О классовом характере, развитии и разложении физической культуры в Древнем мире
Публикация материала о физической культуре в государствах Древнего мира связана, разумеется, не столько с прошлым, сколько с настоящим. Во-первых, процессы, которые протекали в Древней Греции и в Древнем Риме, ярко свидетельствуют о большом влиянии на развитие физической культуры классовых факторов. Во-вторых, положение с физической культурой принципиально различается в периоды становления нового общест-венно-экономического строя и его разложения. Именно в условиях загнивания рабовладельческих государств резко снижается массовость занятий физической культурой, появляются атлеты-профессионалы, соревнования превращаются в шоу (зрелища), для участия в них привлекаются разного рода «легионеры-иностранцы». Аналогии с современностью тут очевидны. Не будем забывать и о том, что человек общества, к которому стремятся коммунисты, будет отличаться не только духовным богатст-вом и моральной чистотой, но и физическим совершенством.
Физическая культура в Древней Греции
Физическая культура в период разложения первобытных отношений в Древней Греции
Процесс приспособления элементов народной физической культуры, зародившихся в трудовой деятельности первобытной общины, к по-требностям и классовым целям рабовладельцев особенно хорошо виден на примере Древней Греции.
Разложение родового строя и зарождение рабовладельческих отношений относятся к древнейшему периоду истории Греции, к так называемому гомеровскому периоду, охватывающему XII—VIII вв. до н. э.
Этот переходный к классовому рабовладельческому обществу пе-риод Маркс и Энгельс назвали периодом военной демократии. Для него было характерно выделение и возвышение родовой аристократии, стремившейся занять господствующее положение в роде.
Обычно из среды этой знати выделялись родоначальники — басилеи. Вместе с тем сохранялись и старые родовые учреждения, вынуждавшие родовую знать считаться с народной массой. В этот период ос-тавались ещё и характерные для первобытно-родовой общины порядки, когда каждый взрослый мужчина был в то же время и воином. Но уже су-ществовало различие между воинами из народа и воинами из родовой аристократии. Воины-аристократы отличались богатством своего оружия и лучшей подготовленностью. Они стремились играть в войске руководящую роль и присваивали себе львиную долю военной добычи.
Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» дают яркие картины греческого быта того времени, рисуют образы воинов-аристократов, так называемых героев, подчёркивая физические качества, отличающие их от прос-того народа. Герои поэм Гомера демонстрируют свои физические качества в многочисленных состязательных играх, организуемых в честь погибших героев или в ознаменование каких-либо важных событий в жизни племени. В этих играх проводились соревнования в беге, метании копья, диска, в прыжках, борьбе и других упражнениях.
Нет сомнения в том, что эти игры своими корнями уходят в глубокое прошлое, связаны с традиционными родовыми или племенными празд-нествами. В условиях разложения родового строя они постепенно утрачивали своё общеродовое или общеплеменное значение, превращаясь в празднества родовой аристократии. Участниками состязаний становились только воины-аристократы. Выступление в состязательных играх являлось своеобразной проверкой и демонстрацией физических сил и качеств воинов-аристократов и как бы возвышало их над народом. Судя по «Одиссее», слово «атлет» в то время связывалось с понятием «благородный герой», «аристократ» и противопоставлялось понятию «человек из народа». В поэмах Гомера рядовые члены племени уже не участвуют в играх воинов-аристократов, они являются только зрителями.
Физическая культура в период расцвета рабовладельческой Греции
К IX—VIII вв. до н. э. процесс разложения родового строя и развития рабовладельческих отношений на территории Греции привёл к появлению первых государственных образований. Начали складываться первые государства, призванные закрепить господство усиливающегося класса рабовладельцев.
Выросшие на развалинах родового строя греческие рабовладельческие государства имели характер военно-организованных полисов (городов). Этот характер был обусловлен необходимостью держать в по-виновении рабов с помощью вооружённой силы. В то время военная подготовленность в основном определялась степенью физической подготовки воинов. Поэтому в греческих военно-рабовладельческих полисах уделялось особенно большое внимание физическому воспитанию рабовладельцев. Каждый свободорождённый мужчина (рабовладелец) был обязан нести военную службу. Армия составлялась исключительно из числа рабовладельцев, для которых военное дело превратилось в одно из важнейших орудий укрепления классового. Поэтому вопросы военной подготовки и связанного с ней физического воспитания рабовладельцев стояли в центре внимания этих государств.
