Хроника Жизни на стыке двух веков с экскурсом в прошлое, с заботой о Будущем...
О книге-хронике Г.В.Губанова «Високосный год» (Ростов-на-Дону, 2008. — 711 с.)
Как человек, активно проживший жизнь (и живущий) в двух эпохах, как публицист, я счастлив, что в числе первых прочитал уникальную, масштабную, широкую книгу, известного писателя, журналиста, главного редактора шолоховского альманаха «Русский мир» — Георгия ВасильевичаГубанова «Високосный год» (издана «Литфондом»).
Книга уникальна потому, что она — честная оценка истории России, человеческой, на стыке двух веков XX-го и XXI-го, и предупреждение на будущее. Её непререкаемый стержень повествования — Жизнь (!) и всё — с ней и вокруг неё, как бы, без границ. Человек с самыми обычными заботами (семья, творческая работа, огород, беспокойства, мечты и планы, минуты счастья на рыбалке и в среде друзей). Эта книга — подвиг. Автор скрупулёзно записал все 366 дней 2000 года! Это — документ, который нельзя отвергнуть и опровергнуть. Автор, знакомый издавна с интереснейшими личными пушкинскими записями, избрал удивительный жанр изложения своих наблюдений и позиций — дневник. Вспомним серьёзного А.Блока: «Писать дневник, или, по крайней мере, делать от времени до времени заметки о самом существенном, надо всем нам».
Зачем? На мой взгляд, чтобы история оставалась для потомков прозрачной, а это давало бы новым поколениям возможность видеть успехи и ошибки своих предшественников, делать жизнь людей человеческой, образно выражаясь, не наступая на одни и те же грабли — системную «болезнь» землян...
Георгий Губанов выразил свою мысль предельно чётко: «Високосный год» — это необычный документальный «роман-хроника» донского литератора-публициста о частной жизни одной семьи на фоне событий на тихом Дону и в России. В повествовании не всё бесспорно и равнозначно, но однозначно откровенно и правдиво в поиске автора ответов на извечно мучительные вопросы русского народа: кто виноват, и что делать?!».
И писатель не ошибся в выборе оценок бурных, стержневых событий, окружавшего семью и товарищей старинного Старочеркасска, бывшей столицы Донского края, которую Екатерина II понизила до станицы, и Ростовской области (получилось и России), форм творческого изложения с опорой на великих мира сего (российских и зарубежных) политиков, писателей и поэтов, учёных и художников. Я выписал в свою рабочую тетрадь более 153 имён, но думаю, что ошибся в сторону уменьшения... И в этом «приёме» автор не остается одиноким в своей логике, его «опекают» маститые гиганты мысли и подлинные товарищи по перу. И это — не только в подтверждение своих мыслей, но и во славу культуры, науки, без которых трудно представить прогресс человечества. Всех имён перечислить невозможно, хотя хотелось бы, — не позволяет размер энциклопедичности книги, слишком объёмный кругозор Губанова... Например, он под датой 26 декабря 2000 года приводит умные стихи известных своих земляков К.Фофанова, М.Горького, О.Умновой, Н.Каменского, Н.Щербины, П.Шумахера, Ф.Тютчева, Н.Огарева, А.Майкова... (всего 12 имен) для утверждения своего неопровержимого вывода: «Разное время. Разные стихи. Разные авторы. А всё про нас, про наше время!» (С. 574). Он, конечно, опирался на Л.Толстого, В.Белинского, А.Пушкина, Н.Гоголя, Н.Некрасова, В.Даля, И.Тургенева, Н.Карамзина, Гомера, Д.Льюиса, Д.Дефо, С. Остина Аллибона, Г.Бруса...
