• Главная
  • Журнал
  • 2018
  • № 5(106) 2018
  • Украина— любовь и боль моя. А.А.Беленок (Украина, Киев). Декоммунизация по-украински: период руины.

Украина— любовь и боль моя. А.А.Беленок (Украина, Киев). Декоммунизация по-украински: период руины.

Украина— любовь и боль моя. А.А.Беленок (Украина, Киев). Декоммунизация по-украински: период руины.

БЕЛЕНОК АЛЕКСЕЙ АНДРЕЕВИЧ, социолог (Киев).

 

Судьба нашего многострадального Отечества запечатлела не одну серию культурного разрыва с предыдущей историей, много самонадеянных попыток очередных «реформаторов» начать её как бы с чистого листа.

В ходе идейных переориентаций в ХХ веке постоянно устанавливались и сносились соответствующие памятники, происходили неоднократные переименования, и такая текучесть символической составляющей политики памяти отложилась в массовом сознании.

Все годы независимости Украины при участии властей волнообразно происходило учреждение новых и отмена прежних праздников и памятных дат, осуществлялись отбор героев в национально-государственный пантеон и забвение тех, кто связан с русско-советской историей, установление одних памятников и разрушение других, открытие музеев и создание иных мест памяти нового времени и закрытие советских.

Ныне народ Украины переживает один из самых трагичных периодов в своей истории. В результате февральского (2014 г.) государственного переворота и прихода к власти антикоммунистического русофобского режима в обществе насаждаются национал-шовинистическая идеология и тоталитарно-политическая практика, попраны конституционные права миллионов граждан. Обрушена экономика страны, утрачены традиционные рынки и не обретены новые, катастрофически ухудшаются условия жизни людей. На этом фоне раскручивается провокационная кампания, направленная на запрещение Коммунистической партии Украины (КПУ) по безосновательным обвинениям и сомнительным правовым аргументам как единственной последовательной оппозиционной силы за все годы независимости Украины.

Декоммунизация на Украине — государственная политика ликвидации идейного наследия советского периода истории, проявившаяся в 2014—2017 годах

в виде запрета КПУ и её символики, сноса памятников, посвящённых советским государственным и партийным деятелям, изменения топонимов и других названий. (См.: https://ru.wikipedia.org/). Наиболее символическим отражением разрыва с советским прошлым является снос памятников Ленину. Данные события получили неофициальное название «Ленинопад» и являются важнейшим элементом декоммунизации. Нет памятников Ленину — значит, по замыслам антикоммунистов, нет символа единства народов бывшего СССР — значит, следующий шаг — можно попытаться сделать их чужими друг другу. Кампания «Ленинопада» стала драйвером для наступления на другие символы советской эпохи.

Процесс декоммунизации, который начался во времена разрушения СССР, активизировался во время «Ленинопада» в период политического кризиса и смены власти в 2014 году, узаконен принятым 9 апреля 2015 года Верховной Радой Украины пакетом законов. Идеолог декоммунизации, руководитель Украинского института национальной памяти (УИНП) львовский историк В.Вятрович недавно отрапортовал: «Декоммунизация в Украине практически завершена… Ленина

в городах больше нет… Советские названия стираются с карт и учебников,

а со временем сотрутся из памяти украинцев». (Цит. по: Медреш Е. Советская социалистическая декоммунизация // https://politika.net/blogs/484332).

За постмайданные годы в Украине переименовано около 52 тыс. площадей и улиц, около 1 тыс. населенных пунктов, демонтировано около 1,5 тыс. памятников Ленину (см.: Голос Украины, 22 мая 2018 г.), переименовано 32 города (см.: Сегодня, 13 февраля 2018 г.). Всего же снесено за этот период около 2 400 памятников коммунистическим вождям. (Рабочая газета, 23 марта 2018 г.).

В литературе встречается мнение, что декоммунизация началась со сноса памятников И.В.Сталину после ХХ съезда КПСС, когда Н.С.Хрущёв сделал свой доклад «О культе личности и его последствиях». Кампания десталинизации после 1956 года достигла своего символического апогея в ночь с 31.10 1961 года на 1.11.1961-го, когда тело И.В.Сталина было вынесено из Мавзолея на Красной площади и погребено в могиле у Кремлёвской стены.

Люди старшего возраста помнят, что после смерти И.В.Сталина каждое новое партийно-государственное руководство страны всякий раз умаляло заслуги своих предшественников. С этим, в частности, были связаны топонимические кульбиты на волне перестроечной борьбы с наследием так называемого периода застоя, сначала советские города переименовали в честь Л.И.Брежнева, Ю.В.Андропова, К.У.Черненко, а впоследствии — возвращали прежние названия (соответственно — г. Набережные Челны, г. Рыбинск, г. Шарыпово).

Активная фаза декоммунизации началась в конце «перестройки». Первая крупная кампания по вымарыванию с карты Украины советских топонимов пришлась на рубеж 1980—1990 годов. Та первая волна затронула в основном западные области Украины и слабо коснулась юго-восточных. Именно тогда состоялись громкие топонимические переименования (г. Ворошиловоград стал Луганском, г. Жданов стал Мариуполем, г. Готвальд — Змиевом, г. Карло-Либкнехтовск — Соледаром, г. Нестеров — Жовквой и т. д.). Национальные интересы Украины состояли в 1991 году в сохранении единого Союзного государства, модернизированого в соответствии с требованиями времени. Коалиция с национал-демократами, на которую украинские суверен-коммунисты (парламентская группа «239») пошли в 1990 году из тактических соображений, рассматривалась первыми как стратегическая и закончилась после краха ГКЧП их идеологической победой.

Если бы национал-демократы на излёте 1980-х годов честно сказали народу СССР, что его ждут многолетний экономический спад, безработица, постепенное сужение родственного и дружеского общения между республиками, рост преступности, кризис медицины и образования, межнациональные конфликты, в ряде случаев длительные и кровавые, граждане (скорее всего) не дали бы свершиться Беловежскому сговору и его сомнительной легитимации Верховными Советами 3 республик-подписантов.

Процесс декоммунизации в общественной жизни Украины начался сразу после провала августовского путча и провозглашения независимости. Сначала декоммунизации подверглись образование и воспитание — из программ учебных заведений были выведены соответствующие дисциплины.

В целом по Украине массовое открытие национально-государственных памятников с начала 1990-х годов, присвоение улицам, площадям, другим объектам городской среды соответствующих имён, к сожалению, сопровождалось демонтажем части советских памятников и лишением части улиц и площадей соответствующих названий. Например, тогда же (в 1991 г.) 18-метровый монумент Октябрьской революции, в центре которого возвышался гранитный Ленин, был демонтирован с одноименной площади в Киеве — современного Майдана Незалежности. Части поверженного в антисоветском угаре монумента долгое время лежали на задворках Музея истории Киева. Безусловно, местные антикоммунисты «вдохновились» переименованием г. Ленинграда в Санкт-Петербург (1991 г.), сносом памятника Ф.Дзержинскому на Лубянской площади

в Москве и другими новациями тогдашних российских «демократов».

Первая волна декоммунизации была кратковременна и распространялась по Украине неравномерно. «Война памятников» наиболее мощно прокатилась по Западной Украине, причём на места большевистских вождей демонстративно воздвигались памятники лидерам украинского национального движения. Украина в ценностном отношении была расколота с 1991 года, и с каждыми последующими выборами этот раскол углублялся. В своё время не была чётко сформулирована привлекательная идеологическая альтернатива, которая явилась бы противовесом и усмирителем экспансии националистической идеологии в украинском обществе. В течение первых 15 лет независимости советские и национальные модели памяти сосуществовали относительно бесконфликтно, властями выдерживался определённый баланс между ними, носители противоположных взглядов разводились и на митингах, и в СМИ. Нынешний горячий конфликт идентичностей в Украине при желании можно списывать на трудности становления молодой нации, заплутавшей в поиске своего выбора, но главное состоит в том, что здоровые силы украинского общества пропустили момент, когда новый украинский национализм был ещё в зародыше. Чем больше отдалялся обещанный народу при провозглашении независимости Украины рай, тем больше официальной пропагандой раздувался образ врага в лице демонизированного советского прошлого и РФ. Так украинский олигархат и его подтанцовка заблаговременно «переводили стрелки» народных протестов.

С каждыми новыми выборами метастазы национализма продвигались

по карте Украины всё восточнее. Когда-то маргинальные, эти идеи постепенно внедрялись в умы, и, что самое страшное, перешли в ранг государственной политики (по началу не особо афишируемой). Неустойчивое равновесие противоположных ориентаций не могло продолжаться долго. Оно могло завершиться либо полноценной постсоветской интеграцией, либо прозападным курсом.

Постепенно, по мере взросления новых поколений, воспитанных уже на новых учебниках истории (а этноцентричный нарратив* присутствовал в школьных и вузовских программах с начала 1990-х гг.), мягкий украинский национализм всё более радикализировался. Непрерывное, методичное, всеохватывающее идеологическое воздействие за четверть века дало свои плоды — выросло поколение, которому были привиты антисоветские и антироссийские установки. От немалой части молодёжи удалось скрыть правду о реальном советском прошлом, безусловных достижениях социалистического периода отечественной истории, представив дело таким образом, что нынешний экономический упадок и социальный регресс Украины — это не следствие исторической ошибки 1991 года, а ни много, ни мало — социалистического строя. Вот и получилось, что «новые граждане» ищут врагов не в себе, а в других, корни современных неурядиц не в их истинной причине — крушении СССР и социализма,

а в предшествующей эпохе.

Идеологическая экспансия национализма происходила исподволь, он постепенно захватывал одну позицию за другой, до поры до времени не снимая маски. В течение всего периода независимости маятникообразно — то при попустительстве властей (В.Янукович), то при явном покровительстве (В.Ющенко) развивались и укреплялись организации украинских националистов.