В различных государствах начали создаваться специальные системы воспитания, имевшие целью подготовить будущих воинов. В основе этих систем лежало физическое воспитание. Наиболее характерными являлись системы воспитания, возникшие в Спарте и Афинах. Своеобразие социальной, экономической и политической жизни этих государств обусловило и своеобразие систем воспитания.
Спартанская система. Спарта, возникшая около середины IX в. до н. э. в результате завоевания дорийцами Лаконии, имела вначале характер военно-организованного родового союза. Многие черты этой организации она сохранила на протяжении почти всей своей истории. Мест-ное население, подвергшееся завоеванию, сделалось объектом самой жестокой эксплуатации со стороны завоевателей — дорийцев. Оно долж-но было снабжать поработителей всеми продуктами сельскохозяйственного и ремесленного производства, в то время как сами завоеватели, организованные в военную общину, были заняты только военным делом. Необходимость поддерживать власть над массами периэков и илотов, часто поднимавших восстания против своих поработителей, заставляла спартиатов находиться постоянно в боевой готовности и обусловливала соответствующую военно-лагерную организацию общины. Каждый гражданин Спарты в возрасте от 20 до 60 лет числился в армии, причём значительную часть времени он должен был проводить вне семьи, в об-щественных трапезах (сисситиях), куда собирались ежедневно воины какого-либо определённого подразделения. В условиях военно-лагерного образа жизни развивалась и своеобразная система воспитания.
В области воспитания спартиаты направляли своё внимание преимущественно на развитие силы, выносливости и ловкости, которых требовали характер вооружения и тактика спартанского войска. Цель воспитания заключалась в развитии у будущих воинов таких физических качеств, которые обеспечивали бы монолитность, силу и выдержку фаланги. В Спарте вопросам воспитания уделялось очень большое внимание. С момента рождения ребёнка его жизнь ставили под контроль государства. Всех новорождённых, по словам Плутарха, имевших какие-либо физические недостатки, умерщвляли. Остальных детей до достижения ими 7-летнего возраста оставляли в семье, а затем обучали в специально созданных общественных домах-интернатах.
Мальчики от 7 до 14 лет, живя в общественных домах, получали в основном физическое воспитание. Они учились переносить всякие лишения, развивали силу и выносливость с помощью физических упражнений (бега, борьбы, метаний, прыжков и др.). Их наставниками и руководителями были педономы, назначаемые государством. Ежегодно для мальчиков этой возрастной группы устраивались испытания (агоны), в которых они показывали достигнутые за год результаты в развитии своих физических качеств. Для подростков, достигших 14 лет, назначался так называемый испытательный год: они получали оружие, группировались в особые отряды и обязаны были под руководством своих наставников нести полицейскую и военную службу. На протяжении этого года ими организовывались ночные походы (криптии), во время которых они имели право убивать каждого встречного на пути илота, нападать на илотские селения, разрушать их. Это делалось в целях устрашения илотов и приучения молодых спартиатов к походной боевой обстановке, подавлению восстаний илотов.
По окончании испытательного года подростков переводили в разряд эйренов. Эйрены (юноши от 15 до 20 лет) занимались систематической физической подготовкой и в то же время деятельно помогали педономам в воспитании младших мальчиков.
По достижении 20 лет молодой спартиат снова подвергался испытаниям и переводился в разряд эфебов, в числе которых находился до 30 лет. Эфебы включались в состав войска, участвовали в походах. Они систематически занимались физическими упражнениями, совершенствовали в себе качества, нужные солдату.
Суровому физическому воспитанию мужской части молодёжи Спарты соответствовало не менее суровое воспитание и спартанских девушек. Они наравне с юношами участвовали в общественных празднествах, выступая в состязаниях и танцах; много занимались упражнениями в беге, прыжках, метаниях и даже в борьбе. Цель такого воспитания девушек заключалась в том, чтобы, как свидетельствуют древние источники, «сделать их тела сильными и крепкими, с тем чтобы так же крепки и сильны были и рождаемые ими дети».
Иной, отличный от суровой, односторонней системы воспитания в Спар-те (умственное образование не имело в ней места), характер носила си-стема воспитания рабовладельцев, возникшая в Афинах.