Но нисходящей фигурой со страниц ежедневной хроники, безусловно, остаётся великий русский, советский писатель М.А.Шолохов. Он упоминается постоянно, примерно, на 136 страницах... Творчество Шолохова, его биография — это сердце творчества Губанова. Это элемент его повседневной жизни. На этот год выпали его мучения по изданию солидной книги «Шолохов. Мгновения жизни», которую ему удалось издать только в 2003 году. Разрушили Советскую власть, и издать солидное произведение сегодня — почти невозможно. Но моё мнение, Шолохов для творческих людей Дона — непререкаемый авторитет, слава, знамя писателей. И не только для них. К сожалению, это имя в период развала СССР гнусно мазалось чёрной краской. Никто так не подвергался охаиванию, если честно говорить, как в политике И.В.Сталин, в литературе М.А.Шолохов. Поэтому Губанову-патриоту нужно было Шолохова и защищать. И он блестяще своим талантливым словом, непоколебимо утверждает славу Дона, славу России через своего гениального земляка.
Нельзя упустить мысль о верности Георгия Васильевича идеалам Шолохова, совпадение жизненных позиций. Я приведу слова Михаила Александровича в 1965 году, в период его выступления на собрании Шведской Королевской академии, присудившей ему Нобелевскую премию, которые можно поставить эпиграфом к такому труду, как «Високосный год»: «В чём же состоит призвание, каковы задачи художника, считающего себя не подобием безучастного к людским страданиям божества, вознесённого на Олимп над схваткой противоборствующих сил, а сыном своего народа, малой частицей человечества?». Хроника Губанова — боль за Россию, за её будущее.
Я читаю Губанова с юношеских лет. Впервые прочитал его очерк в «районке» «Советский Дон» о лётчике А.А.Соловьеве, который летом 1942 года над станицей Каргинской в неравном воздушном бою сбил четырёх фашистских стервятников, но сам погиб, а мне — юнцу, пришлось видеть этот подвиг... Губанов мне представляется русским богатырем, весьма талантливым, энергичным художником слова, я бы заметил, мудрым от тесной связи с народом. Сколько пороха, динамита в хронике, в лице его «Золотых россыпей», «На стыке двух тысячелетий: мысли по ходу событий». Удивительные пословицы! Им посвящены 53 страницы в количестве, аж, 2 388. Прямо шагает по книге народ, кратко и безошибочно оценивая всё вокруг: «Царь — про корону, а мужик — про корову»; «В речах — бред и в делах — блеф»; «У кого в карманах тыщи, тот адвоката не ищет»... Все на злобу дня... У меня родилось впечатление схожести философских оценок Губанова с шолоховскими. У первого на странице 708: «Как и в жизни. Лица не разглядеть»! У классика: «Люди про себя мало знают»! («Тихий Дон», кн. 2, ч. 4, гл. XXI)...
Не покидая Шолохова, на страницах своего дневника принципиальный автор (вспомним в подтверждение его «Номенклатуру») не мог не развеять бред Солженицына на «плагиат» нобелевца — певца Донского края: «Вот только что прикончил книгу И.М.Ильинского «О культуре войны и культуре мира» — о статье Г.Климова о М.А. Шолохове и Солженицыне... Резкая, но точная на факты статья!»... (С. 347). Именно Солженицын «проблевал на всю Россию подленькую мыслишку, что, мол, Шолохов никакой не писатель... Ну, милой, ежели так, то тогда кто же вы, г-н Солженицын, со своими романишками-какашками, где русская душа задыхается на каждом шагу от жидкой вонючей брехни в адрес народов России...». Но найдены рукописи эпопеи «Тихий Дон». И что же? «Солженицын и иже с ним! в рот воды набрали: им вякнуть теперь нечего!» (С. 194).
