Против фашистской идеологии и практики Е.А.Фомичева

Против фашистской идеологии и практики  Е.А.Фомичева

ФОМИЧЁВА ЕЛЕНА АЛЕКСЕЕВНА — кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН.


*«Ещё плодоносить способно чрево, которое вынашивало гада». — Бертольд Брехт. Карьера Артуро Уи, которой могло и не быть // Бертольд Брехт. Театр. Пьесы. Статьи. Высказывания. В пяти томах. Т. 3. — М., Искусство, 1964.


Фашизм как историческое явление и его влияние в Азии

в годы Второй мировой войны


«Ещё плодоносить способно чрево…».

Бертольд Брехт.*


Определяя влияние фашизма на политические тенденции ХХ и ХХI веков, нужно начать с выяснения того, что такое фашизм, какова его идейная сущность, концепция, инструментарий. Это важно, поскольку сегодня фашизм, с одной стороны, стал бранным словом, которым жонглируют представители самых различных идейных течений и политических партий для демонизации своих противников. С другой — фашизм имеет черты реальности, воплощается в преступном режиме на Украине, в политической активности США и правительств стран Европы. Идеи фашизма с разной степенью полноты могут воспроизводиться повсюду в современном мире.

Если обратиться к истории возникновения фашистских движений, то следует отметить, что начало ХХ века было отмечено появлением двух принципиально противоположных идейных течений, которые поначалу, как казалось, имели некоторые общие посылы — вовлечённость масс в общественные процессы, апелляция к народным чаяниям — коммунизм и фашизм. В частности, итальянец Бенито Муссолини проделал путь от социалистических идей к фашизму. Однако, очень скоро стало очевидным крайнее и непреодолимое противоречие идейных позиций и политических действий этих политических течений, вступивших в непримиримую борьбу, которая в конечном итоге реализовалась в чудовищной по масштабу и жестокости Второй мировой войне. В этой войне фашизм ставил задачу уничтожить Советский Союз как реальное воплощение социализма (для них коммунизма) и установить своё полное и окончательное мировое господство. Противостоявший фашизму Советский Союз сражался за существование страны и народа, свободу и независимость. Советский Союз боролся за искоренение фашизма и нацизма и освобождение всех народов мира, которые с неизбежностью были бы порабощены, если бы не победа СССР.

Сегодня США открыто и официально заявляют, что их цель — уничтожение Российского государства, всего русского мира, а конечной их целью является стремление утвердиться в роли мирового диктатора. Таким образом, очевидна связь и преемственность в политике между буржуазными государствами, в какой бы форме они не существовали — буржуазной демократии или авторитарных и фашистских режимов.

Становление, приход к власти и деятельность фашистских организаций в Европе, прежде всего в Италии, а затем в Германии, в конкретно-исторических условиях, сложившихся после Первой мировой войны, когда западные общества переживали тяжёлый социально-экономический кризис, переросший в великую депрессию, невозможность в рамках существовавшей политической системы буржуазной демократии управлять обществом при мощных народных антикапиталистических выступлениях, подробно освещались в отечественной историографии.

Проанализировать явление фашизма стремились многие политики, философы, историки, деятели искусств в СССР и за рубежом.* Какие бы черты фашизма не выделялись и какие бы характеристики ему не давались в политике, в научной литературе, самое верное определение, выражающее суть этого явления — это определение, данное в резолюции XIII пленума ИККИ (1934 г.) и повторенное на VII конгрессе Коминтерна (1935 г.) Георгием Димитровым: «Фашизм — это открытая террористическая диктатура наиболее реакционных, наиболее шовинистических, наиболее империалистических элементов финансового капитала». (Димитров Г. Избр. произв. в 2-х тт. — Госполитиздат, 1957. Т. I. С. 453—484). В этом определении чётко обозначен этап исторического развития, на котором возможно появление фашизма — капитализм в его стадии финансового капитала и в условиях острого экономического кризиса капиталистической системы. Фашизм — логическое развитие и перерождение парламентской буржуазной демократии в диктатуру.

_____

* Интересны соображения на этот счёт Умберто Эко в его работе «Вечный фашизм. Пять эссе на темы этики» / Пер. с итал. Е.Костюкович. — С.-Петербург: Симпозиум, 2000. — ISBN 5-89091-125-2., где он выдвигает 14 признаков фашизма.


Идеология и практика фашизма распространилась на разные страны, где нашла приверженцев и последователей. В некоторых странах ещё в годы перед Второй мировой войной были созданы фашистские диктатуры (например, Испания, Португалия), в других существовали массовые фашистские организации (например, США и Великобритания), а также десятки крупных и мелких организаций в странах Европы, Латинской Америки, Австралии. Африки (Южная Африка), Азии (Турция, Иран, Индия, Япония).

