А.Палецкис. От кого защищает НАТО? Чем расплачиваются прибалтийские государства за членство в Североатлантическом альянсе

А.Палецкис. От кого защищает НАТО? Чем расплачиваются  прибалтийские государства за членство в Североатлантическом  альянсе

С момента разрушения СССР господствующие круги трёх стран Прибалтики — Литвы, Латвии и Эстонии, — находясь под неотступным руководством своих опекунов из влиятельных пронатовских кругов в некоторых государствах Запада, взяли курс на полную интеграцию в Североатлантический альянс. Средства массовой информации и большинство так называемых лидеров общественного мнения сумели внедрить в сознание населения формулу: «Россия является извечным врагом стран Прибалтики, они не раз становились жертвами её агрессий, а НАТО для них — единственный спаситель». Для промывания мозгов ради достижения поставленной цели было затрачено немало усилий: создавались фильмы, передачи в электронных СМИ, писались многочисленные статьи, проводились конференции и т. д.

Против народов прибалтийских стран было использовано их непростое прошлое. Литва, Латвия и Эстония на протяжении новейшей истории, к сожалению, не играли значимой роли на международной арене ввиду своих сравнительно малых размеров. Между Первой и Второй мировыми войнами три страны, хотя и обрели формальную независимость при условии, что они будут политическим и экономическим протекторатом Запада, должны были сдерживать Советскую Россию. Правящие круги Прибалтики из-за тесных экономических связей тяготели к Германии, которая в 1933 году стала фашистской. Но и в Литве, Латвии и Эстонии в 1926, 1934 и 1936 годах соответственно произошли перевороты, в результате которых к власти пришли профашистские режимы, резко возросли неофициальные контакты между Берлином и тремя балтийскими столицами.

После включения летом 1940 года стран Прибалтики в состав СССР (оно было поддержано бедными и средними слоями населения) лишившиеся власти прогерманские буржуазные националисты не утратили связей с немецкими спецслужбами. Уже 22 июня 1941 года, в первый день Великой Отечественной войны, в Литве, например, они ударили в спину Красной Армии, организовав так называемое восстание, в результате ещё до прихода немцев началось массовое уничтожение советских активистов и мирного населения. В установлении «нового порядка», в том числе в убийстве мирных жителей, немцам помогали местные полицейские батальоны, а в Латвии и Эстонии — целые дивизии СС.

После войны одна часть пособников гитлеровской Германии стала «лесными братьями», другая — успела убежать с нацистами на Запад, где получила службу в военных и политических структурах США и НАТО. Именно эти круги после развала СССР начали активно лоббировать интеграцию Литвы, Латвии и Эстонии в Североатлантический альянс, в котором и так уже служило немалое число бывших нацистских преступников. Эти силы не отказались от реванша, на сей раз — в формате НАТО. Реально только социалистические силы могли воспротивиться затаскиванию прибалтийских республик в Североатлантический блок, но всех, кто осмеливался воспротивиться такой политике, объявляли или «агентами агрессора», или маргиналами. После августа 1991 года антикоммунизм и антисоциализм стал официальной идеологией государств Прибалтики.

Пронатовская ангажированность теперешней политической «элиты» этих стран объясняется просто. Одна её часть — ксенофобы и националисты, идейные наследники «лесных братьев» и нацистских коллаборационистов, которые, опираясь на НАТО, как раньше, готовы нести миру «новый порядок». Другая — выходцы из тех слоёв партноменклатуры позднего СССР, которые уже тогда отличались карьеризмом и беспринципностью. В лице Североатлантического альянса они выбрали себе хозяина.

Весомую роль в интеграции в НАТО сыграла диаспора прибалтов в США. Она стала своеобразным «старшим братом» новых господствующих кругов. Не случайно многие годы после провозглашения независимости трёх республик Прибалтики их высшими руководителями были вернувшиеся из эмиграции люди, которые плохо разбирались во внутренней политике, но хорошо — в вашингтонской. Они последовательно проводили курс на скорейшую интеграцию в НАТО. В Литве эту роль сыграл Валдас Адамкус (ставший президентом страны, нарушив её Конституцию, так как он ко времени его избрания не жил в Литве обязательных трёх лет), в Латвии — Вайра Вике-Фрейберга, в Эстонии — Тоомас Хендрик Илвес. Чтобы крепче привязать к своей колеснице, Североатлантический альянс искусно внёс элемент соперничества между ними. Кто первым перешагнёт порог НАТО? Кто быстрее внедрит в своей стране натовские стандарты? Кто поскорее присягнёт в верности новым хозяевам?..

Процедура вступления в НАТО проходила вразрез с конституциями прибалтийских государств. Например, 9-я статья Конституции Литовской Республики гласит: «Главные вопросы жизни государства и народа решаются путём референдума». Но решение, как и у соседей, принималось простым голосованием в парламенте.

Негласным обязательством для стран Прибалтики после вступления в альянс стал «экспорт НАТО и западной демократии на Восток». Неопытные, но верные Вашингтону прибалты ринулись в новый крестовый поход во имя торжества американской модели демократии всюду, где их ждали и не ждали. В этом крестовом походе главными проповедями стали быстрая «демократизация» экономики и политики (реально это означает шоковую терапию и политическую нестабильность), вступление в НАТО, членство в Европейском союзе. Прикрытием этого курса стала программа «Восточное партнёрство».