Историю начали активно переписывать после так называемой оранжевой революции (2004 г.) и особенно — после 2014 года, но начало было положено при позднем СССР.

Новый виток борьбы с «наследием тоталитаризма», эскалация «войны памятников» были развязаны националистами при президентстве В.Ющенко, во многом благодаря поддержке власти и пассивности несогласных. Начиная с 2005 года, ежегодно проходили марши фашиствующих молодчиков по центральным улицам столицы. Первая попытка разрушения памятника Ленину на Бессарабской площади в Киеве состоялась 30 июня 2009 года, в день рождения главкома УПА Р.Шухевича, фигуре отбили руку и лицевую часть (впоследствии восстановили).

Во исполнение указа В.Ющенко № 432/2009 «О дополнительных мерах

по чествованию памяти жертв Голодомора 1932—33 гг. в Украине» было демонтировано несколько памятников В.И.Ленину, но после прихода к власти В.Януковича местные власти фактически не исполняли этот закон в части демонтажа советских памятников и переименований. Город Киев долгое время «лавировал» в вопросах исторической памяти, в нём наравне со старыми названиями долго сосуществовали новые, примером символического плюрализма была судьба бывшей улицы Январского восстания, ставшей улицей Ивана Мазепы.

В 2010 году Киевский горсовет после соответствующего обращения УПЦ (МП) принял решение о переименовании части улицы Ивана Мазепы, примыкающей к Киево-Печерской Лавре (от площади Славы до площади Великой Отечественной войны) на улицу Лаврская.

Тем не менее, при В.Януковиче практиковалось попустительское отношение

к наследникам пособников немецко-фашистских оккупантов в Украине, а также прозападной агентуре. Именно действия или бездействие властей в 2010—1013 годах, когда сознательно, когда по недомыслию потакавших фашизации страны,

не обеспечивших законодательно запрет возрождения фашизма на Украине, привели к тому, что изначально антибюрократические, антиолигархические протесты граждан оседлали правонационалистические силы. В 2013 году активизировалось наступление правых на символы коммунистической идеологии. В феврале был снесён памятник Ленину в г. Ахтырке Сумской области, а в августе — в Новоград-Волынском Житомирской области. В 2013—2014 годах националисты перехватили антиолигархические лозунги коммунистов, их отдельные социальные инициативы, чтобы возглавить растущее недовольство масс, а после вооружённого переворота — окончательно сбросили маски. Таким образом в 2014 году в Украине состоялся исторический реванш националистов, подобно тому, как в 1991 году состоялся социальный реванш буржуазии.

Идеологией государства фактически стал «коктейль» из национализма, антисоветизма и русофобии. Теперь-то и стало окончательно ясно, что не трансформация унитарного Союзного государства как средство лучшей управляемости, не повышение уровня и качества жизни населения были нужны национал-демократам в 1991 году, а слом системы социализма, памяти обо всем советском, разрушение исторической России (они и сегодня продолжают свою войну с СССР, подсознательно боятся, что он возродится на новой основе).

Самое знаковое начало «Ленинопаду» в массовом сознании было положено варварским разрушением памятника В.И.Ленина в Киеве 8 декабря 2013 года и приняло лавинообразный характер после победы Майдана 22 февраля 2014-го. Именно снос киевского памятника Ленину стал толчком для волны свержения памятников вождю мирового пролетариата по всей Украине. Внук автора скульптуры С.Меркурова (который, как известно, сделал посмертную маску

с вождя) так отреагировал на уничтожение работы деда: «Пусть обломки этого памятника напоминают будущим поколениям о том, что их предки были глупыми, жестокими и необразованными обезьянами». (Цит. по: Статую Ленина в Киеве разобрали на сувениры // Столица, 12 декабря 2013 г.).

Круша советские памятники, активисты утверждали, что тем самым они освобождают населённые пункты от символов тоталитаризма и открывают путь

к новой Украине. Но здравые голоса уже тогда говорили об обратном. «Народные выступления в поддержку евроинтеграции Украины не должны превращаться в борьбу с памятниками, являющимися частью истории страны, — отмечал

во время Евромайдана куратор международной организации „Движение солидарности” Александр Митц (Нидерланды). — Снос памятника Ленина в Киеве — это чистейшей воды вандализм, не имеющий ничего общего со здравым смыслом. Людям, которые оскверняют часть собственной истории, не место в цивилизованном обществе. Сомневаюсь, что Европейский союз будет вести активные переговоры с разрушителями и варварами». (Спиридонов А. Война с памятью: сегодня Ленин, завтра — Шевченко и храмы? // Сегодня, 11 декабря 2013 г.).

На момент разрушения СССР в Украине было 5 500 памятников Ленину,

на январь 2014 года — оставалось 2 200 (а в РФ соответствующие цифры — 7000 и 6000). (См.: Свергнуть Ленина помог указ Ющенко // КП в Украине,

30 сентября 2014 г.). С 1990 года по 2013-й в Украине снесено около 4 тыс. памятников Ленину. На начало 2014 года оставалось ещё 1 500 монументов Ленину. (См.: АиФ. 2017. № 3—4). Каждый месяц после февраля 2014 года Украина безвозвратно теряла уникальные памятники культуры.

В феврале 2014 года началась новая волна «Ленинопада»: были демонтированы главные областные памятники в Житомире, Чернигове, Полтаве, Днепропетровске, Николаеве, Кировограде, значительная часть главных районных памятников в центральных и южных областях Украины. «Ленинопад» сначала прошёл

по центральной Украине. Летом и осенью 2014 года центром этого процесса стали восточные области Украины. В Луганской и Донецкой областях часть памятников была разрушена во время боевых действий. Меньше всего постмайданный «Ленинопад» и переименования коснулись западных регионов Украины, где соответствующие памятники и улицы «ликвидировали» ещё в начале 1990-х годов.

Парадоксально, но декоммунизация в Украине осуществляется теми же кавалерийскими методами, отражает те же принципы и практику, которые напоминают компанейщину, знакомую по временам командно-административной системы.

Часто местные жители в разных регионах Украины устанавливали возле дорогих сердцу памятников круглосуточные дежурства, чтобы помешать возможным попыткам их свержения. Но силы в тот период были неравны. С молчаливого согласия местных властей, которые не предпринимали эффективных действий

по защите монументов, мобильные группы молодчиков, как правило, приезжих, цепляли памятники тросом и сдергивали с постаментов. Чаще всего их просто сбрасывали на землю, круша молотками и кувалдами, вымещая свои первобытные комплексы и эмоции. В ряде случаев советские памятники обезглавливали и к прежней фигуре добавляли голову нового героя. Делали это когда по-злодейски, скрытно, в тёмное время суток, а иногда демонстративно, при растерянности правоохранителей, выливавшейся в негласную поддержку подобных акций. Вандальные «перформансы»* часто происходили на камеру, сбор активистов осуществлялся методами организации флеш-моба, по соцсетям, происходило торжествующее глумление над памятью деятелей прошлого: восторженные селфи на фоне упавших памятников. Перед сносом многие памятники были изуродованы (отбиты части лица, делали оскорбительные надписи).

___

* Перформанс (англ. performance — исполнение, представление, выступление) — форма современного искусства, в которой произведение составляют действия художника или группы в определённом месте и в определённое время.

 

Первое время после Майдана Украина превратилась в страну пустых постаментов. Полуразрушенные пьедесталы с оскорбительными граффити — печальная примета 2014 года. На разбитых постаментах — шины, нацистские символы, «патриотические» лозунги. Так эксплуатарские классы канализировали народное недовольство беспросветным социально-экономическим кризисом в «нужное» русло.

Прежние памятники упорядочивали окружающее пространство, стали неотъемлемой частью пейзажа, встраивались в повседневную жизнь нескольких поколений людей, задавали каркас восприятия города, формировали среду обитания, были значимыми местами памяти. Да, некоторые памятники

не представляли особой архитектурно-художественной ценности, были сделаны по шаблону, не всегда эстетично. Да, обилие этих памятников, бывало, приводило к эмоциональному притуплению от их восприятия; количество их было явно избыточным (памятники Ильичу стояли на центральных площадях практически всех городов и весей). Поэтому нужно сразу было разделить памятники

с идеологическим содержанием как минимум на 2 группы — стандартные штампованные, количество которых, возможно, избыточно, а качество — невысоко, и те, которые представляют безусловную художественную ценность. И подходить к ним дифференцированно.

Вышеупомянутые варварские действия по отношению к монументам оскорбительны по отношению к людям старших поколений, особенно ветеранам и участникам Великой Отечественной войны, которым дороги персонажи, запечатлённые в тех или других памятниках.

Известный украинский философ М.Попович о сносе киевского памятника Ленину высказался однозначно: «Мне это напоминает выбрасывание мертвецов из могил. А ещё если делать из этого политическое шоу, тогда это просто отсутствие культуры (политической и общей). Я осуждаю этот акт как такой, что создаёт дополнительные трудности в развитии демократизации общества, как такой, который имеет антигуманный характер». (Попович М. Я не вижу другого выхода, кроме переговоров // День, 10 декабря 2013 г.). Вандализм в отношении памятников, какими бы благородными мотивами он ни прикрывался, обнажает бескультурье его исполнителей и не делает чести украинскому национальному движению.

В период капитализма даже фрагменты разбитых памятников ушлыми активистами конвертировались в деньги. Многие стихийно снесённые памятники,

в основном из цветных металлов, исчезли бесследно, что говорит о том, что молодчики, возомнившие себя идейными революционерами, очень даже не чужды коммерческих задатков.

От рук вандалов уже безвозвратно пропала часть мирового наследия. Такие разрушительные действия, не имеющие ничего общего с государственным строительством, только дискредитировали идею Европейской Украины.

