А.В.Семёнова. Робеспьер, вернись!
Размышления о прочитанном
Под таким названием осенью прошлого года вышла во Франции небольшая книжка двух авторов: Алексиса Корбьера и Лорана Маффеиса (Alexis Corbi`ere, Laurent Maffeis. Robespierre, reviens! — 2012 Editions Bruno Leprince) — активистов Левой партии. Эта партия, созданная в 2008 году, входит в Левый фронт, объединяющий в настоящее время несколько партий марксистского направления, включая Французскую коммунистическую партию. Напомним, что кандидат от Левого фронта, руководитель Левой партии Жан-Люк Меланшон получил на президентских выборах 2012 года 11% голосов избирателей (см. наши статьи о левых во Франции в газете «Правда» за 2012 г. №№ 45, 58, 69, 95, 134 и за 2013 г. №№ 10, 29).
Обращение к истории Великой французской революции 1789 года, утвердившей во Франции знаменитые лозунги свободы, равенства, братства, всегда было актуально для французских левых. И в наши дни Меланшон, большой знаток этой эпохи, выстраивая в своих выступлениях концепцию европейского революционного движения Нового времени, подчеркивает знаменательную преемственность: Великая революция, которая, по его словам, своей революционной энергией обеспечила прогресс Франции, затем — Парижская коммуна и — Октябрьская революция в России. О нашей революции он находит самые яркие, образные слова: «огромный луч света, данный Революцией 1917 года, указал ответы на вопросы и принёс людям свободу после Первой мировой войны, которая завершила собой первый масштабный кризис капитализма».
Великая французская революция на протяжении более чем двухсот лет была объектом ожесточенных споров и профессиональных историков, и политиков. Выдающийся деятель французской революции Максимилиан Робеспьер привлекал к себе особое внимание. Одни видели в нём жестокого тирана и связывали с его именем только террор эпохи якобинской диктатуры, другие отмечали его исключительную роль в утверждении «республиканских ценностей» во Франции после уничтожении «старого режима», то есть монархии. Сегодня его имя вновь в центре политической борьбы.
«Робеспьер — основатель нашей свободы!» — повторяет Меланшон в своих выступлениях. Во время избирательной кампании 2012 года имя Робеспьера часто упоминалось им во время предвыборных митингов под аплодисменты сторонников. Так, выступая в июне 2012 года в департаменте Па-де-Кале среди трудовых людей — шахтёров и членов их семей, он вспомнил слова знаменитого поэта Жана Ферра: «Да, ты отвечаешь всегда за имя Робеспьера, моя Франция!». Заслуги Робеспьера в утверждении демократических порядков во Франции, по мнению Меланшона, неоспоримы: «Робеспьер, человек, который дал права гражданства евреям, человек, который уничтожил рабство, признал права незаконнорожденных детей, первым защищал всеобщее избирательное право, первым предложил установить контроль за ценами на предметы первой необходимости. Слава Робеспьеру!» (Idid. P.19—20). Этими словами своего политического лидера Меланшона авторы книги «Робеспьер, вернись!» открывают свой труд.
Однако не все в современной Франции, прежде всего представители буржуазных кругов, занимают подобные позиции. Когда 21 сентября 2012 года перед величественным зданием Пантеона французские левые партии торжественно отмечали 220-летие установления республики во Франции, выступавшие — Меланшон, лидер французских коммунистов Пьер Лоран и другие, подчёркивали отрицательное отношение к революции 1789 года и особенно к Робеспьеру не только откровенно правых, но и пришедших к власти социалистов.
В своём предисловии к книге авторы пишут: «Очевидны негативные тенденции в оценке истории Французской революции. Не проходит и месяца, как она подвергается новым порциям клеветы, изображается карикатурно и подозревается в худших преступлениях. Издёвки над революцией и ностальгия по старому режиму, кажется, стали даже модными. Все эти нападки обычно сосредоточены на личности одного человека — Робеспьера. Рискнувшие его цитировать и защищать тут же подвергаются риску получить в ответ худшие оскорбления. И, как всегда, через него целятся в Великую революцию.
Вот почему, нам, политическим активистам, казалось необходимым срочно помочь всем, кто склонен к наблюдениям и размышлениям, но часто оказывается безоружным перед лицом этого идеологического наступления, — помочь, сообщив людям ясные факты и аргументы.
