Идеологическая борьба В.Н.Федоткин Словом можно полки за собой повести

Идеологическая борьба   В.Н.Федоткин   Словом можно полки  за собой повести

ФЕДОТКИН ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ (Рязань), доктор экономических наук, профессор, член правления Всероссийского созидательного движения «Русский Лад».

 

Статью, на наш взгляд, вполне можно использовать для проведения бесед на партсобраниях и политзанятиях с коммунистами и комсомольцами, трудящимися и пенсионерами. — Ред.

 

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести…

Но слова всем словам в языке у нас есть:

Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.

Из стихотворения Вадима Шефнера «Слова».

Осенью 2023 года во многих регионах России, в городах и сельских поселениях состоятся очередные выборы органов власти. И снова сойдутся две идеологии: коммунистическая и либерально-консервативная правящей партии «Единая Россия». Выборы — это испытание на политическую зрелость каждого из нас. И готовиться к ним нужно очень серьёзно. Вот почему вновь целесообразно обратиться к вопросу об идеологической борьбе на современном этапе.

 

1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Идеология — это система идей, выражающих интересы, взгляды, цели, которые существуют в общественном сознании. В основе идеологии — ТЕОРИЯ, ИДЕИ, СЛОВО, обращённое к народу. Они формируют внутренние правила поведения людей, их поступки. Идеология проявляется во всех сферах жизни. Решение практически любого вопроса связано с идеологическим влиянием. Мы часто говорим: идеология классовой борьбы, идеология управления страной, воспитания, идеология экономики, политики, духовной сферы, семейной политики и т. п.

Развитие общества в решающей степени определяется материальными факторами, но и значение идеологии исключительно велико. Ещё в период становления науки о социализме К.Маркс писал: «Оружие критики не может, конечно, заменить критики оружием, материальная сила должна быть опрокинута материальной же силой; но и теория становится материальной силой, как только она овладевает массами». (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т. 1. С. 422).

В.И.Ленин неуклонно следовал и развивал позицию Маркса. В работе «Удержат ли большевики государственную власть?» он писал (конец сентября — 1(14) октября 1917 г.): «Идеи становятся силой, когда они овладевают массами». (Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 34. С. 332).

В данной работе и других Ленин рассматривает идеологию как систему идей, взглядов на окружающую человека реальность. Именно она формирует сознание человека, во многом определяет его поступки. На основе социально-экономических факторов и идеологии складывается отношение к тому, что происходит в стране или регионе. Формируются традиции, привычки поведения в обществе, отношения людей к друг

к другу и власти. На этой основе люди объединяются или напротив — противостоят друг другу. Всё это порой ведёт к укреплению позиций реакционных сил, а может привести к смене власти и перестройке всего общественного устройства.

Трактовка идеологии имеет свою историю. Долгое время считалось, что сознание людей первично по отношению к их бытию. Впервые иную точку зрения сформулировали К.Маркс и Ф.Энгельс в своей ранней работе «Немецкая идеология». Но окончательно научное определение по этому вопросу дал Маркс в работе «Предисловие. К критике политической экономии»: «Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание». (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т. 13. С. 7). Много было попыток опровергнуть этот вывод. Но если человек и его семья голодают, у них нет тёплой одежды, жилья, средств на лечение и т. п., он будет думать только о том, как бы всё это обеспечить семье. Никакие другие мысли его просто не будут интересовать. Именно исходя из реальных условий, он будет выстраивать своё поведение и свои поступки. И таких примеров, в том числе в современной России, миллионы.

Идеологию формирует и насаждает правящий класс исходя из своих интересов. Он не только имеет свою идеологию, но и принимает меры по её реализации через сознание людей и поступки, дела. То есть воздействие идеологии — дело рукотворное. В капиталистическом обществе это достигается, как правило, с помощью «промывания мозгов». Идеология стала мощным видом оружия. Буржуазная идеология — страж капиталистических порядков. Прямо или завуалированно она — «извращённое сознание». Но есть и научная идеология — марксистско-ленинская.