Если продолжить разговор о состоянии профессии писателя, то исчерпывающий ответ получишь в «Високосе». Вспомните демагогию лжедемо-кратов об этих основополагающих в культуре направлениях. А что вышло(?): «У нас есть только одна свобода: свободно умереть среди хаоса, разврата, воровства, лжи и вероломства в политике, вранья в экономике, умереть при забвении культуры и искусства»! Между прочим, сегодня так: литература, пресса — сама по себе, власть — сама по себе. Читали в газетах: даже съезд Союза писателей России проходил не в Кремлевском дворце... Сейчас же нет профессии писателя (официально). Каждый карабкается как может. Теперь уже не крикнуть: «Поэт в России больше чем поэт!». Как пишет автор: «Слишком дорогое удовольствие в наше время — издавать книги! Государство напрочь отказалось от этого благородного и полезного для народа и для тех же правителей занятия» (С. 544). Конечно, всем видно: коммерциализация культуры налицо... Как сказал его знакомый поэт: «всё в сексуальном потопе свелось к голой попе!» (С. 544). Не гибель ли это духовности, нравственности? Пишет автор откровенно в дневнике 6 июля 2000 года: «Без радио, телевидения и ... газет. В кино идти не хочется» (С. 347)...
Эта книга о трагедии России на рубеже двух тысячелетий. Грустно для любящих своё великое Отечество, но — факт. Мы ещё не называли имена, кто способствовал развалу могучего некогда Советского Союза. Но в начале назовём «мину», которая взорвала социализм. Действие этой «мины» утверждено в 1945 году шефом ЦРУ США Алленом Даллесом. Его текст приводит Губанов:
«...Окончится война, всё как-то утрясётся, устроится. И мы бросим всё, что имеем, всё золото, всю материальную мощь на оболванивание и одурачивание людей!
Человеческий мозг, сознание людей, способны к изменению: посеяв там хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти фальшивые ценности верить. Как? Мы найдём своих единомышленников, своих союзников в самой России.
Эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своему масштабу трагедия гибели самого непокорного на земле народа, окончательного, необратимого угасания его самосознания. Из литературы и искусства, например, мы постепенно вытравим их социальную сущность, отучим художников, отобьём у них охоту заниматься изобретением,.. исследованием тех процессов, которые происходят в глубинах народных масс. Литература, театры, кино — все будут изображать и прославлять самые низменные человеческие чувства... В управлении государством мы создадим хаос и не-разбериху.
Мы будем незаметно, но активно и постоянно способствовать самодурству чиновников, взяточников, беспринципности... Хамство и наглость, ложь и обман, пьянство и наркомания, животный страх друг перед другом и беззастенчивость, предательство, национализм и вражду народов, прежде всего вражду и ненависть к русскому народу...
...Мы сделаем из них циников, пошляков, космополитов» (С. 613—614).
Агрессивно, вероломно, жестоко, античеловечески, смыкание с Гитлером!
Я вправе задать читателю наивный вопрос: получилось ли это у американцев? По-моему, вся хроника 2000 года Губанова день за днём, утвердительно, конкретно отвечает на мой и ваш, надеюсь, читатель, вопрос. И поэтому-то у автора «Високоса» звучит: «Что делать?».
Не случайно Губанов не прошел мимо таких фамилий, при упоминании которых морщится русский народ, как М.Горбачёв, Б.Ельцин (упоминается на 28 страницах), Н.Хрущев (на 9 страницах). Есть и фамилия В.Путина (не менее как на 14 страницах). А итог их деяний перечисляется наглядно под каждой датой человеческого дневника, написанного не в Кремле, а в глубинке, с заездами в Ростов-на-Дону и т. д. И пишет он откровенно, по-народному: «...Про власть нашу говорить, что корову газетами кормить. По газетам у нас всё в России растет... Только плоды горькие даёт».
Итог подводит последняя запись в дневнике автора, а именно в воскресенье, 31 декабря 2000 года: «Последний день... стремительно летит в прошлое и каждый миг становится историей. Накануне нового века и нового тысячелетия резонно спросить, а где мы с вами находимся на родном тихом Дону. Для наглядности сначала обратимся к цифрам. Как знать: может, после цифири и не захочется никакие пояснения читать!». А дальше от итогов идёт мороз по коже... Об экономике «рассказывает журналист Сергей Илларионов... обольщаться не надо: за годы так называемых «реформ» промышленность и сельское хозяйство Дона упали так, что, видно, достигли нижней точки падения и кризиса.