Распространяясь по миру, идеи фашизма принимали разные формы, модифицировались в зависимости от местных экономических условий, социального и политического уровня развития стран. Влияние идей фашизма оказалось не ограничилось странами, где он зародился, в частности они проникли в страны Востока, отличавшиеся по истории и культуре, а также по уровню экономического развития от стран Запада. Политические движения и политические деятели в этих странах порой усваивали отдельные элементы фашистской идеологии. В этом случае важно понять, какие идеи фашизма были привлекательны для определённых кругов в странах Востока и какова была степень проникновения фашистской идеологии в общественное сознание восточного общества. Насколько востребованы были такие идеи фашизма и его практика, как милитаризация общества, национализм и шовинизм, культ вождя, жёсткая диктатура с устранением всех политических противников, прежде всего коммунистов, гонения по национально-этническому принципу, массированная пропаганда нацистских и имперских идей.

Фашизм был разгромлен благодаря героизму нашего народа, когда в Великой Отечественной войне Советский Союз одержал победу над нацистской Германией и состоялся Нюренбергский процесс, осудивший практику и основных деятелей третьего рейха. Однако, как оказалось, зло затаилось в разных странах и через десятки лет ожило в безобразном облике на Украине. Современный фашизм — всё то же проявление отчаянной борьбы финансового капитала за мировое господство, который ведёт войну на территории разных стран руками своих ставленников, проливая реки крови, сея разрушения и смерть. Фашизм активно утверждается на государственном уровне в странах Запада, прежде всего, в США. Фашизм не имеет сдерживающих начал и способен подвести весь мир к грани уничтожения. Идеи фашизма оказывают деструктивное влияние на социум, внедряя в сознание людей разрушительные идеи и представления.

Опасность фашизма состоит также в том, что его идеи и практика распространяются на страны и политические группы, по экономическому и социальному развитию порой далёкие от классических примеров тех стран, где фашизм стал государственной идеологией. В 1930-е годы идеи фашизма проникли в Азию, значительная часть которой находилась под властью империалистических держав Запада. Таким образом, влияние идеологии фашизма распространяется шире, не ограничивается странами финансового капитала, причём парадоксально, что в Азии идеи фашизма исповедовали некоторые политические деятели, свою задачу видевшие в освобождении народов и территорий от колониального гнёта Запада. Здесь можно говорить о влиянии отдельных фашистских идей и политической практики, а именно: вождизм, опирающийся на военизированные формирования и исповедующий методы вооружённой борьбы, национализм и имперские амбиции.

Перед Второй мировой войной известным был опыт Японии. В условиях, когда почти вся территория Восточной Азии представляла собой колонии, Япония демонстрировала успехи азиатской страны в развитии экономики и построении империи военными средствами, создав мощные вооружённые силы. Политика Японии в предвоенные и военные годы во многом основывалась на идеях и практике фашизма — милитаризм, шовинизм, имперское мышление. Сотрудничество Японии с фашистскими странами было оформлено военно-политическим союзом, вошедшим в историю под названием «ось Берлин-Рим-Токио», созданным для раздела мира между его участниками. Япония в дальнейшем объявила войну Соединённым Штатам и Великобритании. Ведя захватнические войны в Китае, во Французском Индокитае, а затем против США на островах Тихого океана, против англичан на Индокитайском полуострове, Япония одновременно реализовывала свои имперские амбиции и вела пропагандистскую кампанию в Азии, целью которой было заручиться поддержкой народов колоний. В основе японской пропаганды лежала идея «Азия для азиатов», согласно которой угнетаемые Западом народы региона должны освободиться и создать Великую Восточноазиатскую сферу сопроцветания на благо всех участников. Эти идеи тогда казались привлекательными многим борцам против колониального правления.

В годы Второй мировой войны некоторые борцы против колониального угнетения в Азии были союзниками фашистских режимов. В Индии это был Субхас Чандра Бос, разделявший многие идеи фашизма. С милитаристской Японией сотрудничали такие признанные борцы национально-освободительного движения, как Аун Сан и Сукарно. Здесь важно анализировать и размышлять о том, насколько эти деятели разделяли идейные установки фашизма, насколько они пытались воспользоваться ситуацией для достижения своих целей, как глубоко идеи фашизма проникли в общество, как долго они испытывали иллюзии относительно истинных целей политики милитаристской Японии.

В колониях Запада в Азии в 1920—1930-е годы шёл напряжённый поиск идейного оформления борьбы за независимость, где подчас переплелись самые разные мировоззренческие идеи и политическая практика. Здесь сталкивались националистические, коммунистические и фашистские идеи, накладывающиеся на традиционные верования, взгляды и обычаи. Некоторые борцы за независимость имели социалистические убеждения или тяготели к левым, сотрудничали с Коминтерном, международной организацией, объединявшей коммунистические партии разных стран в 1919—1943 годах, а порой и были его прямыми и деятельными участниками. Ярким представителем этого направления был один из видных деятелей национально-освободительного вьетнамского и международного коммунистического движения Хо Ши Мин.