Под бульдозер культурной революции по-украински попадают многие шедевры монументального наследия советской эпохи. Кое-где зияют опустевшие пьедесталы, кое-где на их месте воздвигаются новые памятники.

«Люди, которые „побеждают” памятники, — ужасный пример для воспитания молодёжи», — считает польский режиссёр К.Занусси (Занусси К. Памятники нужно не рушить, а ставить в музеи // КП в Украине, 11 декабря 2015 г.).

Разрушение памятников было (до мая 2015 г.) осуществлено при попустительстве властей. В январе 2015 года министр культуры Украины Вячеслав Кириленко заявил, что «государство не будет противодействовать, а наоборот, всячески способствовать любым общественным инициативам, которые будут бороться за очищение Украины от этих реликтов тоталитарного прошлого». (Цит по: http://mirtesen.ru/pad/43334027842). Чтобы придать процессу сноса памятников внешне цивилизованные формы, в 2015 году Министерство культуры Украины инициировало исключение из госреестра всех памятников коммунистическим деятелям.

Будучи не в силах доказать научную несостоятельность коммунистической идеи, её противники норовят всячески дискредитировать её нечистоплотными приёмами.

Застрельщик декоммунизации — УИНП был создан ещё в 2006 году по инициативе В.Ющенко со статусом центрального органа исполнительной власти по образцу аналогичного органа, существующего в Польше. Центральным элементом националистического нарратива, исходящего из УИНП, стала Россия как источник постоянной угрозы, как экзистенциальный противник, что было «запрограммировано» самим отделением Украины от остальной России 24 августа 1991 года, а России — от себя самой 12 июня 1990 года.

9 апреля 2015 года Верховная Рада Украины голосами 254 нардепов из правящей коалиции без согласия своих избирателей по данному вопросу (так как

в предвыборных программах эти меры не значились) приняла 4 закона, так называемый «декоммунизационный пакет» за основу и в целом, хотя были предложения принять их только в первом чтении. Представил законы директор УИНП В.Вятрович. Все 4 закона были приняты без предшествующей общественной дискуссии, юридической экспертизы и надлежащего парламентского обсуждения.

15 мая 2015 года законы подписал президент Украины П.Порошенко. Законы были опубликованы 20 мая 2015 года и вступили в силу с 21 мая 2015-го. Согласно ключевому закону № 317-VIII «Об осуждении коммунистического и национал-социалистического (нацистского) тоталитарных режимов в Украине и запрете пропаганды их символики» украинские депутаты приравняли коммунизм к нацизму, запретив их пропаганду и символы. Тем самым фактически объявляется преступным всё советское прошлое страны, в духе сатиры Дж.Оруэлла.

Антитоталитаризм упомянутого пакета законов преднамеренно избирателен (нацистской идеологии посвящено несколько строк, а коммунистической — более 10 страниц). Хотя декоммунизационный закон касается и СССР, и гитлеровской Германии, фактически он направлен против всего советского, а борьба с нацизмом указана для формальности, поскольку в законе не даётся расшифровка, что такое нацистская символика.

В законе несравненно больше идёт речь о коммунистической идеологии,

а упоминание о нацистской играет вспомогательную роль. На практике данный декоммунизационный закон также применяется избирательно, в основном против сторонников левой идеи.

Помимо публичного использования соответствующей символики теперь под запретом любые тексты, в которых оправдывается советский строй или отрицается его «преступная сущность», а по сути — где положительно показывается жизнь в СССР. Публичное несогласие с новым курсом карается, в том числе в уголовном порядке. За использование коммунистической символики, а также за публичное исполнение гимнов СССР и УССР в первый раз и в одиночку грозит до 5 лет тюрьмы с возможной конфискацией; за всё это, осуществлённое группой лиц или повторно — до 10 лет с возможной конфискацией. Во исполнение ключевого декоммунизационного закона карается пение «Интернационала», который был гимном СССР до 1944 года, и не запрещается гимн нацистской Германии («Песня Хорста Веселя»); запрещаются советская атрибутика (даже осовремененная), но ничего не сказано о символике НСДАП и нацистской символике, нет запрета символики современных нацистов. В ключевом законе не указана символика СС «Галичина», так как он писался для других целей, а нацистская символика упомянута в нём для того, чтобы создать ложное впечатление, что он не направлен исключительно против коммунистической идеологии и её носителей. Должны быть сняты памятные знаки госдеятелям советского времени, даже несмотря на то, что они были героями Великой Отечественной войны. Вот почему не прекращаются нападки активистов на памятники Г.К.Жукову и других советских полководцев. Абсурд состоит в том, что даже использование цитаты Ленина может привести к запрету СМИ.

В тексте декоммунизационных законов упоминается, что цель авторов — достижение взаимопонимания в обществе, но их принятием была фактически узаконена единственная «правильная» версия исторического прошлого, были закрыты научные и общественные дискуссии вокруг персоналий и событий советского периода истории, был осуществлён законодательный запрет любых альтернативных взглядов на прошлое.

Кроме того, что в данном пакете грубо нарушены Конституция и законы Украины, гарантирующие права и свободы человека. Отрицание советского наследия — это демонстративная попытка лишний раз подчеркнуть и углубить ментальную дистанцию между Украиной и РФ. Буржуазно-националистической власти нужна очищенная от правды другая история. Между тем, снос памятников, изъятие советской литературы из массовых библиотек, как мы знаем

из истории, готовят почву для уничтожения людей иных взглядов. У людей хотят отнять прошлое, чтобы за них выбрать их будущее.

Крушение памятников направлено на слом ещё оставшейся у немалого числа граждан Украины советской идентичности, которую эти мемориальные знаки поддерживают. Крушение памятников — это «метка», указывающая, кто ныне является хозяином страны. В риторике лидеров ультраправых сил наблюдается подмена понятий — национализм выдаётся за патриотизм, украинская нация — за народ Украины, а идейные оппоненты получают клеймо «врагов нации».

Главной мишенью декоммунизационных законов призвано стать советское прошлое, чье наследие Украина проедала все годы независимости. Нет в Украине ни одной улицы, названной в честь В.В.Щербицкого, руководителя КПУ

в 1972—1990 годах, мемориальные доски, посвящённые ему в Киеве и Днепропетровске, снесены, а ведь общепризнанно, что это один из самых успешных периодов в истории Украины.

В символах, объявленных «преступными», закодирована честная память

о советской эпохе. Декоммунизаторы торопятся так пометить захваченную территорию Украины, чтобы потом молодые поколения, привыкнув к новой карте, не дали «отмотать плёнку назад»; спешат, поскольку чувствуют, что они временщики, дабы символически «пометить места», застолбить свою власть.

Но вспомним: немецко-фашистские захватчики первым делом сносили коммунистические памятники и переименовывали улицы в оккупированных населённых пунктах нашей Родины, чтобы искоренить советскую идентичность и дух СССР, но им это не удалось, и мировое Зло ценой великого подвига наших предков было повержено.

Более 25 лет в Украине закладывался фундамент антироссийского государства, происходила замена советско-российского нарратива на национальный (националистический), вытеснение первого из коллективной памяти. Попытки навязать свои взгляды, оскорбляя чувства миллионов людей, выдвинуть новую единственно правильную версию истории по УИНП — это значит, сменить одну идеологию на другую, добиться монополии во взглядах. Даже далёким от политики гражданам становится ясно, что это не только идейные разборки, а хорошо спланированная кампания. И это не отдельная ошибка власти, а целостная стратегия. Запущена программа с целью насильственно изменить культурную матрицу украинского народа, его ментально-психологический код. Сам В.Вятрович подтверждает: «Наше главное задание — чтобы совок не воспроизводился в следующих поколениях». (Цит. по: https://www.pravda.com.ua/articles/2015/04/10/7064423). Юрист УИНП С.Рябенко признал, что «мы рассматриваем декоммунизацию как процесс изменения сознания». (В Институте нацпамяти назвали главную цель декоммунизации // https://rian.com.ua/20170502/1023699821.html).

Массовое переименование городов и сёл, улиц и площадей, предприятий и других объектов призвано закрепить оккупацию советского народа, искусственно разделённого по чертежам глобального Запада, прежде всего — США, подавить его волю к сопротивлению. Политика уничтожения всяких напоминаний о советской эпохе направлена на стирание исторической памяти, слом социального механизма преемственности поколений, формирование из молодых украинцев «Иванов, не помнящих родства».

Мы — свидетели эксперимента по агрессивной переделке «неправильных» украинцев в «правильных», а также попыток заставить русских Украины отречься от своих корней, по насаждению сверху новой идентичности, которая задним числом обосновывает существование «политической нации». Ещё в 2003 году тогдашний Президент Украины Л.Кучма говорил: «У нас на повестке дня стоит задача: создать украинца». (Цит. по: Сегодня, 9 августа 2018 г.). Явно используя аналогию с известным выражением Массимо де Адзельо («мы создали Италию, теперь осталось создать итальянцев»), Л.Кучма тем самым признал отсутствие украинской «политической нации», спустя 12 лет после создания государства Украина. Поэтому националистическая версия истории утверждается в приказном порядке, а не в конкуренции идей, а тем более — в плюрализме мнений. Она стремится победить методами запрета альтернативных точек зрения. Большей части украинского общества навязываются представления и ценности меньшей, но агрессивной и, надо признать, пассионарной его части. Ради скорейшей гомогенизации поликультурного украинского общества осуществляется искусственное культивирование в многонациональной стране взглядов и идеологии радикального национализма.

Новые идеологи имеют наглость говорить о «коммунистической оккупации» Украины, которая при Советской власти стала одной из наиболее развитых среди всех союзных республик, вошла в десятку наиболее развитых стран мира, а после войны стала одним из соучредителей ООН. Если признать период пребывания в СССР как оккупацию, то Украина может лишиться места в ООН, получить денонсацию постсоветских границ, территориальные притязания западных и южных стран-соседей.