Ленин постоянно подчёркивал, что идеология в классовом обществе всегда носит классовый характер. Класс буржуазии защищает свои интересы, класс наёмного труда — свои. В капиталистическом обществе неизбежна идеологическая борьба, поскольку есть деление на эксплуататоров и эксплуатируемых, на жирующих за счёт чужого труда и бедных. Разъясняя это, Ленин в работе «Что делать?» отмечал: «…Вопрос стоит только так: буржуазная или социалистическая идеология. Середины тут нет (ибо никакой „третьей” идеологии не выработало человечество, да и вообще в обществе, раздираемом классовыми противоречиями, и не может быть никогда внеклассовой или надклассовой идеологии). Поэтому всякое умаление социалистической идеологии, всякое отстранение от неё означает тем самым усиление идеологии буржуазной». (Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 6. С. 39—40).

Идеологическая борьба — это борьба за сознание людей, их внутренние убеждения, ценности, взгляды, оценки и отношение к действительности, и как результат: покорность или борьба за достойную жизнь. Идеологическая борьба понятие широкое. Она не сводится только к борьбе идей. Современный капитал широко использует такие её виды, как идеологические диверсии, дезинформации, дискредитацию партий, организаций и их лидеров, другие приёмы информационной и психологических войн.

Идеология предполагает глубокую теоретическую работу, часто в ходе острой идейной борьбы, которая призвана дать ясные и убедительные ответы: что происходит в стране, где выход, что делать? Второй элемент идеологической борьбы — понятия и слова, способные донести эти выводы, задачи и убедить в них наибольшее число людей. Идеология — это концепции, система понятий.

 

2. ИДЕОЛОГИЯ ОСНОВНЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИЛ

В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Идеология не существует сама по себе, обособленно. Она выражается в программных документах государственных органов, политических партий и общественных организаций, конституциях, других законах, постановлениях и иных нормативных актах правительства и различных органов власти. В конечном итоге она реализуется в конкретных делах, показателях исполнения программных установок, задач. Суть государственной идеологии и способы её проведения определяются тем, в чьих руках основные средства производства и реальная власть. Как говорят, у кого деньги — тот и заказывает музыку.

Идеологическую борьбу нельзя сводить только к борьбе за чистоту ума, истории и языка. Это понятие классовое и политическое, экономическое и духовно-культурное. Идеология реализуется не только через формирование сознания и поведения людей, но и через создание определённых условий их жизни, заставляющих мириться с проводимой в стране политикой или противостоять ей. Её проводят как на государственном уровне, так и на бытовом, среди всех социальных групп, возрастов населения.

В Конституции Российской Федерации (ст. 13) записано: «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Порой звучат предложения изъять из Конституции эту норму. Но, как мне представляется, это не решение проблемы. На самом деле в мире нет государств, у которых не было бы идеологии. Хотя идеология не всегда официально и чётко называется, но всё же любая власть её придерживается. Есть такая идеология и в буржуазной России. Принципиально иная идеология у российских коммунистов. О ней не раз говорилось в документах КПРФ. В докладе на совместном майском (2023 г.) Пленуме ЦК и ЦКРК КПРФ Г.А.Зюганов отмечал: «Не прибыль, не слепые и безжалостные законы, обрекающие массы на прозябание, а величие человека — вот суть марксистко-ленинского учения. Научный коммунизм подарил трудящимся вдохновение, исторический оптимизм, энергию, уверенность в своих силах». (О задачах КПРФ по борьбе с фашизмом и патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Доклад Председателя ЦК КПРФ Г.А.Зюганова // Политическое просвещение. 2023. № 3(134). С. 17).

Но было бы неправильно преуменьшать в современных условиях влияние буржуазной идеологии. Свои истинные цели и средства их достижения идеологи буржуазии стараются всячески прикрыть общими словами, якобы, заботы о простом народе. В этом плане необходимо вспомнить II съезд всероссийской партии «Единая Россия» (24 декабря 2003 г.), поскольку на нём был принят первый основополагающий документ партии — «Манифест». Но ещё до его принятия, в докладе на съезде, прозвучала пропагандистская программная установка: «Наша идеология — это идеология общенационального успеха. В понимании партии общенациональный успех подразумевает успех каждой семьи, каждого отдельного российского гражданина… возможность реализовать себя в любимом деле, воспитывать детей без страха за будущее, знать, что человека ждёт достойная и обеспеченная жизнь». В соответствии с этим в Манифесте были провозглашены основные цели: свободная саморегулируемая экономика, свобода экономического предпринимательства, борьба с бедностью, забота об образовании, физическом и духовном здоровье людей и т. п. Но из Манифеста непонятно, как конкретно всё это можно достигать, что делать.

