соответствующую конкретно-историческим условиям объективную меру целей и средств борьбы. Нарушение этой меры сопряжено со сползанием на правооппортунистические или анархистские позиции. Суть первых выражена бернштейнианской формулой: «Движение — всё, конечная цель — ничто». Эта линия ошибочна и аморальна. Под предлогом практичности и реализма она очищает политику от социалистических идей, ориентирует рабочий класс лишь на ближайшие требования. Суть анархистской позиции выражается в другой формуле: «Всё или ничего». Это линия ультрареволюционного догматизма и сектантства. Ритуальное повторение левых фраз подменяет в ней повседневную политическую борьбу за массы.
Марксистская политика отвергает иезуитскую позицию, будто цель оправдывает средства. Она берёт на вооружение лишь такие средства, которые соответствуют содержанию целей классовой борьбы, не выдуманных произвольно, а выведенных из анализа объективных условий и тенденций общественного развития, революционного движения.
Революционным партиям в их политике в принципе чужд экспорт революции. Они исходят из того, что социальная революция возникает и развёртывается на базе внутренних условий. Попытки «осчастливить» народы путём вмешательства извне в их внутренние дела противоречат не только демократическим принципам международных отношений, но и законам развития революции. Не отвечает целям классовой борьбы пролетариата и тактика индивидуального террора, к которой склонны прибегать левые экстремисты. Высокая нравственность и гуманизм революционных идей рабочего класса обусловливают гуманный и нравственный характер средств борьбы за их осуществление.
Утверждение марксизма происходило в острой борьбе с мелкобуржуазными влияниями (прудонизмом, лассальянством, бакунизмом и др.). В ходе её Маркс и Энгельс показали образцы сочетания принципиальности в отстаивании основных положений своего учения с выдержкой, тактичностью, направленной на расширение сотрудничества с немарксистскими течениями в рабочем движении (английскими тред-юнионами, французскими, бельгийскими прудонистами, немецкими лассальянцами и др.).
Под влиянием идей Маркса и Энгельса, при их активном участии рос и набирался сил, утверждался как передовая, наиболее революционная сила общества, противостоящая буржуазии, европейский пролетариат. Ему выпало стать вдохновителем первой в мире пролетарской революции, вспыхнувшей 18 марта 1871 года во Франции. Они с величайшим воодушевлением встретили весть о рождении государства нового типа — Парижской коммуны, пристально наблюдали за осуществляемыми ею революционными мерами, своими советами пытались помочь её руководителям избежать роковых ошибок. После поражения Коммуны Маркс и Энгельс внимательно проанализировали и осмыслили её беспримерный, уникальный исторический опыт.
Историческое значение Коммуны для мирового пролетарского движения Маркс усматривал в том, что она дала наглядное практическое подтверждение вывода о необходимости слома буржуазной государственной машины и установления диктатуры пролетариата. В Коммуне он увидел черты зарождающегося государства будущего, той его политической формы, «при которой могло совершиться экономическое освобождение труда» (там же. Т. 17. С. 346).
Важный урок Коммуны состоял в том, что пролетариат может взять власть и мирным путём, но непринятие решительных мер революционного насилия по отношению к контрреволюции, промедление в их осуществлении ведут к разгулу террора со стороны реакции, а в конечном итоге — к поражению революции.
Парижская коммуна дала богатейший материал для разработки вопроса об интернациональном характере рабочего класса, его движения и борьбы. Подлинный интернационализм Коммуны Маркс и Энгельс противопоставили национализму и шовинизму, присущим буржуазной политике и проникавшим в нарождавшееся коммунистическое движение.
Они внесли большой вклад в разработку и обоснование принципа пролетарского интернационализма, являющегося краеугольным камнем строительства и деятельности любой революционной партии. Выдвинутый ими в «Манифесте Коммунистической партии» боевой лозунг «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» стал девизом международного коммунистического и рабочего движения.
Определяя роль и значение революционной партии пролетариата, отправные положения относительно её организации и практической деятельности, Маркс и Энгельс исходили из того, что в основу должно быть положено неразрывное единство теоретических, программных, тактических и организационных принципов. Ими выдвинута идея об индивидуальном отборе в партию, о необходимости предъявления высоких требований к тем, кто стремится связать с ней свою судьбу. Каждый вступающий должен разделять коммунистическое мировоззрение и действовать в соответствии с целями и задачами партии.