Афинская система. Афины, как и Спарта, имели характер военно-рабовладельческого полиса. В то же время они отличались от консервативно-земледельческой Спарты высоким уровнем развития тор-говли, ремесла и организации труда рабов. Рост последних обусловил в Афинах резкое имущественное расслоение свободных граждан (ра-бовладельцев), которое нашло своё отражение в законах Солона (594 г. до н. э.) о делении афинского общества на классы. В соответствии с характером военно-рабовладельческого полиса все члены рабовладельческой общины должны были нести военные обязанности; от них по закону Солона освобождались только совершенно неимущие граждане, отнесённые к четвёртому классу. Необходимость вовлечения подавляющей массы свободорождённых в армию была обусловлена своеобразным устройством государства, в котором гражданскими правами пользовались все слои демоса, нёсшие военные обязанности.
В условиях роста экономической мощи Афин получили развитие все стороны культуры, благодаря чему Афины заняли ведущее положение в культурной жизни Греции. Эти особенности афинского государства нашли своё отражение и в оформившейся здесь системе воспитания. Целью афинского воспитания, как и в Спарте, была подготовка воина-рабовладельца. Однако афинское войско, в отличие от спартанского, состояло не только из тяжеловооружённой пехоты, но и из легковооружённой пехоты, действовавшей вне строя фаланги. Поэтому, по словам Энгельса, «афинянин воспитывался так, как если бы ему предстояло сражаться в рядах лёгких войск, хотя он был подготовлен, чтобы во время войны занять строго определённое место в тяжеловооружённой фаланге» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 14. С. 12).
В условиях высокого экономического и культурного развития Афин цель подготовки воина достигалась путём широкого использования не только физического, но и умственного, и эстетического воспитания и, по свидетельству самих афинян, заключалась в достижении «внешней и внутренней красоты». Под внутренней красотой в данном случае понимались умение и способности выполнять обязанности, налагаемые на гражданина рабовладельческого государства.
До 7-летнего возраста афинские мальчики воспитывались дома. Главной задачей домашнего воспитания было физическое развитие ребёнка с помощью различных игр. С 7 до 14—16 лет они проходили обучение в частных школах. В грамматической школе обучались грамоте, музыке и пению, а в гимнастической школе (палестре) — физическим упражнениям. В палестре в качестве главного средства физического воспитания выступало греческое пятиборье: бег, прыжки, метание диска и копья и борьба. Основной целью палестры была физическая подготовка, воспитание мужества и твёрдости духа, необходимых воину; в то же время она ставила перед собой и задачу формирования красивого тела, выработки ловких и изящных движений. По словам Лукиана, в результате занятий гимнастикой «юноши приобретают навыки на случай, если им придётся применять свои знания в сражении», и па-лестры пользуются для этого «наилучшими упражнениями, закаляя нагое тело и делая его здоровым и сильным, лёгким и стройным и непреодолимым для противников».
Обучение в палестрах вели педотрибы, проводившие занятия по всем видам упражнений, причём каждый педотриб занимался с небольшим числом учеников.
В возрасте от 14—16 до 18 лет юноши-рабовладельцы обучались в гимнасиях. Эти учреждения предназначались в первую очередь для совершенствования молодёжи в области гимнастики. Обучающиеся здесь имели более квалифицированных руководителей. В отличие от палестр, где каждый педотриб вёл занятия по всем видам упражнений, педотрибы в гимнасиях являлись специалистами по отдельным видам упражнений. Работой педотрибов руководили гимнасты, обладавшие некоторыми знаниями по медицине. По словам Аристотеля, гимнасты должны были привести в надлежащее состояние организм мальчиков, а педотрибы — развить их занятиями гимнастикой.
Завершающим этапом воспитания афинской рабовладельческой молодёжи являлась эфебия — своеобразная государственная военная организация, в которую на два года (в возрасте от 18 до 20 лет) зачисляли юношей из трёх первых (наиболее имущих) классов. Обучение в эфе-бии вели учителя фехтования, стрельбы из лука, метания дротика и метания из катапульты. В течение первого года эфебы не порывали связей с гимнасией, продолжая посещать её и совершенствовать свою об-щую физическую подготовку. Одновременно они тренировались в верховой езде, в езде на колесницах, в плавании и т. д. В начале второго года обучения в эфебии молодые воины демонстрировали перед народом результаты своей годичной военной подготовки, после чего им вручали щит и копьё и направляли в пограничные гарнизоны для несения военной службы. Этим заканчивалось воспитание молодого афинянина. Однако и в дальнейшем, уже будучи взрослыми, афиняне сами заботились о сохранении и развитии своей физической подготовленнос-ти. Они часто приходили в гимнасии, которые были, как правило, открыты от восхода и до захода солнца, и здесь не только наблюдали за заняти-ями молодёжи, но нередко и сами принимали участие в упражнениях.