В Индии массовое национально-освободительное движение включало представителей многих слоев общества, объединённых в организации и движения с разной философией, в котором шла постоянная идейная борьба, опиравшаяся во многом на исторический и культурный опыт Индии. В политическом плане определённая часть стремилась к созданию вместо колонии Великобритании общества, прокламируемого Западом — рыночная (капиталистическая) экономика, республиканская форма правления, демократические институты (парламент, многопартийность, выборы). В 1930-е годы в антиколониальном движении было сильно влияние Коммунистической партии Индии. Левых идей придерживались и многие члены Индийского национального конгресса.*

____

* Индийский национальный конгресс — старейшая массовая политическая партия Индии. Основана в 1885 г., выступала против британского господства. После обретения независимости в 1946 г. неоднократно выигрывала выборы и формировала правительство страны.


Большинство членов ИНК основывались на идеях Махатмы Ганди, сатьяграха (политика ненасилия). Индуистские националистические круги, напротив, обратились к итальянскому фашизму, считая деятельность авторитарного режима Муссолини успешной. Опора на принципы Муссолини, как они считали, поможет в борьбе с колониализмом и в возрождении национальной культуры. (См.: Смирнов М.Г. Дхармический национализм // Вестн. Челяб. ун-та. Сер. 10, Востоковедение, Евразийство, Геополитика. — Челябинск, 2003. № 2. С. 96—110.).

Один из деятелей ИНК Субхас Чандра Бос разделял представления Муссолини о национализме, режиме личной власти, считал, что та модель управления государством, которая существовала при власти фашистов в Италии, подходит и для Индии. Он перешёл к открытому политическому сотрудничеству с фашистской Германией, спровоцировал раскол в ИНК, выступая за военные методы борьбы. В сотрудничестве с нацистской Германией Субхас Чандра Бос создал движение «Азад Хинд» («Свободная Индия»), на основе которого был образован Индийский добровольческий легион СС «Азад Хинд», подготовка которого проходила на территории Германии. 26 августа 1942 года бойцы «Азад Хинд» принесли присягу Гитлеру. Одноимённое временное правительство возглавил сам Субхас Чандра Бос. Немцы рассчитывали использовать индийский легион в борьбе с Британией за захват Индии. Интерес к Субхас Чандра Босу проявили и японцы, они передали под его командование так называемую индийскую национальную армию, численностью 45 тыс. человек индийцев, взятых в плен при захвате Сингапуре, и провозгласили его главой правительства Индии в изгнании. Вооружённые формирования «Азад Хинд» месте с японцами воевали против англичан на территории Бирмы.*

____

* Следует учитывать, что в 1992 г. Субхас Чандра Бос был официально причислен к пантеону героев Индии, посмертно награждён высшей государственной наградой Индии — орденом «Бхарат-Ратна». Его жизнь была отражена в нескольких книгах и кинофильмах. В Индии есть несколько памятников Босу, его имя носит международный аэропорт в Калькутте. (См.: http://www.in.com).


В Бирме, тогда колонии Великобритании, с японцами в период Второй мировой войны сотрудничали бирманские такины (члены организации Добама асиайон), ставившей своей задачей борьбу против британского колониализма. Её лидер Аун Сан исповедовал левые взгляды, был среди создателей Компартии Бирмы, симпатизировал Советскому Союзу. (См.: Можейко И.В. Аун Сан. — М., Молодая гвардия, 1965. ЖЗЛ.; Можейко И.В. Западный ветер — ясная погода. — М.: Наука, 1984. С. 35).

В поисках оружия для ведения антибританской борьбы такины отправились в долгий и опасный путь, намереваясь получить помощь от китайских коммунистов или китайских националистов Гоминьдана. Японская разведка вышла на них, имея намерение создать вооружённые подразделения из бирманцев для борьбы против англичан. (См.: Многоликая элита Востока. ИВ РАН, Том I. — М., 2020; Симония А.А. Генерал Аун Сан — выдающийся сын бирманского народа. С. 135—136). Японцы обещали гарантировать независимость Бирмы в обмен на военное выступление бирманцев против англичан. «Тридцать товарищей» из числа такинов, включая самого Аун Сана, прошли военное обучение в японской армии и стали ядром Армии освобождения Бирмы, которая вместе с японцами сражалась против британцев на территории своей страны.

Таким образом, первоначально бирманская армия выступила в союзе с милитаристской Японией. Этот союз был решительно осуждён коммунистами. При этом Аун Сан не был приверженцем фашистских взглядов. Он и его соратники вскоре поняли, что японцы не лучше британских колонизаторов и повернули оружие против японских войск. Позднее Аун Сан признавал, что союз с японцами был ошибкой.

1 августа 1943 года японцы «предоставили Бирме независимость». Сформированное при японцах правительство возглавил Ба Мо, который был премьер-министром и при англичанах. Он также выступал за независимость, при этом придерживаясь правых взглядов, но его сотрудничество и с англичанами, и с японцами не основывалось на идейной общности, а было, скорее, проявлением политического оппортунизма. Поэтому зная о готовившимся антияпонском восстании, он не выдал его лидера Аун Сана. В его правительство вошли Аун Сан как министр обороны и такин Тун министр сельского хозяйства — лидер Компартии. В 1943—1944 годах практически вся политическая верхушка Бирмы одновременно составляла коллаборационистскую администрацию и состояла в антияпонском Сопротивлении. Аун Сан и его сторонники объединили силы армии и партизанских отрядов и в сотрудничестве с англичанами в марте 1945 года и выступили против японцев.