Происходит кампания не просто отказа от советского, но и замены на другую идеологию и других героев. Тем самым насильственно переформатируется смысловая матрица, чтобы достигнуть отрыва от общерусской ментальности. Вопреки ст. 15 Конституции Украины, реально господствующей идеологией является «сплав» из буржуазной (антикоммунистической) идеологии, легитимирующей в глазах её адептов реставрацию капитализма на территории СССР, и националистической, выступающей за «украинскую Украину» и подгоняющей, таким образом, создание новой нации под ранее созданное государство. В новой, безальтернативной версии истории Украины, тиражируемой в системе образования, закрепляется образ России, как «империи зла», главного врага украинской государственности и душителя украинской культуры. (Константи-

нов С., Ушаков А. Восприятие истории народов СССР в России и исторические образы России на постсоветском пространстве // Национальные истории

в советском и постсоветских государствах. — М.: АИРО-ХХ, 1999. С. 83—84).

В порыве злобы декоммунизаторы хотят бесследно уничтожить память

об уникальном периоде истории, осуществить разрыв в межпоколенческой передаче социального опыта, сделать детей манкуртами. Все беды валятся

на мифологизированное советское прошлое, а кто ответит за реальные руины периода независимости? Общественное мнение шулерски уводят от такой постановки вопроса.

Режиссёры расправы с советским прошлым, выдающие себя за выразителей воли всего народа, не особенно-то и скрывают, что этой позорной кампанией фактически был создан инструмент для внеправового запрета КПУ. Кстати, подобные законы были приняты в своё время в ряде стран, но впоследствии отменены Конституционными судами полностью (Венгрия, Молдова) или частично (Чехия, Польша). Их главная цель — задушить свободу мысли, подорвать волю к сопротивлению тех, кто не согласен, чтобы наша Родина была колонией Запада. Не смогли честно выиграть выборы — затеяли переворот,

не смогли доказать большинству силу своей идеи — пришлось её навязать, не смогли выполнить обещанное народу в 1991 году — пошли крушить памятники, символизировавшие то прошлое, которое по всем параметрам выигрывало у настоящего.

Майдан, свергнувший предыдущую власть Украины, формально декларировал приверженность демократическим ценностям. Принимая подобные законы, допуская атмосферу нетерпимости к иным мнениям, представители части народа попирают первоначальные идеалы Майдана, благодаря которым они пришли к власти.

Таким образом, декоммунизационный пакет законов был призван морально легитимизировать задним числом все предшествовавшие его принятию случаи сноса памятников и переименований, окончательно устранить из символического поля память обо всём советском и заменить её националистическим содержанием. В итоге декоммунизационные законы только отдаляют Украину

от Европы, в которую она, судя из официальных заявлений, стремится.

В условиях постмайданной демократии в Украине введены ограничения

на обсуждение сложной истории ХХ века, запрет на публичные высказывания взглядов, альтернативных нынешнему официальному курсу. Кстати, М.Гаухман обратил внимание на то, что, согласно декоммунизационным установлениям, вне украинского закона оказываются флаг современной Беларуси и музыка гимна современной России. (Гаухман М. Справа про декомунізацію // https://krytyka.com/ua/solutions/opinions). В ряду намеченных националистами мер — окончательно переписать учебники истории, провести ревизию праздников и памятных дат, связанных с советской историей, чтобы исключить или переименовать их.

Другая задача, которая ставится западными кураторами — разъединить, даже в ущерб исторической правде, календари праздников и памятных дат в России и Украине. Из красных дней прежнего календаря пока остались только

1 и 9 мая, а также 8 марта. День защитника Отечества 23 февраля отменён

в 2014 году и перенесён на 14 октября, когда отмечается день основания

ОУН-УПА.

С 2015 года отменён термин «Великая Отечественная война». 9 Мая пока остаётся выходным, но теперь называется Днем победы (с маленькой буквы)

над нацизмом во Второй мировой войне. Великая Победа — это наш последний рубеж, за который нельзя отступать. Святой праздник 9 Мая, по логике заокеанских кураторов, постепенно вытесняется 8 Мая, причём происходит смысловая подмена в отношении этой даты. Замышляется постепенное укоренение нового праздника 8 мая, по мере привыкания к нему, трансформация 9 мая в фоновую дату, замена со временем главной даты на новую. Тем самым фактически меняется содержание Дня Победы, а это уже преступление перед историей.

В современной Украине молодые люди видят, что запрещены знамёна,

под которыми сражались и побеждали их деды и прадеды, улицы названы именами деятелей ОУН-УПА и других националистическо-коллаборационистских организаций, не прекращается «война» с историческими памятниками и могилами советских воинов-освободителей, осуществляется переписывание совместной истории, героизация военных преступников и коллаборантов, сотрудничавших, независимо от их мотивации, с нацистами.

В угаре демонтажа активисты, как правило, не дожидались создания независимых экспертных комиссий, которые бы оценили ценность объектов, подлежащих декоммунизации. Это весьма примитивный и скорый способ борьбы с памятниками: вместо честного соревнования идей и доказательной контраргументации ломают то, что сами не строили, тем самым отменяют волю своих предков, ставивших памятники тем, кто развивал страну, боролся и погибал за Украину.

Первые серьёзные стычки националистов с нападениями на ветеранов Великой Отечественной войны, срыванием и сжиганием советских символов состоялись

во Львове 9 мая 2011 года именно после того, как Янукович не подписал закон

о Знамени Победы, тем самым негласно развязав руки фашистским молодчикам. Запрет использовать коммунистическую символику и символику СССР действовал во Львове с 26 апреля 2012 года. И вот уже 13 апреля 2018 года около 50 радикалов показательно осквернили памятник Н.Ф.Ватутину на его могиле в Мариинском парке в Киеве — облили красной краской и наклеили издевательскую «благодарственную листовку УПА за ликвидацию советского генерала».

Между тем во многих странах мира подобное поведение в отношении к памяти своих героев считается недопустимым. В США чтут историческую фигуру Дж.Вашингтона, несмотря на то, что он был рабовладельцем и расистом. Тот же Д.Трамп высказался в защиту памятников участникам Конфедерации: «Грустно видеть, как история и культура разрываются по мере демонтажа наших красивых статуй и памятников… Нельзя изменить историю, но можно учиться

на ней». (Цит. по: Сегодня, 21 августа 2017 г.). О памятнике Ленину проявляют заботу в Финляндии, в Тампере — функционирует музей Ленина. Во Франции есть улица, площадь, метро имени Сталинградской битвы, сосуществует с памятниками Бурбонам и якобинцам. В Лондоне недалеко друг от друга размещены конная статуя короля Карла I и памятник Оливеру Кромвелю, его казнившему. Kromwell Road в Лондоне не переименовали. В Китае стоят многочисленные памятники Ленину и Сталину. Китай изготовил и подарил г. Трир, где родился К.Маркс, 4-метровую статую классика, и немецкие граждане с благодарностью приняли этот памятник.

На фоне запретов коммунистической и советской символики в Украине

(а ранее странах Балтии) далеко не все на постсоветском пространстве поддались антикоммунистической истерии. По приблизительным подсчётам, на пространстве СНГ осталось немало памятников Ильичу, в то числе 6 000 в РФ,

400 — в Республике Беларусь, 300 — в Казахстане. (Цит. по: Карта ленинопада Украины // Вести. Репортер, 14—20 ноября 2014 г. С. 57). Показательно, что россияне и белорусы весьма толерантно относятся к самым разным символам своей истории. Несмотря на то, что в Москве было убрано немало памятников Ленину, тем не менее, и в середине 2000-х годов в столице РФ оставались

68 таких памятников. (Цит. по: Шнирельман В.А. Идентичность и политика постсоветской памяти // Политическая концептология. 2009. № 2. С. 225).

В РФ, Беларуси немного примеров сноса памятников В.И.Ленину после разрушения СССР. Напротив, устанавливаются новые (например, в Орловской области поставили бюст Ленину, в Якутии в г. Томмота открыт новый монумент вождю), а также восстанавливаются ранее снесённые памятники В.И.Ленину и И.В.Сталину, выступающему как один из символов Союзной державы, её Победы в Великой Отечественной войне. В Москве на Аллее правителей в сентябре 2017 года торжественно открыты бюсты В.И.Ленину и И.В.Сталину, другим партийным руководителям.

Имя Сталина символически возвращается славному городу на Волге, хоть и по праздникам. Не утихают народные эмоции по поводу того, чтобы славному городу, вошедшему в мировую историю как Сталинград, было возвращено это имя. Если бы в своё время был проведён референдум, историческая справедливость была бы восстановлена в полном объёме.

Ситуация трудна, но не безнадёжна. Ради защиты своих ценностей и конституционных прав от агрессивного натиска нужна консолидация усилий всех здоровых сил общества. На защиту своей памяти — за сохранение советских памятников должен встать народ. Так, как это делают наши соседи. Официальный опрос населения г. Тутаев показал: граждане против переименования их города (возвращения исторического имени) в г. Романово-Борисоглебск, и изменение не состоялось. В Ханты-Мансийске развернуто движение за возвращение памятника Ленину, демонтированного в 2000 году в связи с реконструкцией центральной площади города.

Прошлое и настоящее городов и сёл составляют неразрывное целое. Находясь в преемственной взаимосвязи, они «подсказывают», что включение новых элементов в устоявшуюся пространственную среду должно быть осторожным, ведь памятники и пространство вокруг них — это цельный законченный комплекс. «Закрепляя в сознании зрителей образы истории, памятник участвует

в формировании коллективной памяти, общепринятого знания о прошлом». (Дарсавелидзе Н. Память и памятники // Знамя. 2007. № 11. С. 203). Стоит отметить, что многие декоммунизированные улицы, площади, бульвары, предприятия исторически не имели других названий, нежели те, которых они ныне лишаются. Творения Советской власти, они запечатлели знаковые имена и события величественной истории ХХ века — славной и трагической одновременно.

