В.Я.Гросул. Бои на молдавском историческом поле.
Идеологическая борьба
Историческая тематика была актуальной в Молдавии всегда, во всяком случае в последние два столетия. Объяснялся этот интерес во многом особым географическим положением этого региона Европы, присутствием на его территории многих племён и народов, что обуславливалось тем, что Молдавия была своеобразными воротами известного переселения народов. Поэтому этот край представляет самое настоящее золотое дно для археологов и историков. И ещё одна причина порождала повышенный интерес к прошлому страны. Заключалась она в реальных политических интересах, вызванных территориальными претензиями в районах Нижнего Дуная. Не случайно говорилось, что тот, кто владеет устьем Дуная, тот владеет всем Дунаем.Ещё сравнительно недавно довольно острым был бессарабский вопрос, вопрос о спорах за Бессарабию между СССР и Румынией. Бессарабия находилась то в составе царской России, то в составе СССР, то опять попала в состав Румынии в период Второй мировой войны, то снова стала составной частью Советского Союза. Если обратиться к историографии того периода, можно убедиться, как реальные политические процессы накладывали свой заметный отпечаток на характер молдавской литературы по истории. Но в конце 80-х годов ХХ века ситуация резко обострилась и объяснялась она теми процессами, которые проявились и в других национальных регионах СССР. В Молдавии заметно усилилось национальное движение, вскоре переросшее в националистическое. Такого бы не случилось, если бы национальные движения в союзных и автономных республиках не имели поддержку в центре, то есть в Москве.
В Москве получила значительную силу та группа в правительственных верхах, которая стояла за политику сбрасывания окраин, а также разрушения социалистического лагеря. Считалось, что таким путём удастся значительно повысить цены на нефть и газ и в результате существенно улучшить уровень жизни населения России. Не будем говорить, что получилось в результате такой политики и, вообще, кто её заказал изначально, внутри страны или за её пределами. Результатом стало заметное, можно сказать небывалое, обострение межнациональных отношений, повлекшее за собой усиленное обращение к исторической аргументации и возрастание числа работ исследовательского характера, а ещё больше публицистического по исторической проблематике.
В Молдавии произошел раскол между историками, разделившимися на молдавофилов и румынофилов, другими словами, румынистами и молдавистами, по разному трактовавшими историческое прошлое своей страны. Это разделение существует и по сей день и отражает разные политические установки. Румынофилы ратуют за присоединение Молдавии к Румынии, молдавофилы являются сторонниками сохранения молдавской государственности. Румынофилы получают существенную поддержку со стороны Румынии, а также Запада, молдавофилы поначалу не получали никакой поддержки и действовали на свой страх и риск.
Лишь в последнее время стала заметна поддержка оказываемая им со стороны России и Украины. Почему Украины — понятно, поскольку одним из распространённых девизов в Румынии является лозунг — «Басарабия — пэмынт ромынеск», то есть — «Бессарабия — румынская земля». А как известно, север и юг Бессарабии входит в состав Украины, да к тому же в Румынии раздаются призывы к присоединению и Северной Буковины, также входящей в состав Украины. Украинские политики прекрасно понимают, что уничтожение молдавской государственности повлечёт за собой усиление румынских претензий к Украине и ряд их руководителей прямо высказались за поддержку ситуации статус-кво, то есть сохранения Молдавской республики.
Позиция России тоже объяснима. Прежде всего, российское правительство выступает за нерушимость границ, и её министр иностранных дел С.Лавров прямо поддержал территориальную целостность Молдавии. Правительство России прекрасно осознаёт, что ликвидация Молдавской республики повлечет за собой дальнейшее продвижение НАТО на Восток и появление натовских баз где-нибудь в районе Кишинева и Бельц. Военно-стратегическое положение России, таким образом, резко ухудшится.
И сегодня политические реалии накладывают свой отпечаток на работы молдавских историков, чётко разделяющихся на упомянутые два направления. Противоречия между ними прослеживаются по многим кардинальным вопросам молдавской истории от этногенеза до наших дней, и никакого сглаживания этих противоречий незаметно. Ограниченные рамки статьи не позволяют рассмотреть все эти проблемы, остановимся на нескольких поворотных датах молдавской истории — 1812, 1918, 1940 и 1944 годы При этом мы должны особо подчеркнуть, что на словах можно заявить всё, что угодно, светлое назвать чёрным, а чёрное светлым. Историческая наука как никакая требует максимальной взвешенности и осторожности в оценках, ибо борьба ведётся, прежде всего, в области оценок. И здесь незаменимым является принцип историзма, требующий показа того, что было накануне, во время и после события.