Маркс и Энгельс всей своей деятельностью показывали пример принципиальной борьбы за укрепление идейного и организационного единства коммунистических рядов, пролетарских организаций, решительно выступали против оппортунистов и ревизионистов, против тех, кто не считался с партийной дисциплиной, пренебрежительно относился к ней.
Добиваясь исключения из Интернационала бакунистов и других оппортунистов, проникших в І Интернационал и не считавшихся с партийной дисциплиной и централизмом, Маркс писал: «Открыто находясь вне Интернационала, эти люди не опасны.., но, будучи враждебными элементами внутри него, они разрушат движение во всех странах, где обрели почву» (там же. Т. 33. С. 473—474).
Много внимания Маркс и Энгельс уделяли разработке правил партийного руководства. Во главу угла они ставили научность и коллективность. Партийное руководство — это научное руководство, опирающееся на знание объективных законов развития человеческого общества. Ему чужды догматизм и субъективизм. Основоположники научного коммунизма бескомпромиссно выступали против оппортунистических тенденций подчинить революционную борьбу пролетариата реформизму. Ф.Энгельс называл это свободным «врастанием» старого буржуазного свинства в социалистическое общество. Он также решительно осуждал и различного рода субъективистов и догматиков, которые, не считаясь с реальными условиями, требовали «приступить к деланию революции» (там же. Т. 21. С. 230). Маркс и Энгельс призывали руководящих деятелей пролетариата серьёзно изучать революционную науку, опираться на неё в своей практической работе. Маркс писал, что люди, претендующие на ведущую роль в освободительной борьбе, но не желающие «мучить себя изучением экономического и исторического материала», выглядят «демократическими „простаками”» (там же. Т. 27. С. 489).
Выдвижение и воспитание партийных руководителей было предметом особой заботы Маркса и Энгельса. Они высоко ценили деятельность профессионалов-революционеров и категорически требовали не назначать на руководящие посты в партии лиц из мелкобуржуазной, мещанской среды, кичившихся своей «образованностью», но политически весьма неустойчивых. Энгельс подчёркивал, что академическое образование ещё не даёт «офицерского чина с правом на соответствующий пост в партии» (там же. Т. 22. С. 75). Партийный руководитель, по его мнению, должен быть беспредельно предан коммунистическим идеалам, основательно знать условия партийной борьбы и усвоить её формы, быть честным, иметь крепкий характер, литературный талант и теоретическую подготовку (см.: там же).
Высоко ценя роль вождей и руководителей пролетариата, Маркс и Энгельс решительно выступали против их возвеличения и обожествления. Своей исключительной скромностью они показывали образцы нетерпимости к любым проявлениям культа личности, принижающего роль партии и народных масс. Энгельс писал: «И Маркс и я всегда были против всяких публичных демонстраций, посвящённых отдельным лицам…» (там же. Т. 22. С. 270). Вожди пролетариата считали, что партия должна контролировать деятельность своих лидеров, критиковать их ошибки и недостатки. А это возможно лишь в том случае, если руководство в партии носит коллективный характер.
Отдавая все силы борьбе за пролетарскую партию, основоположники научного коммунизма были беспощадны как к тем, кто проводил курс на растворение партии в мелкобуржуазной среде, так и к тем, кто стремился превратить партию в сектантскую, заговорщическую группу.
В то же время указывали, что организационная структура партии, по мнению Маркса и Энгельса, не может быть раз и навсегда данной. Она зависит от условий и времени деятельности партии, от тех задач, которые ей приходится решать. Формы организации и деятельности партии не только могут, но и должны развиваться и совершенствоваться.
Поддерживая всё, что способствовало становлению рабочих партий, основоположники марксизма подвергали критике те положения их документов, которые тянули партии назад. Таким было, например, их отношение к проекту Готской программы Германской социал-демократии, принятой в 1875 году. В ней содержались серьёзные уступки реформистской и националистической идеологии. Раскрыв ошибочность, вредность и несостоятельность подобных взглядов, Маркс показал враждебность пролетариату буржуазного государства, необходимость диктатуры пролетариата для создания нового общества. «Между капиталистическим и коммунистическим обществом, — писал он, — лежит период революционного превращения первого во второе. Этому периоду соответствует и политический переходный период, и государство этого периода не может быть ничем иным, кроме как революционной диктатурой пролетариата» (там же. Т. 19. С. 27).