Основа экономики — топливно-энергетический комплекс, положение дел в ТЭКе — критическое. Много шахт закрыто, ни одной новой не построено. Дело дошло до абсурда: угледобывающая область стала испытывать дефицит для реализации населению.
Добыча угля составила всего 8,9 млн. тонн... в 1992 году... 16,3 млн. тонн. Тоже и по электроэнергии. Если в 1992 году выработали 16,2 млн. кВт/часов, то в минувшем только 9,5. Прогресс, что и говорить!... Цену тонны угля подняли с 236 до 406 рублей, добычу антрацита снизили на 34,4 процента, а недоимки угольщиков по налогам достигли уже 540 млн. рублей...
В глубоком кризисе остается промышленное производство. За год на «Рост-сельмаше» собрали 2,4 тыс. зерноуборочных комбайнов (в 1992 г. — 33,5 тыс.). На НЭВЗе изготовили за год 17 магистральных электровозов (в 80-е годы ... — до 300 штук). Объёмы производства химволокна снизились по сравнению с 1992 годом более чем вдвое... Крупнейшим провалом... в экономике стал Таганрогский автомобильный завод. За год там собрано 248 автомашин...
Сегодня, по данным Северо-Кавказского фонда развития рынка ценных бумаг, две трети крупнейших предприятий Дона (42 из 56) неплатежеспособны...
Но больше всего демреформы ударили по селу. Урон, нанесённый сельхозпроизводству, может сравниться разве что с последствиями прошлой войны»!!! (Прерву цитирование Губанова, чтобы возмутиться до посинения: кто Вы, господа — «демократы», «реформаторы», если своей демагогией под кличем «Фермер накормит страну!» — губили его величество Село, — в мирное время!).
«По сравнению с 1996 годом поголовье КРС снизилось с 1 520 тыс. до 617,6 тыс. голов, свиней, овец и коз — с 3 965 тыс. до 1 210 тыс. голов» (С. 607).
В своей последней главе-размышлении «Прощайте и здравствуйте!» Георгий Васильевич расширяет тему проблем села: «...А теперь солдатам в армии хлеба в натруску выдают. Дожили. При моей памяти, когда я был помощником первого секретаря обкома партии, валовые сборы зерна зашкаливали за 9 млн. тонн в год!.. в 1973 году хлеборобы Дона вырастили и собрали 9 377 тыс. тонн зерна! Сравните: в високосный 2000 — всего 3800 тыс. тонн. При этом посевные площади «достигли» уровня 1913 года. А мы плачем горькими слезами, что народ России вымирает: в 1990 году, к примеру, на Дону родилось 54 021 человек, а умерло 53 992. В 2000 году прирост населения составил 29 797, а в мир иной ушло — 56 113. Каковы условия жизни, таковы и результаты!» (С. 623).
А экология! «В лесу прекрасно...» (С. 541), но его варварски рубят, не понимая (?), что на Дону он растёт узкой полоской!..
Беда стучится в дверь, а поэтому автор, ведя хронику, часто реалистически анализирует состояние деревни в наше время: «Наш родной Дон в России уже стыдятся называть житницей Отечества. И для этого есть все основания: посевные площади... уже ниже уровня 1913 года, а поголовье крупного рогатого скота … уменьшилось почти втрое!».
7-го апреля 2000 года наш хроникер, живя в станице, записывает: «Сколько бывших колхозников и совхозников побросали огороды диву просто даёшься! А депутаты Госдумы всё кричат и кричат: «Земля — крестьянам! Земля — народу!». Где это они увидели народ... Да такой народ... через год — другой после продажи земли толстосумам окажется в рабах: будет уже пахать не на себя и свою семью, а на хозяина земли! Вот к чему придёт Россия от такой безмозглой политики по отношению к земле...» (С. 196).
