В.Д.Комаров Талантливый философ и представитель социально-политической теории марксизма

В.Д.Комаров   Талантливый философ и представитель социально-политической теории марксизма

КОМАРОВ ВИКТОР ДМИТРИЕВИЧ, член КПСС-КПРФ с 1959 года, доктор философских наук, профессор, почётный профессор Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В.Хрулёва, действительный член Академии гуманитарных наук и Российской экологической академии, академик Петровской академии наук и искусств и Ноосферной общественной академии наук. (Ленинград-С.-Петербург).

 

Труд и только труд нас спасёт.

В.Г.Афанасьев. 1994 г.

 

Трагическое разрушение СССР и Советской власти на её Родине далеко не все советские учёные восприняли как крупнейшую геополитическую катастрофу ХХ века. Далеко не все советские русские философы были выходцами из народных низов России. Многие члены АН СССР и затем РАН были или остаются коммунистами. Но лишь немногие члены Академии наук Советского Союза прошли огневую школу Великой Отечественной войны.

И всё-таки нашёлся на Руси Советской русский человек, который

с 1922 по 1994 год доблестно объединил в своей личности все эти подлинно человеческие ипостаси. Виктор Григорьевич родился 18 ноября 1922 года в русской семье коммунистов Афанасьевых в селе Актарныш, что на территории Советского Татарстана. Воспитывался и отлично учился в советской школе, а с 1940 года служил в Красной Армии, затем как боевой лётчик участвовал в боях, которые вели советские Военно-Воздушные Силы на разных фронтах, и демобилизовался в звании капитана ВВС в 1953 году, перейдя на преподавательскую работу

в гражданских вузах Сибири.

Путь сталинского сокола в философию и теорию научного коммунизма был дерзким и стремительным. Сельский парень со средним образованием, героически прошедший с 1940 года путь советского лётчика-истребителя, после победы над Японией оказался вместе со своей 12-й воздушной армией на Дальнем Востоке, где служил сначала в Хабаровске, в штабе армии, а затем в Чите и её окрестных авиационных гарнизонах.

Советский офицер, отмеченный боевыми наградами, жил с семьёй (жена и дочь) в послевоенных условиях дальней гарнизонной службы

в Сибири. В отпуск они уезжали в Москву, где работала его мать, и чуть ли не каждый день посещали там театры. В эти же годы Виктор Афанасьев серьёзно увлёкся философией, много читал и захотел получить высшее образование.

Поскольку военным тогда запрещалось учиться в гражданских вузах, бывалый лётчик нелегально поступил на заочное отделение Читинского педагогического института летом 1949 года. Здесь В.Г.Афанасьев лихо, штурмом взял в голову все учебные программы исторического факультета этого института и через 15 месяцев с отличием закончил его. Столь же стремительно одарённый сталинский сокол в октябре 1951 года, снова заочно, поступил в аспирантуру Московского областного педагогического института, которую, в отличие от обычных аспирантов, успешно окончил за 2 года.

В июне 1953 года В.Г.Афанасьев защитил в МОПИ кандидатскую диссертацию на тему «И.В.Сталин о постоянно действующих факторах войны». Он вспоминал позже: «Моим научным руководителем был грузин Илья Диомидович Панцхава, который сыграл едва ли не самую важную роль в моей научной судьбе. Кстати, он подарил мне небольшой бюст И.В.Сталина», который будущий академик сохранил до конца жизни, несмотря на последующий разгул антисталинизма.

После защиты диссертации В.Г.Афанасьев демобилизовался и, желая попробовать свои творческие силы в науке, отправился с семьёй в Москву, где жили мать Виктора, инструктор Молотовского райкома КПСС, и его тёща. Поселились у тёщи в скромной квартире: 12 человек на 20-ти метрах; спали на полу.

В поисках работы кандидат философских наук Афанасьев пошёл

в Министерство просвещения РСФСР, где получил в августе 1953 года назначение директором Магнитогорского педагогического института. По пути туда молодой учёный-коммунист встретил в вагоне поезда, шедшего в Челябинск, первого секретаря Челябинского обкома КПСС Н.В.Лаптева и директора Челябинского педагогического института профессора Н.И.Алпатова. Познакомившись с отставным боевым офицером, выпускником педагогического института и кандидатом наук, они предложили ему поработать в Челябинском педагогическом институте.

