Письмо в журнал Проблемы новой индустриализации

Письмо в журнал Проблемы новой  индустриализации

В 2022 году западные страны вернули нас в состояние, в котором мы привыкли существовать во времена СССР. Россия сегодня находится в экономической блокаде, которую принято называть санкциями. Против нашей страны развернулась настоящая технологическая война, главной задачей которой является сделать нас технически отсталым сырьевым придатком. В рамках этого противостояния в Россию запрещается ввоз выскотехнологичной продукции и оборудования, запрещается участие российских предприятий и научных учреждений в международных научных и технических проектах. То есть имевшая место в предыдущие годы концепция, что всё, что не можем сами сделать, мы купим за нефтедоллары заграницей, больше не работает.

Теперь уже абсолютно понятно: если Россия хочет сохранить свой технологический суверенитет, то она не должна закупать готовые решения у ведущих стран, а должна уметь сама всё разрабатывать и производить. В будущем страны, которые не могут при необходимости организовать у себя любой тип производства, будут зависеть от технически более развитых государств.

Суровая политическая реальность заставляет российскую власть менять свои представления: с позиции «рынок всё отрегулирует» на то, к чему призывали коммунисты последние более 30 лет. Война особо требует концентрации всех ресурсов: человеческих, экономических, финансовых, политических, информационных и других. Поэтому из уст стоящих у власти государственных деятелей всё чаще стали слышать такие слова, как национализация, переход к плановой экономике «китайского» типа. Оказалось, что нам срочно нужны реальное импортозамещение и технологический суверенитет.

Одна из основных проблем с которой столкнулись практически все российские предприятия — это поставка современных высокотехнологических станков и комплектующих к ним. Отсутствие их порой заставляет возвращаться к устаревшим технологиям, которые более трудозатратны и в целом менее эффективны, что требует дополнительного персонала, которого сегодня и так не хватает.

В годы советской индустриализации в экономической политике государства были чёткие приоритеты. На первом месте находилось развитие реального сектора экономики, то есть производство товаров. Отрасли, относящиеся к сфере обращения (прежде всего торговля), занимали подчинённое положение. В реальном секторе экономике также была чёткая иерархия: отрасли делились на группу «А» и группу «Б». Первые — производство средств производства — машин и оборудования (то, что мы сегодня называем «инвестиционными товарами»). Вторые («Б») — производство потребительских товаров. Действовал закон опережающего развития отраслей группы «А» по сравнения с отраслями группы «Б». В группе «А» высшим приоритетом было развитие производства металлообрабатывающих станков, а также кузнечного и прессового оборудования (КПО). В Советском Союзе, начиная с конца 1920-х годов, была сделана ставка на опережающее развитие станкостроения в рамках группы отраслей «А», и этого курса советское государство придерживалось до конца 1980-х годов. В послевоенное время Советский Союз занимал второе (после США) место в мире по количеству произведённых металлорежущих станков.

Так как в современной России ставка была сделана на торговлю энергоресурсами, а станки и другое высокотехнологичное оборудование длительное время приобретались заграницей, отрасль станкостроения сильно деградировала. Многие станкостроительные заводы обанкротились.

Создаётся впечатление, что отечественное станкостроение не просто медленно умирало, а его целенаправленно уничтожали. До 2010 года были уничтожены 50 ведущих станкостроительных заводов. Это — «Красный пролетарий», московские заводы автоматических линий, координатно-расточных станков, шлифовальных станков... Это были предприятия мирового уровня!

На сегодняшний день, по оценкам экспертов, 90 процентов станочного парка России состоит из импортных изделий. станочный парк России характеризуется высокой изношенностью. Износ основных фондов у основного потребителя металлообрабатывающего оборудования — машиностроения, по данным Торгово-промышленной палаты, достигает 60%, и это тревожный сигнал.

Об импортозамещении, в том числе по части металлообрабатывающего оборудования, власти стали говорить в 2014 году, после введения первых санкций. Однако отечественное станкостроение продолжало стагнировать, а импортозамещение станков заменили так называемой «локализацией». Если называть вещи своими именами, то импорт замещался сборочными производствами, базирующимися на иностранных комплектующих и деталях. А порой на импортный станок просто ставилось клеймо «Сделано в России», вот и вся «локализация».

В настоящее время в связи с усилением санкций, китайские станки, как привезённые из Китая, так и собранные в России из китайских комплектующих, заполонили российский рынок. За счёт значительно больших объёмов производства и поддержки со стороны государства, китайские компании могут предложить цены значительно меньше российских. Собственники частных российских предприятий по понятным причинам выбирают низкую цену, и получается, что российские станкостроительные заводы опять не у дел. Более того, пока в Китае уровень технического развития в целом ниже, чем в Европе и США, наши предприятия зачастую приобретают уже устаревшие, по крайней мере, не самые передовые, модели оборудования. То есть постепенно продолжается техническое отставание от Запада, санкции работают.

Собственники станкостроительных предприятий, в свою очередь, не могут быть уверены в том, что завтра у них будет такая же загрузка, как сегодня, возможно концепция «купим всё в Европе» сменится на «купим всё в Китае», поэтому они не торопятся инвестировать в развитие собственных производств. При этом они успешно осваивают гранты от государства, выпуская станки плохого качества, дороже, чем в Китае.

Чтобы переломить ситуацию в отечественном станкостроении косметических мер в виде субсидий и грантов со стороны государства явно недостаточно. При таких мерах на развитие отечественного станкостроения потребуются десятилетия, и за это время наши конкуренты успеют уйти ещё дальше в своем развитии. Государству необходимо брать на себя бразды правления станкостроительными заводами, национализировать их и в современном виде воссоздать Министерство станкостроения СССР. Это можно сделать в форме госкорпорации, куда помимо станкостроительных заводов войдут научные институты и исследовательские лаборатории. Нужно не просто производить станки, а разрабатывать их, опираясь на последние достижения науки.

Развития станкостроения, да и машиностроения в целом, невозможно без системы государственного планирования, только так заводы будут уверены в завтрашнем дне и смогут планировать инвестиции на длительные сроки.

Описанная модель экономики уже показала свою эффективность

в 30-е годы. Это и многое другое было сделано СССР, чтобы преодолеть экономическую блокаду тех же стран Запада и позволило победить

во II мировой войне и запустить человека в космос. Странно, что только сейчас до руководства страны начинает доходить, что нужно делать, и некоторые заводы стали возвращать под контроль государства. Нужно действовать решительнее, но и следить за эффективностью национализированных предприятий, о чём мы расскажем в следующем материале.


К.С.МИХАЙЛОВ — инженер (Калуга).



Версия для печати
Назад к оглавлению