В Индонезии Сукарно, один из лидеров борьбы за национальное освобождение от колониальной власти Голландии, чей политический путь был неоднозначен, ещё до Второй мировой войны, создавал идеологию для независимой Индонезии, соединяя ислам (как консолидирующий нравственно-национальный элемент), утопический социализм (идея социальной справедливости) и национализм. В результате сложилась антиколониальная националистическая идеология «панча сила». В 1942 году голландские колониальные войска капитулировали, и Индонезия была оккупирована японцами вплоть до 1945 года. Сукарно, который ранее был заключён в тюрьму голландцами, был выпущен на свободу.

Японские оккупационные власти применяли различные формы управления захваченными территориями. В том числе они искали возможность использования организаций антиколониальной направленности от правобуржуазных до леволиберальных, предлагая им разные формы участия во власти под началом японцев. В Индонезии они установили контакты со многими национально-освободительными организациями, партиями и деятелями антиколониального движения, настойчиво внедряя мысль об этнической и культурной близости японцев и индонезийцев. Представители левых взглядов, объединившиеся в крупнейшую партию Гериндо (Народное движение Индонезии) заявили, что «великие события, потрясшие мир, обусловлены столкновением не между народами и не между Азией и Западом, а между демократией и фашизмом. Гериндо должна бороться против влияния фашизма, стремящегося проникнуть в Индонезию». (Можейко И.В. Западный ветер — ясная погода. — М.: Наука, 1984. С. 91).

Японцам удалось склонить к сотрудничеству Сукарно, как самого яркого деятеля антиимпериалистического движения, несмотря на его антифашистские взгляды. Они создавали структуры, состоящие из индонезийцев, для управления страной, а с другой стороны, обещали индонезийцам независимость и называли Сукарно «вождём индонезийской нации». Со своей стороны, Сукарно считал, что нужно использовать японцев в интересах борьбы за национальную независимость. Он реально сотрудничал с японскими оккупационными властями. «Сукарно был обязан пропагандировать освободительную миссию Японии, необходимость бороться с западным колониализмом и помогать японской армии». (Можейко И.В. Западный ветер — ясная погода. — М.: Наука, 1984. С. 92). И он реально помогал японским оккупационным властям.

Пропагандируемая Японией Великая Восточноазиатская сфера сопроцветания, как механизм противостояния западному колониализму, на самом деле маскировала создание японской колониальной империи на территориях от Тихого океана, включая Центральную Азию, до Индийского океана, построенную на идеях превосходства японской нации и чисто фашистских методах управления территориями, разграблении природных богатств, порабощении местного населения, его массового уничтожения. Однако представители национально-освободительных движений не сразу поняли, что речь идёт не о сотрудничестве, а о владычестве Японии.

В 1943 году японцы всё ещё пытались сплотить вокруг своего проекта политические силы в регионе, чтобы использовать ресурсы их стран и их военные формирования в военных действиях. Премьер-министр Японии Тодзио объехал страны Восточной Азии, где подписывались документы о сотрудничестве. В частности, 20 августа 1943 года был подписан договор о сотрудничестве между Японией и Таиландом.

5—6 ноября 1943 года японцы провели в Токио Конференцию Великой Восточной Азии с участием глав правительств, сотрудничавших с Японией, среди них ряд марионеточных режимов, созданных японцами на оккупированных территориях: Манчьжоу-го, Нанкинское правительство, Государство Бирма, Республика Филиппины, Правительство Свободной Индии в изгнании — Азад Хинд. В Конференции также принимал участие представитель правительства Таиланда, посол принц Ван Вайтаякхон. Сам Пхибунсонгкрам, глава правительства, отказался приехать на конференцию, что отражало возникшие трудности в отношениях между ним и японским военным командованием в Таиланде и вызвало гнев японцев.

Таиланд того времени стоит особняком среди союзников Японии. От деятелей национально-освободительного движения других стран Таиланд отличало несколько факторов, в том числе государственный статус и основные задачи во внешней политике. В сложных условиях войны некоторые борцы против западного колониализма, как было сказано, сотрудничали с милитаристской Японией. Для них была характерна разная степень симпатий и приверженности идеям фашизма или неприятия их, от откровенно профашистских (Субхас Чандра Бос) до оппортунизма (Ба Мо) и лево-социалистических взглядов (Аун Сан). Главной своей задачей эти деятели считали добиться освобождения от колониальной зависимости, полагая в тактическом плане воспользоваться сотрудничеством с Японией, которая вела войну на Тихоокеанском театре военных действий против колониальных держав Запада. Однако практика японских колониальных властей на территориях, куда вошли японские войска, способствовала прозрению борцов за национальную независимость, поскольку убеждала их в том, что на деле японцы такие же, если не более жестокие, колонизаторы. О союзе с Японией как об ошибке говорил лидер национального освобождения Бирмы Аун Сан, который в конечном итоге выступил против японских оккупантов.