В этом уральском институте кандидат философских наук В.Г.Афанасьев отработал семь лет — сначала в должности старшего преподавателя, затем заместителя директора и заведующего кафедрой философии. Здесь он трудолюбиво учился искусству преподавания философии первому послевоенному поколению советских студентов, здесь отрабатывал методику «безбумажного чтения» лекций по самым сложным философско-идеологическим темам.

Жена и двое детей Виктора Григорьевича по-прежнему жили в Москве. И он был несказанно рад, когда ему осенью 1959 года оттуда позвонил профессор И.Д.Панцхава и буквально велел ему писать учебник

по философии, курс которой до того был введён во всех вузах по инициативе И.В.Сталина.

Овладев к этому времени основами марксистско-ленинской философии, учёный-педагог решил немедленно принять участие во Всесоюзном конкурсе на популярный учебник по философии, ибо срок его истекал 1 мая 1960 года. Он работал ночами, не вставал из-за письменного стола в выходные и праздники. В итоге этого интеллектуального штурма рукопись была закончена в апреле 1960 года (своеобразный подарок к 90-летию со дня рождения В.И.Ленина).

Взяв пропущенный отпуск за предыдущий год, В.Г.Афанасьев отправился в Москву и сдал рукопись в издательство «Мысль» с соответствующей регистрацией под псевдонимом «Апрель». После приятного отпускного пребывания в столице он возвратился в Челябинский пединститут для проведения весенней сессии и госэкзаменов. Как написал Виктор Григорьевич позже, «о конкурсе на учебник я просто-напросто забыл. И, честно говоря, не надеялся, что смогу как-то котироваться

на мощном „рынке” философских идей».

По завершении 1959/60 учебного года семья Афанасьевых поехала

в отпуск на озеро Чебаркуль, в спортивно-оздоровительный лагерь неподалёку от Челябинска. Вскоре с некоторыми приключениями (с участием офицеров КГБ) В.Г.Афанасьева вызвали на телефонный разговор (в г. Чебаркуль) с академиком Ю.П.Францевым, председателем жюри Всесоюзного конкурса по учебнику. После этого интересного разговора Виктора Григорьевича увезли в Челябинск на аэродром и отправили самолётом в столицу.

В Москве Афанасьева объявили первым лауреатом свершившегося конкурса, и началась срочная редакторская работа с его участием

по первому изданию популярного учебника «Основы марксистской философии» тиражом в 150 тысяч экземпляров. Позже название учебника изменили — «Основы философских знаний» (1960). Всего этот знаменитый учебник выдержал 24 издания (14 переработанных и 10 стереотипных). Рекорд!..

Я помню, как многие «книжники и фарисеи» от философии, неудачно выступившие в этом Всесоюзном конкурсе или вообще догматично твердившие шаблонные формулы от марксизма, всячески потешались над «этим учебником для домохозяек», забывая о давнем ленинском завете: коммунисты могут и должны научить рабочего и даже кухарку управлять пролетарским государством.

Между тем, автор нашумевшего учебника, руководствуясь принципом единства теории и практики в самом процессе преподавания философии, углубляется в научно-логическое основание марксистской философии, развивая в то же время ленинскую идею воинствующего материализма, в углублении реального гуманизма советской практики.

Овладев диалектико-материалистической методологией ещё в своей кандидатской диссертации, Виктор Афанасьев, работая над докторской диссертацией по диалектическому материализму, умело проникает в сущность системного подхода, который К.Маркс применил в «Капитале» для раскрытия тайны прибавочной стоимости, этой своеобразной «Кощеевой иглы» буржуазного могущества.

Молодой советский философ с зоркостью лётчика-истребителя заметил, что Маркс увидел могущество эволюционной теории Ч.Дарвина в системном подходе к развитию биологических организмов на Земле. Диалектически осмысливая вслед за Марксом историю социальных организмов на нашей планете, этот советский учёный-философ уяснил, почему именно коммунист-революционер как основоположник научной социальной философии разработал формационную теорию развития человечества.