А завершался Манифест громкими словами: «Единая Россия — партия, готовая взять историческую ответственность за судьбу страны». Насколько циничными оказались на деле эти слова — сегодня мы все хорошо знаем!

На ХI съезде, который состоялся 21 ноября 2009 года, был принят новый программный документ этой партии, где уточняется содержание её идеологии — «российский консерватизм». Политику несбыточных обещаний единороссы продолжали и дальше. Достаточно вспомнить «Программное Обращение» «Единой России» в период подготовки к выборам президента РФ в 2011 году. Вот некоторые выдержки из этого документа: «Реальные изменения в отечественном здравоохранении должны почувствовать сами граждане России… Особую поддержку — сельской медицине». «Обеспечить наших людей лекарствами по доступным ценам». «Доступное жильё каждой российской семье». «Наши приоритеты — это понятные и справедливые цены на коммунальные услуги». «Россия должна принадлежать свободным, порядочным и ответственным людям». А что происходит в действительности?

В 2015 году «Единая Россия» вновь подправила свою идеологию, назвав её — либеральный консерватизм. По сути, это был тактический шаг, поскольку основной смысл её идеологии остался тем же, а главное — сохранился прежний либеральный курс. 21 октября 2021 года В.В.Путин, выступая на пленарной сессии дискуссионного клуба «Валдай», заявил, что «здоровый консерватизм» — это опора на традиции, сохранение и преумножение населения, точное выстраивание приоритетов, расчётливое формулирование целей и т. п. Вроде какие-то новые слова, но социально-классовая политическая линия этой партии ничуть не меняется — выражение и защита интересов крупного капитала и высшего чиновничества. Всё это видят, постоянно ощущают граждане страны.

КПРФ выстраивает свою идеологию исходя из новых условий капиталистической России. Эти вопросы рассматривались ещё в 1993 году на учредительно-восстановительном съезде. Затем они получили развитие в программных документах партии. Крайне важный для идеологической борьбы вывод сформулирован уже в начале Программы КПРФ: «Российские коммунисты считают, что принципиальный спор между капитализмом и социализмом, под знаком которого прошло

ХХ столетие, не завершён… Капиталистический способ производства означает безудержную эксплуатацию человека и ресурсов природы без учёта губительных последствий для жизни будущих поколений и среды их обитания». (https://mkkprf.ru/programma-kprf.html).

Основное отличие коммунистической идеологии, сформулированной в программных документах КПРФ, от установок «Единой России»

в том, что в них провозглашены не просто социальные цели, которых ждёт народ, но и реальные пути их достижения. Вот лишь некоторые из них: возвратить в собственность народа природные ресурсы и стратегические отрасли, провести национализацию системообразующих банков, создать государственный сектор экономики; провести индустриализацию на основе высоких технологий, немедленно остановить приватизацию государственных и муниципальных предприятий, возродить государственное прямое и индикативное планирование, ввести государственное регулирование цен и тарифов, прекратить коммерциализацию социальной сферы, остановить проникновение иностранного капитала и т. д.

Очевидно, что программные установки КПРФ и либеральной власти принципиально различны и между ними не может быть компромисса.

 

3. ИДЕОЛОГИЯ — ЭТО НАУКА. МЕТОДЫ БОРЬБЫ

Идеология и идеологическая борьба — это наука со своими законами и методами. Поэтому относиться к ним нужно серьёзно и грамотно. Их нужно наблюдать, изучать, исследовать, извлекать уроки, делать выводы и практические шаги. То есть последовательно развивать теорию, опираясь на практику.

Учёные давно заметили, что, влияя на подсознание и психику людей, можно менять их поведение и направлять их поступки, управлять людьми, подавлять волю, менять характер. Другими словами, создавать человека нужного власти и бизнесу. Появились целые «научные» направления, совершенствуются методы воздействия на сознание и поведение. Власти, особенно развитых капиталистических стран, широко используют это. Например, стремятся вызывать положительные эмоции к чему-либо или к кому-либо, добиваясь одобрения. Или напротив: вызывать агрессивность или пассивность, безразличие к чему-то. Мне представляется, что мы недооцениваем сегодня опасность подобных приёмов, в том числе в политической области. Главная задача нынешней власти: сделать народ беззащитным, беспомощным и послушным.