В отличие от соседей, которые были колониальными владениями западных держав, единственное независимое государство в регионе Юго-Восточной Азии — Таиланд сам определял свою внешнюю политику, имел международное признание, был членом Лиги наций. Здесь, в Таиланде, симпатия к нацистским идеям сосредоточилась не в маргинальных политических группах и движениях борцов против колониализма, а в кругах высшей власти страны. Будучи официально самостоятельным государством, Таиланд в то же время находился в полуколониальной зависимости, которая была закреплена в неравноправных договорах середины XIX века, устанавливавших экстерриториальность (неподсудность) подданных колониальных держав, свободную торговлю и особые привилегии для западных компаний в Сиаме (Таиланде). Борьба за преимущества в Сиаме велась Великобританией и Францией, колониальные владения которых — Британская Индия и Французский Индокитай — соседствовали с Сиамом. Изначальное различие между политикой Таиланда как самостоятельного государства и лидеров национально-освободительных движений, сотрудничавших с Японией, состояло в разных целях, характере политической власти, наконец, в личности политика, возглавлявшего тайское государство, а именно Плэка Пхибунсонгкрама.

Социально-политическая особенность Сиама (Таиланда) того времени заключалась в том, что буржуазная революция 1932 года изменила политический строй с абсолютной монархии на конституционную монархию, ограничила власть традиционной наследственной знати, ввела в политику представителей новых социальны слоёв с различным мировоззрением (от социалистических до профашистских) и установила нестабильное равновесие старых и новых (буржуазных) слоёв. Оба эти направления были представлены во власти. Левое крыло персонифицировалось в личности юриста Приди Пханомионга, а правое — профессионального военного Плэка Пхибунсонгкрама. Оба учились во Франции, где в значительной мере под воздействием западной политической мысли формировалось их мировоззрение. Приди был близок к левым и социалистическим идеям. Напротив, Пхибунсонгкрам симпатизировал идеям и практике фашистского режима Муссолини. В фашистской и нацистской идеологии его привлекали идеи сильного и единоличного вождя нации, жёсткой государственной власти, национализма и массированной пропаганды.

Главной задачей всей тайской политики было сохранить суверенитет страны, положить конец неравноправным торгово-экономическим отношениям со странами Запада, где главную угрозу представляли Франция и Англия, которая доминировала в экономике страны. Империалистические державы, прежде всего Франция, военной силой и юридическими уловками постоянно посягала на суверенитет Сиама, отторгая части сиамской территории. Об отношении англичан к Таиланду говорит следующий отрывок из газеты «Таймс» (1935 г.): «Доверие к Сиаму и его стабильность не должны укрепляться за счёт искусственного создания производств, до которых его народ ещё не дорос, или за счёт националистической и изоляционистской политики, не соответствующей нуждам страны, которая должна жить за счёт своего сельского хозяйства, шахт и лесов». (The Times, London, 4 March 1935).

Таким образом, антиимпериалистическая борьба была актуальна для Сиама как борьба за отмену неравноправных договоров с западными державами и как борьба за сохранение независимости. Эти цели разделялись всеми политическими противниками. При этом планы Пхибунсонгкрама были гораздо шире, а тактика и механизмы политической деятельности у тайских политиков были диаметрально противоположными. Это объясняет колебания во внешней политике страны.

Пхибунсонгкрам в 1934 году стал главнокомандующим сухопутными силами, активно укреплял армию, удвоив её финансирование. Одновременно являлся министром обороны. В 1938 году занял пост премьер-министра, периодически занимал другие министерские посты. С 1941 года — фельдмаршал. Опираясь на армию и создав режим личной власти, Пхибунсонгкрам реализовывал свои идеи, используя политические тенденции в мире в 1930—1940 годах, а именно — создание великих империй путём военных захватов. Примером в этом смысле служили имперские планы фашистской Германии и милитаристской Японии. Он стремился вернуть Таиланду земли, отторгнутые колониальными державами. Достигнуть этого Пхибунсонгкрам планировал при опоре на японцев. В результате военных действий против Французского Индокитая в 1940 году, когда тайская армия была успешна на суше, но её флот потерпел поражение, при содействии Японии был заключён мирный договор, по которому к Таиланду отошли некоторые земли Лаоса и Камбоджи на территории Французского Индокитая.

Однако планы Пхубунсонгкрама были гораздо масштабнее. В его замыслы входило создание сплочённой тайской нации, цементирующей все этнические группы, мощного государства с авторитарным правлением и при твёрдом руководстве вождя. Более того, он мечтал о превращении Таиланда в своего рода империю, которая должна объединить все тайские этнические группы, расселённые в Лаосе, Вьетнаме, Бирме, Индии. В 1939 году Сиам был переименован в Таиланд — земля тайцев (имелось ввиду — земля для всех тайцев, включая тех, кто не проживал на территории Сиама), что призвано было подчеркнуть имперские амбиции страны. Это переименование, заявка на создание великого тайского государства, было направлено на внешний мир, поскольку внутри страны на тайском языке тайцы свою страну называли «Пратхеет тхай», что в переводе на английский означает Таиланд.