Античная гимнастика. В системах физического воспитания Древней Греции использовалось большое количество средств в виде физи-ческих упражнений, объединявшихся под общим названием «гимнасти-ка». По своему содержанию древнегреческая гимнастика подразделялась на три раздела: палестрику, орхестрику и игры.
В основе палестрики лежало пятиборье, состоявшее из бега, прыжков, метания копья, метания диска и борьбы. Практиковались различные виды бега: стадиодром — бег на дистанцию 1 стадия (192 м.); диаул — бег на 2 стадии (ок. 384 м.); долиходром — бег на выдержку на длинные дистанции; бег в вооружении (с копьём и щитом, в шлеме и панцире), обычно проводившийся на 2 стадии; бег с факелами. По свидетельству Лукиана, упражнения проходили «не на твёрдом месте, а на глубоком песке, где трудно прочно стать и нелегко упереться ногами, так как они вязнут в мягкой почве». Для греческих бегунов была характерна большая выносливость в беге. Ярким примером этого является воин, который после тяжёлой битвы с персами под Марафоном в 490 г. до н. э. прибежал в Афины с поля боя (преодолев более 42 км) с известием о победе.
Из прыжков чаще всего практиковались прыжки в длину. Большое прикладное значение имели прыжки через рвы и другие препятствия. На соревнованиях часто проводились прыжки с гантелями в руках.
Метание копья или дротика имело непосредственную связь с военным делом. Метали в определённую цель и на дальность.
Метание диска являлось древним упражнением, развившимся из ме-тания камня, которое имело военно-прикладное значение. Диски, сделанные из камня или металла, весили от 1,7 до 4,7 кг и имели размер в диаметре от 14 до 21 см.
Борьба была распространена в двух вариантах. Первый вариант заключался в том, что победа присуждалась тому, кто, устояв сам на но-гах, трижды бросал противника на землю. Второй вариант представляла борьба в различных положениях с конечной целью положить противника на спину.
Помимо этих основных упражнений, в состав палестрики входили ку-лачный бой и панкратион. Последний являлся сложным упражнением, в котором соединялись элементы борьбы и кулачного боя. К палестрике также относились плавание, фехтование, верховая езда, стрельба из лука.
Орхестрика включала в себя различные упражнения для развития пластики. Эти упражнения часто использовались как подготовительные для овладения упражнениями палестрики. В орхестрику входили также многочисленные танцы, игравшие большую роль в Греции при совершении культовых обрядов и в публичных зрелищах.
Игры составляли раздел гимнастики, чаще всего использовавшийся при занятиях с детьми. Сюда относились многообразные игры в мяч, игры с перетягиванием каната, игры с удержанием равновесия, игры с бегом (типа «жмурки» и т. д.).
Олимпийские игры. Ярким моментом, характеризующим развитие древнегреческой физической культуры, являлись олимпийские игры. Они проводились регулярно через каждые четыре года в Олимпии и связывались с празднествами в честь Зевса Олимпийского. Документальные данные приурочивают начало этих празднеств к 776 г. до н. э. Однако действительное возникновение их должно быть отнесено к более раннему периоду. 776 год до н. э. надо считать лишь датой общегреческого признания праздника. Легенда связывает проведение празд-ника в Олимпии в этом году с установлением мира между двумя греческими государствами — Элидой и Спартой. На время проведения игр во всей Греции объявляется «священный» мир.
Олимпийский праздник проводился вначале в течение одного дня. К V в. до н. э. он вылился уже в грандиозное торжество, длившееся пять дней. В момент своего возникновения он являлся религиозным праздником, но основное содержание его составляли атлетические состязания. Древнейшим видом соревнований в Олимпии был бег на 1 стадию (ок. 192 м). На 14-х играх в программу был включён бег на 2 стадии, а с 15-х — бег на выносливость. С 18-х игр соревнования пополнились пятиборьем, которое в дальнейшем стало центральной частью праздника. В это время в программу соревнований была включена борьба. Несколько позднее — кулачный бой, езда на колесницах и панкратион (сочетание кулачного боя с борьбой).
Исходя из особенностей военно-рабовладельческих государств, где гражданскими правами пользовались только свободные греки — рабовладельцы, к участию в олимпийских играх допускались только свободорождённые граждане. Рабам и варварам (иностранцам) участие в играх было категорически запрещено. Олимпийские правила не разрешали также женщинам участвовать в играх. Более того, женщинам запрещалось даже присутствовать на соревнованиях.