Существует множество методов насаждения идеологии, нужной правящему классу. Метод — это способ достижения цели и удержания своих позиций (в данном случае — буржуазной власти в России). Для этого создана целая система воздействия, совокупность условий, диктующих образ жизни и поведения. Нынешние буржуазные власти идут на любые ухищрения, только бы остановить процесс идеологической зрелости, роста политической сознательности и активности народа.

Кто-то задумывался о том, зачем сегодня каждый имеет доступ к 200—300 телеканалам? На любой вкус! Взрослым — одни телеканалы, детям, в зависимости от возраста — другие, женщинам — третьи, мужчинам — четвёртые, работающим — пятые, домохозяйкам — шестые. И т. д. Никто не забыт. Все под влиянием телепередач! Многие из передач,

в том числе мультфильмы и реклама, готовятся за рубежом или по западным образцам. А чему они учат? Монстры и роботы заполонили мультфильмы, «герои» которых постоянно воюют друг с другом. Справедливости, дружбы, взаимопомощи и близко нет. Какими же вырастут дети после таких мультфильмов и передач? «Полным ходом» американизируется русский язык. И здесь основными проводниками стали телевидение и радио. Речь журналистов порой без перевода понять трудно.

Надо ещё учитывать, что каждый телеканал требует немалых денег. Откуда они берутся? Значит, кто-то их даёт. А теперь зададимся вопросом: многим из вас или вашим знакомым просто так дают деньги? Нет. Деньги должны приносить прибыль. И вложенные в телеканалы деньги приносят немалую прибыль. Но везде лишь меняются формы подачи откровенной лжи и отвлечения от главных проблем России. Цель одна — сделать людей послушными. Целиком и полностью контролировать их мысли, поведение. Современное телевидение — это крайне грозное оружие. Вся страна или почти вся сидит у телевизоров. Тут уже не до протестов! Здесь хочется вспомнить слова Наполеона: «Одна газета стоит двух полков!». А сегодня людям навязывают воззрения сотни телеканалов, по сути, проводящих одну и туже политику.

Тоже самое и с Интернетом. И через него власть всё больше старается влиять на людей. Пусть молодёжь лучше «сидит» в Интернете, чем выходит на улицы. Говоря несколько иными словами, и телевидение, и радио, и Интернет — это тоже власть. Власть над умами. А кто владеет умами, тот владеет всем.

Идеологические методы не просто вписывают человека в общество, в систему социальных связей, а нацелены на то, чтобы сделать из него приверженца капиталистического общества и противника любого другого общественного устройства или идеологии. Например, не случайно сегодня многие города заполонили баннеры, насаждающие идеи индивидуалистического образа жизни, где каждый сам за себя: «Поможем открыть и вести собственное дело, ваш бизнес»; «Окажем вам помощь активизировать бизнес-процессы»; «Подскажем, поддержим, поможем, окажем государственную поддержку». И надо признать, что малый бизнес, самозанятые откликаются на эти лозунги и призывы.

Один из приёмов нынешней власти в идеологической борьбе — выстраивание особой государственной системы образования и воспитания. Приведу одно сравнение. В советское время на обложках ученических тетрадей был напечатан Моральный кодекс строителя коммунизма. Кто-то, возможно, будет иронизировать над названием, но давайте вспомним, чему он учил детей, как воспитывал. Добросовестный труд на благо общества; забота каждого о сохранении и умножении общественного достояния; гуманные отношения и взаимное уважение между людьми: человек человеку друг, товарищ и брат; коллективизм и товарищеская взаимопомощь: каждый за всех, все за одного; честность, правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни и т. д. Что в этих призывах и требованиях плохого? Что не пригодилось бы сейчас? Но сегодня образование рассматривается лишь как услуга. О воспитании всесторонне развитого человека речи уже не идёт. И это тоже идеологический метод создания нужного власти и буржуазии человека.

Ныне телевидение и Интернет теснят книги и газеты. Экраны телеканалов заполнили передачи, где не нужно думать. Да и телевидение своеобразное. С экранов практически исчезли хорошие примеры и образцы поведения.