Личные симпатии Пхибунсонгкрама к фашистским лидерам и амбиции к установлению режима авторитарной власти на определённом историческом этапе реализовывались в политике государства. Укрепляя свою личную власть, используя идею вождизма при опоре на военную силу, которую он заимствовал у фашистских режимов, Пхибунсонгкрам устранил политических соперников, арестовав в 1939 году сторонников своего военного коллеги и одного из руководителей революции 1932 года Пья Сонгсурадета (вынужденного бежать из страны) по обвинению в заговоре. Среди арестованных были и близкие к королевскому двору представители знати, включая советника и дядю короля принца Рангсита.

Он также принял практику Муссолини и Гитлера по внедрению массовой пропаганды как инструмента консолидации нации и создания культа личности своей персоны (при этом он вступил в борьбу с авторитетом королевской власти). В июне 1939 года было впервые проведено празднование «Дня нации». Национальным праздником стал День рождения Пхибуна (14 июля), а не короля, как было приято. Национальными символами стали зелёный цвет (соответствует среде — дню рождения Пхибуна и петух — знак гороскопа, под которым он родился). Сторонники Пхибуна стремились внедрить лозунг «Одна нация — Таиланд, один лидер — Пхибунсонгкхрам, одна цель — победа», явная аллюзия (намёк, подражание. — Ред.) на нацистский клич: «Ein Volk, Ein Reich, Ein Fuhrer» — «Единый народ, единый рейх, единый вождь». (См.: Bruce E. Reynolds. Phibun Songkhram and Thai Nationalism in the Fascist Era. European Journal of East Asian Studies, June 2004 3(1):99-134 DOI:10.1163/1570061033004686, p. 38).

Введя жёсткую цензуру, Пхибун использовал радио, печать, публичные ритуалы, кинофильмы, пьесы, призванные воспитать чувство патриотизма и сплотить народ воинственными примерами из истории страны. Известная философия, на которой основывалась тайская государственность, — «нация-король-религия» была заменена на новую «Раса, правитель и религия» и «Страна — наш дом, а военные — наш щит». (Ibid).

По аналогии с фашистскими молодёжными организациями Пхибун создал военизированную молодёжную организацию для мальчиков, подростков, юношества «Ювачхон» и организацию такого же толка для девочек. Молодёжь в них воспитывалась в духе национализма. В 1943 году все молодёжные организации были объединены в «Национальное молодёжное движение» для юношества от 15 до 22 лет. Все это свидетельствует о тесной идейной связи Пхибуна с европейскими фашистами.

Во внутренней политике свою задачу он видел в создании монолитной тайской нации, объединяющей многочисленные этнические группы, проживавшие в стране. Особое внимание было обращено на китайскую общину. Китайцы занимали прочные позиции в торговле, сфере услуг. Они владели рисорушками (машина для шелушения риса), выступали как ростовщики. Другая их часть составляла рабочих. Многие иммигранты не имели таиландского гражданства, не знали тайского языка, общались внутри китайских общин разного толка (языковые общины по диалекту той или иной провинции Китая и другие). Китайские дети учились в китайских школах, издавались газеты на китайском языке. Многие из них были политизированы и поддерживали или китайских коммунистов, или китайских националистов в Китае, имели с ними контакты. В Таиланде усилиями китайцев была создана Компартия. Всё это вызывало недовольство в обществе и среди правящего класса. Ещё король Вачиравуд (годы правления 1910—1925), опасаясь, что китайцы могут превратиться в «пятую колонну», обвинял их в нежелании ассимилироваться и называл «евреями Востока». (См.: Bruce Reynolds. цит. соч. ссылка на: Landon, K.P. The Factor of Increased Japanese Influence in Thailand, р. 33 // OSS/State Department Intelligence and Research Reports: Japan and Its Occupied Territories During World War II. — Washington, D.C., 1977; микрофильм).

Эта характеристика была подхвачена Луанг Вичит Ваттаканом, дипломатом, министром, публицистом, писателем, а также ближайшим советником Пхибунсонгкрама, который во многом дирижировал идеологической кампаний, замешанной на преклонении перед Гитлером и Муссолини, на опыте Японии, ставшей значимым военным и политическим фактором в регионе с её шовинизмом, имперскими амбициями и идеями объединения народов Востока для борьбы против западного колониализма. Важным фактором предвоенного периода стал также дух войны, милитаризма, который распространялся в регионе.

Антикитайский настрой в Таиланде реализовался в политике правительства Пхибунсонгкрама, в соответствии с которой были закрыты многие китайские газеты, почти все китайские школы, преследовались политические и культурные объединения китайцев. Некоторые профессии законодательно могли заниматься только тайцами. Впрочем, эти запреты не распространялись на натурализовавшихся иностранцев, в том числе китайцев. Таким образом, можно констатировать, что национальная политика должна была решить несколько задач: устранить политически ангажированные элементы, склонные к совместным, возможно, антиправительственным действиям; несколько ограничить значение китайцев в бизнесе, особенно мелком и среднем, оставив место для тайцев; способствовать ассимиляции китайцев через получение гражданства, изучение тайского языка, принятие тайских имен. Иначе говоря, работать на консолидацию тайской нации.

