В.Ф.Грызлов. Многомерный патриотизм
Кризис, охвативший все стороны жизни нашей страны, углубляется. Выход из него могут обеспечить только коммунисты, в том числе потому, что они — последовательные патриоты. КПРФ выдвинула задачу формирования Патриотического фронта. Решение этой задачи обостряет интерес к теории патриотизма. В литературе обсуждаются вопросы о сущности и формах патриотизма, сферах его проявления, чертах личности патриота-интернационалиста в современных условиях.
Что такое патриотизм? Можно сказать, что патриотизм — это возвышенная, светлая и действенная любовь к Родине, к Отечеству. Патриотизм был источником многих выдающихся и благородных свершений. Не случайно его ставят в ряд самых высоких человеческих ценностей. Мастера художественного слова сравнивали нашу Родину с ласковой Матерью, Невестой, социалистическое Отечество — с Весной человечества.
Патриотические идеи, когда они овладевает широкими слоями общества, становятся мощнейшей силой прогрессивных преобразований. Патриотизм часто выступал своеобразной «палочкой-выручалочкой» для народов и государств, когда вставал вопрос об их выживании, в периоды глубочайших потрясений и смут, тяжелейшей борьбы с иноземными захватчиками.
В условиях нынешних глубоких потрясений самих основ капиталис-тической системы значение патриотизма возрастает во всём мире. Патриоты противостоят политике империалистической глобализации. Они — антиимпериалисты, антиглобалисты.
Учитывая все эти обстоятельства, российские коммунисты разжигают патриотизм трудового народа.
Но общей характеристики патриотизма часто недостаточно для выработки политической стратегии и тактики. Сразу напрашивается вопрос: как соотносятся патриотизм и социализм? Как общественно-политическое движение патриотизм, как и социализм, имеет, как правило, прогрессивную направленность. Программные установки этих движений порой близки, во многом они пересекаются, накладываются друг на друга.
Но кроме общих черт, у каждого из них есть специфика. Патриотизм выступил на сцену мировой истории значительно раньше, чем рабочее движение и научный социализм. Уже поэтому он может иметь иную общественно-политическую природу. Патриотизм обусловлен существованием на протяжении веков и тысячелетий обособленных отечеств. Он появляется вместе со становлением первых древних цивилизаций —Китая, Египта, Вавилона, Греции, Рима. В.И.Ленин в связи с причинами, порождающими патриотизм, говорил не только о государстве и его границах, но и о «вечном» («язык, территория etc.*») в отечестве (см.: Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 26. С. 365). Правда, он брал слово «вечное» в кавычки, поскольку отечество — категория историческая.
Дело не только в том, что патриотизм и социализм появляются в разное время. Борьба за социализм сопровождается ярчайшими проявлениями чувств и эмоций, исключительной самоотверженностью и самопожертвованием. Но научный социализм представляет собой систему рационалистических знаний. Это — наука, изучающая общие закономерности борьбы за социализм и исторического развития человечества на пост-капиталистической стадии. Конечно, он должен исследовать проявления этих закономерностей в условиях различных стран и творчески применяться: «социализм с российской спецификой», «китайской спецификой» и т. д. Однако современный социализм — это наука, интернациональное учение.
В патриотизме рационалистические знания также занимают видное место (взгляды на природу отечества, на гражданственность, на нормы патриотического поведения и т. д.). Но в нём специфика различных стран и народов присутствует в большей степени и более конкретно. К тому же на первый план часто выступают эмоциональные, психологические, нравственные и эстетические моменты. Не случайно мировым искусством создан замечательный образный ряд, отражающий преданность своему народу, его истории и языку: патриотическое чувство, патриотические ценности, патриотический долг, любовь к родной природе, верность традициям предков и т. д. Глубочайший патриотизм пронизывает произведения лучших русских писателей, живописцев, композиторов.
Патриотизм — сложное, многогранное явление. Его непозволительно упрощать. Он всегда выступает в различных формах. И эти формы могут существенно отличаться. Правильно их оценить бывает очень сложно.
