О.В.Чернова. Цветовые символы в советских песнях о Великой войне

О.В.Чернова. Цветовые символы в советских песнях о Великой войне

Наименования цветов — очень интересная область исследования для специалистов разных отраслей. Одни цветонаименования используются для непосредственного указания цвета предмета или явления, другие — несут дополнительную символическую нагрузку. Символика цвета различается по самым разным параметрам: есть европейская, азиатская и африканская символика, символика мировых религий, символика античная, средневековая и последующих исторических периодов, политическая, государственная, национальная символика. В национальной, или этнической, символике, как правило, отражается влияние исторической ситуации, исповедуемой большинством народа религии, общественно-экономического и государственного строя и, конечно же, природно-климатической среды формирования либо длительного проживания этноса и его психологии. 

Песни о Великой Отечественной войне — судьбоносном событии в истории нашей Родины и всего человечества являются важным источником изучения русских наименований цвета и использования их в качестве символов. В период сильнейших потрясений песня становится наиболее ярким выражением национального (этнического) сознания. Именно песня, поскольку среди различных произведений художественной культуры она является самой распространённой.

Прежде всего стоит обратить внимание на большую значимость цвета для русской песни. Ряд этнопсихологов отмечает высокую эмоциональность русского народа, что проявляется, в частности, в частом упоминании цвета в песне. Многоцветная картина мира помогает человеку глубже познать его. В каждом из исследуемых периодов 43—61% песен содержат наименования цветов, причём наибольшая представленность цвета (61%) характерна для песен самого трагического и героического времени — 1941—1945 годов, наименьшая — для самого мирного — 60-х годов. Что касается остальных периодов, то там цвет представлен в 50—51% песен. По моему мнению, это объясняется разной интенсивностью эмоциональных переживаний русского народа, отражённых в песне. В период войны, когда возникла реальная угроза потери независимости Родины, всего родного и дорогого, без чего немыслима жизнь нормального человека, мир представлялся наиболее многоцветным.

Издавна восточные славяне придавали особое, сакральное значение красному цвету. Во время раскопок в Новгороде в слоях, относящихся к XIII—XV векам, две трети сохранившихся фрагментов тканей были красного цвета. В день свадьбы невесту наряжали «в самое лучшее платье» — красный сарафан. В национальном костюме преобладал красный цвет. Если же в некоторых областных вариантах сарафан имел другой цвет, то он, а также платок, кокошник, одежда для младенцев, украшались красной вышивкой, узором или шнуровкой. Считалось, что нечистая сила в первую очередь покушается на детей и женщин. Воины Древней Руси одевались в красные плащи, сапоги, рубашки, на позолоченных шлемах нередко укреплялись красные флажки.

Для защиты усадьбы от дьявольщины нужно было посадить в ней красную рябину. В песне «Шире шаг» С.Алымова и П.Акуленко, написанной в период Великой Отечественной войны, мы находим перекличку с древней славянской традицией:

Эх, рябина, красная рябина —

Наш родной советский милый край!

Доказательств того, что красный цвет является национальным цветом русского народа, несколько. Словом красный обозначали всё лучшее, высококачественное (красный товар, красная рыба, красная дичь), всё красивое, прекрасное, сильное (красная девица, красный молодец), всё ред-кое, официально высокое, почётное (красный угол, красная площадь).

Христианство окончательно утвердилось на Руси в период татаро-монгольского ига. В христианском средневековом искусстве красный являлся цветом милосердия, божественной любви. Он напоминает о мучениках, проливших кровь за свою веру.

Во всём мире красный символизирует также революционную борьбу против эксплуататоров. Впервые он был применён в этом значении во время антифеодального восстания иранских крестьян в 162 году хиджры (778—779 гг.). В России символом революционного движения красный цвет становится с 1861 года, когда под красным знаменем проходит крестьянское восстание в селе Кандиевке Пензенской губернии.