Итак, в чём суть противоречий по 1812 году, когда в силу известного Бухарестского мира междуречье между Днестром и Прутом вошло в состав России? Румынофилы утверждают, что таким путём Бессарабия была оторвана от матери-родины Румынии и познала царский гнёт и унижения. Какова же была действительная картина до русско-турецкой войны 1806—1812 годов, которая предопределила заключение Бухарестского мира? Молдавское княжество к тому времени уже было разделено на несколько кусков и начало этому разделу было положено ещё в 1484 году, когда в результате турецкого нашествия от него были оторваны Белгород (Аккерман) и Килия и здесь были созданы первые турецкия райя, то есть районы, жившие под управлением турецких пашей и по турецким законам.
Затем от Молдавии отрывался один район за другим. В 1538 году Молдавия теряет район Тигини, ставшей называться Бендерами. Здесь создается новая турецкая райя, а южнее её поселяются ногайцы, подчинявшиеся Крымскому ханству и имевшие своим главным городом Каушаны. Через полстолетия Молдавия теряет Смил, получивший название Измаила, а в 1621 году — Рени. Таким образом Молдавское княжество было полностью оторвано от Чёрного моря и почти полностью от Дуная, сохранив лишь один придунайский порт — Галац. Поселившееся тут мусульманское население представляло непосредственную угрозу Молдавии, совершая многочисленные крупные или мелкие набеги, прежде всего на ближайшие районы княжества.
После Прутского похода 1711 года создаётся Хотинская райя, а после 1774 года северная часть Молдавии под названием Буковины присоединяется к Австрии. Так, ещё до 1812 года Молдавское княжество было разделено на несколько частей, потеряв земли поступившие под руководство султанских и австрийских властей. Само княжество, сохранив автономию, входило в состав Османской империи и было обязано платить большую дань и выполнять ряд других обременительных обязанностей перед султаном. Что касается Пруто-Днестровского междуречья то в состав княжества входила его меньшая часть. Вообще перед османскими властями стояла задача соединения южных мусульманских районов с северными и полной ликвидации здесь юрисдикции Молдавского княжества. Этим планам не позволила свершиться Россия. После Кючук-Кайнарджийского мира она установила здесь своё покровительство, а по Айналы-Кавакской конвенции султан вернул Молдавии часть территории на юге междуречья, в результате чего был создан Хотарничанский цинут (область). Но и после этого в состав княжества входила меньшая часть междуречья.
Даже местная православная церковь не отличалась единством. Часть её приходов подчинялась молдавскому митрополиту, часть входила в Рэдэуцкую епархию, центр которой находился на Буковине, а православные приходы располагавшиеся на территории турецких райя и буджакских ногайцев входили в состав так называемой Проиловской (Брэиловской) епархии, подчинявшейся непосредственно Константинопольскому патриарху.
Такова была общая картина перед русско-турецкой войной 1806—1812 годов. Хорошо известно, что накануне этой войны руководство России не стремилось ни к каким территориальным приращениям в этом регионе. Задача заключалась, прежде всего, в предотвращении проникновения сюда наполеоновской Франции и недопущения франко-турецкого союза. Планы территориального характера возникнут позднее. Пока же в процессе войны территория между Прутом и Днестром поступает под руководство российских властей, с неё выселяется мусульманское население — турецко-татарско-ногайское и непосредственными делами ведает молдавский диван, во главе которого тогда находилась русская администрация. Происходит молдовенизация бывших мусульманских районов.