Различные формы патриотизма обусловлены многими обстоятельствами. В оценке форм, окрасок, тонов и полутонов патриотизма нужен конкретно-исторический подход. О патриотизме какого народа или граждан какого государства мы говорим? На каком этапе общественного развития проявилась та или иная форма патриотизма? В условиях становления капитализма, образования наций и национальных государств, скажем в Западной Европе, или в эпоху сложившихся капиталистических государств с с развитым антагонизмом пролетариата и буржуазии. Речь идёт о патриотизме угнетённой нации или о «патриотизме» (а по существу шовинизме) угнетающей нации? Какова социальная и национальная программа патриотического движения?
Патриотизм может иметь особенности в зависимости от конфессиональной структуры населения. Наконец, встречаются различные смешанные формы патриотизма.
Нельзя закрывать глаза на факты. Они всё равно заставят себя при-знать. Хотим мы этого или нет, но многомерность, многогранность патрио-тизма существуют в жизни. Понимание этого — не только научный, но и политический вопрос. Он, например, тесно связан с проблемой отношений коммунистов с союзниками. Не только в результате субъективных просчётов, но и в силу разнообразия форм, объективной многогранности, многомерности патриотизма возникали сложности при заключении союзов нашей партии, её организаций с другими патриотическими общественно-политическими объединениями. Эти сложности обязательно надо учитывать. Тогда коммунистам будет проще вырабатывать свою политическую линию при заключении союзов, в работе со сторонниками, сочувствующими партии.
Пожалуй, тут мы подходим к самому главному. Каждый человек включён в сложнейший ансамбль общественных отношений. Патриотические одежды одевают представители разных классов, социальных групп и слоёв, разных политических взглядов и мировоззрений. Классы и классовая борьба играют решающую роль в общественной жизни. При оценке патриотизма, его различных форм обязателен классовый подход. В условиях капитализма, когда идёт борьба классов-антагонистов, патриотизм многолик. Выделяют патриотизм буржуазии (прежде всего в период образования наций и национальных государств), мелкой буржуазии (крестьян, торговцев, лавочников) и пролетариата. В капиталистическом обществе самым последовательным является патриотизм пролетариата.
Патриотизм в условиях капитализма часто является неполным. Современный российский патриот любит свой народ, его героическую историю, язык, родную природу. Но он не любит нынешнее государство, выражающее интересы компрадорско-олигархического капитала и сросшегося с ним высшего чиновничества. Он отвергает полицейскую государственную машину, насаждаемую в Российской Федерации. Патриот не будет защищать покой участников «пира во время чумы».
При построении основ социализма в СССР сложился и ярко проявился советский общенародный патриотизм, в основе которого лежал патриотизм рабочего класса.
Но не должно быть вульгаризации, упрощения взаимосвязи патриотизма и классового подхода. К.Маркс и Ф.Энгельс отмечали в «Манифесте Коммунистической партии», что в условиях капиталистической эксплуатации «рабочие не имеют отечества». Речь шла об отечестве, ко-торое призывала защищать буржуазия. В данном случае Маркс и Энгельс подчёркивали униженное, бесправное положение рабочих в каждой стране, вовсе не игнорируя национально-государственные границы. В.И.Ленин ничуть не противоречил основателям научного социализма, когда писал, что отечество есть «данная политическая, культурная и социальная среда». Она «является самым могущественным фактором в классовой борьбе пролетариата». Поэтому пролетариат «не может относиться безразлично и равнодушно к политическим, социальным и культурным условиям своей борьбы, следовательно, ему не могут быть безразличны и судьбы его страны» ( Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 17. С. 190). Продуктивное понимание связи классового подхода и патриотизма возможно лишь при диалектическом их рассмотрении.
Чтобы подчеркнуть сложность и важность проблемы, приведу пример. В годы Великой Отечественной войны в кабинете И.В.Сталина в Кремле, наряду с коммунистическими символами, находились портреты А.В.Су-ворова и М.И.Кутузова. Казалось бы, и Суворов и Кутузов были монархистами. Суворов даже участвовал в подавлении крестьянской войны под руководством Е.И.Пугачёва.
Разумеется, и Пугачёв был великим русским патриотом. Но в тяжелейшее время войны Сталин, будучи марксистом-ленинцем и, несомненно, симпатизируя борьбе крепостных крестьян против царского всевластия и дворян-помещиков, посчитал, что портреты Суворова и Кутузова должны находиться в кабинете Верховного Главнокомандующего. Генералиссимус Суворов и фельдмаршал Кутузов были выдающимися русскими полководцами, патриотами, защитниками Отечества. Позиция Сталина соответствовала глубочайшим классовым интересам Советского государства и всего мирового революционного процесса.