В исследуемых песнях красный в основном употребляется в сим-волическом значении. Красный цвет стал символом победы над фашизмом. Примером служат строки из песни «В майский денёк» (сл. С.Алымова, муз. И.Дунаевского):

Над Берлином знамя алое горит,

Цветом красным очень ясно

О победе говорит!

В песнях периода Великой Отечественной упоминаются красные полки, красное знамя и краснознамённые моряки, краснофлотцы и крас-нофлотская улыбка, красноармейская звезда и краснозвёздные храбрецы, красные звёзды и красные стены Кремля. Весьма выразительны строки из песни «Воевать мы мастера» (сл. В.Лебедева-Кумача, муз. Т.Хренникова), показывающие историческую преемственность русской воинской славы:

Честь и храбрость, и достоинство

Русских воинов-отцов

Носит в сердце наше воинство

Краснозвёздных храбрецов.

И звезда красноармейская

Прежней славою горит,

Разгромим орду злодейскую,

Враг, как прежде, будет бит.

После войны в песнях упоминаются красные воины, казаки, бойцы, комиссары; красные танки и красная конница; красные стрелы и красные ракеты; красные птицы и красная рябина; красный Дунай и красные снега; красный галстук и красные строки повести; красные розы, тюльпаны и маки; краснозвёздный город и краснозвёздные полки.

Сквозным символом, объединяющим разные периоды российской истории, является Красная площадь — «России сердце», как характеризуется она в одной из песен. В песне М.Лисянского и И.Дунаевского «Моя Москва» защитники столицы признаются в любви к ней и её святым местам:

Я люблю твою Красную площадь

И кремлёвских курантов бой.

В других песнях отражена специфика того или иного исторического периода. В «Вальсе, посвящённом Уставу караульной службы», написанном А.Галичем в 60-е годы ХХ века, отражены взгляды фронтовиков о триумфальном событии в их жизни — участии в параде Победы:

И по площади Красной, шалея,

Мы шагали — со славой на «ты», —

Улыбался нам Он с мавзолея,

И охрана бросала цветы.

В песне Ю.Полухина и С.Туликова «Я пою о Москве» (70-е гг. ХХ в.) актуализированы события начала ХХ в.:

Не меркнет слава Красной площади и Пресни,

И помнят люди мудрый голос Ильича.

Перекличке защитников Москвы разных поколений и исторических эпох посвящены строки из песни «Ополченцам России» (сл. М.Кравчука, муз. А.Бертрама):

Здравствуй, площадь Красная,

Ты России сердце.

Помнишь злость бунтарскую,

Минина, Пожарского,

Видела Давыдова,

Наших ополченцев!

Кроме красного, в песнях называются его оттенки (перечислю по уменьшению частоты упоминания): алый, багровый, кровавый, малиновый и розовый.

В качестве алых упомянуты знамёна (флаги), звёзды, заря, рассветы, праведная кровь. В проникновенной песне Е.Долматовского и Д.Шос-таковича «Родина знает» — песне, которую пел на околоземной орбите первый космонавт планеты Юрий Гагарин, есть строки о символах любви Родины:

С дружеской лаской,

С нежной любовью

Алыми звёздами башен московских,

Башен кремлёвских

Смотрит она за тобою.

Багровым обозначен цвет знамён, огней, заката, неба, пшеничных волн, света, зарниц войны.

Кровавый как наименование цвета встречается в 60-е — 80-е годы. Это цвет снега, зари, реки, заката, врага. Для усиления трагичности изо-бражаемых событий закат назван кроваво-красным.

Малиновый и розовый упоминаются только по два раза. Цветонаименование малиновый относится к рассвету и закату, а розовый — к утреннему свету и пушку на меди скул.