Правящие круги стран Прибалтики были в числе наиболее активных политических спонсоров «цветных революций» на Украине и в Грузии, попыток свержения власти в Белоруссии. Для поддержки Ющенко и Тимошенко в Киев летал президент Литвы Адамкус, вместе с главой Эстонии он опекал и грузинского президента Саакашвили. Фактически это было прямое и, по нормам международного права, преступное вмешательство во внутренние дела суверенных государств.

Членство в НАТО — дорогое удовольствие. По соглашению страна-член должна выделять на цели обороны не менее двух процентов своего годового валового продукта. Ни одно из трёх государств пока не достигло упомянутой цели. Это понятно, так как для малых стран такой процент — огромная финансовая нагрузка. Но та сумма (около одного процента валового продукта), которая выделяется странами Прибалтики для оборонных целей, отнимается от социальных программ.

После вступления в НАТО три прибалтийских государства были быстро включены в преступные военные авантюры альянса. При этом в Литве решение об участии в агрессии против Ирака принимал узкий круг дипломатов, который сумел навязать свою волю и слабо разбиравшимся в международной политике руководителям страны, и парламенту. К тому же надо было «платить» за членство в НАТО. Сейчас в оккупационных операциях под эгидой альянса участвуют около 250 литовцев, около 300 эстонцев и около 200 латышей.

Страны Прибалтики не имеют нужной военно-воздушной техники для самостоятельной обороны воздушного пространства, поэтому на бывшем советском аэродроме в литовском городе Шяуляй создана база НАТО, натовские самолёты патрулируют воздушное пространство над Балтикой. Однако скоро выяснилось, что эти три страны для НАТО — не более чем территория, выгодная для роли непотопляемого авианосца, но в случае большого конфликта им предназначено стать первой буферной зоной, которую снесёт огонь обеих сторон. Поэтому утверждения, будто прибалтийские государства стали под зонтиком НАТО более безопасными, — не более чем вредный миф.

В 2005 году российский истребитель Су-27, дислоцированный в Калининградской области, по ошибке оказался в воздушном пространстве Литвы и, пробыв в нём около 30 минут, разбился (лётчик уцелел). Но самолёты НАТО поднялись в воздух только после крушения истребителя. И это не всё. Альянс отказался трактовать этот случай как «натовский» и заявил, что это — дело Литвы и России. Натовцы отказались реально помогать Литве в расследовании инцидента, тогда как у Литвы нет возможностей справиться с такой задачей одной. Под конец натовцы прислали на расследование экспертов... с Украины. Во время грузино-российского военного конфликта в 2008 году выяснилось, что у НАТО есть план обороны прибалтийского региона.

В 2009-м разразился скандал вокруг секретных тюрем ЦРУ на территории Литвы. Его короткая предыстория такова. В 2002 году Литву посетил президент США Джордж Буш. На митинге в центре Вильнюса он сказал такие слова: «Вы вливаетесь в сильную семью НАТО, в оборонительный союз, который готов оборонять своих членов. И любой, кто выбрал бы себе Литву как врага, стал бы и врагом США. Храбрые Литва, Латвия и Эстония никогда больше не останутся одни в час агрессии». (Так президент США, по сути, объяснил, что с момента вступления в НАТО многочисленные враги Америки стали и врагами стран Прибалтики). Сразу после этого визита, по сообщениям американской прессы со ссылкой на авторитетные источники, руководство Литвы согласилось приютить секретную тюрьму ЦРУ. Американский телеканал «Эй-Би-Си ньюс», впервые огласивший эту информацию в 2009 году, заметил, что будущие члены НАТО из Восточной Европы были так благодарны США за возможность вступить в альянс, что взамен согласились на многое, включая даже тюрьмы с применением пыток.

С 2003 по 2005 год в окрестностях Вильнюса действовала секретная тюрьма ЦРУ, в которую привозили подозреваемых в терроризме лиц. Достоянием общественности стали даже конкретные рейсы самолётов США в Литву. В 2005 году решением Соединённых Штатов тюрьма была закрыта и все доказательства уничтожены руками самых надёжных агентов литовского Департамента государственной безопасности. При этом руководители Литвы отреклись от своего участия в этом деле, переведя все стрелки на работников департамента, которые якобы «превысили свои полномочия и никого из лидеров государства не информировали». Генпрокуратура Литвы долго не возбуждала уголовного дела, а открыв его, быстренько закрыла «за неимением достаточной доказательной базы».

В то же время один из пострадавших — палестинец Абу Зубайда — подал в Европейский суд по правам человека в Страсбурге жалобу на Литву, и там начался процесс рассмотрения этого дела. На специальной пресс-конференции в Вильнюсе представители организаций «Интеррайтс» и «Эмнисти интернэшнл» рассказали, что палестинца пытали, создавали эффект утопления, с ним так экспериментировали, что он стал инвалидом.

* * *

Участие Литвы, Латвии и Эстонии в оккупационных войнах в Ираке, Афганистане и на Балканах, существование в Литве с 2003 по 2005 год секретной тюрьмы ЦРУ — всё это должно стать объектом внимания тех международных инстанций, которые призваны расследовать военные преступления и преступления против человечества.

Председатель
Социалистического народного фронта Литвы
Альгирдас Палецкис.

Правда, 31 мая 2012 г.


Версия для печати
Назад к оглавлению