Коммунисты — не только патриоты, но интернационалисты. Между последовательным патриотизмом и интернационализмом нет никаких противоречий. Патриотизм облагораживается интернационализмом.
Интернационализм — сущностная черта социалистического мировоззрения. Он не отвергает национальные и национально-государственные особенности. Это — вселенский взгляд на мир с учётом его национального и национально-государственного разнообразия.
Без солидарности, сплочения, единства действий рабочий класс и его союзники не могут достичь своих высоких патриотических целей. Подлинный патриотизм и интернационализм, если смотреть в корень, это — две стороны одной медали. Так было в Советском Союзе, когда он успешно развивался. Советский патриотизм, общенациональная гордость советских людей были глубоко интернационалистичны.
Противостояние патриотов и антипатриотов пронизывает историю России новейшего времени. Патриотизм и антипатриотизм — это полюса острейшей идейно-политической борьбы.
Основной антипатриотической силой в нынешней Российской Федерации являются компрадорско-олигархический капитал и его обслуга. Этот капитал — раковая опухоль нашей Родины. Он связан со страной только врéменными интересами грабежа, получения максимальной прибыли. Олигархи ориентированы на Запад уже потому, что там ищут нишу для торговли национальными богатствами нашей страны. Они не верят в окончательную победу капитализма в России. С награбленными деньгами рано или поздно они постараются убежать за рубеж, а многие уже это сделали. В условиях РФ они являются самыми настоящими компрадорами*. Не достойнее ведут себя и защищающие их интересы идеологи, прислуга олигархов.
Порой патриотизм сводят к сентиментальным воззрениям, к красивым и звонким фразам о любви к Родине, к Отечеству. Но подлинный пат-риотизм проявляется в революционной практике, преобразующей мир.
Патриотизм коренится глубоко в душах людей. Вместе с тем он — не только характеристика индивидуального и общественного (группового) сознания. Патриотизм — политическая и моральная ценность. Суть патриотизма — не в словах, а в реальных делах, поступках. Не буду напоминать о служивших Гитлеру генералах А.А.Власове, П.Н.Краснове, А.Г.Шкуро и других предателях Родины, которых кое-кто не прочь бы «реабилитировать». Сегодня нам пытаются навязать, что якобы белогвардейцы или диссиденты, бежавшие из Советской России, СССР, а потом во время Великой Отечественной или позднее где-то что-то доброжелательно сказавшие о России, чуть ли не патриоты. В то же время распространяют всякие небылицы и гадости о советских героях.
Действительными патриотами, в самом высоком значении этого слова, были те, кто бился за народное счастье в годы Гражданской войны и иностранной военной интервенции, кто бросался под гусеницы фашистских танков и на доты, кто шёл на таран вражеских самолётов, кто своими руками создавал фабрики и заводы, строил города, растил хлеб, осваивал космос и укрощал ядерную энергию.
Известны две основные сферы проявления патриотизма: 1) самоотверженный труд на благо народа (но не в интересах эксплуататоров!) и 2) защита Отечества от захватчиков.
Сейчас мы часто сталкиваемся с очернительством патриотизма, осо-бенно советского. Почему это происходит? За очернительством патриотизма «торчат уши» заинтересованных социально-классовых сил.
На протяжении ряда лет воинствующие либералы злобно оскорбляют патриотов. «Выборочный правозащитник» С.А.Ковалев прямо заявляет: «…Я — антипатриот. Я очень не люблю того, что называют патриотизмом, и считаю это общественно вредной идеей». На патриотов навешивают разного рода уничижительные ярлыки: «коммуно-фашисты», «красно-коричневые», «негодяи». Пишут о «вшивом патриотизме»...
Но в последние годы чаще проявляется иной подход в фальсификации патриотизма, патриотических поступков. Власть имущие, понимая привлекательность патриотических идей среди широких слоёв народа, сами стали прибегать к патриотической риторике. Только ленивые олигархи и чиновники ныне не клянутся в «патриотизме». Появились приверженцы «либерального патриотизма». А.Б.Чубайс объявил себя «патриотом», «энергетическим империалистом». Даже откровенно либеральная газета «Коммерсантъ», посмеиваясь над ним, как-то писала: стратегия «энер-гетической империи» означает «превращение России в «евразийскую Нигерию» — сырьевую провинцию развитых стран».