Буржуазная власть вкладывает огромные деньги, идёт на разные ухищрения, только бы остановить процесс роста идеологической зрелости, политической сознательности и активности трудового народа. В определённой степени ей это удаётся. Очень много запутывавшихся людей, которые верят всему, что показывает телевидение, о чём говорит радио или пишут в газетах. Большинство людей многие годы живут, по сути, в идеологическом плену. Бизнес оплачивает государственную идеологию. Государственная идеология служит бизнесу!

Говорят, что рабочему нечего терять, кроме своих цепей. Но сегодня создаётся впечатление, что многие держатся за эти цепи, как за последний спасательный круг и тем самым создают новые возможности для продолжения обогащения класса российского и иностранного капитала и сохранения своей бедности.

Как-то в одной из газет мне довелось прочитать такое мнение: «Если в руки историка когда-то попадут статистические данные о количестве стачек, состоявшихся в европейских государствах на рубеже первого и второго десятилетия XXI века, он, наверное, сделает вывод, что Россия в это время была самой благополучной и едва ли не процветающей страной. Трудящиеся Франции, Великобритании, Греции, Италии, Германии и других стран бастуют, применяют иные формы социального протеста, требуя от своей буржуазии поумерить аппетиты и не перекладывать на них издержки кризиса. А в России царит тишина. Вот и решит историк, что все люди здесь были сыты и всем довольны». Но на самом же деле это не так. Тысячи наших людей выбрасывают на улицы, им платят нищенскую зарплату и пенсии, заставляют лезть в долги, отбирают землю, у мелких предпринимателей — бизнес, давят коммунальными тарифами, ростом цен. Многие живут в нищете. Так почему же люди, в отличие от других стран, молчат? А ведь поводов для протеста предостаточно!

Среднемировой экономический рост за последние три с лишним десятилетия оказался в 12 раз более быстрым, чем российский! По минимальной зарплате мы оказались в шестом десятке стран. По уровню расходов на здравоохранение относительно ВВП — на 121 месте, на образование — на 84-м. Российская потребительская корзина, на основании которой делаются расчёты прожиточного минимума, зарплат, пенсий, уровня бедности, многие социальные выплаты, в четыре раза меньше, чем в Великобритании и в три раза меньше, чем в Германии.

Жаловаться на плохую жизнь можно сколько угодно, но это не изменит в лучшую сторону ничего, если не включиться в общую борьбу. Там, где нет нашего влияния, там господство буржуазии. Это ещё раз со всей очевидностью показали события последних лет на Украине. Отрыв власти от простого народа, ложь и клевета на Россию, на нашу многовековую дружбу, создали благоприятные условия для идеологического переформатирования сознания простых украинцев, проникновения нацистской идеологии. США и страны Западной Европы, всячески поддерживая и продлевая войну между русским и украинским народами, пытаются окончательно разрушить их и завладеть всеми богатствами и территорией. Подробно об этом написано в статье Г.А.Зюганова: «Сражаясь за Русский Мир». Она опубликована в нашей партийной печати.

История, будущее каждого человека и его детей делается не только властью, но и самими людьми. Если они пассивны, бездействуют — они тоже делают историю. Но не в свою пользу.

Битва идеологий идёт даже если народ не выходит на улицы, даже если он сидит дома, поскольку власти не жалеют сил и средств на информационные и пропагандистские войны. Их результаты не сразу видно, но они очень сильны. Мир идей — святая святых. Сюда не допускают чужих. Это сегодня сильнейшее оружие. Задача современных СМИ — набить головы идеями и информацией, выгодной власти, превратить людей в биороботов. Обратимся снова к Программе КПРФ: «Используя новейшие технологии, империализм ведёт зомбирование населения планеты. Он стремится опутать своей информационной паутиной весь мир, насадить в нём эгоизм, насилие, бездуховность и космополитизм». (https://mkkprf.ru/programma-kprf.html). Мы можем и должны противопоставить им своё СЛОВО. Не поднять Россию без системной и грамотной идеологической работы. ЧЬЁ СЛОВО ПОБЕДИТ В БОРЬБЕ ЗА СОЗНАНИЕ ЛЮДЕЙ, ТОТ ПОБЕДИТ ВО ВСЁМ!


Версия для печати
Назад к оглавлению