В ходе русско-турецких переговоров русская сторона ставила задачи то присоединения к России Молдавии и Валахии, то только Молдавии, то Молдавии до Сирета, но в результате Бухарестского мира в состав России вошло только Пруто-Днестровское междуречье, на которое было распространено название Бессарабия. Что же получилось? Если раньше его центральная часть входила в состав Молдавского княжества, то с этого времени она объединилась с северными и южными района междуречья. То есть вновь образованная Бессарабская область была как бы сшита из нескольких кусков — бывшей Хотинской райя на Севере междуречья, райями Бендерской, Аккерманской и Измаильской, возглавлявшихся своими пашами, и землями буджакских ногайцев, прежде подчинявшихся Крымскому ханству, а с конца XVIII века — непосредственно турецким властям. Таким образом, после 1812 года возникла новая историческая общность — Бессарабская область. Её территория составляла 45,6 кв. км и была больше, чем Молдавское княжество (38 кв. км.).
Бессарабская область была избавлена от обременительной турецкой дани и других обязательств перед султаном, были ликвидированы набеги мусульманских соседей, её население не подлежало рекрутчине, освобождалось на три года от всяких налогов и более чем на сто лет было избавлено от всяческих войн, которые непрестанно шли на этой территории столетиями. Даже в области молдавской культуры здесь наблюдается заметный подъём, поскольку было уничтожено господство фанариотских правителей — греков из Фанара, присылавшихся из Стамбула, и Бессарабская область получила в первое время довольно значительную автономию, основанную на молдавских традициях. Создаётся бессарабский рынок в составе России, и край познал довольно значительное экономическое оживление.
Как можно оценить все эти процессы? Историки румынофильского направления дают им негативную оценку. Один из молдавских академиков назвал 16 мая (день подписания Бухарестского мира) самым чёрным днём молдавской истории, а другой — даже заявил, что русское иго было хуже турецкого. Действительно, на словах можно изобразить всё что угодно, но реалии есть реалии и подавать их всё-таки надо так, какими они были на самом деле.
На протяжении более чем ста лет, вплоть до 1918 года, границы Бессарабии перекраивались несколько раз, не изменив, однако, существенные процессы в этой области, затем с 1873 года — губернии. По Адрианопольскому миру 1829 года к Бессарабии была присоединена дельта Дуная. Затем, по Парижскому мирному договору, дельта отходит к Турции, а полоска земли, прилегавшая к Дунаю и Чёрному морю, передаётся Молдавскому княжеству, всё ещё находившемуся в вассальной зависимости от султана и объединившемуся с Валахией, образовав новое государство —
Румынию. Эта полоска будет возвращена России по Берлинскому миру 1878 года, будучи присоединена к Бессарабской губернии. Кстати, взамен Румыния получила Северную Добруджу, больше по территории.
Следовательно, в силу международного права Бессарабия была составной частью России, что признавалось румынским правительством. И когда Румыния вступила в Первую мировую войну на стороне Антанты, то есть и России тоже, она не высказывала никаких претензий на Бессарабию. В самой Бессарабии тогда практически не были зафиксированы сколь-нибудь заметные прорумынские настроения, а в румынских общественных кругах, в том числе и в прессе, намёки на Бессарабию заметны были только в той части Румынии, которая была оккупирована германскими и австро-венгерскими войсками.
Официальная Румыния — союзник России в Первую мировую войну. Бессарабию же заметно затронули события русской революции 1905—1907 годов, а затем, в ещё большей степени, события двух революций 1917 года. В ней заметно оживляется общественное движение, в том числе и национального плана. Важно отметить, что ни одна политическая партия Бессарабии — эсеров, большевиков, кадетов, меньшевиков, бундовцев, анархистов и даже Молдавской национальной партии, где имелось определённое количество скрытых сторонников Румынии, вплоть до конца 1917 года не выступала за присоединение к Румынии. Молдавская национальная партия на выборах в Учредительное собрание получила лишь 2,2% голосов, значительно уступив другим партиям, среди которых на первом месте были эсеры, набравшие более 31%. Вместе с тем эсеры, как и большевики, были категорическими противниками присоединения Бессарабии к Румынии.
Да и что представляла Румыния конца 1917 года. Румынское правительство и румынская армия контролировали лишь территорию румынской Молдовы, которая была, как отмечалось, меньше Бессарабии.
И жители Бессарабии говорили, что они ушли от большого русского царя не для того, чтобы подчиниться маленькому румынскому королю. 2 декабря 1917 года была провозглашена Молдавская Демократическая Республика в составе России. Никто из деятелей республики о присоединении к Румынии поначалу не говорил. Речь шла о сохранении молдавских традиций, молдавском народе, молдавском языке, молдавской культуре, и проект конституции этой республики об этом хорошо свидетельствует.