Противостояние очернительству вовсе не означает, что патриот всегда должен преклоняться перед «своим», «отечественным». А.Н.Радищев или П.Я.Чаадаев беспощадно критиковали порядки в России, но они были подлинными русскими патриотами. М.Ю.Лермонтов любил Отечество, «но странною любовью». Замечательный советский писатель Леонид Леонов подчёркивал: «Патриотизм состоит не в огульном восхвалении или умолчании отечественных недостатков». Дело не в том, указывают или не указывают на какие-то пороки и недостатки, а в том, хотят ли их исправить или злорадствуют. Критика и очернительство — разные вещи. Без критики и самокритики не может быть движения вперёд. Более того, патриот перенимает всё ценное и за рубежом, он готов учиться даже у врагов.
В формировании патриотизма большую роль играет историческая наука. Сейчас создана комиссия при президенте РФ по противодействию попыткам фальсификации истории. Но странный состав этой комиссии. Почти все члены комиссии не являются специалистами-историками. В комиссии нет ветеранов, которые не из плохих книг знают, что пережила и чего добилась наша Родина в XX веке. Мне представляется, что будут предприниматься новые попытки, освящённые властью, искажения истории в интересах крупного капитала.
Ведь что делала власть на протяжении последних лет? Официозные идеологи постоянно вели и ведут войну против советского патриотизма. Его объявляют «искусственным». Он якобы — порождение сугубо идеологической работы Коммунистической партии. Но разве можно внедрить патриотизм одной идеологической работой? Или, мол, советский патриотизм вызван «репрессиями» НКВД (КГБ). Будто бы массового героизма в годы Великой Отечественной войны вовсе не было, а если и был, то он был вызван «страхом» перед фашистами. Будь бы гитлеровцы чуть гуманнее, якобы не было бы никакого советского патриотизма. В.В.Путин заявил: «Воины шли на свои подвиги под дулами винтовок и автоматов заградотрядов». Дело дошло до сноса памятников, до переименования сёл и городов, до прямых запретов празднования памятных дат советского времени. Идёт агрессивная дегероизация русской, российской, особенно советской истории.
В Прибалтике, на Западной Украине легально действуют организации ветеранов войск СС, бывшие эсэсовцы устраивают шумные шествия, устанавливают памятники. Насаждаются обеление, героизация фашистов и их прислужников. Сотрудничество с фашистами выдается за «альтернативу» Советской власти. В то же время бывших солдат и офицеров Красной Армии, советских партизан судят как «оккупантов».
Большую лепту в дегероизацию истории внесли прорежимные СМИ, чернящие всё, что не согласуется с установками капитала. Особенно усердствует телевидение. Только в последнее время по ТВ были показаны фильмы «Московская сага», «Дети Арбата», «Штрафбат», «Диверсант», «Последний бронепоезд» и др. Причем всё это направляется и во многом финансируется государственными структурами. На фильм «Сволочи» Агентство по культуре и кинематографии, возглавляемое М.Е.Швыдким, выделило 700 тыс. долл. из 2,5-миллионного бюджета кинокартины. Хотя этот фильм напичкан грубейшими фальсификациями. В «Независимом военном обозрении» отмечалось, что только в Белоруссии в борьбе с гитлеровскими оккупантами приняли участие около 75 тыс. юных патриотов — «Гаврошей» (ребят до 18 лет).
Некий А.Смирнов утверждал на страницах газеты «Время новостей»: «Едва ли не главная особенность Красной армии — это плохая обученность, плохое владение военным делом». Как же такая армия смогла разгромить отлаженную гитлеровскую военную машину? Как же получилось, что в конечном счёте непосредственные военные потери Красной Армии примерно равны потерям гитлеровцев? И это несмотря на внезапность нападения. В условиях, когда экономика почти всей Европы работала на армию фашистской Германии.