Важную помощь социалистическим партиям в их становлении оказал созданный в 1889 году при непосредственном участии Энгельса ІІ Интернационал. В главных вопросах деятельность партий, входивших в эту международную организацию, основывалась на теоретической базе марксизма. Но со временем под влиянием реформистских тенденций в рабочем движении стало усиливаться оппортунистическое направление, готовое поступиться коренными целями движения в интересах сиюминутных успехов, удовлетворяться частичными реформами, склонное преувеличивать значение парламентских средств борьбы. В годы Первой мировой войны большинство партий, входивших во II Интернационал, перешло на шовинистические позиции, что привело к кончине этой международной организации.
В конце XIX века центр мирового революционного движения, как и предвидели Маркс и Энгельс, переместился в Россию. Здесь крайне обострились общественные противоречия: приобретали всё больший размах борьба быстро растущего пролетариата против капиталистов, крестьян — против гнёта помещиков, народов национальных окраин — против царского самодержавия. Рабочее, крестьянское и национально-освободительное движения дополняли и усиливали друг друга, подрывая и без того шаткие устои буржуазно-помещичьего строя. Российская империя оказалась самым слабым звеном в цепи мирового капитализма.
В 40–60-е годы XIX века в стране приобрели популярность демократические идеи Герцена, Белинского, Добролюбова, Чернышевского, Шевченко о необходимости революционного преобразования российского общества. На эти идеи опирались «народники» (так называли прогрессивных интеллигентов, разночинцев, шедших «в народ», призывавших крестьянство к борьбе с царизмом). На высокий уровень развития русской революционно-демократической мысли обращали внимание Маркс и Энгельс. Чтобы знать её основательно и влиять на неё, Маркс всерьёз приступил к изучению истории, экономики, политики, культуры России, русского языка, в оригинале читал литературу и документы, прежде всего статистические сборники. Разносторонний анализ современной Марксу ситуации дал ему основания сделать ряд важных выводов и прогнозов: о перемещении центра рабочего движения на восток Европы, о самостоятельном социалистическом потенциале русского крестьянства, о возможности коммунистической революции сначала в России.
В 70-е годы XIX века в России возникают организации рабочего класса. Первыми из них были «Южнороссийский союз рабочих» в Одессе и «Северный союз русских рабочих» в Петербурге. В программе последнего, подготовленной выдающимися рабочими-революционерами Виктором Обнорским и Степаном Халтуриным, чётко провозглашалась связь и родственность задач с социал-демократическими партиями Запада. Полиция разгромила эти объединения, однако остановить революционное движение было уже невозможно. Пророческими стали слова московского ткача Петра Алексеева, сказанные на суде в 1877 году об исторической роли русского рабочего класса: «Поднимется мускулистая рука миллионов рабочего люда, и ярмо деспотизма, ограждённое солдатскими штыками, разлетится в прах!».
Возникла объективная необходимость и формировались условия для восприятия «рабочего» научного социализма. В русских революционных кругах стали пользоваться большой популярностью произведения основоположников марксизма, отдельные из которых были известны с 40-х годов XIX века. Особое значение имел перевод на русский язык «Капитала», легально изданный в 1872 году. В этот период «всем ходом развития революционной мысли и рабочего движения готовилась почва для появления в России марксизма» (Учение, преобразующее мир. — М., 1979. С. 78). Активную работу по его распространению начала осуществлять созданная в эмиграции группа «Освобождение труда» (1883), возглавляемая Г.В.Плехановым. Она переводила на русский язык и затем распространяла в России произведения Маркса и Энгельса, популяризировала их идеи в отечественной печати, побуждала общественную мысль к революционной борьбе.
В стране учащались классовые выступления рабочего класса. В январе 1885 года произошла стачка на фабрике Морозова в г. Орехово-Зуево. Её участники выступили с радикальными требованиями, держались смело и достойно. На суде над организаторами стачки вскрылась такая жуткая картина издевательств над рабочими, что даже присяжные на все 101 пункт обвинений ответили: «Нет, не виновен». Реакционная газета «Московские ведомости» со злостью назвала этот вердикт «101 салютационным выстрелом в честь показавшегося на Руси рабочего вопроса».