Первоначально в играх участвовали только взрослые греки, уже нёсшие военные обязанности. С 37-х игр в числе участников игр начали появляться и дети. Для их выступлений на празднике выделялся особый день.
Руководство играми принадлежало элланодикам (судьям), кото-рые (от 9 до 18 человек) избирались по жребию из числа граждан Элиды за год до начала игр. В обязанности элланодиков входила подготовка мест состязаний, отбор участников, наблюдение за ходом состязаний и, наконец, присуждение наград победителям.
Главный приз — венок из ветвей священного оливкового дерева — вручался победителю в пятиборье. Имя этого победителя нередко присваивалось последующему четырёхлетию до очередных игр.
Наряду с общегреческими олимпийскими играми во многих городах Греции проводились игры меньшего масштаба, но также игравшие большую роль в общественно-политической жизни рабовладельческих государств. Все они были направлены на достижение сплочённости рабовладельцев внутри того или иного полиса, являясь в то же время и демонстрацией их военной мощи. В числе местных игр выделялись игры истмийские, панафинейские, пифийские, немейские и др.
Для проведения общегреческих и местных игр в Греции имелось большое количество стадионов. При раскопках обнаружены остатки стадионов в Олимпии, Дельфах, Пире, Милете и ряде других мест.
Физическая культура в период упадка рабовладельческой Греции
Уже к концу V в. до н. э. в Греции наметились явные признаки разло-жения рабовладельческого общества. Пелопонесская война (431—404 гг. до н. э.), закончившаяся поражением Афин и возвышением Спарты, ускорила процесс разложения и привела к резким переменам в социально-политической жизни. Упадок торговли, ремесла, земледелия, вызванный войной, и порождённая войной необузданная спекуляция хлебом и землёй необычайно усилили процесс имущественного расслоения среди рабовладельцев. Началась быстрая пролетаризация средних и мелких рабовладельцев, которые составляли основу рабовладельческого государства и его армии. Государство уже не в силах было сохранять старый принцип комплектования ополчения и вынуждено было перейти к наёмной армии. Появление наёмничества незамедлило сказаться на состоянии систем физического воспитания. Для рабовладельцев, отошедших от военного дела, физическое воспитание в том виде, как оно выступало до сих пор, утратило своё практическое значение. Прежняя суровость воспитания, вызывавшаяся военной необходимостью, всё более ослабевала. Возвысившаяся плутократическая рабовладельческая верхушка, утопавшая в роскоши, вносила в воспитание всё больше элементов узкого эстетизма, изнеженности. Вместо упражнений для развития силы, ловкости и выносливости, аристократия всё в большей степени начинала прибегать к различным изнеживающим процедурам. В общей системе воспитания рабовладельцев преимущественную роль стало иг-рать не физическое воспитание, а подготовка искусного оратора. Крупнейший философ древности Платон, явившийся свидетелем начавшегося упадка рабовладельческого общества, пытался искать пути его возрождения. Одну из причин упадка он видел в изменении характе-ра воспитания и ратовал за восстановление старых систем воспитания, в особенности спартанской.
Отход рабовладельцев от военного дела и связанный с этим упа-док старых систем физического воспитания не могли не отразиться и на характере традиционных праздников, включавших соревновательные игры. Эти игры, в особенности олимпийские, ещё продолжали пользоваться большой популярностью во всей Греции, но характер их и состав участников постепенно менялись. Рабовладельцы, не получая систематического разностороннего физического воспитания, не могли уже выделить из своей среды достаточно подготовленных участников состязаний. Среди участников игр начали появляться иностранцы, вольноотпущенники, разорившиеся рабовладельцы, для которых выступления на соревнованиях стали профессией, средством существования.
Профессионалы атлеты в отличие от атлетов-рабовладельцев эпохи расцвета рабовладельческой Греции имели одностороннюю физическую подготовку, они тренировались и выступали на соревнованиях в каком-либо одном виде упражнений. Вследствие этого из программы олимпийских игр исчезло пятиборье, являвшееся в прошлом основным видом олимпийских состязаний. Изменился и характер олимпийских игр. Из традиционного, исторически сложившегося общегреческого праздника они превратились в зрелище, используемое правящей знатью в сво-их целях.
Рабовладельческая Греция прекратила самостоятельное существо-вание в 146 г. до н. э., попав под римское владычество. Но олимпийские игры ещё длительное время продолжали существовать. В 394 г. н. э. они были запрещены византийским императором Феодосием I.
