Опираясь на архивы: «…Благодарность за дарованные нам права»

Опираясь на архивы: «…Благодарность за дарованные нам права»

История отношений Советского государства и Русской Православной Церкви уже не одно десятилетие является предметом пристального изучения и острых политических дискуссий. В последние годы в ряде публикаций отечественных и зарубежных авторов делается попытка представить встречу И.В.Сталина с иерархами РПЦ 4 сентября 1943 года и последовавшие за этим мероприятия (восстановление патриаршества, учреждение Совета по делам РПЦ, открытие для службы многих православных храмов и т. д.) как резкий качественный поворот в церковной политике советского руководства. Не умаляя значения этих важных мер, предпринятых Советским правительством в суровые годы Великой Отечественной войны, отметим, что существенные изменения в отношении официальной власти к верующим и служителям культа в СССР произошли значительно раньше. Связаны они были со знаменательным событием в истории нашей страны.  

5 декабря 1936 года на Всесоюзном Чрезвычайном VIII съезде Советов была принята новая Конституция СССР. В частности, в отличие от прежних советских конституций в ней впервые провозглашалось равноправие всех граждан, в том числе и «служителей культа». В ст. 124 новой Конституции было записано, что «в целях обеспечения за гражданами свободы совести церковь в СССР отделена от государства и школа от церкви. Свобода отправления религиозных культов и свобода антирелигиозной пропаганды признаётся за всеми гражданами». В ст. 135 провозглашалось право «всех граждан СССР, достигших 18 лет, независимо от их расовой и национальной принадлежности, вероисповедания, образовательного ценза, оседлости, социального происхождения, имущественного положения и прошлой деятельности» участвовать в выборах депутатов и быть избранными (выделено мною. — А.К.). Таким образом, этими статьями снималось ограничение в правах, распространяемое ранее на представителей прежних эксплуататорских классов. Однако необходимо отметить, что религиозные организации в СССР разрешались только как частные объединения, не принимающие участия в общественной и политической жизни страны.

Новые положения Основного Закона Советского государства явились ярким доказательством стремления к дальнейшей демократизации советского общества. Советская Конституция возбудила надежды у многих представителей духовенства, которых называли «лишенцами», они были лишены не только гражданских прав, но и права для их детей на полное образование, а семьи священников — государственного страхования. По свидетельствам современников, некоторые православные епископы награждали священников за проведение общественного обсуждения Конституции в приходах, а митрополит Витебский даже направил с этой целью около 40 священников вглубь епархии.

О положительной реакции представителей православного духовенства на вышеуказанные положения новой Конституции также красноречиво свидетельствуют два документа из 17 фонда Российского государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ): обращение священников Вяземской епархии к И.В.Сталину и тема лекции протоиерея А.Поспелова «Революция и Советская власть при свете веры». Оба документа являются приложением к докладной записке зав. отделом культпросветработы ЦК ВКП(б) Е.М.Тамаркина и зав. сектором культурно-клубной работы отдела культпросветработы ЦК ВКП(б) М.С.Эпштейна, направленной 15 февраля 1937 года секретарям ЦК ВКП(б) Л.М.Кагановичу и А.А.Андрееву (см. приложение 1 и 2).


Приложение 1.


Обращение духовенства Вяземской епархии к И.В.Сталину

Великому вождю народов, мудрому архитектору счастливой и радостной жизни, творцу самой демократической в мире Конституции Иосифу Виссарионовичу Сталину. Духовенство Вяземской епархии, во главе со своим архиепископом Павлом (ориентации Высшего церковного совета), с чувством неподдельной радости и сыновней преданности выражает Вам, мудрейший из людей, глубочайшую благодарность за дарованные нам права, изложенные в бессмертном историческом документе — ВЕЛИКОЙ СТАЛИНСКОЙ КОНСТИТУЦИИ.

Мы, как и все граждане социалистического государства, видим и чувствуем в этом документе изумительные, блестящие победы, одержанные нашей замечательной страной, под Вашим гениальным руководством.

День утверждения новой Конституции для нас, доселе бесправных, явился и будет до конца нашей жизни поистине светлым днём торжества, светлым днём радости за себя и за всех людей, населяющих нашу Родину и согретых невиданной в истории человечества, Вашей отеческой заботой.

Мы искренне заверяем Вас, Иосиф Виссарионович, и Советское пра-вительство, что во всей нашей деятельности оправдаем великое доверие, оказанное нам партией и правительством Советского Союза и всякий из нас, посягнувший прямо или косвенно на подрыв мощи нашей дорогой Родины, где так вольно дышит человек, сам себя обречёт на заслуженную кару, и такому нет и не будет места в наших рядах.

Слава Вам, Великий Зодчий человеческого счастья, на нескончаемые годы.

Пусть Ваш гений освещает путь всему человечеству!

Слава нашему Советскому Правительству

Да здравствует Великая Сталинская Конституция!



Приложение 2.


Тема лекции: Революция и Советская власть при свете веры

1. Соввласть, существующая в нашей стране с фактического согласия или признания народного, есть не только законная, но и богоустановленная власть.

2. Отношения к «властям предержащим» (высшим), заповедованные христианским учением, безусловно и полностью обязательны для верующих и в отношении к Соввласти.

3. Несправедливость утверждения, будто Библия освещает и обязывает христианскую церковь освещать и признавать только царскую власть, как единственно богоустановленную и идеальную, и потому церкви как будто бы присуще врождённое влечение именно к этой власти и одновременно ненависть ко всякой другой, а в силу этого — и не отделимое будто бы тяготение народа к царскому прошлому.

4. Ниспровержение старого строя, вследствие его внутренней неправды и несостоятельности, явилось историческою необходимостью, словом божеским предсказанною и человеческою мыслью предвиденной.

5. Наши общественные язвы-грехи, вызвавшие революцию, как кару за них, революция, как острозаразная, так сказать, политическая эпидемия, коей присуще неудержимое стремление перебрать все страны, а счастье первой её жертвы — нашей страны, благополучно перенесшей эпидемию и в результате получившей как бы вторую молодость.

6. Божественные наставления, данные в своё время древним иудеям и израильтянам по разрушении их царств о полной и благожелательной покорности победителям, сохраняют свою полную силу и значение для нас в отношении к Соввласти.

7. Обращение с призывом к лояльности, к тем верующим, кои на-иболее пострадали от революции и нового строя и потому могли затаить в себе ненависть к новой власти и строю и вместе с тем пламенную мечту о возврате царского прошлого.

8. Великие цели и задачи Соввласти и поразительные успехи её го-сударственно-общественного строительства обуславливают полную и ес-тественную возможность перехода от вражды и неприязни к лояльности и преданности Соввласти и совстрою со стороны наиболее пострадавших от бури совершившегося политического и социального переворота.

9. Успехи совстроя, как показатели Божия к нему благоволения, при-чины и основания перенесения благоволения Божия со стороны строя, носившего знамя креста и веры, на новый, сознательно заменивший, однако, то знамя знаменем звезды и неверия.


Протоиерей Поспелов Алексей.

Калининская область.


РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 120. Д. 256. Л. 42—44. Копия. Машинопись.


А.Ю.Кожевников,

кандидат исторических наук, доцент.


Версия для печати
Назад к оглавлению