Красный как национальный цвет России чаще всего употребляется в качестве цвета-символа. Однако если сравнить частоту упоминаний наименований цветов, то синий с голубым упоминаются столь же часто, как и красный. С точки зрения смысла голубой можно назвать светло-синим, и в большинстве языков существует одно наименование данного цвета. Однако в русском и некоторых других славянских языках для обозначения области синего цвета существует два основных названия — синий и голубой.

Лингвисты единодушно признают более древнее происхождение слова синий по сравнению со словом голубой. Анализ русских сказок показывает, что синий цвет наделялся обычно магическими свойствами. Прежде всего он был связан с водой, которая в древности считалась местом, где таятся злые, враждебные человеку силы. Вероятно, каждому знакомо ощущение, которое возникает от долгого созерцания морской глади — чувство умиротворения, растворённости в окружающем. Не случайно одним из центральных обрядов в христианстве является крещение водой, благодаря чему осуществляется приобщение к истинной вере.

Синий по физиологическому воздействию — успокаивающий, расслабляющий цвет. В символике синий означает постоянство, совершенст-во, размышление, загадочность, мир.

Голубой — цвет ясного дневного неба — произошло от слова «голубь». Ещё в XVIII—XIX века с ним соперничал и опережал его в употреблении термин лазоревый. Однако к концу XIX — началу ХХ века голубой занял первое место в обозначении предметов и явлений светло-синего цвета.

В песнях о Великой Отечественной упоминания синего цвета соста-вили 61,1%, голубого — 33,3%, лазоревого (лазурного) — 4,2%, бирюзы — 1,4%.

Русь, Россия, возможно, в силу своей загадочности и поиска смысла жизни, её совершенного устройства представлялась своим поэтам и прозаикам, да и рядовым гражданам тоже, синей и голубой.

С печалью светлой молча смотрят на меня

России синие глаза..,

— поёт герой песни Г.Фере и В.Гевиксмана «Берёзовые сны» (70-е гг. ХХ в.).

Другой сын России — узник фашистского концлагеря шептал:

Я вернусь к тебе, Россия,

Знаю — помнишь ты о сыне.

Брови русы, очи сини…

Я вернусь к тебе, я вернусь к тебе,

Я вернусь к тебе, Россия!

У сына России — героя песни Л.Ошанина и Э.Колмановского «Я вер-нусь к тебе, Россия» (60-е гг. ХХ в.) тоже синие глаза, как и у его Родины-матери.

Пронзительно характеризуются глаза и души погибших за столицу в песне Н.Добронравова и А.Пахмутовой «Ты моя надежда, ты моя отрада» (80-е гг. ХХ в.):

Серые шинели. Русские таланты.

Синее сиянье неподкупных глаз.

На равнинах снежных юные курсанты…

Началось бессмертье. Жизнь оборвалась.

Голубой символизирует доблесть, превосходство, верность. Голубая незабудка — символ памяти, верности, преданности. Недаром в песне С.Гудзенко и В.Зубкова «Нас не нужно жалеть» поётся:

На могилах у мёртвых

Расцвели голубые цветы.

Фронтовик — герой жизнерадостной (даже шутливой) песни первых послевоенных лет «Почему?» (сл. Л.Ошанина, муз. А.Новикова) спрашивает сам себя:

Эта девушка, что с вёдрами стоит,

Почему она так ласково глядит?

Почему на ней платочек голубой?

Да потому, что я иду домой!

Иными словами, голубой платочек девушки типичен для России, олицетворяет её.

Советским воинам — наследникам боевой славы отцов и братьев, по-гибших в годы войны, Советская страна доверяла охрану морских рубежей, о чём поётся в песне М.Лисянского и А.Долуханяна «Горит черноморское солнце»:

Тебе доверяет родная держава

Безбрежный простор голубой.