Синтез системных научных подходов двух гениев XIX века сподвигнул В.Г.Афанасьева на диалектико-материалистическое решение проблемы целостности эволюции материи в его докторской диссертации «Проблема целостности в философии и биологии» (1964 г.). И когда

в 1970—80-х годах наши философы-догматики и преподаватели-книжники носились, подобно своим западным коллегам, с системной концепцией Людвига фон Берталанфи, как «с писаной торбой», профессор В.Г.Афанасьев, по существу, начал интенсивную разработку диалектико-материалистической теории эволюции общества и природы.

В течение 12—13 лет последовательно выходят в свет такие взаимосвязанные монографии доктора философских наук профессора В.Г.Афанасьева, как «Научное управление обществом» (М., 1968; 1973), «Социальная информация и управление обществом» (М., 1975), «Человек в управлении обществом» (М., 1977), «Системность и общество» (М., 1980) и капитальная книга «Общество: системность, познание и управление» (М., 1981).

Для учёных философского факультета Ленинградского университета особо значимым был выход в свет новаторской книги В.Г.Афанасьева «Научно-техническая революция, управление, образование» (М., 1972). Дело было в том, что в это время на факультете по инициативе нового декана — доктора философских наук профессора В.Г.Марахова начала разрабатываться узловая научно-философская проблема «Научно-техническая революция и её социальные последствия».

В духе разработок профессора Афанасьева мы полагали, что НТР — это революция в технике, основным источником которой во второй половине ХХ века стала новейшая революция в науке. Комплексный характер этой НТР побудил нас, философов, приобщить к её методологической разработке лучшие творческие силы экономического, геологического, исторического, географического факультетов ЛГУ и учёных-новаторов из других вузов Москвы и всей страны. Так сформировался под председательством профессора В.Г.Марахова Проблемный совет по обозначенной выше теме при Министерстве высшего образования РСФСР. Шефом его от Академии наук СССР стал академик Ф.В.Константинов. В дальнейшем исследования членов этого Совета шли в русле направлений, обозначенных в книге В.Г.Афанасьева, последующего члена АН СССР.

Нам, учёным-коммунистам, памятно, что в период 1965—1982 годов творческие силы КПСС напряжённо искали прочную научно-философскую базу для развёртывания социалистического строительства в условиях «холодной войны» с мировым империализмом. В этом направлении активно действовал и Виктор Афанасьев. Следуя главному принципу марксизма-ленинизма — единство теории и практики, — он активно включается в партийно-политическую работу по воспитанию партийно-государственных кадров на передовой научной основе.

В 1960—1968 годах учёный с темпераментом военного лётчика «приземляется» в Академии общественных наук при ЦК КПСС в качестве заместителя руководителя, а затем и как руководитель кафедры философии. Высоко оценив ярко проявившиеся здесь педагогические и партийно-организаторские качества молодого советского философа, Центральный Комитет КПСС доверяет Виктору Григорьевичу такие важные идеологические посты, как заместитель главного редактора газеты «Правда» (1968—1974 гг.), затем — главного редактора журнала «Коммунист», а в 1976—1989 годах — главного редактора «Правды».

Редактируя журнал «Коммунист», Виктор Григорьевич продолжал разрабатывать марксистско-ленинскую концепцию управленческого процесса. При этом он опирался на суждения участников дискуссии, которую он курировал, изучая и оценивая письма читателей на эту тему. Припоминаю участие в этой дискуссии, когда я работал над своей кандидатской диссертацией по проблеме авторитета в развитии коммунистического общественного самоуправления (успешно защитил её

в 1968 г. в Ленинградском университете). В знак одобрения моего мнения о сущности процесса управления В.Г.Афанасьев в одной из подборок по материалам указанной дискуссии опубликовал в «Коммунисте» мою заметку «Управление — объективный процесс», подчёркивая тем самым ошибочность управленческого субъективизма, особенно в социалистическом обществе.