Защита Робеспьера и Французской революции это не битва, обращённая в прошлое, это — условие для укрепления сегодня новых левых, строящих будущее».
Ситуация, поразительно напоминающая российские реалии! Всем известно, сколько злобы и лжи, иногда под видом полуправды, изливается на Великую Октябрьскую социалистическую революцию и её вождей, прежде всего на В.И.Ленина. В своё время выдающийся советский историк, специалист по истории Франции А.З.Манфред писал о некоторых тенденциях западной исторической науки: «Стрелы, направленные против Французской революции XVIII в., целят дальше, — это стрелы и против Великой Октябрьской социалистической революции» (Манфред А.З. Великая французская революция. — М.,1983. С. 419).
Одним из мощнейших идеологических орудий во всём мире, как известно, является телевидение. Именно здесь в нашей стране разворачивается активная деятельность таких «историков», хулителей советского прошлого, как Н.К.Сванидзе и ему подобные. Такие же господа, судя по всему, подвизаются и на французском телевидении. Вот почему мы не могли пройти мимо любопытного документа — письма лидера Левого фронта и Левой партии Жана-Люка Меланшона и одного из авторов книги «Робеспьер, вернись!» Алексиса Корбьера от 29 января этого года президенту французского государственного телевидения Реми Пфлимлену по поводу клеветы на Французскую революцию и фигуру Робеспьера. Приводим текст письма в переводе с некоторыми комментариями.
«Господин президент!
Уже третий раз менее чем за год телевизионный государственный канал «Франция-3» показал на прошлой неделе передачу „Робеспьер: палач Вандеи?” в историческом тележурнале „Тень сомнения”, представленной господином Франком Ферраном. Содержание этого эпизода является грубым и оскорбительным в отношении Революции 1789 года, изобилует ошибками и направлено на опасное упрощение проблемы геноцида. Похоже, что после 7 марта и 16 августа 2012 и затем 23 января 2013 года (даты трёх предшествующих передач) предполагается четвёртый показ 4 февраля. Четыре передачи менее чем за год — нам кажется, что это довольно необычно для выражения бесспорных политических намерений.
Мы обращаемся к вам, чтобы выразить самый решительный протест против формы и содержания этого сюжета. Вместе с большинством историков и учёных, мы считаем его возмутительным и абсурдным. Ваше отношение тоже заслуживает осуждения, если вы используете государственную структуру для странной пропаганды этой передачи, несмотря на её явную посредственность.
Именно поэтому наше необычное заявление, согласитесь, не ограничивается только протестом. В соответствии с вашими обязанностями и исходя из некоторых представлений о государственной службе, мы требуем ясной позиции, чтобы попытаться исправить тот ущерб, который был нанесён тем зрителям, которые, считая себя защищёнными от манипуляций, доверились государственному телевидению.
При таком идеологическом, политическом и историческом наполнении эта 52-минутная передача занимает своё точное место в арсенале грубой пропаганды. Она возрождает максимум клеветы и лжи контрреволюционной и антиреспубликанской направленности, выдуманных крайне правыми и монархистами, которая сохраняется в течение более чем двух столетий.
Внешне привлекательным названием „Робеспьер: палач Вандеи?” был задан тон передаче. Исходя из названия, поставленного в форме вопроса, зритель мог бы подумать, что эта передача восстановила бы исторические факты предполагаемой личной ответственности Робеспьера за войну в Вандее и массовые убийства, совершённые во время гражданской войны. Должны ли мы напомнить вам, что эта война в её первой фазе длилась с марта по декабрь 1793 года, затем на втором этапе с января 1794 года до договора, подписанного в замке Жоне 17 февраля 1795 года, в то время как Максимилиан Робеспьер был мёртв с 28 июля 1794?
Программа игнорирует факты, хорошо доказанные в работах историков: никогда Робеспьер не требовал «разрушения» Вандеи. Более того, он никогда не занимал особой позиции в Конвенте по вопросу этой интервенции. Но это то, что зритель не узнает. И даже наоборот. Те, кто сфабриковал эту передачу, подпитывают примитивными и воинственными утверждениями чёрную антиробеспьеровскую легенду крайне правых монархистов.