Одним из популярных цветов в русской символике является золотой, то есть блестящий жёлтый цвет. На Русь поклонение перед золотым цветом приходит из Византии. Создавая икону, русский мастер в первую очередь изображал золотой фон. Золото означало божественность, подвиг христианского мученичества (через очищение страданием). Как клятва звучали строки песни М.Лисянского и И.Дунаевского «Моя Москва», написанной в 1941—1942 годы, в период битвы за Москву:

И врагу никогда не добиться,

Чтоб склонилась твоя голова,

Дорогая моя столица!

Золотая моя Москва!

Показательно, что золотой цвет чаще всего встречается в песнях послевоенных лет, когда ещё так живы были раны войны, а всё то, что отстоял советский народ через страдания и муки, было особенно дорого.

Золотыми, то есть самыми дорогими, родными, милыми сердцу, на-званы края и деньки, рощи и нивы, закат и звёзды, огни и пионерские кос-тры, погоны, ленточки моряков и ордена. И, конечно, золотым обозначен цвет солнца:

Под лучезарным небосводом

В сиянье солнца золотом

Как символ мира и свободы

Алеют флаги над Кремлём!

В песне Л.Ошанина и А.Новикова «Родина моя» налицо перекличка символов — золотого солнца и алых флагов. Вспоминается высказывание Е.Трубецкого: «Золото полуденного солнца из цветов цвет и из чудес чудо».

Лингвисты считают, что на первой стадии развития цветовой терминологии появляются чёрный и белый цвета. Число их наименований в песнях одинаково, но одинаково в целом за 50 лет. По периодам одинаково часто (от 6 до 8 раз) встречается лишь белый цвет. Упоминания же чёрного колеблются от 3 до 13 раз. Отсюда вытекает вывод о том, что чёрный более символичен и отражает особенности исторической ситуации.

Белый цвет в символике является цветом чистоты, невинности, це-ломудрия, мира. Лишь в единственной песне — песне В.Егорова «Блокадная кинохроника» белые панамки воспитанников детского сада, расстрелянных фашистским самолётом, олицетворяют чистоту и невинность. В других песнях белый цвет не несёт символической нагрузки.

В песне «Холода» (сл. В.Павлинова, муз. А.Васина) русский мальчик, рисуя войну, воспринимает её в двух цветах:

Шли танки красные вперёд,

Под ливнем красных стрел.

Вниз падал чёрный самолёт,

И чёрный танк горел.

Всё наше — красное или светлое, а вражеское — чёрное или тёмное — так оценивали в цветовой символике борьбу сил социалистической Родины с фашистской коалицией советские люди. Это нашло отражение в песне В.Лебедева-Кумача и А.Александрова «Священная война»:

Как два различных полюса,

Во всём враждебны мы:

За свет и мир мы боремся,

Они — за царство тьмы.

О трагичности и тяжёлой цене победы в битве под Москвой — первой нашей серьёзной победе над фашистами и первом поражении гитлеровцев во Второй мировой войне свидетельствуют строки из песни М.Рейтмана и Л.Лядовой «Александровский сад»:

Чёрный снег шёл тогда

В декабре под Москвой,

Но не гасла звезда

За солдатской спиной.

Берёзы — природный символ России. У православных русских белая берёза, связанная с Троицей, — символ девичьей красоты, целомудрия. И вдруг в «Послевоенной песне» Р.Рождественского и А.Эшпая слышим строки о военном времени:

Были чёрными берёзы,

Долгими — года.

Наконец долгие годы войны закончились. И во время парада Победы:

Как чёрный пепел, падают знамёна

Поверженного подлого врага.

Авторы песни «Парад Победы» В.Татаринов и В.Гордеев, оценивая парад Победы как знаменательное событие, которое и через многие десятилетия согревает людей, считают, что вражеские знамёна можно сравнить лишь с чёрным пеплом.

Высокая насыщенность чёрными символами характерна для песен периода Великой Отечественной войны и 80-х годов ХХ века. Это является доказательством того, что оба этих исторических периода народ воспринимал как трагичные, угрожающие существованию государства.


Версия для печати
Назад к оглавлению