В 80-е годы в эмиграции и в самой России возникают подпольные марксистские ячейки Д.Благоева, М.И.Бруснева, П.В.Точисского и др. Первоочередной стала задача направления и координации их деятельности, объединения массового рабочего движения с научным социализмом, создания в стране марксистской партии. С этой задачей справился Владимир Ильич Ленин. Одна из величайших его заслуг — дальнейшее развитие учения К.Маркса и Ф.Энгельса о революционной партии, создание её в России, неоценимый вклад в укрепление мирового коммунистического, рабочего и национально-освободительного движения в эпоху империализма.
В 1895 году в Петербурге возник «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». В нём марксисты во главе с В.И.Лениным объединили марксистские рабочие кружки в революционную организацию, которая руководила забастовочной борьбой, издавала листовки, вела агитацию в пролетарской среде.
Организованная «Союзом борьбы» массовая забастовка ткачей фабрики Торнтона повлекла за собой волну выступлений трудящихся по всей России. Решительные протесты петербургских рабочих 1895—1896 годов открыли новую веху в истории России — подготовку народной революции. Впервые рабочие массы активно действовали под руководством социал-демократической организации. «Союз борьбы» подготовил первый номер нелегальной газеты «Рабочее дело». Группа революционеров обсудила его, но выпустить не успела: Ленин и другие руководители «Союза борьбы» были арестованы. 13 февраля 1897 года, после четырнадцатимесячного заключения, Ленин был сослан в Сибирь. В ссылке он написал книгу «Развитие капитализма в России», а также брошюру «Задачи русских социал-демократов», в которых призывал разбросанные по стране рабочие кружки и марксистские ячейки сплотиться и создать «единую социал-демократическую рабочую партию!» (Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 2. С. 466). Ленин своевременно увидел опасность узкопрофессиональной тенденции для рабочего движения и подверг её критике. Вместе с 17 другими социал-демократами он пишет в ссылке «Протест» против разработанного «экономистами» манифеста, грозящего распылением социал-демократических сил, кустарничеством и кружковщиной в рабочем движении, сведением его к экономическим лозунгам. Крайне необходима партия, политический авангард пролетариата — такой вывод сделал Ленин.
В марте 1898 года в Минске состоялся I съезд Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП), провозгласивший её создание. Но фактически партии как единой, централизованной, всероссийской ещё не было создано. Её предстояло организовать. В 1901 году Ленин вместе с российскими ветеранами марксизма Г.В.Плехановым, П.Б.Аксельродом, В.И.Засулич создает и организует выпуск общепартийной газеты «Искра» с эпиграфом «Из искры возгорится пламя!». При решающем участии Ленина редакция «Искры» подготовила проекты Программы и Устава партии, много сделала для объединения партийных организаций России.
В июле-августе 1903 года в Брюсселе, а потом в Лондоне проходил II съезд РСДРП. На нём Ленину и его единомышленникам пришлось вести острую полемику с оппортунистами. Была принята искровская Программа партии. В ней подтверждались положения о диктатуре пролетариата, союзе рабочего класса и крестьянства, праве наций на самоопределение, пролетарском интернационализме. Она состояла из программы-минимум (ближайших задач партии в буржуазно-демократической революции) и программы-максимум (конечная цель — социалистическая революция, свержение капитализма, установление диктатуры пролетариата). На II съезде РСДРП образовались два крыла партии: «твёрдые искровцы», ленинцы, получившие большинство голосов во время выборов центральных органов (поэтому их стали называть большевиками) и оппортунисты, оставшиеся в меньшинстве (меньшевики). Объединение подлинно революционных элементов и размежевание с вредным для рабочего движения оппортунизмом происходило в острой борьбе.
На каких принципах строилась создаваемая В.И.Лениным партия нового типа? Какие основные черты были присущи ей? Насколько учитывала специфику исторического момента и страны? Решая эти задачи, Владимир Ильич руководствовался объективными условиями и настроениями трудящихся масс, решительно отбрасывая представление о партии как узкой организации заговорщиков, для которых главное — захват власти. На основе изучения европейского опыта, глубокого анализа положения в России, расстановки ведущих классовых сил и интересов, он разработал реалистичные, оптимальные пути прогрессивного развития страны. И на этой базе обосновал принципы построения партии рабочего класса, ставшие весомым вкладом в марксистское учение.
