• Главная
  • Журнал
  • 2023
  • № 5(136) 2023
  • Материалы семинара на тему «Инновации марксизма», организованного (on line) Академией марксизма при ЦК Компартии Китая

Материалы семинара на тему «Инновации марксизма», организованного (on line) Академией марксизма при ЦК Компартии Китая

Материалы семинара на тему  «Инновации марксизма», организованного (on line) Академией марксизма  при ЦК Компартии Китая

На итальянском языке эти материалы напечатаны

в журнале «Маркс XXI» № 3 за июль-сентябрь 2022 г.

Публикуем с незначительными сокращениями

отдельные выступления.

Перевод с итальянского Л.Б.Попова.


Марко Пондрелли


Конец гегемонии США:

новая многополярная система

_____

ПОНДРЕЛЛИ МАРКО — итальянский журналист и литератор, директор сайта Marx21.it, опубликовал книгу «Украина между Россией и НАТО». (Италия, город Болонья).


23 марта 2013 года Председатель ЦК КПК Си Цзиньпин, выступая

на V саммите стран БРИКС, говорил «Мы должны по-прежнему твёрдо защищать справедливость на международной арене, стабильность и мир во всём мире». С моей точки зрения в этой фразе содержится идея многополярного мира, такой мир защищает Китай.

Падение Берлинской стены и последующее разрушение Советского Союза вовсе не означали, как утверждали некоторые «бравые» авторы, «конец истории». Напротив, оно привело к её новому этапу. Первая война в Персидском заливе открыла время нового однополярного мира.

История США всегда развивалась под знаком идеи о якобы «заранее уготованной судьбе», в соответствии с которой Соединённые Штаты являются богоизбранной нацией, призванной нести в мир либеральную демократию и рынок. Глобализация означала именно это, а вместе с тем безусловное доминирование Соединённых Штатов Америки в мире.

Если мы вспомним мировую историю последних 30 лет, то это история однополярного мира. Вплоть до войны в Сирии Соединённые Штаты решали, какое из правительств в мире имело право на существование, а какое — нет. И это — при полном наплевательстве на международное право. Когда в 1999 году развернулась война против Югославии, то она началась без какого-либо решения Совета Безопасности ООН, а только в результате односторонних действий НАТО. Эту войну следует помнить не только потому, что она принесла многочисленные страдания мирному населению, но также и потому что был нанесён бомбовый удар по Посольству Китая в Белграде. Ещё и потому, что эти военные действия были построены на лжи (как, впрочем, и война в Ираке), чтобы разрушить территориальную целостность суверенного государства. Таковы результаты международных отношений и политики за последние 30 лет.

Эта постоянная война сопровождалась такой же однополярной экономической политикой. Всемирный банк и Международный валютный фонд стали инструментами в руках Соединённых Штатов, которые отказываются даже обсуждать реформирование ВБ и МВФ. Эти структуры способны сломить сопротивление неприсоединившихся стран и подчинить их желаниям и интересам Белого дома. Когда мы слышим, что экономические манёвры, экономические решения будут направляться рынком, то это означает, что предполагается наднациональная система власти, которой невозможно противопоставить волеизъявление народов. Всё решают финансы. Рынки — не абстрактные реалии. Ими руководят хедж-фонды, которые создают условия для свержения неугодных правительств. Это — крупные инвестиционные фонды, которые напрямую финансируют антиправительственные движения (как, например, произошло на Украине). Они не являются политически нейтральными, а руководятся лицами, органически включёнными в американскую систему власти и влияния.

Нет сомнений в том, что в последние годы развились и укрепились государства, которые объективно выступают против идеи и практики однополярного мира. Это — не только Китай. Это — также Индия и Турция, я не говорю об Африке. Эти страны представляют собой иную реальность. В них не разделяются подходы «демократического либерализма». Лично я считаю, что нынешний мир стоит на пороге крупных исторических перемен. Однополярность оказалась несостоятельной. Мы переходим от многополярного мира к многополярной системе. Что я хочу сказать этой фразой? Мы уже сегодня живём «внутри» многополярного мира, в котором растёт и развивается много полюсов. Американская империя не в состоянии играть роль мирового жандарма, а вот многополярная система — это совершенно иная вещь. К объективному факту наличия нескольких полюсов силы должна добавиться правовая система. 1989 год означал не конец истории, а конец регулирования международных отношений прежним образом. Сегодня международное право должно возродиться, чтобы придать политическое и юридическое оформление нового международного порядка. Когда в 2017 году Председатель КНР Си Цзиньпин выступил в Давосе в защиту глобализации, то он защищал не американскую глобализацию. Более того, он осудил дефекты системы, которая породила огромное неравенство в мире. Лидер КНР защищал идею международного сотрудничества при уважительном отношении к существующим различиям народов и стран. Соблюдение государственного суверенитета является обязательным условием мира во всём мире, важным фактором, позволяющим осуществлять социальное, экономическое и демократическое развитие государств. Это означает, что многополярность — не только признание суверенных прав государств, но и признание различий, многообразия. Как Китай не собирается навязывать свою модель всему миру, так должны вести себя и Соединённые Штаты.