Физическая культура в Древнем Риме
Физическая культура в царский период. Возникновение Рима относится к 754 г. (или к 753) до н. э. В первые три века его существования (VIII—VI до н. э.), в так называемый царский период, римское общество переживало стадию разложения родового строя и развития патриархально-рабовладельческих отношений.
В период царей, в условиях военной демократии широкое развитие получили многие элементы физической культуры, связанные c военным делом и уходящие своими корнями к традиционным народным играм и празднествам эпохи развитого родового строя. Памятники Древнего Рима дают немало свидетельств распространения среди римлян многочисленных празднеств, игр и плясок с ярко выраженной военной направленностью. Одной из характерных для Древнего Рима игр являлись троянские игры, заключавшиеся в состязании всадников в запутанных ходах лабиринта. Эта игра особенно характерна была для римской родовой аристократии (патрициев), во время войны составлявшей обычно конные отряды. Распространены были также состязания в езде на колесницах, многочисленные военные пляски, упражнения в метании копья, кулачном бое, борьбе и т. д. Древние элементы физической культуры явились основой своеобразной системы военно-физического воспитания в рабовладельческом Риме.
Физическая культура в период республики. Система физического воспитания в Риме оформилась в соответствии с задачами укрепления мощи рабовладельческой армии. При военно-политическом строе, сложившемся в Риме в эпоху республики, когда общественная власть сосредоточилась в руках граждан, обязанных отбывать военную службу, каждый свободный и полноправный римлянин должен был готовить се-бя к деятельности солдата. В отличие от Древней Греции, где для решения этих задач были созданы специальные воспитательные учреждения, в Риме воспитание сохранило домашний характер. До вступления в армию римские юноши находились в семье, в кругу своих сверстников. Средствами их физического воспитания были многочисленные старые народные игры и упражнения. Старшие мальчики упражнялись преимущественно в беге, метаниях, борьбе, фехтовании. Дети из патрициан-ских семей много времени уделяли упражнениям в верховой езде.
Получив в семье достаточно разностороннюю предварительную физическую подготовку, римские юноши в возрасте 16—17 лет вступали в армию. Здесь на протяжении многих лет в условиях походно-лагерной обстановки они проходили строго организованную и специально направленную школу военной и физической подготовки.
Ф.Энгельс так характеризует эту систему: «Обучение воина было очень суровым и было рассчитано на развитие в нём всеми возможными способами физической силы. Помимо регулярного обучения обращению с оружием и различным движениям, широко практиковались бег, прыжки, прыжки с шестом, скалолазанье, борьба, плавание — сначала без одежды, потом во всём снаряжении. Продолжительные марши в полном походном снаряжении, когда каждый воин нёс на себе от 40 до 60 фунтов, совершались со скоростью 5 миль в час... И не только новобранцы, но и ветераны легионеры должны были проделывать все эти упражнения, чтобы сохранить физическую бодрость и ловкость и быть привычными к утомительным занятиям и лишениям» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 14. С. 18).
Такая система воспитания сохранялась в Риме вплоть до конца II в. до н. э., когда реформой Мария были заложены основы профессиональной армии.
Физические упражнения, игры, состязания глубоко пронизывали весь быт древних римлян. Наибольшей популярностью пользовались различные игры в мяч. Они были распространены как среди патрицианской знати, так и среди плебса.
Большое место в жизни римлян занимали многочисленные общест-венные игры, приурочивавшиеся к знаменательным датам истории Рима и к различным религиозным празднествам. Для проведения общественных игр в Риме ещё в VI в. до н. э. царём Тарквинием Приском был построен большой цирк. Позднее, в III в. до н. э., был сооружён второй цирк — цирк Фламиниев.
К числу наиболее популярных цирковых игр относились римские игры — одни из древнейших игр, являвшихся праздником патрициан-ской знати. С VI в. до н. э., после установления республики, широко распространяются плебейские игры. Начиная с V в. до н. э., с большой пышностью начали проводиться 100-летние игры, продолжавшиеся 3 дня и 3 ночи. Они были основаны консулом Валерием Нопликолою и устраивались раз в 100 лет.
В программу этих игр входили многие виды состязаний. Наиболее излюбленными были состязания всадников и бег колесниц. Нередко в программу игр включались и состязания борцов, бегунов, кулачных бойцов.