А вот эта грустная картинка вписана в дневник 19 апреля 2009 года: «Местный хутор... Тут когда-то был и клуб, и магазин, и школа, и медпункт... Теперь одни холмы от куреней, на которых восседают жирные сурки да буйствуют сорняки в рост человека. Сторонушка, ты моя родная сторонушка! Умирающая сторона донская...» (С. 381). Таково беспокойное сердце Г. Губанова. Он — в наблюдении, он — в письме, он — в оценках и переживаниях на лоне любви к Донскому краю, Отечеству. Сердце диктует стихи (без него их не бывает):
Поля давно заброшены
Луга совсем не кошены
Пути-дороги запорошены
Народы горем огорошены
И боги все опрошены
Людишками хорошими
С последними галошами
Портки энзе доношены
Идеи рая опорочены...
Осталось лишь вождей спросить:
Кому
нам
головы сносить?!
А проще —
хлеб косить!»
(С. 623).
«Станичники истину глаголят, да кто их слышит» (С. 29)... В упрёк и это справедливо: «Но ничего: придет время — народ топнет — обжора лопнет!» (С. 200).
Произошли дикие изменения в отношении к простым людям. Автор ссылается на мнение о житье-бытье воронежской пенсионерки Т.Гладневой в «Правде России»: «Партбуржуи от КПСС похоронили нашу Советскую власть. К ним присоединились все нечестные люди России и объединёнными силами стали возрождать капитализм. Многие люди не понимали, что они потеряли в результате разгрома Советской власти. Это понимание приходит только теперь. Поясню на личном примере. Мне из-за болезни нельзя употреблять мясо и яйца, а при Советской власти я могла прожить день за 1 рубль:
Хлеб 250 гр. — 5 коп. (сейчас стоит 1,5 руб.)
Гор. булка — 6 коп. (2,5 руб.)
Молоко 250 гр. — 5 коп. (2,5 руб.)
Творог 200 гр. — 15 коп. (8,0 руб.)
Минтай 300 гр. — 15 коп. (15,0 руб.)
Сыр 50 гр. — 15 коп. (4,35 руб.)
Сахар 100 гр. — 8 коп. (1,2 руб.)
Сливочное масло Юг — 3 коп. (0,55 руб.)
Растительное масло 50 гр. — 7 коп. (1,4 руб.)
Пшено, гречка 100 гр. — 5 коп. (1,0 руб.)
Картофель 500 гр. — 6 коп. (3,0 руб.)
Овощи — 10 коп. (2,0 руб.)
Итого: 1 руб. (43,0 руб.)»
(С. 358).
К этому образному факту нынче уже не добавишь юмор автора: «Сытость — враг человечества!» (С. 539).
В России парадоксально соотношение размеров средней и высокой оплаты труда: 1 : 100 и более! В СССР было 1 : 5. В странах Запада — не выше 1 : 10. Прав автор хроники: «...В России чиновник на чиновнике сидит и чиновником погоняет!» (С. 306).
Безусловно, ежедневный дневник писателя, журналиста с солидным опытом не мог пройти мимо такой основополагающей функции государства как обеспечение обороны, то есть армии. Беспокойство его, как гражданина, определено в дневнике накануне Дня защитника Отечества: «Порадоваться бы, да честно говоря, повода для веселья нет. Обидно за наших парней и командиров. До слёз обидно... Взгляните на неё повнимательней, и вам уже не захочется читать никакие комментарии. Тут всё как на ладони! Куда уже тут до победных маршей и салютов...
За семь последних лет в России 11 раз делались попытки реформировать систему оружейного бизнеса. Более 20 раз в этой сфере менялись «правила игры»... А воз и ныне там. Вооружённые Силы России остаются... разоруженными. Наши защитники видят новое вооружение как африканцы снег!» (С. 112—113).
В дневнике параллельно фиксируется факт и такое мнение автора: «Армию опять сократили... Но растут ряды «доблестной милиции, ряды правоохранительных органов». Но это мы уже проходили при Никите Хрущёве. Всё возвращается на круги своя». И вывод: «Сталь штыков крепка, но ни один правитель в мире ещё никогда не сумел усидеть на штыках...» (С. 494).