Спеша воплотить новые идеологические установки, исполнители на местах, без надлежащего культурологического изучения и экспертной оценки, по формальным основаниям, сбивали с постаментов и фасадов невосполнимые художественные ценности.

Альтернативой сносу могло бы стать сбережение этих памятников в музее,

в том числе под открытым небом. Только после массовых актов вандализма, когда навсегда исчезли неповторимые произведения искусства в Украине, заговорили о необходимости создать парк, куда предполагалось свезти все поверженные монументы, на территории бывшей ВДНХ (ныне — Национальный экспоцентр Украины) для будущего Музея монументальной пропаганды СССР (не создан до сих пор).

«Не надо улиц переименовывать, постройте новые и назовите», — писал поэт Андрей Вознесенский, словно взывая к потомкам. Массовая психология противится моментальному изменению привычной среды — если бы «реформаторы» были более деликатными, то к прежним табличкам на несколько лет прикреплялись бы новые, чтобы люди постепенно привыкали к новой пространственной обстановке. Тут могли бы пригодиться аннотационные доски на домах, дублирующие таблички с историческими названиями улиц, скверов, площадей, информационные щиты об исторических личностях рядом с их памятниками.

Нужен синтез старых и новых названий, когда «каждая последующая эпоха добавляла бы к этому что-то своё, придавала новый оттенок, но не уничтожала старое… Французы, которые хотели увековечить своего выдающегося деятеля Шарля де Голля, не переименовали свою старую площадь, но добавили «Этуаль Шарль де Голль». (См.: Нарочницкая Н. Русские имена нужно возвращать с осторожностью // www.stoletie.ru/ russkiiy-proekt/).

Промежуточным решением, очевидно, пока не устраивающим ни сторонников, ни противников тех или других памятников (но хотя бы сохраняющим

их физически) было бы придание им новых смыслов. Так, в отдельных местах пытались сохранить памятники, «адаптировав» их к эпохе независимости Украины, переинтерпретировать их с учётом реалий другой исторической эпохи.

На наш взгляд, важно исследовать механизмы неоднозначного социокультурного процесса, в ходе которого те или другие символы в новых исторических условиях в какой-то степени утрачивают прежние и приобретают новые смыслы. Например, почему бандеровская атрибутика: флаги, приветствия, речёвки становятся для части населения символами строительства Украинского государства и его пути в Европу? Но ведь произошёл и другой исторический парадокс: триколор, который в годы Великой Отечественной войны был связан

с власовским движением, ныне государственный флаг РФ.

В Харькове в ночь на 29 сентября 2014 года националисты варварски разрушили на площади, первой по величине в Европе и второй — в мире, величественный памятник Ленину (скульпторы — М.Вронский, А.Олейник, А.Сидоренко), их не остановило даже предупреждение соответствующих служб города, что падение такой глыбы может повредить харьковское метро, участок которого проходил вблизи акта вандализма.

Много переименований претерпел метрополитен. Например, в Харькове станцию имени Маршала Жукова переименовали во «Дворец спорта».

В Одессе многие переименования, проведённые в рамках декомунизации, были выполнены с уважением к местной идентичности, новые названия улиц политически нейтральны и не вызывали общественных конфликтов. Впрочем,

в ряде случаев одесситам не удалось отстоять дорогие им названия: проспект Маршала Жукова стал проспектом Небесной Сотни, улица Ярослава Галана — ул. Р.Шухевича, улица Н.Островского — ул. И.Мазепы.

Одесские депутаты проголосовали было за отмену «декоммунизации» проспекта Маршала Жукова, улиц Валентины Терешковой и 25-й Чапаевской дивизии, но правоохранительная система не позволила состояться возврату хотя бы части знаковых советских топонимов.

Долгое время после 2014 года гранитный Ленин стоял в Запорожье, облачённый в украинскую вышиванку, которая, как думалось здоровым силам города, спасёт его от акта вандализма. Тем не менее объявленное убийство памятника (скульпторы — М.Лысенко, Н.Суходолов) состоялось и здесь, несмотря на то, что этот величественный монумент на фоне ДнепроГЭСа был неотъемлемой частью архитектурного облика города, своего рода его брендом, символом индустриализации в СССР.

В том же Запорожье ещё в новогоднюю ночь 31 декабря 2010 года неизвестными был взорван установленный памятник И.В.Сталину; восстановлен и открыт 7 ноября 2017 года и вновь разбит вандалами 25 ноября 2017-го. О том, как новым «хозяевам жизни» ненавистна мирная советская жизнь как антитеза современной Украине, свидетельствует хотя бы такой факт: в центре Запорожья в 2014 году неизвестные вандалы разбили абсолютно неполитический памятник Саше Савченко — молодому влюбленному сталевару, которого в замечательном фильме «Весна на Заречной улице» сыграл Н.Рыбников.

После победы Майдана неоднократно разбивали мемориальные таблички и бюсты Маршалу Жукову в Киеве, Харькове, Одессе.

А.М.Хоречко, автор снесённого в Боярке Киевской области памятника Павке Корчагину, легендарному герою романа Н.Островского «Как закалялась сталь», намерен обратиться к китайским товарищам с просьбой сохранить на их родине этот монумент.

«Периодическое свержение памятников и создание на их месте новых, чей век также может оказаться недолгим, — типичный пример неумения людей пользоваться историческим наследием как инструментом создания новых культурных форм». (Кравченко И.Г. Памятник как социокультурный феномен // Вестник Волгоградского госуниверситета. Серия 7. Философия. Социология и социальные технологии. 2008. № 7. С. 60).

В Киеве варварски снесён памятник Д.Мануильскому, члену Политбюро ЦК КП(б)У, первому наркому иностранных дел УССР, возглавлявшему украинскую делегацию в 1945 году на международной конференции в Сан-Франциско, которая оформила создание ООН, а в 1946 году — на Парижской мирной конференции. А ведь соучредителями ООН Украинская ССР, как и Белорусская ССР, стали благодаря твёрдой позиции И.В.Сталина на Ялтинской конференции глав государств антигитлеровской коалиции (февраль 1945 г.).

В Киеве демонтирована скульптура «Булыжник — оружие пролетариата», представлявшая копию скульптуры И.Шадра (1927 г.), созданой по мотивам революционных событий 1905 года (хорошо, что оригинал сохранён в Москве).

После неоднократных попыток сноса в груду обломков превратился красивый монумент из цельного гранита «Памятник чекистам — бойцам революции» (1967 г.) (скульптор В.Бородай), до своего полувекового юбилея монумент

не дотянул всего год.

Вандалы не стали дожидаться, когда конный памятник красному командиру, комдиву Гражданской войны Н.Щорсу (скульпторы — В.Бородай, Н.Суходолов, М.Лысенко) цивилизованно перенесут к месту музейной экспозиции: в марте

2017 года неизвестные цинично повредили бронзовую скульптуру, отпилив часть ноги коня (очевидно, на большее разрушение не хватило времени). Именно для героя этого красивейшого памятника в своё время позировал будущий президент Украины Л.Кравчук, ранее хвалившийся этим фактом, а теперь как опытный перебежчик благосклонно относящийся к декоммунизации, хотя, если уж на то пошло, как бывший секретарь ЦК КПУ должен был попасть под неё в первую очередь.

Узоры (мозаики, барельефы) киевского метро, которые напоминали

об СССР, были убраны, а там, где это было невозможно, закрывались фанерой или рекламой. Правда, ещё не демонтированы советские гербы с моста Патона в Киеве, которые являются частью конструкции перил. Декоммунизаторам приходится «терпеть» герб СССР и на фасаде центрального павильона бывшей ВДНХ, имеющего статус историко-культурного памятника. Националистов также бесит герб СССР на щите фигуры Родины-матери, демонтаж которой, помимо этико-эстетической стороны, грозит обрушением всей конструкции. Монументальная 100-метровая скульптура Родина-мать была открыта в составе музейного комплекса 9 мая 1981 года Л.И.Брежневым. Этим творением В.Бородай завершил проект Е.Вучетича после смерти автора, ранее гениально увековечившего победу советских войск под Сталинградом.

21 мая 2016 года мэр Киева В.Кличко после открытия Дня Европы заявил: «Киев — первый по переименованию улиц». (Цит. по: Рабочая газета, 26 мая 2016 г.). В Киеве переименовали проспект генерала Ватутина, освободившего столицу Советской Украины и убитого бандеровцами, в проспект Шухевича, Московский проспект — в проспект С.Бандеры. Если приехать в Киев со старой картой-схемой, можно подумать, что попал в другой город. «На протяжении 2,5 лет (со второй половины 2015 г. до конца 2017-го) было переименовано 163 улицы». (Слово Просвіти. 2018, № 27). С карты Киева исчезли улица Тельмана (лидера немецких коммунистов, расстрелянного гитлеровцами); а также улицы, названные

в честь венгерского писателя-революционера Мате Залки; французского писателя и общественного деятеля Анри Барбюса; экс-премьер-министра Республики Конго, одного из символов борьбы народов Африки за независимость Патриса Лумумбы; польской и советской писательницы Ванды Василевской и др. Память об этих замечательных людях чтут в странах их этнического происхождения, все люди доброй воли Земли, но не в современном Киеве. Переименованы также Интернациональная площадь и площадь Дружбы народов СССР как маркеры понятий, «отживших» для постмайданных националистов.

В планах Киеврады, ещё не осуществлённых — изменения названия проспекта Героев Сталинграда, бульвара Дружбы народов.

