Ускоренное разоружение

Ускоренное разоружение

Михаил Костриков

Пагубные последствия договора СНВ-3, о которых КПРФ предупреждала заранее, начинают сказываться. До 2014 года на металлолом отправятся все знаменитые атомные подводные крейсера «Акула», чаще упоминаемые под принятым в НАТО наименованием «Тайфун». Подводные лодки, которые были красой и гордостью советского ВМФ, не вписались в новый облик вооружённых сил, формируемый под руководством одиозного министра обороны Сердюкова.

Дело в том, что суммарное число боеголовок на этих крейсерах почти полностью выбирает квоту России, определённую договором СНВ-3. Кроме того, министерство обороны не скрывает и другую причину, по которой РФ отказывается от «Акул» - это стоимость их содержания. Этот аргумент выглядит особенно «красиво» на фоне бесконечного (и бесценного?) ремонта в здании министерства, который стартовал вскоре после прихода в него господина Сердюкова.

В чём главная сила атомных подводных ракетоносцев «Акула»? Дело в том, что расположение наших шахтных пусковых установок давно уже не является секретом. Разрекламированных «Тополей-М» всего полтора десятка, и они тоже крайне уязвимы, в том числе для обычных видов вооружений, как, кстати, и ракетоносная авиация. И соблазн первого обезоруживающего удара по этим целям очень велик. Но вот пока есть в океане хотя бы одна неотслеженная «Акула», никакая война в отношении нашей страны в принципе невозможна. Потому что ответный удар её двадцати ракет нанесёт смертельный урон любому противнику. В этом весь смысл существования этих кораблей: чтобы даже мысли о войне против России не было. Ни у кого.

По официальной информации, на боевом посту шесть «Акул» должны сменить новые лодки проекта «Борей». Следует однако заметить, что ракетоносцы класса «Борей» в настоящее время вооружены... торпедами. Основным их вооружением должна стать многострадальная ракета «Булава». Но её испытания всё ещё не закончены, успешные пуски чередуются с весьма громкими неудачами. Кроме того, в строю сейчас всего одна лодка проекта «Борей» - «Юрий Долгорукий». Совсем недавно, 20 августа 2011 года, этот крейсер должен был произвести испытательный пуск «Булавы», но вернулся на базу ни с чем. Всего из 14 пусков этой ракеты признаны успешными лишь 7. Так что выполнять боевые задачи «Юрий Долгорукий» в ближайшее время не в состоянии. Что касается других подлодок проекта «Борей», то ещё две пока достраиваются, и ещё одна была заложена в 2009 году — степень её готовности очень мала. Но вопрос в том, что когда (или если?) их всё же достроят, получат ли они современное вооружение или «Булава» так и будет летать через раз? И, наконец, даже в самом благополучном варианте остаётся ещё одно неприятное обстоятельство: старая ракета Р-39 подлодок «Акула» по забрасываемому весу превосходит новую «Булаву» в 2 раза.

Между тем, в настоящее время все шесть доставшихся в наследство от СССР «Акул» уже не несут боевой службы, хотя до сих являются одними из самых современных кораблей в нашем ВМФ — все они были спущены на воду в 1980-х годах. Потенциал их модернизации совсем не выглядит исчерпанным. Например, США, сняв с четырёх своих АПЛ «Огайо» (именно в ответ на них СССР создавал «Акулы») шахты для баллистических ракет, перевооружили их крылатыми ракетами. Наша страна могла бы идти по тому же пути, и работы по проектам модернизации «Акул» проводились. Кроме того, есть и предложения сугубо мирного использования этих кораблей как транспортов, так как экстремальные условия Арктики им не страшны.

Но в соответствии с худшими традициями современной России общество ставят перед фактом: трёх «Акул» уже нет, они разделаны на металл при финансовой поддержке США. Оставшиеся три корабля теперь, похоже, разделят участь своих собратьев.

И, наконец, самое безрадостное. Специалисты вообще выражают сомнение в том, что современная Россия способна построить нечто похожее на подводные лодки «Акула». Ведь в их создании принимали участие более 1000 предприятий со всего Союза, многих из которых уже просто нет.


Версия для печати

Назад к событиям