Ленинская партия нового типа — это прежде всего партия социалистической революции. Ведущие в то время европейские партии рабочего класса осваивали новые, важные средства борьбы — парламентаризм, участие в деятельности профсоюзов, других легальных организаций, печатных изданиях. Некоторые идеологи преувеличивали значение этих форм. Голоса реформистов, оппортунистов звучали всё громче. Эту тенденцию отчётливо видел Ленин. «Типом социалистических партий эпохи II Интернационала, — отмечал он, — была партия, которая терпела в своей среде оппортунизм, всё более накапливаемый десятилетиями „мирного” периода...» (там же. Т. 26. С. 114). В острой полемике с отечественными реформистами («экономистами») В.И.Ленин в работе «Что делать?» (1901—1902) ярко освещает эту ключевую особенность партии нового типа: «…самые существенные, „решающие” интересы классов могут быть удовлетворены только коренными политическими преобразованиями вообще; в частности, основной экономический интерес пролетариата может быть удовлетворён только посредством политической революции, заменяющей диктатуру буржуазии диктатурой пролетариата» (там же. Т. 6. С. 46).
Быть партией революции — это не просто провозглашать намерение силовым путём отстранить от власти эксплуататоров. К этому призы-вали и народники в 70-х годах XIX века. Но они опирались на теорию, которая по сути совсем не была революционной. Рабочая партия должна опираться на теорию марксизма, признавать себя «одним из отрядов всемирной армии пролетариата», «частью международной социал-демократии» (см.: там же. С. 205).
Важнейшая особенность партии нового типа выражена в ленинской формуле: «Быть партией масс». Ленин рассматривал партию как авангард рабочего класса, всех трудящихся; задача её ячеек — просвещать, объединять и поднимать на борьбу с эксплуататорами весь пролетариат, широкие слои угнетённых.
Чтобы стать массовой, влиятельной и успешной, партия должна быть, как и завещали Маркс и Энгельс, сплочённой и дисциплинированной — централистской, и в то же время в высшей мере демократической партией. Органичное сочетание этих черт составляет сущность принципа демократического централизма, непременное условие построения и деятельности ленинской партии.
Создаваемая Лениным партия нового типа проходила испытания, закалялась и накапливала опыт в суровых классовых боях. Владимир Ильич постоянно анализировал изменение ситуации в России в контексте мирового общественного развития, делал необходимые для пролетарской партии обобщения и выводы.
Каким был в то время рабочий класс? В конце первого десятилетия XX века численность пролетариата восьми ведущих стран Европы и Северной Америки составляла около 90 млн. человек. Его доля в самодеятельном населении была разной: в России — 1/4, во Франции, Австро-Венгрии, Италии — более 1/3, в Бельгии, Германии — более 1/2, в Англии и США — примерно 2/3. Основную массу рабочего класса составлял промышленный пролетариат, насчитывавший в этих странах более 50 млн. человек. Его ядро образовывали фабрично-заводские рабочие — наиболее сплочённые, организованные, восприимчивые к идеям социализма. Их консолидации способствовало само развитие крупного капиталистического производства. Вместе с тем высокой оставалась доля занятых на мелких предприятиях, в мастерских и на дому. Одновременно ускорялся процесс формирования «пролетариата умственного труда», который, по словам Энгельса, был «призван плечом к плечу и в одних рядах со своими братьями рабочими, занятыми физическим трудом, сыграть значительную роль в надвигающейся революции» (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т. 22. С. 432).
К началу XX века буржуазия в целом, и российская в том числе, чётко проявила антинародную классовую сущность, исчерпала свой прогрессивный потенциал. С учётом этого обстоятельства Ленин формулирует принципиальный вывод: «Победа буржуазной революции у нас невозможна, как победа буржуазии. Это кажется парадоксальным, но это факт. Преобладание крестьянского населения, страшная придавленность его крепостническим (наполовину) крупным землевладением, сила и сознательность организованного уже в социалистическую партию пролетариата, — все эти обстоятельства придают нашей буржуазной революции особый характер» (Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 17. С. 44). Ленин считал, что хотя по основным целям и задачам революция является буржуазной, её основными движущими силами должны быть трудящиеся. «Последовательным борцом за демократизм может быть только пролетариат. Победоносным борцом за демократизм он может оказаться лишь при том условии, если к его революционной борьбе присоединится масса крестьянства» (там же. Т. 11. С. 49).
Новая постановка вопроса о массовых движущих силах буржуазно-демократической революции предопределила и новую постановку основного вопроса революции — о государственной власти. Ленин обосновал, что успешная буржуазно-демократическая революция, в которой гегемоном выступит пролетариат, должна привести к завоеванию не власти буржуазии, а к революционно-демократической диктатуре пролетариата и крестьянства, продвинуть революцию вперёд, к рубежу, за которым начинаются социалистические преобразования.