В дневнике отражены переживания о невероятно трагической гибели в пучине Баренцева моря всего экипажа подводной лодки «Курск» — 1 174 человека! Какова причина? Министр обороны ясно ответил на этот вопрос: «До сих пор разворовывают Россию... Вот главная причина... Даже из тех денег, что правительство выделяет на Вооружённые Силы, только половина доходит до армии»... (С. 384). А ведь в Советском Союзе были спасательные лодки... Уничтожили. Сократили. Автору уникальной книги даже, по моему разумению, как-то стыдно созерцать: президент России вышагивает по Парижу, а на его Родине со дна моря поднимают погибших моряков. Как оказалось, «моряки атомного крейсера «Курск» не погибли мгновенно, как нам вдалбливали официальные сообщения властей и военных... люди ещё трое суток были живы после аварии! Какой ужас! Люди ждали спасения, а наш президент пребывал в Сочах!» (С. 520)...
Судя по опубликованным дневниковым записям писателя-публициста, идёт обычная жизнь, семейная, творческая: «...всё с трудом и трудом! Трудом и с трудом... Так вот и живём...» (С. 358). Окружающий фон диктует в дневник ужасы ошибок верхних эшелонов власти:
«Жутко подумалось: 2000-й год Россия встречает гробами и материнскими слезами, нищетой и свежими могилами.
А рана на Кавказе кровоточит, гнойник смердит, многоглавый змий война пожирает и своих и чужих детей. А на экранах телевизоров пир во время чумы: пляски, песни, шампанское, заседания, встречи с поцелуями...» (С. 25).
Речь идёт о том, о чём наблюдательный писатель, журналист, живой человек, гуманист не мог не записать — о грязной войне в Чечне, вспыхнувшей после распада СССР. Хроника «Високос» невольно пахнет этой бойней. Она звучит на страницах день за днём как портрет ситуации в России. «Сколько эти сволочи положили в могилы русских! Да разве только русских!!!» (С. 57). Вызывает возмущение: вольный отъезд бандитов восвояси на автобусах по воле властей...
31 января 2000 г.: «Да... Вчера по телевизору... показали... страшную цифру... 1 196 убитых!.. Вторую чеченскую кампанию начали... в сентябре 1999-го... Вот и дели на дни...» (С. 72).
13 февраля 2000 г.: «...Спросить с тех, кто развязал войну в Чечне: когда это всё закончится?! Кто и когда остановит конвейер с гробами!» (С. 108).
5 апреля 2000 г.: «Когда же кончится эта кровавая бойня под названием «антитеррористическая операция по уничтожению бандформирований в Чечне»? Только что записал цифру потерь. Убито на этот день 2 036 солдат России. 6 071 человек... в числе раненых! Страшные цифры!» (С. 142).
13 апреля 2000 г.: «... уже погибло 2 119 солдат и офицеров! 6 253 человека ранено!» (С. 203).
27 апреля 2000 г.: «2 144 убито и 6 325 человек ранено!» (С. 227).
29 апреля 2000 г.: «...только за минувшую неделю в Чечне погибло 47 человек, 67 ранено!» (С. 235).
Я, как автор отклика на историческую хронику Губанова, пережил это время, как и все граждане моего Отечества, и подтверждаю по своему уразумению: чеченская бойня была одним из самых чёрных пятен постсоветской системы.
Но продолжим мысли автора «Високоса».
22 июня 2000 г.: «День особенный. 59 лет назад началась самая страшная война нынешнего века — война с фашистами!». Но в голове, похоже, свербит о войне в Чечне... «Когда же кончится эта бойня?! Не видать ни конца, ни края... Гробы, гробы, похороны и могилы... Могилы по всей России от предгорий Кавказа до Дальнего Востока!» (С. 330)...