Антикоммунистическая направленность пресловутого пакета законов — лишь средство проведения антироссийской политики. То, что декоммунизация — только первый шаг на пути к тотальной дерусификации Украины, говорят такие факты: с карты столицы исчезли улицы Суворова и Кутузова, теперь названные именами петлюровских генералов. Примечательно, что Днепропетровску и Кировограду

не вернули дореволюционные названия (Екатеринослав и Елисаветград соответственно). Были переименованы печатные издания, продолжающие советские традиции. Популярным газетам «Комсомольская правда в Украине», «Московский комсомолец в Украине» пришлось подправить названия на «КП в Украине» и «Медиа курьер в Украине». Значит, дело не только в ненависти к советскому периоду истории, а шире — ко всему, что связано с Россией.

В эйфории топонимической революции организуются выступления активистов за возвращение г. Хмельницкому прежнего (до 1954 г.) названия Проскуров, а г. Переяслав-Хмельницкому — названия Переяслав (до 1943 г.). Этим хотят вычеркнуть из современного пантеона украинских героев гетмана Богдана Хмельницкого, инициатора Переяславского договора, означавшего воссоединение Украины с Россией. А ведь Б.Хмельницкий в нашей полиэтнической, поликультурной стране является сильной консолидирующей исторической фигурой в отличие от других противоречивых политических фигур. Под постоянной угрозой — памятник Екатерине II в Одессе.

Националисты также не оставляют мысли снести красивейшую Арку Дружбы народов в Киеве (1982 г.) как яркое напоминание об общей истории Украины и России, переименовать площадь Льва Толстого в Киеве.

В 2016 году г. Ильичёвск Одесской области переименовали в г. Черноморск, г. Цюрупинск Херсонской области — в г. Олешки, г. Комсомольск на Полтавщине — в г. Горишни Плавни, г. Котовск — в г. Подольск, г. Стаханов — в г. Кадиевку, г. Краснодон — в г. Сорокино. Наиболее громкие переименования (г. Днепропетровска — в г. Днепр, г. Кировограда — в г. Кропивницкий, г. Днепродзержинска (малой родины Л.И.Брежнева) — в г. Каменское) состоялись вопреки воле большинства их жителей.

Долго сопротивлялись жители областных центров — Днепропетровска и Кировограда, но переименования этих городов всё же состоялись. На момент написания статьи на карте Украины ещё остались Днепропетровская и Кировоградская области, переименование которых предполагает внесение изменений в Конституцию, а потому требует времени.

Особый цинизм состоит в том, что власти и в центре и на местах создают видимость того, что все переименования и сносы памятников делаются от имени, с согласия и по поручению народа.

По формальным характеристикам на начало 2018 года кампанию декоммунизации в Украине можно считать в целом завершённой, большая часть её первоначального плана — выполнена. В постмайданной Украине прошла не деидеологизация, а переидеологизация пространственной среды.

Как же воспринимаются эти вопросы общественным сознанием?

В настоящей статье мы опираемся на результаты всеукраинских социологических исследований, проведённых киевским Институтом социологии в 2016—2017 годах по выборке, репрезентативной по основным социально-демографическим показателям для взрослого населения Украины (N=1800). Положительное отношение к декоммунизации определялось нами на основании суммы вариантов ответа «полностью положительно» и «скорее положительно», отрицательное — на основании суммы вариантов ответа «полностью отрицательно» и «скорее отрицательно».

На вопрос «Как Вы оцениваете демонтаж памятников, памятных знаков, надписей, посвящённых лицам, занимавшим руководящие должности в Коммунистической партии и высших органах власти и управления СССР и УССР?», ответы респондентов распределились следующим образом: в целом почти половина респондентов (48,9%) осуждает демонтаж памятников, 35,5% одобряет соответствующие действия, 15,6% затруднились с ответом.

 

Таблица 1.

Распределение ответов на вопрос: «Как Вы оцениваете демонтаж

памятников, памятных знаков, надписей, посвящённых лицам,

занимавшим руководящие должности в Коммунистической партии и высших органах власти и управления СССР и УССР?»,

в зависимости от возраста респондентов (2016,%)

 

     Варианты                          Возрастные группы (лет)                     Всего

      ответов         18—29 30—39 40—49 50—59 60—69 70+     

Полностью

положительно               22,4     19,0     21,0     15,2     13,9     12,6     18,0

Скорее

положительно               18,8     19,5     19,9     14,6      18,1     10,5     17,5

Скорее

отрицательно 17,2     18,1     21,3     23,5     20,1     20,3     20,0

Полностью

отрицательно 21,1     25,8     24,8     32,3     35,1     46,2     28,9

Трудно сказать               20,5     17,6     13,0     14,4     12,8     10,4     15,6

 

Как можно видеть из приведённых данных, около половины граждан Украины не согласны с «Ленинопадом» и другими подобными проявлениями декоммунизации (см. таблицу 1). На результатах исследований, безусловно, сказалась недоступность для украинских социологов респондентов из Крыма и части Донбасса, населению которых на протяжении более четверти века были свойственны стабильные пророссийские ориентации. Нужно также учесть, что многие респонденты отказываются отвечать, в частности по причине того, что боятся свободно высказать свои политические взгляды.

Анализ мнений представителей различных возрастных групп показывает: чем моложе респонденты, тем больше они поддерживают демонтаж памятников. Наименьшая поддержка декоммунизации — среди старших возрастных групп.

Какая-то часть юных активистов поражена пещерным антикоммунизмом,

а для кого-то это — выплеск юношеского адреналина. Отдельные неблагодарные потомки обесценивают память о героях предшествующих поколений. Современная украинская молодёжь слабо ориентируется в подлинной истории СССР — общем государстве для представителей более сотни братских национальностей, в котором украинцы были сотворцами и совладельцами на равных всех его материальных и духовных ценностей, обладали полнотой прав, гарантированных Конституцией Страны Советов. Она не осознает, что все нынешние бедствия, постигшие бывшие союзные республики — результат не ленинской политики, а отступления от заветов вождя мирового пролетариата.

Слабо информированные о событиях советской истории, не понимающие величия В.И.Ленина юнцы крушат памятники; ни разу не побывавшие

в РФ и не знакомые с русской культурой они «подпевают» патологическим русофобам. Но из истории невозможно вычеркнуть тот факт, что именно

в государственном союзе с братским русским народом Украина стала возможна как целостное образование.

Разительные различия во взглядах на культурную революцию в Украине между молодёжью, не заставшей советской эпохи, и старшими поколениями, при которых эти памятники были установлены, социализировавшимися под их влиянием — предмет глубокой обеспокоенности обществоведов,

не зашоренных националистической пропагандой. Эти памятники — часть жизни людей, их детства и юности, там их принимали в пионеры, к ним они возлагали цветы в день бракосочетания, сюда они приводили своих детей и внуков. Но и мораторий на снос советских памятников на период дожития старших поколений, чтобы их не травмировать — не выход. Получается, авторы такого предложения согласны с убийством советской истории,

но лишь отложенным во времени.

Различия во взглядах на демонтаж памятников достаточно велики и в других социальных группах. Самые значительные различия по этому вопросу фиксируются в ответах респондентов из разных регионов Украины. Наиболее положительно снос памятников воспринимают на Западе Украины, в центральной Украине отношение неоднозначное, на Юге и Востоке преобладает отрицательное отношение (см. таблицу 2).

 

Таблица 2.

Оценка тех или других мероприятий

в рамках так называемой декоммунизации

среди населения из различных регионов Украины (%)

 

Варианты                      Демонтаж памятников,     Переименование городов, сёл,

ответов               памятных знаков, надписей (2016)     предприятий, организаций, улиц,

                                                     площадей (2017)

                Запад Центр     Юг      Восток               Запад Центр     Юг      Восток

Полностью

положительно               46,2     12,3     10,5         8,6      26,3         7,0          4,7          5,4

Скорее

положительно               24,4     22,8     12,6         8,6      29,3     20,9     15,7     16,4

Скорее

отрицательно 10,3     23,3     26,7     20,3     17,6     34,0     19,4     31,1

Полностью

отрицательно     5,6      24,9     33,0     47,6     14,9     27,0     51,8     30,6

Трудно сказать               13,5     16,7     17,2     14,9     11,9     11,1         8,4      16,5

 

Наибольшую поддержку демонтаж памятников имеет среди жителей села,

а также киевлян (40,5% и 39,3% сторонников соответственно), наименьшую — среди жителей других больших городов (25,3%).

Статус занятости респондентов — один из факторов, которые обуславливают то или другое отношение к «Ленинопаду» и другим случаям демонтажа памятников. Так, для наёмных работников более характерно неприятие подобных проявлений (50,9%), чем для работающих в семейном бизнесе и самозанятых (суммарно) — 37%, положительное же отношение к войне с памятниками высказали 34% и 47,4% респондентов из соответствующих групп (остальные затруднились с ответом).

В разрезе национальности респондентов ситуация такова: одобряют войну с памятниками 37,8% украинцев и лишь 15,3% русских, живущих в государстве Украина, не одобряют — 46,5% и 70% соответственно (остальные затруднились с ответом). Таким образом, примерно половина этнических украинцев не приемлет демонтаж советских памятников, что опровергает пропагандистские реляции о безоговорочной поддержке украинцами этого курса во имя «национального возрождения».

Чем чаще русский язык звучит в семьях респондентов, тем негативнее их отношение к демонтажу мемориалов. В семьях, где преимущественно общаются на украинском языке, позитивное отношение к демонтажу зафиксировано

в 51,8% случаев, где общаются и на украинском и на русском языках — 28,1%, только на русском языке — 20,4%, негативное отношение выразили 32,5%, 54,1% и 66% респондентов соответственно.