Планы возвращения утраченных и приобретения новых территорий были скромнее мечты о великом тайском государстве. Осуществить эти планы Пхибунсонгкрам стремился при опоре на Японию, которая поддерживала амбиции таиландского премьер-министра в обмен на сотрудничество в будущем, когда Японии понадобится через таиландскую территорию двинуть свои войска в Бирму и Индию. В этом ключе следует рассматривать посредничество Японии в войне Таиланда с Французским Индокитаем в 1940—1941 годах, благодаря которому удалось вернуть Таиланду земли в Лаосе и Камбодже, утраченные по соглашениям с Францией. Мирный договор с французским коллаборационистским правительством Виши был заключён при посредничестве Японии.

В июне 1939 году был заключен договор о дружбе между Таиландом и Японией. Но в сентябре 1939 года, когда в Европе была объявлена война, правительство Таиланда заявило о своём нейтралитете. Политика правительства Таиланда в тот период была непоследовательной, что было обусловлено разногласиями в обществе и во властных кругах. Противником военного союза с Японией был Приди Пханомионг, который занимал пост министра финансов в правительстве и пользовался большой популярностью в стране. В результате политического противостояния он был перемещён из правительства на пост регента при малолетнем короле Ананде Махидоне. Многие, в том числе Пхибунсонгкрам, понимали, что во время продвижения японских войск в сторону Бирмы и Индии они, непременно, войдут на территорию Таиланда.

Поэтому Пхибунсонгкрам маневрировал и пытался заручиться поддержкой Великобритании и США, чтобы организовать оборону страны, но его просьбы не были услышаны. Одновременно Таиланд (очевидно, инициатива исходила от Приди Пханомионга) предпринимал шаги по установлению дипломатических отношений с Советским Союзом, памятуя о той поддержке, которую Россия оказывала Сиаму в начале ХХ века. Нападение фашистской Германии на СССР, а затем и вступление Таиланда в войну на стороне Японии стали препятствием для установления дипломатических отношений между нашими странами.

Заключая с Японией договор о вечной дружбе, одновременно Пхибунсонгкрам отдал приказ войскам оказать сопротивление при вторжении иностранных (по сути, японских) войск. Вскоре этот приказ пришлось отозвать. Когда 7 сентября 1941 года японские войска вошли на территорию страны в нескольких пунктах и японская делегация прибыла в резиденцию премьер-министра, Пхибунсонгкрам под предлогом отъезда избежал с ней встречи. Однако ультиматум японцев был жёстким и одновременно привлекательным. Таиланду предлагалось обеспечить проход японских войск в Бирму или заключить оборонительный союз в обмен на территории шанских государств на территории Бирмы и всех территорий на полуострове Малакка, захваченных Великобританией в 1909 году. (См.: Vella W. Chaiyo! King Vajiravudh and the Development of Thai Nationalism. — Honolulu 1978, p. 193—194).

Пхибунсонгкрам предпочёл воспользоваться случаем и принял предложение японцев. Сопротивление было прекращено. Японские войска вошли на территорию страны. 14 декабря заключено секретное соглашение об участии таиландских войск в японской кампании в Малайе и Бирме. 21 декабря 1941 года был подписан оборонительно-наступательный пакт между Таиландом и Японией. 4 января 1942 года американцы нанесли бомбовый удар по Бангкоку. 25 января 1942 года правительство объявило войну США и Великобритании. Таиланд вступил во Вторую мировую войну на стороне держав «оси Берлин-Рим-Токио».

В Таиланде разместились японские войска численностью 150 тыс. человек. Японцы получали в стране продовольствие и другие ресурсы, зачастую прибегая к откровенному грабежу. Они рассматривали Таиланд как логистический коридор для продвижения своих войск в Бирму и их снабжения, с этой целью строилась железная дорога в Бирму через перевал Трёх пагод с использованием рабского труда местных жителей и военнопленных из армий США, Великобритании, Австралии. Эта дорога вошла в историю как «дорога смерти» и дала сюжет для фильма «Мост чрез реку Квай». Таиландская армия Пхайяп вела совместно с японцами военные действия на территории шанских государств в Бирме, часть которых она отвоевала и включила в состав тайского государства как «Сахарат Тхай Дэм». (См.: Фомичева Е.А. Из истории российско-таиландских отношений. — М., ИВ РАН, 2018. С. 241; Фомичева Е.А. Таиланд во Второй мировой войне и роль СССР // Юго-Восточная Азия. Актуальные проблемы развития. ХХVII (№ 27), 2015.

С. 151).

В 1943 году во время визита премьер-министра Японии Тодзио подписано соглашение о присоединении к Таиланду части британских колониальных владений: двух шанских княжеств и четырёх султанатов Малайи — Перлис, Кедах, Келантан и Тренгану.