28 декабря 2000 г. не смог не назвать благородно одно имя: «Только нашёлся один генерал, который спас Россию от позора, а тысячи мальчишек от безумной гибели, не дал им сгореть в танках. Это был генерал Рохлин...» (С. 580).
Завершить жестокую тему хроники о Чечне целесообразно удивительно откровенным, гуманным, небеспричинным, неожиданным резюме Георгия Васильевича под датой 18 июня 2000 г.: «...вся эта грязная чеченская бойня лично у меня вызывает странное чувство. Точнее сказать, двойственное чувство: с одной стороны — страшно осознавать, что русские парни гибнут от рук чеченцев, а с другой стороны — я много общался и жил рядом с чеченцами... Не все чеченцы — обязательно бандиты и бездельники. Тут что-то не так! (выделено мной. — В.Ш.). Наломали дров наши политики и правители... Ох, как наломали!» (С. 358—359). Он подтверждает это примерами из своей жизни. Губанову доводилось жить рядом с чеченцами в Заветинском районе родной области, редактировать газету «Восход». Именно после неё Георгий Васильевич стал инструктором печати, радио и телевидения обкома партии, собкором газеты «Известия»... «Очень часто приходилось встречаться с чеченцами разных возрастов и тем более — разных характеров, с разными взглядами и устоями — обычаями... Всякое бывало, не было только ни одного случая, чтобы я встретил хотя бы на одной чабанской точке «злого чеченца» с длинным ружьём и кинжалом на поясе... Степь всех трудом равняет и по делу оценивает. Приходилось много писать о чеченцах: а как не писать, если почти восемьдесят процентов чабанов были лица «кавказской национальности», а точнее — чеченцы... по сей день могу подтвердить: врагов у меня, как ... и у односельчан! — не было... были очень даже дружеские отношения…». Надо «познать элементарные нормы поведения, обычаи и законы... народа»... Автор вспоминает о чеченском бригадире: «Мы так сдружились с этим старшим чабаном, что я искренне радовался когда его — чеченца! — рекомендовали принять в партию. Было и такое!» (С. 359).
Закрывая сложную тему хроники, можно быть уверенным (хотелось бы!), что читатель начнёт мыслить по-другому. Как бы хотелось!..
Ведь мир, судя по фактам, развивается не в сторону, мягко говоря, идеалов: Россия стоит на третьем месте по торговле женщинами (по прибыльности). «...Бордели Германии ежедневно посещают около миллиона мужчин. В одном... Мюнхене — 43 секс-предприятия, где занято 700 женщин, 300 других ловят клиентов на улице. В эту страну стремятся две трети бабочек с Востока» (С. 330)... Жутко!
Печальные годы ельцинизма Губанов расшифровывает по всем позициям глубоким, как всегда, мнением «лидера КПРФ Г.А.Зюганова, а с ним трудно не согласиться: «Россия потеряла восемь миллионов человек. Никто не застрахован от пули бандита и бомбы террориста в собственном доме. Мы лишились половины промышленности. Пришло в полный упадок сельское хозяйство. На грани развала военно-промышленный комплекс и армия. 50 миллионов россиян не в состоянии прокормить себя и свои семьи. 20 миллионов безработных, 10 миллионов — бездомные и беженцы. 5 миллионов детей школьного возраста не учатся. В стране 4 миллиона беспризорников. Наркомания, туберкулез, СПИД приобрели характер эпидемии...» (запись от 28 декабря 2000 г.; С. 581).