Не все политические силы Бессарабии признавали верховный орган этой республики — Сфатул цэрий (Совет края), поскольку он был избран на Военно-молдавском съезде и не обладал должным представительством. Впоследствии этот орган несколько раз обновлялся путем кооптации, и степень его легитимности ещё больше ослабела. Обещанное Учредительное собрание Бессарабии, которое призвано было решить его судьбу, проведено не было. Чем дальше, тем больше усиливались противоречия между Сфатул цэрий и Советами, возникшими в Бессарабии после Февральской революции и получившими власть в ряде местностей края. Сложнее было дело в главном городе Бессарабии — Кишинёве, где имело место самое настоящее многовластие, но после того, как войска Кишинёвского гарнизона поддержали Советы, можно говорить, хотя и с рядом оговорок, о том, что и здесь основная власть находилась у Советов, что отрицается историками румынофильского направления.
В этих условиях, при поддержке прежде всего Англии и Франции, а затем и стран германского блока Румыния вводит свои войска в Бессарабию. Предлог — охрана коммуникаций и складов. Действительно, после выхода России из Первой мировой войны, Румыния оказалась в трудном положении, но румынские войска были введены в Бессарабию не только из этих соображений. Главная задача заключалась в присоединении Бессарабии к Румынии. В обстановке военной оккупации Сфатул цэрий в конце марта по старому стилю проголосовал за условное, а в конце ноября 1918 года за безусловное присоединение к Румынии. Проголосовал, не имея на то никаких полномочий. Даже некоторые члены Сфатул цэрий были против этой акции и были расстреляны.
Так, вопреки воле своего населения, Бессарабия оказалась в составе Румынии. Категорически против этого захвата выступило Советское правительство. Да и сам захват произошёл в условиях сопротивления местного населения. Считается, что в процессе захвата Бессарабии её защитники потеряли убитыми не менее 10 тыс. человек. После того, как к границам Бессарабии были подтянуты советские войска, румынское правительство подписало соглашение 5—9 марта 1918 года об очищении Бессарабии в течение двух месяцев, но наступление германских и австро-венгерских войск не позволило реализовать это соглашение. Бессарабия оказалась в составе Румынии, Советский Союз никогда с этим не соглашался, многократно поднимая бессарабский вопрос на международном уровне.
И по оценке 1918 года между историками румынофилами и молдавофилами существуют принципиальные отличия. Румынофилы подают 1918 год как воссоединение Бессарабии с матерью-родиной. Молдавофилы им резонно отвечают, что Румыния образовалась только после 1859 года и Бессарабия, за исключением маленькой полоски земли на юге и то небольшой период, в её состав не входила. Бессарабия, действительно, была захвачена вооружённой рукой, и румынское правительство на предложение советского правительства о проведении здесь референдума ответило категорическим отказом. Решение Версальской конференции о передаче Бессарабии Румынии не имело юридической силы, поскольку советское правительство выступило категорически против него, а без согласия правительства страны, в которую входила та или иная территория, такого рода решение не правомочно. Кстати и правительство США не признало присоединения Бессарабии к Румынии.
В современной молдавской литературе по оценке 1918 года консенсуса нет и быть не может, но как бы ни трактовались тогдашние события, следует признать, что воля населения Бессарабии тогда учтена не была. Без всякого сомнения, если бы был проведён референдум, за присоединение к Румынии оно бы не проголосовало. Не случайно румынское правительство категорически отказывалось от референдума и в 1918-м и в 1924 году, когда Советское правительство очередной раз его предложило.