Согласно данным опроса, в 2016 году скорее позитивно относились к идее присоединения Украины к Союзу России и Беларуси 24,9% респондентов, скорее негативно — 57,3% (остальные не определились с ответом). Особенно велика доля тех, кто даёт негативные оценки войне с памятниками, именно среди сторонников идеи присоединения Украины к Союзу России и Беларуси (78,1%), в то время как среди противников «славянского треугольника» таковых — 34,6%, положительные же оценки демонтажу советских памятников дают 10,7% и 51,1% респондентов соответственно.

Социологи также интересовались ответами респондентов на вопрос: «Как Вы оцениваете переименование городов, сёл, предприятий, организаций, улиц, площадей, названных в честь лиц, занимавших руководящие должности в Коммунистической партии и высших органах власти и управления СССР и УССР?».

Что касается переименований, граждане Украины их чаще не поддерживают (56,4%), чем поддерживают (31%), остальные не определились с ответом.

Чем старше респонденты, тем меньше они солидарны с политикой тотальных переименований (более подробно см. таблицу 3).

 

Таблица 3.

 

Распределение ответов на вопрос: «Как Вы оцениваете

переименование городов, сел, предприятий, организаций, улиц,

площадей, названных в честь лиц, занимавших руководящие должности в Коммунистической партии и высших органах власти

и управления СССР и УССР?»

в зависимости от возраста респондентов (2017,%)

 

     Варианты                          Возрастные группы (лет)                     Всего

      ответов         18—29 30—39 40—49 50—59 60—69 70+     

Полностью

положительно               11,9     12,0     10,5         7,5          7,3      12,8     10,3

Скорее

положительно               21,4     20,4     23,9     22,7     18,8     12,2     20,7

Скорее

отрицательно 24,3     27,4     26,3     30,4     32,5     30,1     28,1

Полностью

отрицательно 21,7     26,9     27,7     30,7     32,5     36,5     28,3

Трудно сказать               20,7     13,3     11,6         8,7          8,9          8,4      12,6

 

Обращает на себя внимание закономерность, что даже среди представителей младших возрастных когорт, кто не застал СССР и знает о нём лишь по рассказам старших, негативное отношение к переименованиям преобладает над позитивным. А рассказать старшие могут многое — ещё живы люди, которые помнят, что в ХХ веке их страна пережила разные политические периоды, каждый из которых в тех или иных аспектах отрицал предыдущий.

На отношение респондентов к массовым переименованиям влияет и материальное положение их семей. В семьях материально необеспеченных (живущих в нищете и бедности, по самооценкам) выраженно преобладают негативные оценки этих процессов над позитивными (63,8% и 24,6% соответственно); в семьях, материально обеспеченных, по самооценкам, разрыв негативных и позитивных оценок не столь велик (49,1% и 37,1% соответственно). При общем негативном тренде отношения к топонимической «революции» более бедные, вероятно более склонны критически оценивать затраты бюджетных средств

на смену табличек, а не на социальные программы.

Среди жителей малых городов и сёл идея массовых переименований имеет б`ольшую поддержку (37,8% и 31% соответственно), чем среди жителей больших городов (кроме Киева) и самой столицы Украины — 27,6% и 16,1% соответственно.

Данные, полученные другими социологическими компаниями, в целом подтверждают приведённые результаты. Так, по данным опроса компании «Социополис», проведённого в апреле 2017 года, против политики декоммунизации выступает в целом более 40% опрошенных, поддерживают действия властей

в идейном переформатировании украинцев чуть более трети респондентов. (См.: https://korrespondent.net/Ukraine/3846884-opros).

Итак, курс на декоммунизацию вызывает неоднозначную реакцию украинского общества. Да, в ходе «блицкрига» идейным противникам удалось нанести общерусскому дому ощутимые нравственные и огромные физические разрушения. Но национализм выиграл сражение, не войну. Несмотря на все усилия «декоммунизаторов» далеко не вся Украина согласна с декоммунизацией, а тем более — с её методами. Украинское общество далеко не едино в националистическом порыве.

Переформатирование массового сознания (т. е. убедительное преобладание сторонников декоммунизации над противниками) не достигнуто (за исключением Западного региона Украины, где аналогичные установки имели место задолго до 2014 г.).

Коллективная память, к счастью, не поддаётся быстрому перекодированию. Националисты так и не смогли вытравить основы советского духа из немалой части населения Украины.

Многие люди старших возрастов всё равно не поменяют своих прежних взглядов, так как декоммунизаторы, осуществляя насилие, фактически бросили вызов поколениям 50+, чьи идеалы оказались растоптаны. Важно подчеркнуть: против такой декоммунизации выступают не только пенсионеры, прожившие большую часть своей жизни в Советской стране и естественно воспринимающие эти символы как значимые факты личной биографии, но и немалая часть людей младших возрастов. В противовес националистической существует иная Украина, которая отвергает антисоветскую пропаганду, пытается нравственно уцелеть в удушливой обстановке официоза. Здравомыслящих людей, граждан, сохранивших ум незамутнённым антисоветской, антикоммунистической истерией, в Украине достаточно много.

Те, кто против сноса, кто хотел бы отстоять советские памятники, как правило, лишены права на публичное высказывание своего мнения, на альтернативную по отношению к официозной точку зрения, исключаются из политической жизни. Они разобщены, подвергаются устрашениям и преследованиям, огульно шельмуются, к ним приклеивают ярлыки «пятой колонны», «агентов Кремля», «рашистов», но они живы, не поменяли своё мировоззрение. Судебная власть применила в отношении КПУ непредусмотренную Конституцией Украины меру — прекратила её деятельность именно за то, что та не отказалась от своих наименования и символики.

Поскольку между регионами Украины существуют определённые различия (а между Западной Украиной и остальными регионами — весьма существенные) в вопросах исторической памяти и политики декоммунизации. Общественного согласия и примирения, «сшивания страны» не достичь методами принуждения, силовой вариант устранения разногласий должен уступить место поиску консенсуса. Нужен плюралистический режим памяти, гибкая с учётом интересов и культурных особенностей регионов гуманитарная политика. Раз общество неоднородно, то в музеях, на улицах и площадях должна быть представлена память различных социальных групп, уважались личности и события, ценимые в тех или других регионах, должно быть сохранено всё культурное многообразие Украины. Возможно, это будет одним из важных элементов конституционной реформы. Пока же нужно ввести мораторий на обсуждение тем и политическую практику, которые несут угрозу гражданскому миру и общенациональному единству.

Бронзовые и каменные скульптуры не в силах ответить неофашистам, но им ответит неумолимая история. Неизбежный пересмотр базовых гуманитарных акцентов на новом витке истории приведёт к тому, что персонажи, возводимые сегодня на пьедесталы, имеют шанс слететь с них ранее, чем думают устроители «Ленинопадов», а многие прежние знаковые памятники вернутся на их законные места. Час торжества исторических банкротов не вечен. Им не уйти от суда истории.

Восстановить историческую справедливость — это:

Во-первых, добиться отмены неправовых, антиконституционных декоммунизационных законов.

Во-вторых, возвращать, где это возможно, те памятники и названия, которые живы в народной памяти (например, комсомольцы Житомирщины уже сегодня прошли через 9 судов, но добились восстановления двух демонтированных памятников Героям Советского Союза, 3 бюстов выдающимся деятелям советской эпохи). (См.: Михайлов В. Победить, объединив все силы // Рабочая газета, 20 июля 2018 г.).

Всем миром нужно будет собирать деньги на реставрацию (воссоздание) тех памятников, которые ещё можно «вернуть к жизни», на восстановление памятников Ленину и другим коммунистическим деятелям, а также фрагментов монументов в честь героев Великой Отечественной войны, выкупить там,

где это возможно, их из частных коллекций.

История знает немало случаев, когда восстанавливались памятники, храмы, целые города. Пусть нас вдохновляет глубокая ленинская мысль: «…Каковы бы ни были разрушения культуры — её вычеркнуть из исторической жизни нельзя, её будет трудно возобновить, но никогда никакое разрушение не доведёт до того, чтобы эта культура исчезла совершенно. В той или иной своей части, в тех или иных материальных остатках эта культура неустранима, трудности лишь будут в её возобновлении». (Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 36. С. 46).

Из новейшей истории не вычеркнуть деяния декоммунизаторов, в историю уже вписаны эти позорные страницы. Декоммунизационные законы, даже если их отменить, уже сделали своё чёрное дело — часть потерь, увы, безвозвратна. Да и то, что корёжилось 5 лет, быстро не поправить. Но один полуразрушенный постамент нужно оставить — в назидание потомкам как символ времени распада. Мы должны помнить эти страшные годы, как напоминание о трагическом периоде в новейшей истории Украины, как тяжёлый урок на будущее, чтобы оно никогда больше не повторилось.

В-третьих, создать Единую базу данных об уничтоженных и переименованных советских памятниках и издать соответствующие книги-альбомы памяти на основе сбора, систематизации исторических фактов. Важно исследовать судьбу «исчезнувших» памятников искусства.

В-четвёртых, новой Украине нужно будет кропотливо возвращать свою настоящую историю, в противовес той, что написана по заокеанским методичкам; отобрать в конце концов у идеологических оппонентов монополию на патриотизм.

Трагедия потери исторической памяти немалой частью населения Украины, хочется верить, временна. Результаты четвертьвековой обработки населения

в русофобском духе невозможно исправить одномоментно. Одним из важнейших этапов работы по преодолению последствий духовной оккупации Украины должно стать решительное отмежевание от идеологии и практики интегрального национализма. Пока Украина не отвергнет националистическую систему координат, не реформирует антинародное социальное устройство, не поймёт, что выбор между советским прошлым и европейским будущим — ложный, она

не выйдет на магистральный путь развития.