Учение о перерастании буржуазно-демократической революции в социалистическую Ленин отстаивал в острой идейной борьбе с явными и скрытыми врагами марксизма, правыми и «левыми» оппортунистами, преодолевая сомнения и ошибки товарищей по партии. Развитие теории он сочетал с огромной организаторской деятельностью, участием в практической пролетарской борьбе.
Революция 1905—1907 годов убедительно показала, насколько важно, чтобы борьбу трудящихся возглавляла массовая, боевая партия, свободная от оппортунистов, шатких элементов, раскольников наподобие меньшевиков. Боевые выступления пролетариата нанесли серьёзные удары по самодержавию, заставили его провести ряд реформ, пойти на определённые уступки народу. Ленин позже напишет: «Без такой „генеральной репетиции“, как в 1905 году, революция в 1917 как буржуазная, февральская, так и пролетарская, Октябрьская, были бы невозможны» (там же. Т. 38. С. 306).
Революционные события 1905—1907 годов в России оказали огромное влияние на подъём классовой борьбы во многих странах, прежде всего забастовочного движения рабочих. Ещё больше они повлияли на ход национально-освободительного движения в мире. Весь мир после первой русской революции стал иным, чем был до нее.
Реакция после 1907 года означала фронтальное наступление на прогрессивные силы, прежде всего на большевиков. В условиях засилья реакции многие меньшевики (так называемые «ликвидаторы») выступили за прекращение подпольной деятельности партийных организаций и революционной борьбы, что означало фактическую ликвидацию РСДРП. С другой стороны, появились небольшие группы «леваков» (так называемых «отзовистов»), которые, выдвигая аналогичные требования, предложили авантюрную тактику продолжения прямого революционного штурма небольшими силами нелегальных групп. В сущности, это была линия на преобразование партии в заговорщицкую организацию, оторванную от масс, линия отхода от марксизма.
В этих условиях В.И.Ленин ведёт активную работу, отстаивая чистоту пролетарского мировоззрения. Философские выводы, установки Ленина, изложенные, в частности, в книге «Материализм и эмпириокритицизм», ориентировали партию в политической борьбе на главное — на точное отражение, фиксирование и раскрытие закономерностей и противоречий, выяснение объективных тенденций общественного развития и потребностей социальных классов, на учёт во время постановки задач преобразования действительности не субъективных пожеланий или воли сомнительных лидеров, а именно объективных закономерностей и интересов прогрессивных классов.
Огромная, поистине титаническая деятельность В.И.Ленина и его соратников имела важнейшее значение для становления большевистской партии, превращения её в могучую революционную силу, сумевшую поднять рабочий класс, другие трудящиеся классы и слои российского общества на борьбу с эксплуататорским строем и осуществление социалистической революции, а затем на строительство социализма.
Овладение идеями марксизма-ленинизма, опытом большевистской партии — РСДРП, РСДРП(б), РКП(б), ВКП(б), КПСС — является мощным стимулом для коммунистов нынешнего времени, в сложных условиях ведущих борьбу с режимом реставраторов капитализма, за социалистический путь общественного развития.
Несмотря на временное поражение социализма в СССР и ряде других стран, его идеи продолжают вдохновлять трудящихся планеты на борьбу за справедливое и свободное жизнеустройство. Их насущные права и интересы мужественно отстаивают в классовой борьбе с эксплуататорами, силами внутренней и международной реакции коммунистические партии, которые действуют почти в 90 странах мира и объединяют около 100 миллионов человек.
В государствах, идущих по социалистическому пути (Китайская Народная Республика, Социалистическая Республика Вьетнам, Куба и др.), где проживает свыше 1,5 млрд. человек, коммунистические партии направляют свою деятельность на подъём экономики и благосостояния трудящихся, обеспечение гражданских прав и свобод личности, упрочение народной власти, прогрессивное развитие общества, контуры которого обрисовали основоположники марксизма-ленинизма (подробнее см.: Социализм: XXI век. — Киев, 2013. С. 232—301).
На постсоветском пространстве, в том числе на Украине, коммунистические партии ведут активную борьбу против капиталистической реставрации и буржуазно-националистической диктатуры, защищают насущные интересы людей наёмного труда, поддерживают интеграционные процессы как необходимое условие создания на социалистических началах обновлённого Союза братских стран и народов.