Следующий год, столь же остро обсуждаемый в молдавской литературе, это 1940-й, когда Бессарабия вошла в состав СССР и была тогда же образована союзная советская республика. Молдавофилы его трактуют как торжество исторической справедливости и как воссоединение Бессарабии с СССР. Их противники подают его как акт агрессии и результат сговора советского руководства с правительством фашистской Германии. Они с упоением пишут о двух тоталитаризмах, между которыми, по их мнению, нет отличия, и обрушиваются на Договор между Германией и Советским Союзом о ненападении от 23 августа 1939 года, так называемый пакт Молотова — Риббентропа. Но, как уже отмечалось, Советский Союз никогда не признавал захвата Бессарабии королевской Румынией, и когда в составе Советской Украины в октябре 1924 года была образована Молдавская Автономная Республика, то в документах украинского ЦИК было чётко сказано, что границей этой республики является западная граница СССР, то есть граница по Пруту. В 1940 году в результате объединения примерно двух третей Бессарабии и одной трети МАССР была создана союзная Молдавская республика в составе СССР. Конечно, был сложный переходный период 1940-х годов, связанный с большой войной, предвоенным и послевоенным периодами, но успехи республики в последующие десятилетия были столь красноречивыми, что оспаривать их просто невозможно.
Кишинёв, который во время господства королевской Румынии не только не увеличился по численности населения, но даже сократился, за послевоенные десятилетия вырос в 7 раз. Была создана современная промышленность, система вузов, открыта Академия наук, известная киностудия, оперный театр и т. д. Не имея возможности отрицать эти убедительные достижения, антисоветчики разных мастей оседлали тему репрессий, хотя массовые репрессии в Молдавии были прекращены к началу 50-х годов. Ещё одна любимая их тема это голод 1946—1947 годов, а также различные вариации на тему тоталитаризма.
Похоже, что борцы с тоталитаризмом не совсем понимают, что это такое. Как известно, каудильо Ф.Франко, подняв мятеж против республиканской Испании, заявил, что они хотят противопоставить свой тоталитаризм их социализму. Их — это, конечно, в первую очередь Советскому Союзу. То есть тогда советский социализм к системе тоталитаризма не относили. Концепцию двух тоталитаризмов выдвинул в 1945 году швейцарский экономист немецкого происхождения В.Репке с целью преуменьшить роль Советского Союза в борьбе против фашизма. Но тогда эта роль была столь несомненной, что концепция Репке не получила сколь-нибудь значительного признания. Её вынули из нафталина в конце 80-х годов, когда началась массированная идеологическая война против всего советского и когда уже осталось мало людей, хорошо помнивших войну и подлинную роль в ней СССР.
Ещё одна дата, которая усиленно обсуждается в современной молдавской литературе, это 1944-й и тесно связанный с ним 1945 год. Кое-кто хочет представить захват Молдавии фашистскими войсками Германии и Румынии чуть ли не как освободительный поход. Румынского маршала И.Антонеску хотят представить как национального героя. Некоторые официальные лица Молдавии трактуют 9 мая 1945 года не как день Победы, а как день национального траура. Им противостоят не только историки-государственники, то есть сторонники Молдавии, но и подавляющее число жителей республики. Не случайно 9 мая 2013 года на улицы Кишинёва с целью отметить этот день как праздник вышло 50 тыс. человек.
Молдавия дала Красной Армии 400 тыс. солдат и офицеров, среди них были командиры полков, дивизий. В румынской армии, куда жителей Бессарабии стали брать после Сталинградской битвы, их было в 10 раз меньше. Причём бессарабцы как советские граждане тысячами сдавались в советский плен. Это побудило румынское командование переводить их в тыловые гарнизоны. Румынский фашизм нанёс республике тяжелейшие раны. Одних евреев румынские фашисты уничтожили примерно 500 тыс. человек. Преследованиям подвергались цыгане и другие национальные меньшинства Молдавии. Немало жертв от фашистских насилий понесли и молдаване, многие из которых героически погибли, находясь в рядах Красной Армии. Молдаване оказались в этой войне в стане победителей, а румыны — проигравших. Румыния, как известно, должна была платить репарации странам антифашистского блока. Но если бы фашизм победил в этой войне, то в соответствии с генеральным планом «Ост» и другими планами германские фашисты нанесли бы следующий удар именно по Румынии, на территории которой когда-то проживали германские племена готов, а Дунай должен был стать внутренней рекой Третьего рейха. Так что победа над фашизмом сохранила Румынию как государство.
Заказные антисоветские статьи и книги встречают массовое отторжение в Молдавии, но их субсидируют и пытаются популяризировать, надеясь на легковерность молодёжи. Их подкрепляют и современные молдавские учебники по истории, которыми пытаются отравлять школьников и студентов. Бои на молдавском историческом поле продолжаются, охватывая и ряд других проблем истории и культуры.
Версия для печати