Восстановление ряда знаковых памятников на их прежних местах будет сигнализировать, что общество находится на пути к «выздоровлению» от исторической амнезии.

Украинский опыт потакания неофашизму оплачен тяжёлой ценой и хоть этим может быть ценен для других стран и народов. Украинский случай — далеко

не первый, когда интересы правящего класса на пространстве СНГ расходятся с интересами значительной части населения, но первый, когда «национальная элита» так цинично навязывает народу цивилизационный выбор, расходящийся с его ментальной матрицей.

В-пятых, добиваться единства прогрессивных людей из стран прежнего СССР в противостоянии общему геополитическому и классовому противнику

в лице глобального капитала, атлантической финансовой олигархии.

Проводники интересов Запада оставляют после себя развалины, а не творения, спешат надолго, желательно — необратимо, разобщить братские народы Украины и России.

Украина, по планам заокеанских стратегов, служит инструментом дестабилизации не только РФ, но и всего евразийского пространства. Украинский пример важен для РФ и других постсоветских стран — именно здесь Запад нащупал слабое звено для экспансии на евразийское пространство. Мы имеем дело с долгосрочной, целенаправленной политикой США на развал СССР, а затем и РФ. (См.: Директива 20/1 СНБ США (август 1948 г.), принятый Конгрессом США Закон PL 86–90 «О порабощённых нациях» (1959 г.), резолюция Конгресса США № 120 (ноябрь 1996 г.) «В поддержку независимости Украины»). Антикоммунизм уже использовался для развала СССР, теперь же тем же орудием хотят развалить РФ. На Западе в своё время почувствовали, что общая память народов СССР может стать действенной скрепой на пути их реинтеграции. Поэтому вовсю задействованы новейшие технологии, имеющие целью окончательное разрушение общности — советский человек. Националистические проекты на всём пространстве СНГ и Балтии десятилетиями курировались соответствующими западными структурами. Ради создания дуги нестабильности по периметру границ РФ, сжатия её натовской «петлей анаконды» Запад целеустремленно и настойчиво взращивал в бывших союзных республиках местных агентов влияния.

К сожалению, сбылись провидческие сталинские слова: «Мы объединили государство таким образом, что каждая часть, которая была бы оторвана от общего социалистического государства, не только нанесла бы ущерб последнему, но и не могла бы существовать самостоятельно и неизбежно попала бы в чужую кабалу». (Цит. по: Так говорил Сталин / Изд. 4-е. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. С. 86). Но памятуя все предыдущие попытки атак на общерусскую цивилизацию (тевтоны, армия Наполеона, немецко-фашистские захватчики), можно не сомневаться: мировые силы, которые ставят своей целью вслед

за СССР развалить и РФ, ждёт та же позорная участь.

Очернение истории Советского государства — в классовых интересах тех, кто паразитируя на его наследстве, не дал народу лучшую жизнь по сравнению с той, что была до 1991 года.

Нынешние демократизаторы хотят окончательно убить народную веру в достижимость справедливого общества. «Реформы» под диктовку МВФ привели де-факто к потере независимости Украины, порабощению её Западом. Отвлечение трудящихся на «войны памятников» служит дымовой завесой для поддержания власти олигархического капитала. Пока борются с монументальными фигурами, на живых олигархов сил и времени уже не остаётся. Отстранение от государственного руля ставленников Запада — необходимое условие возвращения той или другой бывшей союзной республики на социалистический путь развития.

Пока у власти ликвидаторы нашей Родины и их идейные наследники, нам не выйти из замкнутого круга, когда реальным блокиратором постсоветской интеграции выступает неолиберальная модель экономики, а возвращение на социалистический путь развития и Украины и России, в свою очередь, тормозится государственным разделением наших народов.

В-шестых, нужно противопоставить национализму и антисоветизму стройную привлекательную альтернативу и обосновать реально достижимые цели

её практической реализации.

Украину и Россию объединяют последствия обмана века — преступного беловежского сговора, большая или меньшая интеграция в структуры глобального капитализма, олигархический характер социально-экономического строя. И в РФ, и в Украине — фрагменты политэтнического общества, доставшиеся в наследство от СССР. Режимы Украины и РФ по своей классовой сути — режимы-близнецы. И тут и там сходные модели полупериферийного бюрократически-олигархического капитализма, сходство экономических базисов, а значит, сходство природы власти. При многих отличиях наши страны объединяют общие проблемы постсоветского периода истории — эксперимент разделения братских народов, восход и закат иллюзорной веры в рыночное благополучие. Разрушение СССР — общая трагедия Украины и России, как всех других бывших союзных республик. И хотя после этого траектории их развития были не идентичны, каждая из них в той или другой степени претерпевала беды

от этого.

Наши народы — и Украины и РФ — оба в конечном итоге повинны в разделении единой страны, оба пострадали от этого развала, оба всё ещё неполны друг без друга. У Украины с Россией общая история, проблемное настоящее и, если не пустить ситуацию на самотек, общее будущее.

Вся постсоветская руина — это последствия 1991 года. Советское, объединявшее нас многие годы, до сих пор продолжает нас объединять. В этом смысле символы — это не только мемориальные знаки, но и указатели на пути в будущее. Память о с советской эпохе подвигает её наследников на новое созидание.

Безотлагательно нужна не имитационная, не буржуазная, а настоящая народная интеграция. Значительную часть постсоветского пространства могла бы объединить идея справедливого общества (а по сути — обновлённого социализма), и тогда простые граждане увидят несомненные преимущества пребывания в новом Союзе.

В-седьмых, представляется насущным делом методами народной дипломатии объединять людей из стран СНГ, имеющих советскую идентичность либо желающих её воспроизвести, всех тех, кто продолжает ощущать себя частью единой цивилизационной общности. Это касается представителей и общественных, и научных, и деловых кругов, ветеранов и молодёжи.

Не защитив правду о СССР, о советском строе, нельзя надеяться на реинтеграцию постсоветских территорий. Лучшим залпом по декоммунизаторам станет восстановление добрососедских отношений граждан Украины и России,

а в перспективе — их единение против коллективного Запада, развязавшего против нас мировую войну нового типа.

Объединение трудящихся Украины, России и других бывших союзных республик против своих классовых врагов насущно необходимо. Нужна постоянная борьба за представительство во власти людей труда, за общество социальной справедливости и интернационализма. Как знамёна поверженного врага бросали к подножию Мавзолея В.И.Ленина в 1945 году, так и портреты беловежских подписантов, а также их политического подельника М.Горбачева — неоспоримых иуд ХХ века — рано или поздно будут брошены

к этой святыне советского народа как знак того, что основа Союза мирно восстановлена на новых основаниях.

 

* * *

Подведём итоги. Новая государственная идеология постмайданной Украины построена на тотальном отрицании прошлого, чтобы народы разрушенного СССР, и прежде всего — Украина и Россия, никогда не воссоединились в обновлённый Союз, чтобы они забыли, что ещё исторически не так давно составляли единую великую страну. Снос советских памятников, цензурирование коллективной памяти, переписывание истории — звенья одной коричневой цепи. После 1991 года историками от политики реализовывался долговременный проект — не просто заполнение «белых пятен» истории на волне «национального возрождения», но сначала отделение национальной версии истории от советской, потом противопоставление их, затем — переписывание истории по новым канонам.

Декоммунизация по-украински, к сожалению, легла на подготовленную в течение 25 лет почву националистических мифов и обывательских предрассудков. Это — не только последствия 2014 года, всё постсоветское время в Украине РФ демонизировалась, а советское прошлое представлялось чередой преступлений и ошибок. Это — кумулятивный эффект от политического курса

на дистанцирование от РФ, проводимого разными президентами и властвующими «элитами» Украины все годы её независимости. Это — закономерное следствие распространения идеологии строительства мононациональной украинской Украины, её отрыва от общерусских корней.

Новые символы утверждаются благодаря праву силы, а не свободному волеизъявлению граждан. Пресловутые декоммунизационные законы создают дополнительные болезненные линии разлома в украинском обществе, углубляют поляризацию, добавляют новые трещины в общественном организме. Вандалы думали, что разрушают памятники, а на самом деле, вместе с ними разрушали страну.

Программа декоммунизации, означающая фактически насильственное вмешательство в устоявшийся символический порядок вокруг определённых исторических событий (названий, праздников) и персоналий, отторгается значительной частью украинского социума. Её инициаторы не могут претендовать на то, что представляют всё общество.

Несмотря на злопыхательство и вандализм очернителей советского периода, герои прошлого уже заняли в истории свои достойные места, и это невозможно отменить. Крепко стоят другие памятники советской эпохи — города, предприятия, дома культуры, школы, детские сады, больницы — немой укор нынешним «реформаторам». Заявленная декоммунизаторами и их западными кураторами цель — изменить массовое сознание украинцев, не достигнута и

не могла быть достигнута полностью.

Именно буржуазные отношения и связанные с ними социальные антагонизмы питают любые формы национализма и межнациональную рознь. В условиях глобального кризиса капитализма война с памятниками — это не какое-то бытовое немотивированное хулиганство, а нецивилизованная борьба с идеей социализма.

Но если с советской историей ликвидаторы СССР и выгодополучатели от мародёрского захвата его наследства так яростно борются — значит, она способна влиять на умы и сердца людей, значит, втайне признают её силу, значит, исход поединка между социализмом и капитализмом ещё далеко не предрешён.

Имена В.И.Ленина и других революционеров, «штурмовавших небо», навсегда вписаны в историю золотыми буквами, а персоны разрушителей их памятников канут в Лету и будут ассоциироваться с мутной мстительной толпой. Чем топорнее будут действия декоммунизаторов, тем популярнее среди пытливой части молодёжи будут новые маяки — идея справедливого общества, опыт СССР, личность В.И.Ленина.


Версия для печати
Назад к оглавлению