Казалось бы, политика союза с Японией принесла успех и территориальные приращения. Однако, в стране не было единства по отношению к военному союзу с Японией. С самого начала в обществе и в правящих кругах, включая некоторых членов правительства, были противники прояпонского курса. Приди Пханомионг в качестве регента короля не контрассигновал, не скрепил своей подписью, документ об объявлении войны США и Великобритании, что в дальнейшем послужило юридическим основанием для того, чтобы власти Таиланда, сместившие в 1944 году с поста премьер-министра Пхибунсонгкрама и сформировавшие новое правительство, объявили данный документ юридически ничтожным и не соответствующим чаяниям таиландского народа. Приди Пханомионг возглавил антияпонское движение Сери Тхай («Свободный Таиланд») на территории страны, где были сформированы, оснащены и обучены партизанские силы. Антияпонские отряды создавали и левые силы в лице Коммунистической партии Таиланда.

Посол Таиланда в США Сени Прамот отказался передавать американцам документ об объявлении войны Соединённым Штатам. На территории США он создал движение Сери Тхай и при благосклонном отношении американской администрации вёл пропаганду на Таиланд. Тем более, что Япония относилась к Таиланду не как к союзнику, а как к оккупированной стране. Изымая ресурсы страны, японцы не считались с интересами тайцев. Ухудшилось экономическое положение страны, резко выросла инфляция, упали объёмы внешней торговли. Японцы эксплуатировали местных рабочих. С пренебрежением японцы относились к таиландским военным, считая их слабыми и второсортными солдатами. Союзники бомбили Таиланд. Всё это вызывало недовольство японцами.

К тому же всё яснее становилось неизбежное поражение Японии.

В этих условиях парламент в июле 1944 года отстранили Пхибунсонгкрама от власти. Последовала тяжёлая дипломатическая борьба за признание Таиланда жертвой японской агрессии. Эту позицию поддерживали США, исходя из интересов укрепить свои позиции в регионе. Англичане, которые понесли территориальные потери в своих колониальных владениях, поставили Таиланду жёсткие условия — огромные репарации в виде поставок риса и возврат всех захваченных Таиландом территорий. Всё это Таиланду пришлось выполнить.

Что касается судьбы самого Пхубунсонгкрама, то он был объявлен военным преступников, выехал из страны и умер на чужбине, его попытка вернуться на родину и в политику окончилась неудачей. Таиландское общество отторгло Пхубунсонгкрама, его фашистские пристрастия и авторитарные методы. Некоторые историки, очевидно, следуя за определённым общественным мнением, стараются рассматривать его личность и деятельность в более позитивном плане как патриота, желавшего добра своей стране, приуменьшая его коллаборационистский альянс, как идейный, так и военный, со странами фашистской оси.

История показала, что авантюризм и ставка Пхибунсонгкрама на милитаристскую Японию с целью территориальных приобретений окончилась провалом. Внедрение в обществе идей и технологий фашистских государств не превратило Таиланд в фашистское государство. Общество, основанное на иной культуре и истории, на ценностях буддизма и традиционализма, в массе своей не приняло чуждых идей и практики. В последующую эпоху был возвращён авторитет тайской монархии как основы государственности. Одновременно сохранились и получили развитие идеи патриотизма и уникальности тайской культуры, требующие пропаганды исторического наследия, почитания национальных героев.

В то же время в стране укоренилась важная политическая роль армии, авторитарного правления, а государственные перевороты и периоды власти военных хунт стали во второй половине ХХ века постоянной тенденцией.

Если же говорить об уроках заигрывания в странах Азии с фашизмом, то очевидно, что эти идеи не утвердились там как массовое явление. Однако не следует преуменьшать их опасность и разрушительное влияние.

В заключение следует сказать, что многое из наследия фашизма, жёсткого авторитаризма, шовинизма не исчезло, а продолжают существовать в самых разных странах мира, время от времени выходя на поверхность как важный и опасный элемент политической жизни. Эти устремления создают почву для возможной фашизации стран. Сегодня, в период кризиса капиталистической системы, тенденции к фашизации общества усилились в различных странах, прежде всего на Западе. Они насаждаются последовательно, годами через западные образовательные программы, а также через многочисленные НКО. При этом деструктивные идеи, направленные на размывание государственности и разрушение личности, а также установление власти меньшинства могут модифицироваться применительно к обстановке и принимать различные формы. Для организации массовых выступлений с дальнейшим установлением авторитарных режимов могут использовать любые проблемы общества, главное — создать повод и вывести людей на улицы, что реализуется по специально разработанным технологиям. Особую опасность представляют механизмы управления массами через пропаганду и промывание мозгов целому народу (в своё время это удалось в фашистской Германии, сегодня — на Украине), когда при помощи современных информационных технологий социальное меньшинство может провоцировать массовые бунты, подрывающие государственность, порождающие хаос и, в конечном счёте, ведущие к фашизации той или иной страны.





Версия для печати
Назад к оглавлению