Коммунистические партии в развитых капиталистических государствах противодействуют наступлению монополистического капитала на социальные завоевания трудящихся, пытающегося переложить на их плечи тяжесть системного кризиса и последствия глобализации по-американски. В развивающихся странах коммунисты продолжают борьбу с неоколониализмом, за социальное и национальное освобождение своих народов.
В новых социально-политических условиях, когда существенно меняются функции, политические приоритеты, практические задачи марксистско-ленинских партий, требуют соответствующего совершенствования методы и формы их деятельности. Стратегические цели и повседневные реалии актуализируют такие её направления:
идейно-теоретическая работа, призванная давать научно обоснованные ответы и прогнозы на текущие и перспективные проблемы классовой борьбы, партийного строительства, о месте и роли партии в их разрешении, в достижении программных целей;
организационно-политическая деятельность, способствующая расширению и укреплению партийных структур, чёткому их функционированию, развитию внутри- и межпартийных отношений;
идейно-воспитательная работа, включающая пропаганду, агитацию, информирование членов и сторонников партии, направленная на повышение их сознательности и политической активности;
политическая борьба с правящим режимом за реализацию программных целей, предвыборных платформ, коллективно принятых решений, осуществляемая на основе и через созданные партией структуры с использованием парламентских и непарламентских средств, всех легальных возможностей;
социальная работа, направленная на поддержку членов партии, социально уязвимых групп, граждан, незаконно преследуемых буржуазной властью;
представительство в отношениях с различными ветвями власти (законодательной, исполнительной, судебной), политическими союзниками внутри страны и на международной арене;
правозащитная функция, включающая её легитимизацию, обеспечение уставной деятельности, реализацию законных прав, отстаивание доступными путями и средствами интересов своих последователей;
репродуктивная функция, заключающаяся в том, что партия заботится о воспроизводстве и расширении своих рядов, подготовке кадров и актива, упрочении связей с прогрессивной общественностью, чтобы совместными усилиями активнее влиять на массы, с их помощью достигать стратегических целей и решать тактические задачи.
Итак, революционная партия — это наиболее организованная и активная часть людей наёмного физического и интеллектуального труда, прежде всего рабочего класса, объединённая и действующая на идеалах и принципах марксизма-ленинизма, последовательно выражающая интересы всех трудящихся, доступными силами, средствами и способами обеспечивающая их осуществление на пути созидания социалистического общества, ориентирующегося на коммунистическую перспективу.
Исторический опыт КПСС, составной частью которой была Компартия Советской Украины, сохраняет непреходящее значение, требует диалектико-материалистического анализа, конкретно-исторического подхода, творческого применения в новых общественных условиях. Эти условия во многом напоминают период первоначального накопления капитала, свидетельствуют об обострении противоречий капитализма, усилении его агрессивности, сопровождаются активизацией деятельности внешних и внутренних контрреволюционных сил.
Вдумчивого анализа и учёта требуют также допускавшиеся в прошлом просчёты и ошибки партийного руководства, комплекс причин и последствия временного поражения социализма в нашей стране, истоки и трудности коммунистического движения на постсоветском пространстве, перспективы и тенденции мирового развития, потенциальные особенности социально-классовой борьбы угнетённых и эксплуатируемых на всей планете масс за выживание и достойное будущее человеческого сообщества. А оно возможно лишь на путях утверждения свободы, социальной справедливости, классовой солидарности и сотрудничества трудящихся, составляющих сущность коммунистического идеала.
Посвящающим ему свои помыслы и дела важно усвоить закономерности общественного развития, уроки, традиции и подвиги предшественников-революционеров и созидателей, наследуя их, действовать по-марксистски, по-ленински овладевать необходимыми знаниями, убеждениями и умением. Партийная организация, сознательность и дисциплина, благородство цели удесятеряют силы личности. Испытанные временем азы коммунистического партийного строительства полезно знать каждому истинному патриоту-соотечественнику.
Вопросы для обсуждения
1. Сущность политических партий.
2. Когда возникли первые политические партии? Чем обусловлено их создание?
3. Вклад К.Маркса и Ф.Энгельса в дело формирования и становления пролетарских партий, научное обоснование их деятельности.
4. Основные черты революционной партии рабочего класса.
5. Вклад В.И.Ленина в разработку учения о партии нового типа, её создание и деятельность.
6. Основные функции и задачи партии коммунистов в условиях реставрации капитализма.
Версия для печати