Конечно, в вооружённом противостоянии огромных масс людей вся-кое случается. Были предатели и трусы, серьёзные просчёты, особенно в начале войны. Но главное было в другом. Выдающуюся вдохновляющую и организующую роль сыграли Коммунистическая партия и социалистическое государство. В ходе борьбы не на жизнь, а на смерть сформировались прекрасные командиры и политработники, выдающиеся военачальники, полководцы. Исключительную роль в годы войны сыграл председатель Государственного Комитета Обороны и Верховный Главнокомандующий И.В.Сталин.
Ярко проявился массовый патриотизм. Достаточно напомнить, что по стране заявления с просьбой о записи в народное ополчение подали свыше 4 млн. человек. Из добровольцев, отобранных для обучения, летом и осенью 1941 года было сформировано 60 дивизий, 200 отдельных полков, большое количество истребительных батальонов, женских авиаполков, национальных соединений, являвшихся частично добровольческими.
В годы Великой Отечественной войны 600 советских летчиков совершили воздушные тараны, 503 повторили подвиг Н.Гастелло, жертвуя жизнью, направили свой самолёт на скопление войск и техники врага. 386 героев повторили подвиг А.Матросова. Советские воины вызывали огонь на себя, подрывали себя вместе с врагом. Более 11 600 человек были удостоены высокого звания Героя Советского Союза.
Сейчас национальный вопрос крайне обострился. Сообщения с Северного Кавказа напоминают фронтовые сводки. Довольно часто мы сталкиваемся с проявлениями национализма и шовинизма, русофобией в бывших союзных республиках.
Подлинный патриотизм не имеет ничего общего с национализмом и его крайней формой — шовинизмом. Порой рассуждают о «просвещённом национализме», «созидательном национализме» и т. п. Националисты объявляют себя хранителями национальных традиций. Но действительными хранителями прогрессивных национальных традиций являются патриоты. Любой национализм, даже самый чистенький, неприемлем для патриота. Национализм препятствует классовой борьбе трудящихся с эксплуататорами. Апеллируя к национализму, действуя по принципу «око за око», никогда не решить проблемы национальных отношений. Национализм — концентрированное выражение политики буржуазии в национальном вопросе. Суть политики коммунистов в национальном вопросе — патриотизм и интернационализм.
Вместе с тем при оценке национализма, как и патриотизма, следует учитывать конкретные исторические обстоятельства. Скажем, ныне Россия находится в положении униженной, угнетённой нации. Но как писал В.И.Ленин, в национализме угнетённой нации «есть общедемократическое содержание против угнетения, и это-то содержание мы безусловно поддерживаем, строго выделяя стремление к своей национальной исключительности...» (Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 25. С. 275—276). Кроме этого, нужно понимать, что грань между реакционным и прогрессивным в содержании национализма весьма подвижна и условна.
Коммунист — всегда последовательный патриот, но не всякий патриот является коммунистом. Социальная база патриотизма обычно шире, она включает в себя не только последовательных сторонников социализма. Многие граждане нашей страны выступают против агрессивной политики США, НАТО, сожалеют об утрате Советского Союза, им «за Державу обидно», однако они — не коммунисты. Они — патриоты. Но патриот не может быть антикоммунистом и антисоветчиком. Это уже лжепатриотизм или псевдопатриотизм, если не хуже.
Современный российский патриот любит свой народ, его культуру и язык. Он уважает отечественную историю со всеми её взлётами и трагическими страницами, гордится достижениями русского и других народов нашей Родины. Патриот выступает за дружбу народов Российской Федерации. Он решительно и самоотверженно добивается смены вектора перемен в стране, укрепления её позиций на международной арене, восстановления обновлённого государственного Союза советских народов. Патриот не подстраивается под нынешнюю власть, не выпрашивает подачки с «барского стола». Он ведёт самую активную борьбу с буржуазно-олигархическим режимом. Любовь к Родине у него сочетается с борьбой против эксплуататоров, против насилий и издевательств, которым подвергаются люди труда. Патриот ведёт разъяснительную работу, обличает компрадоров, распространяет патриотическую печать, участвует в протестных акциях, в массово-политической работе КПРФ и её союзников. Он заботится о своей семье, помогает близким и дальним соотечественникам, товарищам по работе. Патриот бережно относится к родной природе. Всем своим поведением последовательный патриот приближает становление социалистического Отечества.
На этом тернистом пути его ждут общественное признание и благодарность наших соотечественников.
Версия для печати