Меня поражает культурный кругозор Г.Губанова, его трепетное отношение к культуре (хотя выше я уже этого коснулся), русскому языку. Мне понятны его возмущения по поводу того, как сегодня у нас к нему относятся. «Не потому ли с каждым годом угасает великий и могучий?! В 1900 году в российской империи русский язык знали 150 миллионов человек! Самым великим русский язык стал в 1990 году: тогда русским владели 350 миллионов человек! К 2004 году эта цифра сократилась до 278 миллионов, а родным русский язык является для 164 миллионов, из них 130 миллионов — россиян» (С. 624). Все проблемы не уместить. Читать надо книгу. К этой теме тянется факт из хроники об эталоне личности советской эпохи Ю.А.Жданова: «...умнейший учёный, с душой поэта, зять Сталина и чудесный собеседник...» (С. 631). Этот ректор великолепно знал русскую классику, «по-юношески озорно» наизусть читал стихи Пушкина на отдыхе в кругу друзей... А как сейчас в России?.. Да, ведя дневник и живя мыслями с М.А.Шолоховым, Георгий Васильевич не забывал о писателях «Шолоховской роты»: А.Калинин, В.Закруткин, А.Софронов, Б.Непримеров...
В хронику вкраплена история дореволюционной, советской и постсоветской России. Звучат имена: Петр I, Екатерина II, атаман Платов, Ермак, Ленин, Сталин, Хрущёв, Брежнев, Лигачёв, Лукьянов, Маяцкий, Зюганов, Кондратенко («Батька Кондрат»), Н.Коломейцев, Рохлин. С другой стороны — Колчак, Краснов, Березовский, Собчак, Касьянов и другие. Они разные по всем позициям, но отражают политику побед и ошибок (даже преступлений) или «рисуют» портрет наизнанку постсоветской системы...
В унисон этому в конце книги автор трактует подзабытый, но всегда актуальный призыв мужественного и далеко смотрящего Ю.Фучика: «Люди! Будьте бдительны!!!».
Обширный труд с любовью и широко иллюстрирован фотоснимками автора и его товарищей: 298 шикарных, богатых ракурсом, талантливых фотоснимков и рисунков, ярко отражающих жизнь в динамике, счастье, труде, раздольном донском пейзаже, творческих встречах, достижениях, поиске, на воинской службе, в обрамлении исторических символов, призывают жить, дышать полной грудью, трудиться и дерзать... Без них хроника получилась бы скучнее (а в руках современного журналиста всегда фотокамера!)...
Но свой отклик (такую смелость я взял на себя) хотел бы завершить в ключе оптимизма. Книга-хроника настолько поражает своим масштабом жизни, кругозором, талантом, охватом проблем культуры, нравственности, экономики нашей страны и зарубежья, нежной и беспредельной любовью к малой родине и великой России, что хочется крепко пожать руку дарованному писателю земли русской и донской. Он уже не раз доказал это своим творчеством. Его Слово Русское — забота о будущем: «...После наглого развала СССР и великого богатейшего государства мирового значения! практически все богатства от золота, гигантов промышленности и сельского хозяйства до парикмахерской — оказались в руках ненавистных ворюг и грабителей?! Может, новое поколение русских, — истинно русских людей! — возьмётся за ум и даст по закону оценку всем этим беспредельным деяниям обустроителей России от Горбачёва до Ельцина, до Гусинских — Березовских?!.. наши правнуки вернут себе то, что отняли нынешние разорители России и великого государства больших и малых народов» (7 сентября 2000 г.; С. 416—417).
Жизненное кредо автора хроники неподкупно, чётко выражено в его признании: «Приемлю все деяния во славу моего родного шолоховского края и великой России. На том стою. Тому служил, служу и служить буду»!
Проницательный читатель извинит меня за то, что я не избежал метода конспектирования, чтобы сохранить честнее ауру хроники, подлинное, живое слово автора книги...
Повторю «завещание» книги: «Високос» адресован каждому, для кого близка и понятна тревога за судьбу малой родины и родного Отечества». Лучше не скажешь!
Мое мнение: «Високосный год» претендует по размаху фактов, оценок, выводов на настольную книгу. Его надо читать, чтобы, извините, умнеть, работать мозгами, становиться Человеком, то есть совестливым, а не жить животным, в идиотском плену инстинктов. Это главная, опережающая цель россиянина, всего человечества: сегодня и всегда!.. Эту необходимость доказывает автор... Здесь неопровержимо звучит социальный стержень.
В.В.Шерстюков,
полковник в отставке.
Версия для печати