С течением времени, по мере установления всё более тесных связей с Грецией, в Рим начали широко проникать греческие влияния. Эти влияния в некоторой степени коснулись и физической культуры. Начиная со II в. до н. э., рядом политических и общественных деятелей Рима делались попытки перенести на римскую почву греческие атлетические состязания. Однако эти попытки не увенчались успехом. В 80-х годах до н. э., уже после завоевания Греции Римом, консул Сулла пытался перенести в Рим греческие олимпийские игры. По его приказу 175-е олимпийские игры должны были проводиться в Риме. Однако и эта по-пытка не нашла поддержки среди римлян, и следующие олимпийские игры (в 76 г. до н. э.) состоялись снова в Олимпии.
Безуспешность этих и многих других попыток перенесения на римскую почву греческих состязаний объясняется тем, что среди многих римлян укоренилось отрицательное отношение к греческой гимнастике. Они не видели в ней практической пользы, а в установившихся в Греции атлетических состязаниях усматривали опасность развращения молодёжи.
С течением времени — особенно ко II—I вв. до н. э. — многочисленные общественные праздники с традиционными древнеримскими играми постепенно утратили своё первоначальное значение и превратились в зрелища, которые широко использовались группировками правящей знати для своих классовых целей. Этот процесс превращения традиционных общественных празднеств и игр в зрелища связан с происходившими изменениями в социально-политической жизни Рима эпохи республики. Вся история Рима, как указывал Энгельс, была заполнена борьбой между патрициями и плебеями за доступ к должностям и за об-ладание государственными землями. В результате этой борьбы патрици-анская знать всё более и более растворялась в новом классе крупных землевладельцев, которые постепенно поглотили все земли разорённых военной службой крестьян-плебеев. Массы мелких землевладельцев превращались в люмпенпролетариев, количество которых с каждым годом росло. Уже во II в. до н. э. большие толпы пролетаризированных элементов заполнили собою римские города. Различные группировки правящей знати, боровшиеся за власть, стремились использовать эти про-летаризированные, деклассированные массы для достижения своих це-лей. Путём подачек и заигрывания с ними они добивались привлечения их на свою сторону в политической борьбе. Одной из форм заигрывания с массами была организация для них пышных зрелищ на основе старых традиционных общественных праздников.
Организуя зрелища, устроители их не ограничивались традиционной программой древнеримских игр, а изыскивали новые, более острые элементы зрелищ, привлекавшие внимание разнузданной толпы. Одним из наиболее ярких нововведений, появившихся во II вв. до н. э., были гладиаторские бои, позднее превратившиеся в один из основных элементов римских зрелищ. Первоначально во время празднеств на аренах цирков выступали в играх отдельные гладиаторы; позднее состязания их приобрели массовый характер. Если в древнеримских цирковых играх — в состязаниях всадников, бегах колесниц и т. д. — принимали участие сами рабовладельцы, то в кровавых гладиаторских боях устроители игр использовали рабов, хорошо владевших искусством фехтования. В I в. до н. э. в Риме начали организовываться специальные школы для подготовки гладиаторов. Эти школы создавались как част-ными лицами, так и государством. В них отбирались обычно рабы, осуждённые за какие-либо проступки. Здесь под руководством опытных инструкторов они изучали фехтование на различных видах оружия. Большое внимание уделялось развитию ловкости и изящества движений. По мере надобности за определённую плату организаторы зрелищ брали гладиаторов у владельцев школ. Гладиаторы, оставшиеся в живых после схваток на арене цирка или в амфитеатре, возвращались снова владельцам школ.
В школах гладиаторов существовали наиболее жестокие формы эксплуатации рабов, но в них же были и лучшие условия для объединения рабов. Поэтому гладиаторские школы нередко являлись очагами восстаний рабов. Наиболее крупное в истории Рима восстание рабов под руководством гладиатора Спартака началось с восстания гладиаторов в школе в г. Капуе (73 г. до н. э.). Оно всколыхнуло громадные массы рабов. Для борьбы с ними рабовладельческий Рим вынужден был мобилизовать все свои силы. Восстание было жестоко подавлено, но оно явилось началом той революции рабов, которая способствовала расшатыванию основ рабовладельческого строя.
Физическая культура в императорский период. Процесс разложения рабовладельческого строя продолжался в императорском Риме. Признаки разложения всё в большей степени обнаруживались во всех областях общественной и культурной жизни Рима, в том числе в области физической культуры.