События последних лет показали, что рождается новый мир. Мы увидели первые поражения американской империи. Это было в Сирии. Обама и Хиллари Клинтон избрали путь использования саудовского финансирования и финансирования со стороны Эмиратов, чтобы поддерживать войну. Турция предоставила логистику, помогая проникновению боевиков на сирийскую территорию, где сторонники ИГИЛ занялись террористической деятельностью. В отличие от того, что происходило в прошлом (Афганистан, Ирак, Ливия…), твёрдая позиция Китая и России в ООН, наряду с российской и иранской военной поддержкой, а также участием отрядов Хезболлы, которые помогали сирийской армии, привели к поражению американского империализма.

Затем мы наблюдали вывод (правильнее сказать: бегство) войск Соединённых Штатов и их союзников из Афганистана — ещё одно поражение США, Запада и НАТО. Сегодня мы присутствуем при украинском кризисе, перед лицом которого президент Байден способен лишь просить украинцев стать жертвой мученичества. Совершенно ясно, что целью Вашингтона был выход НАТО на российскую границу, желание полаять на Россию, — если использовать выражение Папы Римского Франциска. Но в отличие от того, что произошло ранее, Россия не стала пассивно «ложиться» под решения Пентагона.

Украинский кризис продолжается. И если ядерная опция считается невероятной, то, тем не менее, на мой взгляд, возможна. Если использовать терминологию А.Грамши, то можно сказать: поскольку американская гегемония значительно ослабла, то у Соединённых Штатов остаётся только военное решение вопроса. Как во время «холодной войны» часть военно-промышленного комплекса США выступала за войну, точно также его теперешние заправилы, внуки, полагают, что единственный способ остановить подъём Китая и сломать сопротивление России — это силовое военное решение.

В настоящее время Соединённые Штаты разделены. Возможно, такой глубокий и радикальный раскол в американском обществе наблюдался только в период Гражданской войны. В марте 2021 года Р.Хаас и Ч.Купчан, выступая на страницах журнала «Foreign Affairs», написали: «Либеральный режим под эгидой Запада, возникший после Второй мировой войны, не может удерживать якорь глобальной стабильности в XXI веке». Для того, чтобы обеспечить стабильность на международном уровне, необходим «глобальный концерт», состоящий из шести участников: Китай, Евросоюз, Индия, Япония, Россия и Соединённые Штаты. И если одна часть глубинного государства США выступает за необходимость того, что можно было бы назвать «новой Ялтой», то другая часть не хочет отказываться от выгод, вытекающих из позиции, которой пользуются США. Внутри американской руководящей группировки происходит очень жёсткая конфронтация, последствия скажутся, — позитивно или негативно, — на ситуации во всём мире.

С другой стороны, нельзя не учитывать тот факт, что мир — это не только Запад. Новые международные объединения, — такие как БРИКС или ШОС, — формируют новый международный порядок. Сегодня мы часто слышим, что Россия изолирована. Но как государство может быть изолированным, если его поддерживают Китай, Индия, Иран и ещё целый ряд стран? Укажем только на одно обстоятельство: БРИКС составляет около 40% всего населения мира и значительную часть мирового ВВП. В Африке в целом ряде стран, например в Мали, люди выходят на демонстрации с портретами Путина и Си Цзиньпина. Это — свидетельства того, что мир гораздо более сложен, чем его порой представляют.

Но не только возникают альянсы, способные заблокировать опасную американскую военную мощь. Образуются новые финансово-экономические институты, например, Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, который представляет собой иные подходы, отличные от «Вашингтонского консенсуса». Всё это оказывает своё воздействие, а роль, которую играет Китай в Африке, трансформирует этот континент в одно из главных действующих лиц на мировой арене в XXI веке.

В данном новом сценарии есть тема, от которой нельзя уклониться при строительстве многополярной системы. Это — роль доллара. Всё чаще крупные государства (Китай, Россия, Иран…) уходят от использования во взаимной торговле доллар. Цель — создать «валютную корзину», которая положила бы конец непостижимой привилегии доллара.

Если мы добьёмся этих перемен, то мы заметим, что многополярный мир является не только шагом вперёд к справедливости и формированию более стабильной международной обстановки в целом, но и создаёт новые возможности для развития Италии. Считать Китай не врагом, а партнёром — вот позиция, которая принесёт пользу нашей стране. А это позволит проводить прогрессивную политику и повысить роль коммунистов в Италии.



Версия для печати
Назад к оглавлению