Но наше возмущение вызвали не только эти обвинения, не имеющие никакого серьёзного обоснования и направленные против символический личности Максимилиана Робеспьера. С определённой точки зрения, это, увы, в наших правилах. Мы протестуем со всей силой потому, что в этой передаче оклеветана сама Французская революция. Будучи французским гражданином, как вы могли позволить распространять инсинуации, согласно которым революция, её армия и главные руководители объявлены предтечами нацизма и Адольфа Гитлера? Вы отрицаете? Как вы могли позволить, чтобы журналист, ведущий передачи, три раза с большим апломбом повторял, что республиканская армия во главе с Тюрро являлась „прообразом айнзатцгруппы” нацистов? Это нетерпимо.
Большинство историков, изучающих Французскую революцию, возмущены такой подтасовкой и другими многочисленными ложными утверждениями, которые имели место во время этой передачи. Множество статей было опубликовано на научных и университетских сайтах, чтобы разоблачить ложь и фальсификации. Двое из лучших специалистов по истории Французской революции, оба — университетские профессора, в опубликованной статье квалифицируют эту передачу как „урок антиисторического метода”.
Это недопустимо! Наши граждане, особенно молодёжь, имеют право на получение правдивой информации от государственных служб. Но государственные службы искажают нашу национальную историю, предоставляя место туманным концепциям, совершенно маргинальным. Чтобы достичь этих сравнений и параллелей, как глупых, так и гнусных, неадекватное выражение „геноцид Вандеи” было использовано несколько раз в конце программы для описания трагических событий, которые произошли в период между 1793-м и 1795 годами, и даже ещё позже.
Это дешёвое мелкое толкование о „геноциде Вандеи”, сработанное несколькими провокаторами с полемической и политический целью очернить Республику, не приемлемо. Термин „геноцид”, совершенно очевидно, в этом историческом случае отвергнут подавляющим большинством историков, которые изучали этот период и этот вопрос. Каждому понятно, что налицо стремление использовать ярлыки и приблизительные оценки с целью связать ужасные последствия гражданской войны, в которой погибло прямо или косвенно от 120 000 до 170 000 человек, с сознательным намерением нацистских лидеров уничтожить всех евреев Европы. Это унесло жизни шести миллионов человек во время Второй мировой войны в результате антисемитской идеологии. Такие натяжки являются реальным движением к релятивизму и, следовательно, должны быть отвергнуты.
Специфика и масштабы геноцида, понесённые евреями в Европе, таким образом, также могут быть признаны относительными, и в конечном итоге могут отрицаться, если позволить слово „геноцид” использовать в любом контексте и применительно к любым историческим условиям. В этой связи не удивительно, что Жан-Мари Ле Пен, почётный президент Национального фронта, который был одним из немногих политиков публично объявившим „газовые камеры деталью второй мировой войны”, в 1987 году также подготовил законопроект, призывающий к признанию „геноцида Вандеи”.
Более чем два десятилетия спустя бросается в глаза, что последняя трансляция указанной передачи состоялось ровно через неделю после того, как парламентариями от UMP и FN был внесён новый законопроект, включающий то же предложение, что и сделанное ранее господином Ле Пеном. Тем самым передача, бесспорно, послужила в качестве рупора для их лжи. Мы считаем, что долг государственного телевидения не подпитывать искажением истории худшую пропаганду французских крайне правых, но, увы, здесь оно присоединилось к правым депутатам.
Вот почему мы просим государственное телевидение предоставить право на ответ историкам и учёным, занимающимся историей Французской революции, чтобы они могли восстановить историческую правду о Вандее и разбить ложь, которая уже была транслирована каналом „Франция-3”.
„Свобода начинается там, где кончается невежество”, — писал Виктор Гюго. Чтобы лучше построить будущее, нация свободных граждан имеет право на установление истины и верное понимание своего прошлого, включая историю Французской революции, которая слишком долго страдает от нападок.
Наконец, мы ждём от вас, что вы примите все меры для обеспечения того, чтобы содержание исторических передач на государственном телевидении было отмечено духом серьёзности и строгости в подходе к истории.
В ожидании вашего ответа примите, господин президент, уверения в наших искренних республиканских приветствиях.
Жан-Люк Меланшон Алексис Корбьер сопредседатель Левой парии, депутат Европарламента.
Алексис Корбьер национальный секретарь Левой партии, член Совета Парижа».
Как и следовало ожидать, ответ президента государственного телевидения Франции от 11 февраля 2013 года представлял собой формальную отписку и содержал отказ дать слово историкам (учёным, университетским профессорам), придерживающимся других взглядов на историю Великой французской революции. Такова «истинная демократия».
Версия для печати