Переход к профессиональной армии обусловил, как и в Греции, упадок сложившейся ранее суровой системы военно-физического воспитания рабовладельцев. Утопавшая в роскоши рабовладельческая знать сохранила для себя из арсенала средств физической культуры лишь те элементы, которые лучше соответствовали удовлетворению потребностей холёного тела. Излюбленным стало купание в тёплой воде в специально построенных роскошных термах (купальнях); применялись массаж, легкие гимнастические упражнения и игры в мяч в помещениях при термах.
Особенно характерным для физической культуры Рима периода империи было дальнейшее развитие зрелищ. Оно шло не только по линии увеличения количества зрелищ и их масштабов, но и по линии изменения их характера — превращения в дикую забаву, разжигавшую низменные страсти толпы.
К началу императорского периода (первые годы I в. до н. э.) зрелища занимали в общей сложности 66 дней в году. В середине II в. н. э. для них отводилось уже 135 дней, в IV в. — 175 дней в году.
Наряду с дальнейшим расширением масштабов цирковых игр (главным образом бегов колесниц) колоссальных масштабов достигли гладиаторские бои. Для проведения их строились специальные сооружения — амфитеатры. Крупнейшим из них был сооружённый в I в. н. э. амфитеатр Колизей, развалины которого сохранились в Риме до настоящего времени. На аренах амфитеатров для потехи толпы сражались сотни гладиаторов. Здесь развёртывались настоящие сражения, в которых участвовали не только пешие гладиаторы, но и гладиаторы-всадники. Не довольствуясь этим, предприимчивые организаторы игр устраивали бои гладиаторов с дикими зверями. Впервые этот вид зрелищ появился в Риме ещё во II в. до н. э., но наиболее широкое распространение он получил в эпоху империи. Особым видом кровавых гладиаторских боёв были морские сражения, происходившие на специально вырытых громадных озёрах. В одном из таких сражений, устроенных Августом, приняло участие 19 тысяч гладиаторов.
Все эти виды зрелищ, участники которых должны были проходить специальную физическую подготовку, чтобы по воле своих хозяев выступать друг против друга в кровавых схватках, являлись ярким выражением внешнего блеска «гордого Рима» и в то же время — глубочайшего внутреннего падения, отвратительного разложения римского рабовладельческого общества.
Одновременно с этим римские правящие круги прилагали немало усилий и к тому, чтобы добиться укрепления на римской почве атлетических состязаний по греческому образцу. Император Август пытался учредить в Риме в честь победы при Акциуме атлетические игры «актинеи», которые должны были проводиться через каждые четыре года. Но эта попытка была неудачна. Нерон в 60 г. н. э. организовал праздник «неронеи» с бегами колесниц и состязаниями атлетов. Удачнее была попытка императора Домициана, учредившего в 86 г. капитолийские иг-ры; они просуществовали до конца Римской империи. Из атлетических состязаний наибольшую популярность имели состязания в борьбе и кулачном бое.
В IV в. христианская религия стала пользоваться в Риме государст-венной поддержкой. Влияние церкви постепенно распространялось на все области государственной и общественной жизни. Церковь вела активную борьбу против тех римских традиций, которые мешали ей уп-рочить своё положение. Выступала она и против римских зрелищ, а осо-бенно против кровавых гладиаторских боёв. Борьба против них обуславливалась не столько тем, что зрелища противоречили элементарным нормам человеческой морали, сколько тем, что они, привлекая массы, являлись препятствием для дальнейшего распространения и упрочения церковного влияния.
Вследствие этого уже в IV в. начали уменьшаться масштабы и количество гладиаторских боёв, а в 404 г. они были окончательно запрещены.
Однако церковь не в состоянии была сразу покончить со зрелищами, прочно вошедшими в быт римлян. Вплоть до крушения Рима римская толпа требовала зрелищ и получала их. Но только теперь эти зрелища ограничивались главным образом бегами колесниц в цирке и выступлениями профессиональных борцов и кулачных бойцов.
Разъедаемая внутренними противоречиями, некогда могучая римская рабовладельческая держава не выдержала натиска надвигавшихся со всех сторон варварских племён. В 476 г. закончилось существование Западно-Римской империи, а с нею окончилась и многовековая эпоха рабовладельческого строя. На смену ему пришёл новый общест-венный строй, с новыми, более прогрессивными, чем рабовладельческие — феодальными производственными отношениями.
История физической культуры /
Ред. коллегия: Ф.И.Самоуков (председатель) и др. —
М., 1964. С. 21—35.
Версия для печати