Заявление Президиума ЦК КПРФ «В России нет места для памятников оккупантам»
Президиум ЦК КПРФ отмечает продолжение опасной тенденции искажения советской истории. Не прекращаются попытки её дегероизации, возвеличивания тех, кто с оружием в руках выступил против нашей Родины, против Великого Октября и Советской власти. Уже на протяжении десятка лет общественность страны протестует против установки в ряде городов России памятников чешским легионерам — участникам чехословацкого мятежа 1918—1920 годов.
Как известно, этот мятеж стал началом масштабной военной интервенции целого ряда стран империалистического Запада на советском Севере и в Поволжье, на Дальнем Востоке и в Сибири, в Крыму и на Кавказе. Он спровоцировал начало Гражданской войны и оставил в нашей истории страшный кровавый след. Однако есть силы в руководстве России, которые продолжают поддерживать инициаторов установки памятников белочехам везде, где проходил мятеж Чехословацкого корпуса — от Самары и Пензы до Владивостока.
Соответствующую кампанию в последнее время настойчиво проводят власти Чехии, страны—члена НАТО, в рамках пропагандистского проекта «Легионы 100». В качестве обоснования официальная Прага ссылается на соглашение между правительствами Российской Федерации и Чешской Республики о взаимном содержании воинских захоронений от 15 апреля 1999 года. При этом чешскими властями сознательно обходится статья 2.3 указанного соглашения, где говорится о необходимости «действовать в соответствии со своим национальным законодательством» с обязательным «учётом национальных, религиозных и иных традиций своих государств».
Несмотря на активные протесты учёных, политиков, представителей общественности, в последние годы активно навязывается идея установки памятников белочехам в местах действий мятежников. Каждый раз это вызывает волну недовольства и протесты местных жителей.
Действия чешской стороны носят абсолютно циничный характер. Список из фамилий 53 белочехов, которые предполагается выбить на памятнике в Самаре, расходится с данными архивов о похороненных на местном кладбище 24 легионерах. При этом памятник планируется установить не на кладбище, а на Красноармейской улице Самары, в непосредственной близости от монумента красноармейцам, погибшим в 1918 году. Это выглядит как очевидное стремление ревизовать итоги той войны, когда молодая Советская республика сумела дать отпор иностранным интервентам.
Региональные и местные власти отмалчиваются, бросая тем самым вызов патриотам и всем жителям города и области. Всё это возбуждает справедливое недовольство и протесты самарцев. На публичных обсуждениях и в печати они неоднократно высказывались против оскорбительной инициативы. Они считают недопустимой установку в городе памятника участникам военной интервенции, которая стоила нашей стране многих тысяч жертв и оставила мрачный след в исторической памяти народа.
Провокационный характер этой затеи очевиден. Сегодня НАТО пытается взять Россию в клещи, провоцируя военные конфликты у наших границ. Входящая в этот блок Турция уничтожила российский бомбардировщик. При этом она получила политическую поддержку от стран—членов НАТО, включая Чехию. В этих условиях попытка ставить памятники интервентам из числа белочехов в российских городах выглядит актом национального предательства.
За свою историю наш народ множество раз давал отпор захватчикам, зарившимся на богатства нашей Родины. Если в органах государственной власти возобладает идея ставить памятники всем интервентам, то в России для них просто не хватит места. Похоже, что многие наши чиновники не понимают разницы между сохранением воинских захоронений и возведением монументов оккупантам.
Происходящее говорит о том, что власти страны не сделали должных выводов из разрушения Советского Союза. Эта трагедия была невозможна без подрыва национальной гордости за свершения предков. Агрессивная пропаганда антисоветизма и русофобии как в прошлом, так и в настоящем используется в целях уничтожения нашей государственности.
Президиум ЦК КПРФ требует от властей Самарской области не допустить осквернения народной памяти установкой памятника иностранным интервентам. Мы вправе ожидать, что и министерство обороны, и министерство иностранных дел России займут в этом вопросе позицию, достойную великой страны, никогда не склонявшей головы перед иноземными захватчиками.
Правда, 4—7 декабря 2015 г.
Версия для печати