В эти же годы самоотверженная (иногда в ущерб личным интересам) научно-исследовательская деятельность профессора-новатора Афанасьева оценивается избранием его действительным членом Академии наук СССР (1981 г.). Однако, приключившийся в 1983—1989 годах возрастной и идейно-политический коллапс в руководящих органах КПСС лишает воинствующего академика Афанасьева достойного поля его научно-политической и консультативной деятельности. Надеясь на последующее оздоровление Коммунистической партии «снизу», со стороны рабочего класса и трудовой интеллигенции, Виктор Григорьевич «сосредотачивается» на научно-организаторской работе в Отделении философии, социологии, психологии и права СССР, Российской Академии наук.

Горбачёвское увольнение боевого коммуниста В.Г.Афанасьева с поста главного редактора «Правды» было обставлено лукаво. Как написал он в 1994 году, «25 октября 1989 года меня вызвал секретарь ЦК КПСС по идеологии, член Политбюро Вадим Медведев и сказал: „Виктор, ты просил отпустить тебя в науку. Горбачёв согласен. Пиши заявление”. И мне ничего не оставалось, как подать заявление с просьбой освободить меня от должности главного редактора „Правды” в связи с переходом на научную работу.

А через пару дней в «Правду» пожаловал Горбачёв в сопровождении Медведева. Он представил нового главного редактора — И.Т.Фролова, такого же как и я академика — философа». И далее: «Итак, с 1 ноября 1989 года я в науке. Ну а „Правда” с тех пор, до августа 1991 года, когда деятельность компартии на территории России была запрещена, стала „придворной газетой” Горбачёва». (См. его книгу: Четвёртая власть и четыре генсека. — М., 1994. С. 9).

В этой последней прижизненной книге академик Афанасьев отметил, что необычно долго он оставался руководителем редакции Центрального органа ЦК КПСС «потому, что твёрдо держался линии партии, не крутился, не перевёртывался, не перекрашивался, всегда имел своё мнение. Но на каком-то этапе, судя по всему, эта линия не в полной мере отвечала планам Горбачёва, и он от меня избавился». (Там же. С. 10).

Лично я в память о Викторе Григорьевиче должен здесь отметить, что в этот период наши «философские» судьбы переплелись. Дело в том, что ещё в августе 1985 года меня, доктора философских наук, штатного профессора философского факультета Ленинградского государственного университета им. А.А.Жданова, Президиум АН СССР (приказ подписал вице-президент В.А.Овчинников) назначил заведующим Ленинградской кафедрой философии АН СССР и поручил проводить соответствующую учебно-методологическую работу по марксистско-ленинской философии с аспирантами Ленинградских академических институтов.

Однако, с 1988 года эта работа нашей кафедры стала встречать всякого рода «трудности и препятствия» как со стороны Ленинградского Научного центра АН СССР, так и по-горбачёвски «обновлённых» ленинградских партийных органов. У меня как заведующего академической кафедрой и коммуниста начались острые разногласия с бывшими коллегами и «диссидентами» философского факультета ЛГУ, некоторыми академиками ЛНЦ, мэрией Санкт-Петербурга.

Не желая мириться с либерально-предательским режимом и заражаться в качестве руководителя академической кафедры философии новоявленной антикоммунистической партийностью, я в июле 1990 года обратился с заявлением об отказе от этой должности к своему академическому шефу В.Г.Афанасьеву как тогдашнему академику-секретарю соответствующего гуманитарного отделения Академии наук.

В здании Президиума АН в Москве я имел длительную личную беседу с нашим знаменитым философом-коммунистом фронтового и армейского стажа. Он советовал подумать, как вести дальше нашу марксистско-ленинскую линию в этих условиях. Сошлись на том, что я останусь на кафедре только в качестве профессора-преподавателя. С тех пор мне не довелось встречаться с этим замечательным советским философом, настоящим «народным мудрецом» будущего.

В 1992 году я ушёл с драматически распадавшейся академической кафедры философии и был избран по конкурсу профессором кафедры философии и политологии в Государственной морской академии им. адмирала С.О.Макарова, где поработал с честью до 2012 года.

Свою биографию русского коммуниста–философа, высокоинтеллектуального большевика нового поколения Виктор Григорьевич Афанасьев незадолго до кончины написал в книжке-исповеди «Четвёртая власть и четыре генсека. (От Брежнева до Горбачёва в „Правде”)». (М.: Кедр, 1994).

С воинской прямотой и коммунистической/большевистской откровенностью В.Г.Афанасьев охарактеризовал свой сложный путь в науку, на котором не только проявились, но и укрепились типичные черты советского человека, сформированные уникальным процессом создания и защиты первого социалистического общества. Созданные им в ходе напряжённой партийно-политической жизни труды демонстрируют преимущества марксизма-ленинизма как науки о наиболее общих законах общественного развития человечества — при его переходе в целостное цивилизованное состояние.

В издании своих партийных воспоминаний В.Г.Афанасьев написал, что с ноября 1989 года «закончился важнейший этап в моей жизни — 20-летняя работа в „Правде”. Из них 13 лет, больше чем кто-либо другой, я оставался её главным редактором. Мне довелось поработать при четырёх генеральных секретарях: Брежневе, Андропове, Черненко, Горбачёве».

И надо отметить, что вышедший из глубин советского народа философ-марксист никогда не был лишь послушным спичрайтером главных партийных деятелей СССР, но старался во всех случаях снабдить их народной мудростью, выраженной в марксистско-ленинской теории.

В то же время академик-философ марксистско-ленинской закалки

с печалью наблюдал, что все наши генсеки не только не имели вкуса

к марксистко-ленинской теории, но и фактически позабыли пророческое предупреждение И.В.Сталина всем руководящим кадрам Коммунистической партии: «Без теории нам смерть, смерть, смерть!». Перед ними ведь был пример вождя, который даже после своего семидесятилетия отважился в 1950—1952 годах показать, как нужно развивать практически важные методологические установки марксизма-ленинизма; привлекал к этому высокому партийному делу некоторых членов Политбюро и старательно выдвигал в руководящие органы перспективных молодых теоретиков марксизма-ленинизма.

Сам Виктор Григорьевич, разрабатывая диалектико-материалистические идеи системности и управления в развивающейся социалистической системе, настойчиво проводил их в практику через творческих работников.

Однако, все его старания научно интенсифицировать развитие социалистического общества разбивались о «советский консерватизм» тогдашнего партийно-государственного руководства СССР. «А главная беда в том, что мы не овладели, — написал Афанасьев в 1994 году, — должным образом системным подходом — современным методом решения сложнейших проблем, эксплуатировали прежний метод штопанья дыр на старом кафтане. Мы так и не овладели теорией и практикой современного управления…». (Четвёртая власть и четыре генсека.

С. 34—35).

«В лихие 90-е», когда многие псевдокоммунисты презрительно бросали свои партийные билеты, академик В.Г.Афанасьев в последней своей книге-исповеди написал: «Что касается меня, то я ни в малейшей степени не отрекаюсь от марксистской идеологии. С молоком матери, коммунистки с 20-х годов, впитал её. И не вижу общества, которое вселило бы в меня, в моих детей и внуков столько надежды на светлое

будущее, нежели подлинный, человечный социализм и коммунизм». (Там же. С. 74).

Как глубокий теоретик марксизма-ленинизма, советский философ из народа считал неотложной задачей развивать диалектико-материалистическую основу этой созданной пролетарскими классиками фундаментальной общественной науки. Он, по существу, пожизненно возглавлял тех коммунистов, которые продолжали защищать основные принципы научного коммунизма. «Разумеется, в теории марксизма-ленинизма, — писал академик, — есть непреходящие истины, принципы, которыми (почти по Н.Андреевой) „поступаться нельзя”. Эти принципы необходимо последовательно отстаивать. Такие, к примеру: социализм — строй без эксплуатации человека человеком; социализм — общество равных возможностей и социальной защищённости граждан; социализм — строй, в котором верховенствует закон. Судя по всему, старшему поколению да и нашим потомкам суждено пройти муки ада, уже не мечтая достичь светлого будущего, в котором свободное развитие каждого является условием развития всех. Именно в этом состоит главная непреходящая идея марксизма, социализма и коммунизма». (Там же. С. 74—75).

 


Версия для печати
Назад к оглавлению